Файл: Маковецкий П.В. Радиотехнические методы измерения скорости учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Тогда после задержки и умножения мы имеем в точке 3
|
|
U3 = k(J02sin w/sin (со/ — сот0) |
|
|
|
|
|
||
__ |
|
cqs mt^ _ |
^ o _ cos (2со/ — (O'0) = |
U=+ U„. |
(86) |
||||
Таким образом, на выходе перемножающей схемы появляется |
|||||||||
синусоида двойной частоты 2со и постоянная составляющая |
|
||||||||
|
|
|
ьп„- |
|
|
|
|
|
(87) |
|
|
£/=, — —rj—-coscox,,, |
|
|
|
|
|||
не зависящая |
от |
времени, |
зависящая только |
от |
произведения |
||||
частоты на время |
задержки сото (рис. 48, б), или при постоянной |
||||||||
|
|
|
______ |
задержке то— только от |
|||||
|
|
|
! |
частоты. |
|
|
при |
|
|
|
|
|
I |
В частности, |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
(88) |
|
|
|
. J |
|
|
|
|
2т„ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
£ / . = 0. |
|
||
|
|
|
|
В |
окрестностях |
этой |
|||
|
|
|
|
точки (J=Ф 0, причем, если |
|||||
|
|
|
|
со>coo, |
|
U=< 0, |
а |
если |
|
|
|
|
|
со< соо, то £/_ > 0, т. е. по |
|||||
|
|
|
|
стоянная |
составляющая |
||||
|
|
|
|
£7= несет в себе информа |
|||||
|
|
|
|
цию о величине и направ |
|||||
|
|
|
|
лении рассогласования из |
|||||
|
|
|
|
меряемой частоты со от |
|||||
|
|
|
|
носительно |
|
некоторой |
|||
|
Рис. 48 |
|
опорной |
соо |
(определяе |
||||
|
|
|
|
мой |
временем |
задер |
жки to) и может служить сигналом ошибки для системы слежения за измеряемой частотой.
Второе слагаемое напряжения U3— переменная составляющая двойной частоты LL-—не нужна для целей слежения. Она подав ляется интегратором, если время интегрирования Т достаточно ве лико по сравнению с периодом двойной частоты:
т
R ( Т о ) |
= |
4 |
Г [ " Т - ' t C O S ш т ° |
— |
C 0 S ( 2 t u ^ |
|
J V |
L |
Г |
sin (a)x0 — 2u> 7") — sin ax0 ' |
U_ |
|
|
2 |
|
|
!]= |
к |
(89) |
|
|
COS WT0 -f- |
2T со |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
В результате на выходе автокоррелятора остается только по стоянное напряжение ошибки 4, подавая которое на интегратор И, можно с помощью реактивной лампы РЛ управлять частотой гете родина Г так, чтобы разностная частота а)р=о)г — QD на выходе
88
смесителя 7 поддерживалась равной частоте настройки автокор релятора соо. При этом напряжение 5 оказывается пропорциональ ным скорости, .напряжение 4 — ускорению.
В случае размытого спектра допплеровских частот система еле. дит за центральной допплеровской частотой. Более низкие частоты спектра дают положительные составляющие постоянного напря жения 3, более высокие — отрицательные, что ведет к усреднению напряжения.
На рис. 48, в показана постоянная составляющая U= напряже ния 3 как функция частоты со (при To = const). Видно, что по форме эта кривая напоминает характеристику дискриминатора. Рабочей точкой является точка А, для которой со = соо-
Из формулы (87) видно, что напряжение U= является периоди ческой функцией частоты. Это может привести к неоднозначности
захвата измеряемой частоты: точка В, соответствующая ащТо= ^ ,
обладает теми же свойствами, что и рабочая точка А. Следова тельно, на частоту o)s=5coo (или 9соо, 1 Зсоо и т. д.) автокоррелятор реагировал бы так же, как и на ©о- Фильтр Ф ограждает от та кого ложного режима работы.
§ 14. Использование допплеровских систем для управления летательными аппаратами
Допплеровская радиолокационная станция обычно входит как составная часть в комплекс аппаратуры, составляющей систему автономной навигации летательного аппарата [15, 16].
В этот комплекс (рис. 49), кроме допплеровского радиолока тора Д, являющегося датчиком путевой скорости v„ и угла сноса ср, входит компас К, дающий курс ф, и вычислительное устройство ВУ, перерабатывающее входные данные va, ср и ф.
Вычислительное устройство на основе сведений о <р и ф опре деляет [по формуле (57)] путевой угол 9, привязывая таким об разом вектор путевой скорости к географической сетке координат. Интегрируя вектор путевой скорости непрерывно с точки отправ ления А, ВУ определяет пройденный путь г А. Разлагая вектор пу тевой скорости на компоненты вдоль меридиана v $ n и параллели TVo и интегрируя каждую компоненту в отдельности, ВУ опреде ляет текущую долготу и широту летательного аппарата по фор мулам
Р — §А~\- k J VsNClt, |
(90) |
|||
а —ал -f- k |
Г Vw\ d t , |
(91) |
||
А 1 |
] |
cosfi |
’ |
|
где Рл и см — широта и долгота пункта отправления А. |
пункта |
|||
Сравниваятекущие координаты р и а с координатами |
||||
назначения рс и ас, введенными |
в |
память вычислительного |
||
|
|
|
|
8Э |
устройства перед стартом, последнее вычисляет расстояние гС оставшееся до пункта назначения, и направление 0Сна этот пункт. Если в ВУ вводятся данные о воздушной скорости vв, то, решая навигационный треугольник рис. 30, ВУ определяет скорость v вг и направление 6Вт ветра.
Все вычисленные данные могут быть поданы на приборную: доску ПД. В случае беспилотного летательного аппарата вычисли тельное устройство должно обрабатывать входные данные так, чтобы выходные данные имели вид, удобный для автопилота, т. е. в виде команд вправо—влево и вверх—вниз (для чего в ВУ необ ходимо вводить также высоту /г от радиовысотомера).
Точность системы опреде ляется точностью самого грубого звена, каковым в: данном случае является, компас. Она обычно не ху же 1 % от пройденного пути [16]. До внедрения доппле ровских измерителей путе вая скорость определялась по воздушной и скорости ве тра. Самым грубым звеном был измеритель воздушной скорости, погрешность составляла 4—5% от пройден ного пути [16]. Важным до
стоинством допплеровского измерителя является то, что он измеряет вместо воздушной истинную путевую скорость аппа рата относительно земной поверхности и в принципе не нуждается в сведениях о ветре.
Сведения о воздушной скорости в ВУ вводятся на случай про падания сигнала на входе допплеровской системы (полет над штилевой поверхностью воды, резкие эволюции аппарата, при ко торых радиолучи теряют-контакт с земной поверхностью). В этом случае вычислительное устройство запоминает вычисленный ранее по оп и vB вектор ветра и продолжает определять »п по и vBT. Точность сохраняется, пока .не изменится сила или направлениеветра.
К числу достоинств допплеровской системы автономной нави гации можно отнести независимость от наземного оборудования, сравнительно высокую точность, возможность полета по любым траекториям (никак не связанным с какой-либо сеткой типа гипер болической и др.).
Среди недостатков следует назвать наличие излучения на борту летательного аппарата, а также увеличение абсолютной ошибки определения местоположения с увеличением дальности полета. Недостатком является также то, что точность системы существенно^ ухудшается при полете в околополярных областях, так как там„
90
во-первых, снижается точность компаса и, во-вторых, поскольку Р—>90°, то ухудшается точность устройства, вычисляющего долготу по формуле (91).
Помимо основной задачи автономной навигации, допплеров ский измеритель может решать некоторые оригинальные задачи, среди которых мы упомянем две [17].
1. Поиск оси струйного течения в атмосфере. На больших вы сотах существуют довольно устойчивые воздушные течения боль шой скорости. Если такое течение попутно летательному аппарату, то имеет смысл максимально его использовать. Для этого само лет должен пересекать его, пока допплеровский измеритель не по кажет. максимальный угол сноса (максимальная скорость воздуха на оси струи), после чего необходимо развернуть самолет в сто рону сноса так, чтобы угол сноса обратился в нуль. Это дает пол ное использование ветра.
2. Синхронизация |
аэрофотосъемки. |
Скорость протяжки фото |
||
пленки |
может быть синхронизирована с путевой скоростью, сле |
|||
жение |
фотокамеры |
за трассой |
полета — с помощью жесткой |
|
связи |
фотокамеры с |
платформой |
(на |
которой размещены ан |
тенны), следящей за путевой линией.
§15. Измерение производной от частоты Допплера
Радиальное ускорение объекта пропорционально производной от частоты Допплера по времени. В случае радиолокации
wr = |
dvr |
с |
dFr |
(92) |
|
dt |
|||||
|
-dt |
Ж |
|
||
Если Fd измерена методом |
счета |
нулей (рис. 43) и выдается |
|||
в виде двоичного числа п |
n = 2FDT3, |
(93) |
|||
|
|||||
где Тэ— эталонный интервал, |
определяющий |
длительность па |
кета подсчитываемых импульсов, то ускорение можно найти по разности двух последовательных показаний скорости
wr |
&Vr _ vr% Vr1 |
(94) |
||
т г ~ |
rc |
|||
|
|
|||
здесь Tc— ритм выдачи показаний |
скорости, период повторения |
|||
эталонных интервалов. |
|
|
Переход от дифференциалов к конечным приращениям озна чает отказ, от измерения мгновенного ускорения и переход к сред нему его значению по интервалу Тс. С учетом формулы (93) имеем59
С п |
|
(95) |
|
4/о Т9 |
|
|
|
91