Файл: Маковецкий П.В. Радиотехнические методы измерения скорости учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

.луча 0А\ и 0А2, разнесенные на угол б в горизонтальной плоско­ сти и падающие на землю по обе стороны от путевой линии. По­ стоянство угла б поддерживается тем, что обе антенны укреплены на общей платформе. Платформа может поворачиваться вокруг вертикальной оси.

Если направление полета (вектор v) делит угол б на две рав­ ные части, то оба луча опираются на одну и ту же гиперболу F 0>t

и допплеровский сдвиг в обоих лучах одинаков

Р

Р

т—>

л 2v

5

F d , =

F d 2 =

F d 0 =

/о —

cos T cos - у - .

Если биссектриса угла б отклонилась от путевой линии влево на угол б], то луч Лi--попадает на гиперболу FDl<FDa,

Fo = f o ^ - cosycos(-^ -+

8,)

< f Do'

(61)

а луч Л2 — на гиперболу

 

 

 

F d 2 ■=/о ЛГ cos Т cos (-£- -

8,)

> FDa.

(62)

Разность допплеровских сдвигов

 

 

 

ДFd = PD, FDt—/о -у- cos т sin -|- bin S,.

(63)

При отклонении вправо (8t < 0) мы получим FD > FD

 

■ Величина разности допплеровских сдвигов | FDiFDJ

указы­

вает величину отклонения биссектрисы угла между лучами от пу­

тевой линии, а знак этой разности — направление отклонения. Преобразуя эту разность допплеровских сдвигов в пропорциональ­ ное ей напряжение, мы можем использовать последнее в качестве сигнала ошибки для следящей системы, поворачивающей плат­ форму с антеннами до превращения сигнала ошибки в нуль. Так создается система автоматического сопровождения путевой ли­ нии. Угол сноса определяется как угол ВОС между продольными осями самолета и следящей платформы (рис. 32).

5

Зак. 3/715

6 5


На рис. 33, а представлен закон изменения допплеровской ча­ стоты как функция угла рассогласования FD = f ($ — <р) для одно­ лучевого метода (метода максимума) и на рис. 33, б — для двух­ лучевого (равнодопплеровского). Из рисунка видно, в частности,

что с увеличением

угла разноса антенн

б

чувствительность

си­

стемы к углу сноса

(крутизна кривых в точке сравнения)

возра­

стает, однако при этом уменьшается величина

 

определяющая

 

масштаб

 

скорости.

Если

 

о —►0,

то

чувствительность

 

убывает,

 

и

при

6= 0

мы

 

возвращаемся

к однолучевому

 

методу.

 

 

 

 

 

 

 

Возможно построение двух­

 

лучевой

системы,

способной

 

вместо вектора

путевой

скоро­

дольную и поперечную компо­ ненты V[ и v2 (рис. 34). В этом случае не ведется автоматиче­ ского сопровождения путевой линии, антенны А х и А2 жестко связаны с корпусом летатель­ ного аппарата и ориентирова­ ны симметрично относительно его продольной оси под угла­

 

 

ми

 

Формулы

для

FD, И

 

 

F n

тождественны

с

форму­

 

 

д2

лами (61) и (62),

если в них заменить 6i

на

ср. Вычитание (61)

из (62) дает

 

 

 

 

 

 

 

Fr

4/ 0 . .

,

cos

.

о

 

(64)

~ Fo,= -у - (V Sin <р)

у Sin -у

 

Аналогично при сложении мы получаем

 

 

 

 

4/о /

,

 

 

5

 

(65)

FD. "Г FD, -- -у- ( 'B C . O S c p )

C O S

у C O S -у .

 

Выражения в круглых скобках есть искомые компоненты век­ тора скорости

ц, = v cos ф,

xi2 z = n s i n t p .

( 6 6 ) '

С учетом этого формулы (64) и (65) можно переписать

Fd, - Fdx=

г>2

. В

 

4/о - f

cos т sin -у ,

 

F

ЕГ

л X Ul

О

(67)

f d, ^

4/о — cos у cos - у

66


или

v \ — &i (FDo+ FDi),

 

v, = k2(FD2- F D),

(68)

где ki и k2— масштабные коэффициенты.

Рассмотренные одно- и двухлучевые системы несовершенны. Однолучевая система дает плохую точность измерения угла сноса,

а также большие ■ошибки измерения

путевой скорости при нали­

чии крена или тангажа. Двухлучевая

(с обоими лучами вперед или

назад)

нечувствительна

 

к крену,

 

,но

остается

 

чувствительной

к

-

тан­

 

гажу.

 

 

 

 

 

 

Кроме того, эти систе­

 

мы неспособны полностью

 

определить

вектор скоро­

 

сти, если в нем есть, по­

 

мимо путевой, еще и вер­

 

тикальная

компонента.

 

Так

как для определения

 

трех

неизвестных

требу­

 

ется система из трех неза­

 

висимых

уравнений,

то

 

для

определения

 

всех

 

трех

компонент

вектора

 

скорости требуются сведе­

 

ния о допплеровском сдви­

 

ге от трех точек земли, не

 

лежащих на одной пря­

 

мой. Поэтому полная доп­

Рис. 35

плеровская

система

со­

 

стоит из трех (или четырех) лучей, два из которых направлены вперед (вправо и влево), а один (или два) назад. За такими систе­ мами закрепилось название янусовых *.

Основные свойства янусовой системы проще всего выявить на примере системы с двумя лучами, один из которых обращен точно вперед по путевой линии, а второй — назад. Углы падения обоих лучей одинаковы (рис. 35). Перечислим главные достоинства та­ кой системы.

1. В отличие от однолучевой системы, где допплеровскую .ча­ стоту можно выделить только путем биений между зондирую­ щим и отраженным сигналами, здесь ее можно выделить с по* мощью биений между двумя отраженными, причем это можно

* По имени древнеримского бога Януса, имеющего два лица: одно из них обращено вперед, другое — назад.

5*

67


сделать даже в случае импульсной передачи, так как в силу равен­ ства путей ОАх= ОА<2. оба отраженных сигнала возвращаются в приемник одновременно. Иными словами, в такой системе можно применить принцип внешней когерентности. Дополнительным

преимуществом является

понижение требований

к стабильности

несущей частоты: в обоих отраженных сигналах

нестабильность

сказывается одинаково, и

в разностной частоте F

FD неста­

бильности взаимно уничтожаются. В случае однолучевой системы уход частоты передатчика за время распространения сигнала до земли и обратно должен быть мал по сравнению с измеряемым допплеровским сдвигом. '

2.Проекции вектора оп на оба луча равны по величине и про­

тивоположны по направлению: от точки

А% объект удаляется,

к точке

А\

приближается.

В результате

допплеровские сдвиги

в обоих лучах равны по величине и противоположны по знаку.

Частота биений между принимаемыми сигналами

f i —f i =

(/о + I PDl I) (/о - I F d 2 I) = I F d , I + I F d 2\ = 2 F d (69)

равна удвоенной допплеровской частоте,

что само по себе дает

удвоенную по сравнению с однолучевой системой точность.

3.

Нестабильность положения антенн относительно вертикали

OD дает весьма малую погрешность в измерении скорости. Пусть

платформа наклонилась так, что радиолучи сместились вперед на

угол Др (рис. 35). Тогда, как это видно

из семейства гипербол,

Д возрастет на AA0i, a FDi

— уменьшится на AFD . При не очень

большом отклонении A т

 

 

 

 

ДДд, ~ АДо,,

 

и вызванные отклонением сдвиги частоты

компенсируются. В ре­

зультате

разностная частота

ft — f2 по-прежнему остается равной

2Fd, и ошибка в измерении скорости из-за Ар ничтожно мала. На­ пример, при Ар =1° ит =70° погрешность Аоп достигает величины порядка 0,015%, в то время как однолучевая система дала бы по­ грешность в 5% [11].

4. Вертикальная составляющая скорости не вносит ошибки в определение путевой скорости. В самом деле, пусть полная ско­ рость самолета равна v (рис. 36). Разложим ее на путевую va и вертикальную vB и спроектируем каждую из них на оба луча. Допплеровский сдвиг в переднем луче будет положительным от радиальной компоненты игщ и отрицательным от vrBt

 

(70)

Аналогично для заднего луча17

 

2/0

(71)

(1®гп. + ® гЛ 1)-

68


Поскольку

в

силу

симметрии системы | v в | = | vrB | , то

взя­

тая в соответствии

с формулой (69)

сумма

 

 

/ r D.I +

l / a l

=

‘¥

L ( ® n . . + ® r J

4/о V.

^--OnCOST

(72)

определяется только путевой скоростью и не зависит от вертикаль­ ной составляющей.

5.

Система

с внутренней когерентностью позволяет измерить

вертикальную

составляющую:

 

 

составленная из

формул

(70)

 

 

и (71)

разность

 

 

 

 

 

 

 

1^1 “ 1^1=

 

 

 

= Ц г vrB =

 

vBsin т

(73)

 

 

определяется

только верти­

 

 

кальной скоростью и не зави­

 

 

сит от путевой.

 

двухлучевой

 

 

Недостатками

 

 

янусовой

системы

являются

 

 

малая

точность

в

измерении

 

 

угла сноса

и чувствительность

 

 

к крену (подобно

тому

как

 

 

.двухлучевая система с обоими

 

 

лучами

вперед

чувствительна

Рис.

36

к тангажу).

 

 

система (три или

четыре

луча) сочетает

Полная

янусова

в себе достоинства обеих двухлучевых. Типичная геометрия лучей янусовых систем показана на рис. 37: трехлучевая (а) и четырех­ лучевая (б) для самолетов и трехлучевая для вертолетов (в) — летательных аппаратов, имеющих угол сноса от 0 до ±180°.

Рис. 37

Для определения всех трех компонент скорости достаточно трех лучей. Четвертый луч иногда добавляют для симметрии. Это поз­ воляет несколько упростить вычислительное устройство, опреде­ ляющее по данным FDi, FD2, FDs и FDi составляющие скорости.

Следует отметить, что все приведенные выше математические связи между отдельными компонентами скорости и допплеров­ скими сдвигами предполагают, что положение вертикали на

69