Файл: Пукинский Б.К. Ансамбль Росси площадь Островского, улица зодчего Росси, площадь Ломоносова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ным и великим чудом из всех чудес, сотворен­ ных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Театр имени. А. С. Пушкина. По соседству

с Публичной библиотекой расположен Госу­ дарственный академический театр драмы име­ ни А. С. Пушкина, один из старейших драма­ тических театров нашей страны. Он ведет свое начало от первого постоянного публичного театра, созданного еще в 1756 году выдающим­ ся актером Ф. Г. Волковым и драматургомпросветителем А. П. Сумароковым.

В здании, построенном К. И. Росси, теат­ ральный сезон был открыт 31 августа 1832 года патриотической драмой М. В. Крюковского «Князь Пожарский». Вскоре Александрийский театр становится центром театральной жизни столицы. О популярности его говорил II. В, Го­ голь: «Петербург—большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту

всвежее морозное утро... зайдите в это время

всени Александринского театра: вы будете поражены упорным терпением, с которым со­ бравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов... Тогда только вы узнаете, в какой степени видна у нас любовь к театру».

На сцепе этого театра в 1836 году состоя­ лась премьера комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. 45

Здесь ставились впервые почти все пьесы А. Н. Островского, а также «Борис Годунов» A. С. Пушкина, «Живой труп» Л. Н. Толстого и многие другие.

Здесь играли замечательные мастера реали­ стической школы В. А. Каратыгин, В. В. Са­ мойлов, В. Н. Асенкова, И. И. Сосницкий, B. Н. Давыдов, М. Г. Савина, К. А. Варламов, А. Е. Мартынов, В. Ф. Комиссаржевская...

О Мартынове восторженно писал В. Г. Бе­ линский: «Сцена, на которой с опущенной головой стоял потрясенный артист, три раза была осыпана букетами роз и камелий, и впер­ вые в истории русской сцены русскому арти­ сту был подан через оркестр драгоценный по­ дарок от публики».

После установления Советской власти Импе­ раторский Александринский театр стал назы­ ваться Петроградский академический театр драмы, а в 1937 году, в связи со столетием со дня смерти Пушкина, театру присвоено имя великого порта.

В 1939 году театр награжден орденом Тру­ дового Красного Знамени.

Продолжая лучшие традиции русской реали­ стической школы, в театре долгие годы рабо­ тали прославленные советские актеры В. А. Ми48 чурина-Самойлова, Е. П. Корчагина-Алексан-


дровская, И. Н. Певцов, Ю. М. Юрьев,

Б. А. Горин-Горяйнов.

Внастоящее время на сцене этого театра выступают Н. К. Черкасов, Н. К. Симонов, А. Ф. Борисов, В. В. Меркурьев, Ю. В. Толу­ беев, В. И. Честноков, О. Я. Лебзак, Б. А. Фрейндлих, И. О. Горбачев, Л. П. Штыкап, имена которых известны всей стране.

Кэтаппым спектаклям театра следует отне­ сти: «На берегу Невы» К. А. Тренева, где впервые К. В. Скоробогатовым был создан

образ В. И. Ленина, «Страх» А. Афиногенова, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишнев­ ского.

Наряду с классическими постановками —

«Живой

труп» Л.

II. Толстого,

«Пучина»

А. Н.

Островского,

«Маленькие

трагедии»

А. С. Пушкина, «На дне» М. Горького — за по­ следние годы театр поставил немало инте­ ресных спектаклей, в которых герой нашего времени занял центральное место. Это — «Всё остается людям» С. Алешина, «Друзья и годы» Л. Дорина, «Семья Журбиных» В. Кочетова, «На диком бреге» Б. Полевого.

Академический театр драмы имени А. С.

Пушкина — крупнейший

драматический театр

Ленинграда — города

высокой театральной

культуры.

 

Хореограф ическое училище. Да зданием те­

атра на улице зодчего Росси находится старей­ шее в стране и одно из старейших в мире хо­ реографическое училище, основанное в 1738 го­ ду как «танцевальная ее величества школа», где готовили артистов для придворных театров. С годами танцевальная школа выросла в круп­ ное хореографическое училище, сыгравшее большую роль в становлении русского балета.

Замечательными балетмейстерами и педаго­ гами петербургской балетной школы были Шарль Дидло и Мариус Петипа. В советское время долгие годы вела здесь занятия крупней­ шая балерина и педагог, профессор хореогра­ фии, народная артистка республики А. Я. Ва­ ганова, чье имя носит сейчас училище.

Среди бывших воспитанников этой школы, создавших целую эпоху в мировом балетном искусстве, — Авдотья Истомина, Михаил Фо­ кин, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Мари­ на Семенова, Галина Улапова, Татьяна Вечеслова, Ольга Иордан, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Вахтанг Чабукиани, Константин Сер­ геев.

Высоко держит знамя советского балета но­ вое поколение артистов — питомцев училища: Ирина Колпакова, Калерия Федичева, Юрий 48 Соловьев, Алла Сизова, Сергей Викулов, Габ-


рирлла Комлева, Наталия Макарова и другие. С именами ведущих мастеров русского и со­ ветского балета связаны неувядаемая жизнь лучших классических балетных спектаклей: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Жизель» — и рождение новых постановок: «Красный мак», «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник»,

«Золушка» и «Далекая планета». Ленинградское хореографическое училище

на улице зодчего Росси по праву называют «академией танца», колыбелью русской хорео­ графии.

При хореографическом училище есть музей, который знакомит с историей развития русско­ го и советского балета с XVIII века до наших дней. Помимо фотографий, эскизов, декора­ ций, костюмов, скульптуры в фондах музея хранятся материалы, характеризующие твор­ ческий путь многих известных балетмейстеров и актеров. В музее хранятся личные вещи вы­ дающихся артистов балета. Имеется библиоте­ ка по русскому, советскому и зарубежному балету.

Театральный музей. На площади Островско­ го, в доме № 6, размещается Театральный му­ зей. Он открыт в 1918 году и является бога­ тейшим собранием различных материалов по

■1 Б. К. Пукинскнй

истории русского и советского театра. В его Экспозиции и фондах насчитывается более 300 тысяч экспонатов, дающих возможность проследить основные этапы развития музы­ кального и драматического искусства.

В музее представлены модели театральных зданий, макеты, эскизы декораций и костюмов, картины и скульптуры, а также личные вещи и сценические костюмы крупнейших актеров.

Музей располагает большим фондом звуко­ записей. Здесь можно прослушать арии, дуэты, отдельные отрывки из спектаклей в исполне­ нии мастеров сцены.

В том же здании, где находится Театраль­ ный музей, размещена Государственная теат­ ральная библиотека имени А. В. Луначарско­ го — старейшее и крупнейшее театральное книгохранилище в стране. Библиотека возник­ ла на базе коллекции русских и иностранных пьес, собранных известным актером Ф. Г. Вол­ ковым и писателем А. П. Сумароковым. В ее фондах, насчитывающих более 300 тысяч еди­ ниц хранения, имеются театральные эскизы, собрание рукописей, письма величайших акте­ ров XIX и XX веков.

В зданиях улицы зодчего Росси и площади Ломоносова размещено много учреждений и

50 организаций.


Здесь находится Архитектурно-планиро­ вочное управление Исполкома городского Со­ вета, занимающееся вопросами реконструкции и нового городского строительства. В своих планах и практической деятельности зодчие Ленинграда используют лучшие образцы на­ циональной архитектуры и градостроительные традиции прошлого.

Ансамблевый метод стал основой советского градостроительства и широко применяется при формировании новых районов города.

В здании, построенном Росси, размещается также инспекция по охране памятников архи­ тектуры Ленинграда.

В нашем городе насчитывается около 900 исторических и архитектурных памятников, которые вошли в золотой фонд художествен­ ного наследия и находятся под государствен­ ной охраной. В их числе ансамбль Театра имени А. С. Пушкина — один из замечатель­ ных образцов русской классической архитек­ туры и мировой градостроительной практики.

После Октябрьской революции Советское

правительство не раз выделяло средства для

 

проведения работ по сохранению ансамбля.

 

Большие

восстановительно-реставрационные

 

работы на документально-научной основе про­

 

ведены в послевоенные годы.

51

4*

 

 


 

 

 

 

 

 

«

 

 

В

1835 году

современник

Карла

Росси,

 

великий русский

писатель

и

тонкий це­

 

нитель искусства Н. 15. Гоголь сказал: «Архи­

 

тектура — тоже

летопись мира: она

говорит

 

тогда, когда уже молчат и песни, и предания».

 

С тех пор прошло 130 лет. Многие песни и

 

легенды, когда-то не сходившие с уст, отошли

 

в прошлое и забыты. Но сооружения ансамбля

 

Росси, как и раньше, волнуют людей строго­

 

стью, простым величием и юной красотой.

 

Эти памятники архитектуры переяшвут еще

 

не одно столетие. Как каменная летопись, они

 

будут

рассказывать

грядущим

поколениям

 

о творце прекрасного, о человеке, по чертежам

 

и планам которого был создан неповторимый

 

ансамбль.

 

 

 

 

 

 

Страницы этой летописи поведают о вер­

 

ных и талантливых помощниках зодчего: об

 

архитекторах Н. Ткачеве и В. Глинке, А. Щед­

 

рине и И. Гольберге, непосредственно претво­

 

рявших в жизнь замыслы Росси; об известном

 

«каменных дел мастере» Л. Адамини, произ­

 

водителе всех работ; об инженере М. Кларке,

 

который вместе с Росси конструировал метал­

 

лические перекрытия театра.

 

Черняеве и

52

Они напомнят о литейщиках И.