Файл: Кукушкин В.К. Электромагнитные реле постоянного тока учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.5. ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ И НАГРУЗОЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛЯРИЗОВАННЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ РЕЛЕ

Статической электромеханической характеристикой реле называется зависимость электромагнитной силы от переме­ щения якоря при постоянном значении тока управления —

— / э (х, i.y = const).

Кроме статической электромеханической характеристи­ ки, для анализа работы поляризованных реле используется так называемая нагрузочная характеристика, под которой понимают зависимость электромагнитной силы от тока управления при определенном положении якоря —

- ~ / э О У

= c o n s t )'

Как ту, так и другую характеристику можно построить, используя выражение (2.106). Из него следует, что электро­ механическая и нагрузочная статические характеристики носят линейный характер.

В действительности экспериментальные характеристики несколько отличны от линейных. На рис. 2.16 показан примерный вид реальной зависимости / э (х, гу =0).

Отступление от линейного закона наступает при боль­ ших абсолютных значениях перемещения, когда между якорем и одним из полюсов создается весьма малый воз­ душный зазор, а между яко­ рем и другим полюсом - боль­ шой. При этом уменьшается магнитное сопротивление цепи якоря, и на характер зависимости / э (х, гу == 0) ока­

зывает влияние усилие / 2 (см. 2.3), создаваемое только

потоком управления. Однако ход якоря обычно ограничивается прямолинейным участком, что позволяет пользоваться при расчетах соотноше-

нием (2.106).

На рис. 2.17 представлено семеиство электромехани­ ческих характеристик поляризованного электромагнитного реле для различных значений тока управления.

Если отложить по оси ох величины смещения якоря от среднего положения при замкнутых контактах —влево х к

и вправо хК}(см. рис. 2.14) —и провести прямые, парал­

лельные оси ординат, то точки пересечения этих прямых с электромеханическими характеристиками дадут величины электромагнитной силы при двух крайних положениях покоя реле. Например, если контакты 3,1 замкнуты

64

при iy = 0, на якорь будет действовать усилие, опреде­

ляемое величиной ординаты а. Ее величина определится выражением (2.106) при /у = 0 . В этом случае

Л*: -V ^

Фп "

х к,

(2.107)

 

-in S

3

 

л,

2

1

2

 

 

'■>■> - о.

 

 

(2.108)

.V,.

 

—о,

 

 

 

 

Подставив в (2.107),

будем

иметь

 

 

 

фп 2

~

8.

(2.109)

 

 

;л05

2 3

'

В другом крайнем положении, когда замкнуты кон­ такты 3,2 (при iy =0),

 

-

 

(2.110)

Следовательно, усилие, с

которым якорь прижимается

к контакту 2, будет

 

 

 

 

 

 

ф п 2

о/—о/

( 2. 111)

/ э

""

а,-, 5

23

 

Предположим, что в исходном положении при гу = 0 замкнуты контакты 3,1. На якорь при этом действует уси-

65


лие, прижимающее его к контакту 1, определяемое выра­ жением (2.106). Для срабатывания реле необходимо подать в обмотку wy ток управления гу , величина которого опре­

делится из (2.103) при условии равенства нулю силы, дей­ ствующей на якорь.

Приравняв (2.103) нулю, получим

ф п 2 '-Кг

Wv

0.

(2.112)

[Х0 S

+ Ф« - Г 1

 

 

Отсюда ток трогания

I.

Ф,

о, — о,

(2.113)

Vo 5

2 wv

тр

- - у

 

Поток управления при этом будет

Ф т р = -

Фп (83 - о,)

(2.114)

2 о

 

В том случае, когда реле находится в покое при замкну­ тых контактах 3.2. для переброса якоря к контакту 1 необ­ ходим ток трогания, величина которого определится равен­ ством

' тр

[х0 5 ■2 Wy

(2.115)

 

Поток управления,

соответствующий этому току, будет

Фтр

ф n(V-V)

(2.116)

2 8

 

 

Па практике рабочее значение тока управления (уста­ новившееся значение /у ) так же, как и для нейтральных

реле, берется больше тока трогания на величину коэффи­ циента запаса к3 .

Нагрузочные характеристики / э (^у, ;c= const) целесо­ образно строить при х = хКг и х = хН2. Их можно полу­

чить или непосредственно по формуле (2.106), или путем перестроения семейства электромеханических характери­ стик.

На рис. 2.18 представлены нагрузочные характеристики для реле с двумя положениями якоря и равными величина­ ми отклонений якоря вправо и влево (хк = х к.)).

Электромеханические и нагрузочные статические харак­ теристики используются также для анализа поляризован­ ных электромагнитных реле с частичным и полным преоб­ ладанием. Как указывалось выше, в реле с полным преоб­ ладанием контакты 1 и 2 расположены по одну сторону ли­ нии симметрии ОО, (см. рис. 1.17), поэтому xKi и хк

имеют одинаковые знаки.


На рис. 2.19 приведены нагрузочные характеристики по­ ляризованного электромагнитного реле с полным преобла­ данием. В данном случае при гу=0 замкнуты контакты

3,2, т. е. x Kkj—x (см. рис. 1.17). Тяговое усилие, развивае­ мое при этом / э , может быть определено из выражения (2.111) а ток трогания - по формуле (2.115).

Частичное и полное преобладание может быть получено не только путем специальной установки неподвижных контактов. Этих же результатов можно достичь также пу­ тем создания двухобмоточного поляризованного реле с сим­ метричной установкой контактов. В этом случае по одной из обмоток протекает ток /н , создающий начальное намаг­

ничивание, а по другой—ток управления. Таким образом, общая намагничивающая сила управления определяется суммой F„ ~\~Fy- Выбором величины тока обмотки подмаг-

ничивания можно установить различный режим работы реле.

На рис. 2.20 представлен график, характеризующий за­ висимость положения реле от величины тока управления. При построении этого графика не учитывается изменение тока в обмотке управления при движении якоря. Считается,

57

что реле Срабатывает мгновенно при достижении током зна­ чения тока трогания.

На графике стрелками показано, в каком направлении!) может перемещаться точка, находящаяся на том или ином участке графика и характеризующая состояние реле.

В том случае, когда неподвижные контакты 1.2 распо­ ложены симметрично или когда ток в обмотке подмагничивания равен нулю, реле имеет два положения покоя и рабо­

тает с равным преобладанием. Ток

трогания

будет равен

г TPi при замыкании контактов 3,1

и гтро при

размыкании

контактов 3,2.

Если в обмотке подмагничивания протекает ток /н , то в состоянии покоя (при iy =0) будут замкнуты контакты

3,1. Для срабатывания реле необходимо, чтобы ток в об­ мотке управления создал намагничивающую силу, направ­ ленную в сторону, противоположную намагничивающей силе обмотки подмагничивания.

Г Л А В А Т Р Е Т Ь Я

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ РЕЛЕ ПОСТОЯННОГО ТОКА

3. 1. ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ РЕЛЕ

Рабочий цикл электромагнита

Рабочий цикл электромагнита можно разделить на че­ тыре основных этапа. Эти этапы полностью присущи работе нейтральных электромагнитных реле и с некоторыми допол­ нительными условиями—поляризованным реле различного типа. Однако понятия и определения, полученные при рас­ смотрении работы электромагнита, применимы как для нейтральных, так и для поляризованных реле.

Все этапы работы можно проследить по рис. 3.1, где представлено изменение обобщенной координаты х и тока

в рабочей обмотке i во времени t.

Первым этапом рабочего цикла электромагнита являет­ ся процесс срабатывания, который начинается с момента подачи напряжения на рабочую обмотку (£=0; х = х н ) и за­

канчивается приходом якоря из начального положения в конечное (t=tcp; х = х к). Этот этап определяется време­

нем троганин (Сф) и временем срабатывания (^дв )

^ср“ ^тр ~Ь"

(3.1)

В период трогания, в течение которого якорь остается неподвижным, ток в рабочей обмотке возрастает до величи­ ны тока трогания (гтр), обеспечивающей равенство элек­

тромагнитной силы силе противодействия. Затем якорь приходит в движение. Время трогания определяется не только рабочей обмоткой, схемой включения и условиями ее питания, но и параметрами магнитной цепи и противо­ действующими силами. '

Время движения при срабатывании (£дв) зависит от со­

отношения электромагнитной и противодействующей сил, а также от массы подвижных частей. В этот период со­

ва



вершаетси та механическая работа, которую выиолняет электромагнит.

После окончания перемещения якоря следует второй этап—период включенного состояния. В течение этого пе­ риода якорь неподвижен, а рабочая обмотка остается под напряжением. Время включенного состояния определяется условием эксплуатации реле. Оно накладывает определен­ ные условия на выбор размеров рабочей обмотки п ее па­ раметров с точки зрения тепловых характеристик, посколь­ ку температура нагрева обмотки в период включенного со­ стояния не должна превосходить допустимого значения.

Время третьего этапа рабочего цикла электромагнита характеризуется временем возврата якоря в исходное по­ ложение (tB) и определяется двумя составляющими: вре­

менем отпускания (70тп) и временем движения при отпус­ кании (^дв.,)

tп = tОТГ1 '•дв./

(3.2)

При отключении рабочей обмотки ток в ней спадает от величины установившегося значения /у до величины тока

(/.0Тп)> ПРИ котором электромагнитная сила становится рав­ ной силе противодействия в притянутом положении якоря.

70

Значение тока отпускания (готп) меньше величины тока трогания (гтр). Их отношение называется коэффициентом

возврата, величина которого всегда меньше единицы. Дли­ тельность процесса, в течение которого якорь остается неподвижным в притянутом положении, после размыкания цепи рабочей обмотки характеризуется временем отпуска­ ния (*отп)- Его величина зависит от величины противодей­

ствующей силы, условий отключения обмотки и от задер­ живающего действия вихревых токов в магнитной цепи и токов в короткозамкнутых контурах при их наличии.

Перемещение подвижных частей в исходное положение происходит в течение времени движения при отпускании

(?дп„). Нго величина зависит от ряда факторов, главную

роль в которых играет величина возвратного усилия.

Процессы срабатывания и возврата определяют динами­ ческие свойства электромагнита.

Рабочий цикл электромагнита завершается четвертым этапом—периодом выключенного состояния. Его величина так же, как и величина времени включенного состояния, определяется условиями эксплуатации и накладывает опре­ деленные условия на выбор обмотки из условий теплового режима ее работы при кратковременном и повторнократ­ ковременном режимах работы электромагнита.

Электрическая цепь обмотки электромагнита (рис.3.2) характеризуется уравнением

 

U = i r - : - ^ L .

(3.3)

где U —напряжение

dt

 

источника питания цепи обмотки;

/ —мгновенное значение тока в обмотке;

 

/- —активное сопротивление обмотки;

обмотки;

б —мгновенное

значение потокосцепления

t — время.

Если считать величину приложенного напряжения U постоянной (£/=const), то потокосцепление б будет изме­ няться только в периоды переходных процессов при вклю­ чении и выключении электромагнита, когда изменяются обобщенная координата х и ток в рабочей обмотке. В этом

случае полная

производная

d'b

являющаяся

э.

. .

 

д. с. (е),

наводимой в рабочей обмотке,

может

быть

представлена

в виде

d<l>

<?б

di

di>

 

 

 

—е

 

 

(3.4)

dt

di

dt

dx ■v,

 

 

где т»=- dx

 

 

 

скорость линейного или

углового

переме­

dt

 

 

 

 

 

 

 

щения якоря в соответствии со смыслом обобщенной координаты л.

71