Файл: Пукинский Б.К. Ансамбль Росси площадь Островского, улица зодчего Росси, площадь Ломоносова.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ным и великим чудом из всех чудес, сотворен ных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».
Театр имени. А. С. Пушкина. По соседству
с Публичной библиотекой расположен Госу дарственный академический театр драмы име ни А. С. Пушкина, один из старейших драма тических театров нашей страны. Он ведет свое начало от первого постоянного публичного театра, созданного еще в 1756 году выдающим ся актером Ф. Г. Волковым и драматургомпросветителем А. П. Сумароковым.
В здании, построенном К. И. Росси, теат ральный сезон был открыт 31 августа 1832 года патриотической драмой М. В. Крюковского «Князь Пожарский». Вскоре Александрийский театр становится центром театральной жизни столицы. О популярности его говорил II. В, Го голь: «Петербург—большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту
всвежее морозное утро... зайдите в это время
всени Александринского театра: вы будете поражены упорным терпением, с которым со бравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов... Тогда только вы узнаете, в какой степени видна у нас любовь к театру».
На сцепе этого театра в 1836 году состоя лась премьера комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. 45
Здесь ставились впервые почти все пьесы А. Н. Островского, а также «Борис Годунов» A. С. Пушкина, «Живой труп» Л. Н. Толстого и многие другие.
Здесь играли замечательные мастера реали стической школы В. А. Каратыгин, В. В. Са мойлов, В. Н. Асенкова, И. И. Сосницкий, B. Н. Давыдов, М. Г. Савина, К. А. Варламов, А. Е. Мартынов, В. Ф. Комиссаржевская...
О Мартынове восторженно писал В. Г. Бе линский: «Сцена, на которой с опущенной головой стоял потрясенный артист, три раза была осыпана букетами роз и камелий, и впер вые в истории русской сцены русскому арти сту был подан через оркестр драгоценный по дарок от публики».
После установления Советской власти Импе раторский Александринский театр стал назы ваться Петроградский академический театр драмы, а в 1937 году, в связи со столетием со дня смерти Пушкина, театру присвоено имя великого порта.
В 1939 году театр награжден орденом Тру дового Красного Знамени.
Продолжая лучшие традиции русской реали стической школы, в театре долгие годы рабо тали прославленные советские актеры В. А. Ми48 чурина-Самойлова, Е. П. Корчагина-Алексан-
дровская, И. Н. Певцов, Ю. М. Юрьев,
Б. А. Горин-Горяйнов.
Внастоящее время на сцене этого театра выступают Н. К. Черкасов, Н. К. Симонов, А. Ф. Борисов, В. В. Меркурьев, Ю. В. Толу беев, В. И. Честноков, О. Я. Лебзак, Б. А. Фрейндлих, И. О. Горбачев, Л. П. Штыкап, имена которых известны всей стране.
Кэтаппым спектаклям театра следует отне сти: «На берегу Невы» К. А. Тренева, где впервые К. В. Скоробогатовым был создан
образ В. И. Ленина, «Страх» А. Афиногенова, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишнев ского.
Наряду с классическими постановками —
«Живой |
труп» Л. |
II. Толстого, |
«Пучина» |
А. Н. |
Островского, |
«Маленькие |
трагедии» |
А. С. Пушкина, «На дне» М. Горького — за по следние годы театр поставил немало инте ресных спектаклей, в которых герой нашего времени занял центральное место. Это — «Всё остается людям» С. Алешина, «Друзья и годы» Л. Дорина, «Семья Журбиных» В. Кочетова, «На диком бреге» Б. Полевого.
Академический театр драмы имени А. С.
Пушкина — крупнейший |
драматический театр |
Ленинграда — города |
высокой театральной |
культуры. |
|
Хореограф ическое училище. Да зданием те
атра на улице зодчего Росси находится старей шее в стране и одно из старейших в мире хо реографическое училище, основанное в 1738 го ду как «танцевальная ее величества школа», где готовили артистов для придворных театров. С годами танцевальная школа выросла в круп ное хореографическое училище, сыгравшее большую роль в становлении русского балета.
Замечательными балетмейстерами и педаго гами петербургской балетной школы были Шарль Дидло и Мариус Петипа. В советское время долгие годы вела здесь занятия крупней шая балерина и педагог, профессор хореогра фии, народная артистка республики А. Я. Ва ганова, чье имя носит сейчас училище.
Среди бывших воспитанников этой школы, создавших целую эпоху в мировом балетном искусстве, — Авдотья Истомина, Михаил Фо кин, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Мари на Семенова, Галина Улапова, Татьяна Вечеслова, Ольга Иордан, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Вахтанг Чабукиани, Константин Сер геев.
Высоко держит знамя советского балета но вое поколение артистов — питомцев училища: Ирина Колпакова, Калерия Федичева, Юрий 48 Соловьев, Алла Сизова, Сергей Викулов, Габ-
рирлла Комлева, Наталия Макарова и другие. С именами ведущих мастеров русского и со ветского балета связаны неувядаемая жизнь лучших классических балетных спектаклей: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Жизель» — и рождение новых постановок: «Красный мак», «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник»,
«Золушка» и «Далекая планета». Ленинградское хореографическое училище
на улице зодчего Росси по праву называют «академией танца», колыбелью русской хорео графии.
При хореографическом училище есть музей, который знакомит с историей развития русско го и советского балета с XVIII века до наших дней. Помимо фотографий, эскизов, декора ций, костюмов, скульптуры в фондах музея хранятся материалы, характеризующие твор ческий путь многих известных балетмейстеров и актеров. В музее хранятся личные вещи вы дающихся артистов балета. Имеется библиоте ка по русскому, советскому и зарубежному балету.
Театральный музей. На площади Островско го, в доме № 6, размещается Театральный му зей. Он открыт в 1918 году и является бога тейшим собранием различных материалов по
■1 Б. К. Пукинскнй
истории русского и советского театра. В его Экспозиции и фондах насчитывается более 300 тысяч экспонатов, дающих возможность проследить основные этапы развития музы кального и драматического искусства.
В музее представлены модели театральных зданий, макеты, эскизы декораций и костюмов, картины и скульптуры, а также личные вещи и сценические костюмы крупнейших актеров.
Музей располагает большим фондом звуко записей. Здесь можно прослушать арии, дуэты, отдельные отрывки из спектаклей в исполне нии мастеров сцены.
В том же здании, где находится Театраль ный музей, размещена Государственная теат ральная библиотека имени А. В. Луначарско го — старейшее и крупнейшее театральное книгохранилище в стране. Библиотека возник ла на базе коллекции русских и иностранных пьес, собранных известным актером Ф. Г. Вол ковым и писателем А. П. Сумароковым. В ее фондах, насчитывающих более 300 тысяч еди ниц хранения, имеются театральные эскизы, собрание рукописей, письма величайших акте ров XIX и XX веков.
В зданиях улицы зодчего Росси и площади Ломоносова размещено много учреждений и
50 организаций.
Здесь находится Архитектурно-планиро вочное управление Исполкома городского Со вета, занимающееся вопросами реконструкции и нового городского строительства. В своих планах и практической деятельности зодчие Ленинграда используют лучшие образцы на циональной архитектуры и градостроительные традиции прошлого.
Ансамблевый метод стал основой советского градостроительства и широко применяется при формировании новых районов города.
В здании, построенном Росси, размещается также инспекция по охране памятников архи тектуры Ленинграда.
В нашем городе насчитывается около 900 исторических и архитектурных памятников, которые вошли в золотой фонд художествен ного наследия и находятся под государствен ной охраной. В их числе ансамбль Театра имени А. С. Пушкина — один из замечатель ных образцов русской классической архитек туры и мировой градостроительной практики.
После Октябрьской революции Советское
правительство не раз выделяло средства для |
|
|
проведения работ по сохранению ансамбля. |
|
|
Большие |
восстановительно-реставрационные |
|
работы на документально-научной основе про |
|
|
ведены в послевоенные годы. |
51 |
|
4* |
|
|
|
|
|
|
|
|
« |
|
|
В |
1835 году |
современник |
Карла |
Росси, |
||
|
великий русский |
писатель |
и |
тонкий це |
|||
|
нитель искусства Н. 15. Гоголь сказал: «Архи |
||||||
|
тектура — тоже |
летопись мира: она |
говорит |
||||
|
тогда, когда уже молчат и песни, и предания». |
||||||
|
С тех пор прошло 130 лет. Многие песни и |
||||||
|
легенды, когда-то не сходившие с уст, отошли |
||||||
|
в прошлое и забыты. Но сооружения ансамбля |
||||||
|
Росси, как и раньше, волнуют людей строго |
||||||
|
стью, простым величием и юной красотой. |
||||||
|
Эти памятники архитектуры переяшвут еще |
||||||
|
не одно столетие. Как каменная летопись, они |
||||||
|
будут |
рассказывать |
грядущим |
поколениям |
|||
|
о творце прекрасного, о человеке, по чертежам |
||||||
|
и планам которого был создан неповторимый |
||||||
|
ансамбль. |
|
|
|
|
|
|
|
Страницы этой летописи поведают о вер |
||||||
|
ных и талантливых помощниках зодчего: об |
||||||
|
архитекторах Н. Ткачеве и В. Глинке, А. Щед |
||||||
|
рине и И. Гольберге, непосредственно претво |
||||||
|
рявших в жизнь замыслы Росси; об известном |
||||||
|
«каменных дел мастере» Л. Адамини, произ |
||||||
|
водителе всех работ; об инженере М. Кларке, |
||||||
|
который вместе с Росси конструировал метал |
||||||
|
лические перекрытия театра. |
|
Черняеве и |
||||
52 |
Они напомнят о литейщиках И. |