Файл: Кукушкин В.К. Электромагнитные реле постоянного тока учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
2.5. ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ И НАГРУЗОЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛЯРИЗОВАННЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ РЕЛЕ
Статической электромеханической характеристикой реле называется зависимость электромагнитной силы от переме щения якоря при постоянном значении тока управления —
— / э (х, i.y = const).
Кроме статической электромеханической характеристи ки, для анализа работы поляризованных реле используется так называемая нагрузочная характеристика, под которой понимают зависимость электромагнитной силы от тока управления при определенном положении якоря —
- ~ / э О У |
= c o n s t )' |
Как ту, так и другую характеристику можно построить, используя выражение (2.106). Из него следует, что электро механическая и нагрузочная статические характеристики носят линейный характер.
В действительности экспериментальные характеристики несколько отличны от линейных. На рис. 2.16 показан примерный вид реальной зависимости / э (х, гу =0).
Отступление от линейного закона наступает при боль ших абсолютных значениях перемещения, когда между якорем и одним из полюсов создается весьма малый воз душный зазор, а между яко рем и другим полюсом - боль шой. При этом уменьшается магнитное сопротивление цепи якоря, и на характер зависимости / э (х, гу == 0) ока
зывает влияние усилие / 2 (см. 2.3), создаваемое только
потоком управления. Однако ход якоря обычно ограничивается прямолинейным участком, что позволяет пользоваться при расчетах соотноше-
нием (2.106).
На рис. 2.17 представлено семеиство электромехани ческих характеристик поляризованного электромагнитного реле для различных значений тока управления.
Если отложить по оси ох величины смещения якоря от среднего положения при замкнутых контактах —влево х к
и вправо хК}(см. рис. 2.14) —и провести прямые, парал
лельные оси ординат, то точки пересечения этих прямых с электромеханическими характеристиками дадут величины электромагнитной силы при двух крайних положениях покоя реле. Например, если контакты 3,1 замкнуты
64
при iy = 0, на якорь будет действовать усилие, опреде
ляемое величиной ординаты а. Ее величина определится выражением (2.106) при /у = 0 . В этом случае
Л*: -V ^ |
Фп " |
х к, |
(2.107) |
|
-in S |
3 |
|
л, |
2 |
1 |
2 |
|
|
'■>■> - о. |
|
|
(2.108) |
||||
.V,. |
|
—о, |
|
|
|
|
Подставив в (2.107), |
будем |
иметь |
|
|||
|
|
/э |
фп 2 |
~ |
8. |
(2.109) |
|
|
;л05 |
2 3 |
' |
В другом крайнем положении, когда замкнуты кон такты 3,2 (при iy =0),
|
- |
— |
|
(2.110) |
|
Следовательно, усилие, с |
которым якорь прижимается |
||||
к контакту 2, будет |
|
|
|
|
|
|
|
ф п 2 |
о/—о/ |
( 2. 111) |
|
/ э |
"" |
а,-, 5 |
23 |
||
|
Предположим, что в исходном положении при гу = 0 замкнуты контакты 3,1. На якорь при этом действует уси-
65
лие, прижимающее его к контакту 1, определяемое выра жением (2.106). Для срабатывания реле необходимо подать в обмотку wy ток управления гу , величина которого опре
делится из (2.103) при условии равенства нулю силы, дей ствующей на якорь.
Приравняв (2.103) нулю, получим
ф п 2 '-Кг |
Wv |
0. |
(2.112) |
|
[Х0 S |
+ Ф« - Г 1 |
|||
|
|
Отсюда ток трогания
I. |
Ф, |
о, — о, |
(2.113) |
Vo 5 |
2 wv |
||
тр |
- - у |
|
Поток управления при этом будет
Ф т р = - |
Фп (83 - о,) |
(2.114) |
|
2 о |
|||
|
В том случае, когда реле находится в покое при замкну тых контактах 3.2. для переброса якоря к контакту 1 необ ходим ток трогания, величина которого определится равен ством
' тр |
[х0 5 ■2 Wy |
(2.115) |
|
|
|||
Поток управления, |
соответствующий этому току, будет |
||
Фтр |
ф n(V-V) |
(2.116) |
|
2 8 |
|||
|
|
Па практике рабочее значение тока управления (уста новившееся значение /у ) так же, как и для нейтральных
реле, берется больше тока трогания на величину коэффи циента запаса к3 .
Нагрузочные характеристики / э (^у, ;c= const) целесо образно строить при х = хКг и х = хН2. Их можно полу
чить или непосредственно по формуле (2.106), или путем перестроения семейства электромеханических характери стик.
На рис. 2.18 представлены нагрузочные характеристики для реле с двумя положениями якоря и равными величина ми отклонений якоря вправо и влево (хк = х к.)).
Электромеханические и нагрузочные статические харак теристики используются также для анализа поляризован ных электромагнитных реле с частичным и полным преоб ладанием. Как указывалось выше, в реле с полным преоб ладанием контакты 1 и 2 расположены по одну сторону ли нии симметрии ОО, (см. рис. 1.17), поэтому xKi и хк
имеют одинаковые знаки.
На рис. 2.19 приведены нагрузочные характеристики по ляризованного электромагнитного реле с полным преобла данием. В данном случае при гу=0 замкнуты контакты
3,2, т. е. x Kkj—x (см. рис. 1.17). Тяговое усилие, развивае мое при этом / э , может быть определено из выражения (2.111) а ток трогания - по формуле (2.115).
Частичное и полное преобладание может быть получено не только путем специальной установки неподвижных контактов. Этих же результатов можно достичь также пу тем создания двухобмоточного поляризованного реле с сим метричной установкой контактов. В этом случае по одной из обмоток протекает ток /н , создающий начальное намаг
ничивание, а по другой—ток управления. Таким образом, общая намагничивающая сила управления определяется суммой F„ ~\~Fy- Выбором величины тока обмотки подмаг-
ничивания можно установить различный режим работы реле.
На рис. 2.20 представлен график, характеризующий за висимость положения реле от величины тока управления. При построении этого графика не учитывается изменение тока в обмотке управления при движении якоря. Считается,
57
что реле Срабатывает мгновенно при достижении током зна чения тока трогания.
На графике стрелками показано, в каком направлении!) может перемещаться точка, находящаяся на том или ином участке графика и характеризующая состояние реле.
В том случае, когда неподвижные контакты 1.2 распо ложены симметрично или когда ток в обмотке подмагничивания равен нулю, реле имеет два положения покоя и рабо
тает с равным преобладанием. Ток |
трогания |
будет равен |
г TPi при замыкании контактов 3,1 |
и гтро при |
размыкании |
контактов 3,2.
Если в обмотке подмагничивания протекает ток /н , то в состоянии покоя (при iy =0) будут замкнуты контакты
3,1. Для срабатывания реле необходимо, чтобы ток в об мотке управления создал намагничивающую силу, направ ленную в сторону, противоположную намагничивающей силе обмотки подмагничивания.
Г Л А В А Т Р Е Т Ь Я
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ РЕЛЕ ПОСТОЯННОГО ТОКА
3. 1. ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ РЕЛЕ
Рабочий цикл электромагнита
Рабочий цикл электромагнита можно разделить на че тыре основных этапа. Эти этапы полностью присущи работе нейтральных электромагнитных реле и с некоторыми допол нительными условиями—поляризованным реле различного типа. Однако понятия и определения, полученные при рас смотрении работы электромагнита, применимы как для нейтральных, так и для поляризованных реле.
Все этапы работы можно проследить по рис. 3.1, где представлено изменение обобщенной координаты х и тока
в рабочей обмотке i во времени t.
Первым этапом рабочего цикла электромагнита являет ся процесс срабатывания, который начинается с момента подачи напряжения на рабочую обмотку (£=0; х = х н ) и за
канчивается приходом якоря из начального положения в конечное (t=tcp; х = х к). Этот этап определяется време
нем троганин (Сф) и временем срабатывания (^дв )
^ср“ ^тр ~Ь" |
(3.1) |
В период трогания, в течение которого якорь остается неподвижным, ток в рабочей обмотке возрастает до величи ны тока трогания (гтр), обеспечивающей равенство элек
тромагнитной силы силе противодействия. Затем якорь приходит в движение. Время трогания определяется не только рабочей обмоткой, схемой включения и условиями ее питания, но и параметрами магнитной цепи и противо действующими силами. '
Время движения при срабатывании (£дв) зависит от со
отношения электромагнитной и противодействующей сил, а также от массы подвижных частей. В этот период со
ва
вершаетси та механическая работа, которую выиолняет электромагнит.
После окончания перемещения якоря следует второй этап—период включенного состояния. В течение этого пе риода якорь неподвижен, а рабочая обмотка остается под напряжением. Время включенного состояния определяется условием эксплуатации реле. Оно накладывает определен ные условия на выбор размеров рабочей обмотки п ее па раметров с точки зрения тепловых характеристик, посколь ку температура нагрева обмотки в период включенного со стояния не должна превосходить допустимого значения.
Время третьего этапа рабочего цикла электромагнита характеризуется временем возврата якоря в исходное по ложение (tB) и определяется двумя составляющими: вре
менем отпускания (70тп) и временем движения при отпус кании (^дв.,)
tп = tОТГ1 '•дв./ |
(3.2) |
При отключении рабочей обмотки ток в ней спадает от величины установившегося значения /у до величины тока
(/.0Тп)> ПРИ котором электромагнитная сила становится рав ной силе противодействия в притянутом положении якоря.
70
Значение тока отпускания (готп) меньше величины тока трогания (гтр). Их отношение называется коэффициентом
возврата, величина которого всегда меньше единицы. Дли тельность процесса, в течение которого якорь остается неподвижным в притянутом положении, после размыкания цепи рабочей обмотки характеризуется временем отпуска ния (*отп)- Его величина зависит от величины противодей
ствующей силы, условий отключения обмотки и от задер живающего действия вихревых токов в магнитной цепи и токов в короткозамкнутых контурах при их наличии.
Перемещение подвижных частей в исходное положение происходит в течение времени движения при отпускании
(?дп„). Нго величина зависит от ряда факторов, главную
роль в которых играет величина возвратного усилия.
Процессы срабатывания и возврата определяют динами ческие свойства электромагнита.
Рабочий цикл электромагнита завершается четвертым этапом—периодом выключенного состояния. Его величина так же, как и величина времени включенного состояния, определяется условиями эксплуатации и накладывает опре деленные условия на выбор обмотки из условий теплового режима ее работы при кратковременном и повторнократ ковременном режимах работы электромагнита.
Электрическая цепь обмотки электромагнита (рис.3.2) характеризуется уравнением
|
U = i r - : - ^ L . |
(3.3) |
где U —напряжение |
dt |
|
источника питания цепи обмотки; |
||
/ —мгновенное значение тока в обмотке; |
|
|
/- —активное сопротивление обмотки; |
обмотки; |
|
б —мгновенное |
значение потокосцепления |
t — время.
Если считать величину приложенного напряжения U постоянной (£/=const), то потокосцепление б будет изме няться только в периоды переходных процессов при вклю чении и выключении электромагнита, когда изменяются обобщенная координата х и ток в рабочей обмотке. В этом
случае полная |
производная |
d'b |
являющаяся |
э. |
. . |
||
|
д. с. (е), |
||||||
наводимой в рабочей обмотке, |
может |
быть |
представлена |
||||
в виде |
d<l> |
<?б |
di |
di> |
|
|
|
—е |
|
|
(3.4) |
||||
dt |
di |
dt |
dx ■v, |
|
|
||
где т»=- dx |
|
|
|
||||
скорость линейного или |
углового |
переме |
|||||
dt |
|
|
|
|
|
|
|
щения якоря в соответствии со смыслом обобщенной координаты л.
71