Файл: Маковецкий П.В. Радиотехнические методы измерения скорости учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тогда после задержки и умножения мы имеем в точке 3

 

 

U3 = k(J02sin w/sin (со/ — сот0)

 

 

 

 

 

__

 

cqs mt^ _

^ o _ cos (2со/ — (O'0) =

U=+ U„.

(86)

Таким образом, на выходе перемножающей схемы появляется

синусоида двойной частоты 2со и постоянная составляющая

 

 

 

 

ьп„-

 

 

 

 

 

(87)

 

 

£/=, — —rj—-coscox,,,

 

 

 

 

не зависящая

от

времени,

зависящая только

от

произведения

частоты на время

задержки сото (рис. 48, б), или при постоянной

 

 

 

______

задержке то— только от

 

 

 

!

частоты.

 

 

при

 

 

 

 

I

В частности,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

(88)

 

 

 

. J

 

 

 

 

2т„

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ / . = 0.

 

 

 

 

 

В

окрестностях

этой

 

 

 

 

точки (J=Ф 0, причем, если

 

 

 

 

со>coo,

 

U=< 0,

а

если

 

 

 

 

со< соо, то £/_ > 0, т. е. по­

 

 

 

 

стоянная

составляющая

 

 

 

 

£7= несет в себе информа­

 

 

 

 

цию о величине и направ­

 

 

 

 

лении рассогласования из­

 

 

 

 

меряемой частоты со от­

 

 

 

 

носительно

 

некоторой

 

Рис. 48

 

опорной

соо

(определяе­

 

 

 

 

мой

временем

задер­

жки to) и может служить сигналом ошибки для системы слежения за измеряемой частотой.

Второе слагаемое напряжения U3— переменная составляющая двойной частоты LL-—не нужна для целей слежения. Она подав­ ляется интегратором, если время интегрирования Т достаточно ве­ лико по сравнению с периодом двойной частоты:

т

R ( Т о )

=

4

Г [ " Т - ' t C O S ш т °

C 0 S ( 2 t u ^

J V

L

Г

sin (a)x0 — 2u> 7") — sin ax0 '

U_

 

2

 

 

!]=

к

(89)

 

COS WT0 -f-

2T со

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате на выходе автокоррелятора остается только по­ стоянное напряжение ошибки 4, подавая которое на интегратор И, можно с помощью реактивной лампы РЛ управлять частотой гете­ родина Г так, чтобы разностная частота а)р=о)г — QD на выходе

88


смесителя 7 поддерживалась равной частоте настройки автокор­ релятора соо. При этом напряжение 5 оказывается пропорциональ­ ным скорости, .напряжение 4 — ускорению.

В случае размытого спектра допплеровских частот система еле. дит за центральной допплеровской частотой. Более низкие частоты спектра дают положительные составляющие постоянного напря­ жения 3, более высокие — отрицательные, что ведет к усреднению напряжения.

На рис. 48, в показана постоянная составляющая U= напряже­ ния 3 как функция частоты со (при To = const). Видно, что по форме эта кривая напоминает характеристику дискриминатора. Рабочей точкой является точка А, для которой со = соо-

Из формулы (87) видно, что напряжение U= является периоди­ ческой функцией частоты. Это может привести к неоднозначности

захвата измеряемой частоты: точка В, соответствующая ащТо= ^ ,

обладает теми же свойствами, что и рабочая точка А. Следова­ тельно, на частоту o)s=5coo (или 9соо, 1 Зсоо и т. д.) автокоррелятор реагировал бы так же, как и на ©о- Фильтр Ф ограждает от та­ кого ложного режима работы.

§ 14. Использование допплеровских систем для управления летательными аппаратами

Допплеровская радиолокационная станция обычно входит как составная часть в комплекс аппаратуры, составляющей систему автономной навигации летательного аппарата [15, 16].

В этот комплекс (рис. 49), кроме допплеровского радиолока­ тора Д, являющегося датчиком путевой скорости v„ и угла сноса ср, входит компас К, дающий курс ф, и вычислительное устройство ВУ, перерабатывающее входные данные va, ср и ф.

Вычислительное устройство на основе сведений о <р и ф опре­ деляет [по формуле (57)] путевой угол 9, привязывая таким об­ разом вектор путевой скорости к географической сетке координат. Интегрируя вектор путевой скорости непрерывно с точки отправ­ ления А, ВУ определяет пройденный путь г А. Разлагая вектор пу­ тевой скорости на компоненты вдоль меридиана v $ n и параллели TVo и интегрируя каждую компоненту в отдельности, ВУ опреде­ ляет текущую долготу и широту летательного аппарата по фор­ мулам

Р — §А~\- k J VsNClt,

(90)

а —ал -f- k

Г Vw\ d t ,

(91)

А 1

]

cosfi

 

где Рл и см — широта и долгота пункта отправления А.

пункта

Сравниваятекущие координаты р и а с координатами

назначения рс и ас, введенными

в

память вычислительного

 

 

 

 

8Э



Рис. 49

устройства перед стартом, последнее вычисляет расстояние гС оставшееся до пункта назначения, и направление 0Сна этот пункт. Если в ВУ вводятся данные о воздушной скорости vв, то, решая навигационный треугольник рис. 30, ВУ определяет скорость v вг и направление 6Вт ветра.

Все вычисленные данные могут быть поданы на приборную: доску ПД. В случае беспилотного летательного аппарата вычисли­ тельное устройство должно обрабатывать входные данные так, чтобы выходные данные имели вид, удобный для автопилота, т. е. в виде команд вправо—влево и вверх—вниз (для чего в ВУ необ­ ходимо вводить также высоту /г от радиовысотомера).

Точность системы опреде­ ляется точностью самого грубого звена, каковым в: данном случае является, компас. Она обычно не ху­ же 1 % от пройденного пути [16]. До внедрения доппле­ ровских измерителей путе­ вая скорость определялась по воздушной и скорости ве­ тра. Самым грубым звеном был измеритель воздушной скорости, погрешность составляла 4—5% от пройден­ ного пути [16]. Важным до­

стоинством допплеровского измерителя является то, что он измеряет вместо воздушной истинную путевую скорость аппа­ рата относительно земной поверхности и в принципе не нуждается в сведениях о ветре.

Сведения о воздушной скорости в ВУ вводятся на случай про­ падания сигнала на входе допплеровской системы (полет над штилевой поверхностью воды, резкие эволюции аппарата, при ко­ торых радиолучи теряют-контакт с земной поверхностью). В этом случае вычислительное устройство запоминает вычисленный ранее по оп и vB вектор ветра и продолжает определять »п по и vBT. Точность сохраняется, пока .не изменится сила или направлениеветра.

К числу достоинств допплеровской системы автономной нави­ гации можно отнести независимость от наземного оборудования, сравнительно высокую точность, возможность полета по любым траекториям (никак не связанным с какой-либо сеткой типа гипер­ болической и др.).

Среди недостатков следует назвать наличие излучения на борту летательного аппарата, а также увеличение абсолютной ошибки определения местоположения с увеличением дальности полета. Недостатком является также то, что точность системы существенно^ ухудшается при полете в околополярных областях, так как там„

90


во-первых, снижается точность компаса и, во-вторых, поскольку Р—>90°, то ухудшается точность устройства, вычисляющего долготу по формуле (91).

Помимо основной задачи автономной навигации, допплеров­ ский измеритель может решать некоторые оригинальные задачи, среди которых мы упомянем две [17].

1. Поиск оси струйного течения в атмосфере. На больших вы­ сотах существуют довольно устойчивые воздушные течения боль­ шой скорости. Если такое течение попутно летательному аппарату, то имеет смысл максимально его использовать. Для этого само­ лет должен пересекать его, пока допплеровский измеритель не по­ кажет. максимальный угол сноса (максимальная скорость воздуха на оси струи), после чего необходимо развернуть самолет в сто­ рону сноса так, чтобы угол сноса обратился в нуль. Это дает пол­ ное использование ветра.

2. Синхронизация

аэрофотосъемки.

Скорость протяжки фото­

пленки

может быть синхронизирована с путевой скоростью, сле­

жение

фотокамеры

за трассой

полета — с помощью жесткой

связи

фотокамеры с

платформой

(на

которой размещены ан­

тенны), следящей за путевой линией.

§15. Измерение производной от частоты Допплера

Радиальное ускорение объекта пропорционально производной от частоты Допплера по времени. В случае радиолокации

wr =

dvr

с

dFr

(92)

dt

 

-dt

Ж

 

Если Fd измерена методом

счета

нулей (рис. 43) и выдается

в виде двоичного числа п

n = 2FDT3,

(93)

 

где Тэ— эталонный интервал,

определяющий

длительность па­

кета подсчитываемых импульсов, то ускорение можно найти по разности двух последовательных показаний скорости

wr

&Vr _ vr% Vr1

(94)

т г ~

rc

 

 

здесь Tc— ритм выдачи показаний

скорости, период повторения

эталонных интервалов.

 

 

Переход от дифференциалов к конечным приращениям озна­ чает отказ, от измерения мгновенного ускорения и переход к сред­ нему его значению по интервалу Тс. С учетом формулы (93) имеем59

С п

 

(95)

 

4/о Т9

 

 

91