Файл: Пукинский Б.К. Ансамбль Росси площадь Островского, улица зодчего Росси, площадь Ломоносова.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
не каждому придет мысль, что перед ним не одно, а два здания, что принадлежат они не одному, а разным авторам. И разница в возра сте этих сооружений более чем 30 лет.
В этом заслуга Карла Росси, который в 1828—1832 годах к старому зданию Соколова пристроил новый корпус. Его огромнейший главный фасад, протяженностью 90 метров, развернутый к площади, не производит впе чатления слишком растянутого и монотонного. Это достигается, прежде всего, благодаря мощ ной 18-колонной открытой галерее (лоджии)
искульптурному убранству. Ритмично чере дуясь с колоннами, застыли в спокойных по зах статуи, изображающие ученых, философов
ипортов древности — Гомера, Платона, Евкли да, Еврипида, Гиппократа, Демосфена, Вер гилия, Тацита, Цицерона и Геродота (начиная от Невского). Скульптура, отличающаяся за
мечательным мастерством художественного исполнения, создана по моделям С. С. Пиме нова, В. И. Демут-Малиновского, С. И. Гальберга, II. А. Токарева и М. Г. Крылова.
На центральной верхней части здания (ат
тике) — две летящие фигуры |
Славы с венками |
|
в руках, обращенные к раскрытой книге. Вен |
||
чает всю эту композицию |
фигура |
богини |
14 мудрости — Минервы, исполненная В. |
И. Де- |
мут-Малиновским. Его работы и барельефы между колоннами.
Скульптура, украшающая здание библио теки, должна была олицетворять собой успе хи отечественной науки и культуры.
Первый рустованный этане с окнами в ни шах в виде арок напоминает уже знакомый фасад со стороны Садовой улицы и также служит цоколем. Между окнами — рельефные панно.
Росси вносит незначительные изменения в архитектурную обработку фасада старого зда ния библиотеки и, наоборот, при оформлении нового корпуса использует некоторые детали постройки Соколова. В результате два здания слились в единое целое.
Всеми работами по строительству нового корпуса библиотеки непосредственно руково дил архитектор А. Ф. Щедрин. Он же с уче том указаний Росси разработал внутреннюю планировку, которая вполне соответствует на значению сооружения, призванного наилуч шим образом обслуживать читателей.
Здание Публичной библиотеки прекрасно увязано с окружающей застройкой. Так, аттик, подчеркивающий ось фасада, совпадает с цен тральной осью Аничкова дворца. Небольшие боковые выступы (ризалиты) хорошо пере15
кликаюгся с павильонами, расположенными на противоположной стороне площади, а ис пользование в обоих случаях ионического ор дера и арочных окон делают библиотеку и па вильоны близкими в архитектурном отноше нии.
Одновременно со строительством библиоте ки в 1828—1832 годах шло строительство ка менного здания театра — композиционного центра ансамбля.
Расположенное в глубине площади и ориен тированное главным фасадом на Невский, оно главенствует над всеми окружающими по стройками. Сочетание торжественности и про стоты, пропорциональность во всех частях и деталях ставят театр в ряд уникальных па мятников русского зодчества.
Главный фасад театра решен в виде лоджии, а фасад с противоположной стороны, закры вающий перспективу улицы зодчего Росси,
выполнен в другом плане. Здесь галереи |
нет |
и вместо колонн — пилястры. Боковые ate |
фа |
сады абсолютно одинаковы, их выдвинутые вперед восьмиколонные портики весьма эф фектны.
Галереи и портики, выполняя роль откры тых фойе на воздухе, связывают основную массу здания с окружающим пространством.
Выступы боковых фасадов даны в виде ар кад. Аркада имелась и со стороны главного фасада, что давало возможность каретам подъезжать прямо к дверям театра. В 1890-х годах проезд закрыли и на его месте обра зовался сохранившийся до нашего времени тамбур.
Со всей тщательностью Росси разрабаты вает эскизы скульптурного убранства театра.
Стены боковых выступов главного фасада г/рорезаны полуциркульными нишами, в кото рых были установлены статуи муз — Терпси
хоры и Мельпомены. Злаиие опоясывает ши |
|
рокий скульптурный фриз с изображением |
|
трагических масок и гирлянд из цветов. Над |
|
галереей — скульптурный |
рельеф — летящие |
фигуры «Славы» с венками и лавровыми вет |
|
вями в руках, обращенные к лире. Аттик за |
вершает |
колесница |
Аполлона — покровителя |
искусств, |
придающая |
зданию динамичность. |
Она выбита из листовой меди и исполнена по модели скульптора С. С. Пименова.
Достаточно дая;с самого беглого взгляда на здание, чтобы сразу догадаться о его назна чении.
Не сохранились до наших дней скульптуры,
стоявшие ранее |
по |
углам аттика главного и |
18 заднего фасадов |
и |
в нишах, исполненные |
А. Трискорни и В. И. Демут-Малиповским. Выполненные из непрочного материала, они стали разрушаться и были сняты в 1840-х годах.
В1932 году, во время реставрации здания,
впустующие почти 100 лет ниши главного фа
сада вновь вернулись Терпсихора — муза танцев и хорового пения (скульптор И. В. Кре стовский) и Мельпомена — муза трагедии (скульптор Д. М. Малашкин). В нишах задне го фасада установлены Клио — муза истории
(скульптор С. |
А. Евсеев) и Евтерпа — муза |
|
поэзии, лирики |
(скульптор Н. В. |
Михайлов). |
В композиционном отношении |
здание теат |
ра предельно просто. Повышенная централь ная часть здания предназначена для зритель ного зала, сцены, фойе. В пониженной части Здания, окружающей центральную часть, на ходятся различные подсобные помещения.
Зал театра, вмещающий около полутора ты сяч человек, в результате неоднократных пе ределок во многом изменился. От первоначаль ного оформления сохранилась лишь декора тивная обработка боковых лож у сцены и так называемой «царской» ложи. Но и сейчас зри тельный зал с его ярусами, украшенными зо лоченой резьбой в виде воинских доспехов и различных причудливых узоров, в сочетании 1»
2*
с красным бархатом, вызывает ощущение не обычайной торжественности.
К. И. Росси был не только архитектором и художником. Он хорошо разбирался и в инже нерных вопросах. Так, например, совместно с директором Александровского чугунолитей ного завода (ныне тепловозостроительный) М. Ф. Кларком зодчий предложил смелый и в техническом отношении новый проект, по ко торому своды огромнейшего зрительного зала перекрывались целой системой металлических ферм. Когда это новшество вызвало сомнение у многих специалистов-инженеров, Николай I распорядился приостановить уже начатые строительные работы. В ответ на это Росси, уверенный в надежности спроектированной им конструкции, 4 сентября 1829 года писал министру двора Волконскому: «Как я, так и г. Кларк, отвечаем честью и головой, что от упомянутой крыши не произойдет ни малей шего несчастья и что всё устройство будет иметь надлежащую прочность... В случае, когда бы в упомянутом здании от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час повесят меня на одной из стропил теат ра... Так, Ваше сиятельство, да удостоит е. и.
20 в. поверить словам благородного художника, у
которого одно правило — любовь и честь мое го здания».
Прошло с тех пор более ста лет, а металли ческие конструкции и поныне несут на себе громадный свод зрительного зала. При по стройке вводилось немало и других новшеств. Театр был оборудован центральным паровым отоплением, вентиляцией, совершенными ме ханизмами для сцены и т. п.
К моменту открытия театра были проведены значительные работы, связанные с благоуст ройством и озеленением самой площади. На месте разобранного в 1832 году Малого теат ра и на участке, прилегающем к Невскому про спекту, по проекту садовода Федорова разби ли сквер. Овальный в плане, он был оформлен яркими цветочными клумбами и декоративны ми цветущими кустарниками: сиренью, жас мином и др. Чугунная ограда, фонари, окру жающие сквер, поставленные по периметру площади, исполнены по рисункам Росси.
В1828—1834 годах за зданием театра шло строительство двух симметричных и тождест венных по своей архитектуре административ ных корпусов, образовавших Театральную ули цу (ныне улица зодчего Росси).
Вотличие от театра, украшенного скульп турой, корпуса на этой улице решены более
Б. К. Пукинский
скромно. Предельно упрощен рисунок орна мента, использован суровый дорический ордер. Являясь своеобразными кулисами, рта здания лишь оттеняют доминирующее положение театра.
Если смотреть на улицу с площади Ломоно сова, то стены и оконные проемы верхних эта жей, находящиеся несколько в глубине, неза метны для глаза. В то же время 23 пары ко лонн с каждой стороны, поднятые над арка дами цокольного этажа, образуют впечатляю щие пропилеи, ведущие к величественному Зданию храма искусств, закрывающему перс пективу улицы. Но мере приближения к теат ру колонны, казавшиеся только что сплошной волнистой полосой, неожиданно приходят в движение: разбившись попарно, они начинают ритмично чередоваться с большими окнами.
По своим размерам улица Росси невелика. Длина ее составляет лишь 220 метров. Но бла годаря удачно найденным пропорциям между шириной улицы (22 метра) и высотой зданий (тоже 22 метра) она производит впечатле ние не улицы, а парадного зала под открытым небом, предназначенного для массовых народ ных гуляний и празднеств.
Мировая градостроительная практика знает 22 примеры, когда отдельные улицы застраива-