Файл: Крашенинников Е.М. Зимняя эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164. Этот автомат произ­ водит периодический пуск и прогрев двигателя при без­

гаражном хранении автомобиля в зимнее время.

Автомат представляет

собой закрытую металличе­

скую коробку, внутри которой

размещен набор пневма­

тических реле. Размер

коробки 500X 170X 190 мм.

В комплект автомата, помимо

коробки, входит камера

с краном для выпуска воды, диафрагменная воздушная камера включения стартера и датчик термостата, при­ крепленный к основанию коробки.

Принцип работы автомата заключается в следующем.

На стоянке или после длительной остановки, когда тем­ пература в системе охлаждения понизится до +40°,

автомат включает зажигание, приводит в действие стар­

тер и впрыскивает бензин в камеру карбюратора. Стар­ тер производит пуск двигателя, который после заводки работает на малых оборотах до повышения температуры воды в системе охлаждения до 80°. Когда температура

воды достигнет 80°, автомат выключит зажигание и дви­

гатель остановится.

В 1957 году была выпущена первая опытная партия таких автоматов. Испытания показали, что автомат ра­

ботает надежно и что может найти применение при без­ гаражном хранении автомобилей в зимнее время. Авто­

маты данной конструкции могут применяться на всех автомобилях, имеющих тормозную систему с пневмати­ ческим приводом. За ночь, в зависимости от температу­ ры окружающего воздуха, двигатель прогревается авто­

матом от 4 до 7 раз. Расход бензина на подогрев двига­ теля в течение ночи составляет 5—12 литров.

Шоферы и инженерно-технические работники Ново­ сибирского автотреста дают высокую оценку автоматам

для периодического прогрева двигателя.

Главным инженером АТК треста «Таймазбурнефть» В. Матвеевым разработана еще одна конструкция авто­ мата для периодического пуска и прогрева двигатетя1. Этот прибор-автомат присоединяется к системе электро­

оборудования автомобиля. Он состоит из термобиметал­

лического датчика температуры, введенного в нижний патрубок водяного радиатора, и исполнительного прибо­

1 Матвеев В. Автомат для периодического пуска и прогрева двигателя. Жури. «Автомобильный транспорт», № 10, 1958.

88


ра, монтируемого на переднем щите кабины под капо­ том. Прибор собран из стандартных узлов и деталей

телеграфно-кодовой аппаратуры.

Автомат компонуется в корпусе реле-регулятора РР-52. Этот прибор предназначен для автомобилей, снабженных стартерами с дистанционным включением.

Если он применяется на автомобилях с механическим

включением стартера, то в его комплект должен входить дополнительно соленоид. Испытания этого автомата также дали положительные результаты. К недостаткам этих автоматов относится сравнительно большой рас­ ход топлива и сложность конструкции.


ПУСК ДВИГАТЕЛЕМ ЗИМОИ

Пуск автотракторных двигателей и особенно трак­

торных дизелей в зимнее время представляет исключи­

тельно сложную и трудную задачу. Часто можно наблю­ дать, когда на пуск двигателя без применения специ­ альных приспособлений и устройств затрачивается свы­

ше часа времени. Такой длительный пуск двигателя требует от водителей большого количества энергии,

а также приводит к значительному сокращению рабочей смены.

Пуск автотракторных двигателей в зимнее время

может осуществляться двумя способами: пуск с предва­ рительным подогревом и пуск методом холодного запу­ ска с применением специальных масел и пускового ге­ нератора для карбюраторных двигателей. В настоящее время в лесной промышленности основным способом пуска является пуск с предпусковым подогревом дви­ гателя.

ОСОБЕННОСТИ ПУСКА КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

После проверки и предпускового подогрева автомо­ бильного карбюраторного двигателя с одновременным подогревом масла в картере заправляют систему охлаж­ дения горячей водой, выключают сцепление и приступают к пуску двигателя. Сцепление выключают для того, чтобы

облегчить проворачивание коленчатого вала в период пуска, так как проворачивание шестерен в коробке пе­

90

редач при включенном сцеплении в загустевшем масле требует значительно большего усилия.

Перед пуском двигателя для лучшего образования

горючей смеси рекомендуется прогревать впускной трубопровод. Наиболее простой и безопасный способ прогрева впускного трубопровода — это прогрев горячей водой, которую медленно поливают на трубопровод.

Пуск двигателя стартером следует производить толь­

ко в том случае, когда аккумуляторная батарея пол­

ностью заряжена, а двигатель хорошо обкатан и колен­

чатый вал хорошо вращается от руки. Но и в этом

случае рекомендуется перед пуском с помощью стартера

провернуть коленчатый вал рукой.

Продолжительность включения стартера должна

быть не более 4—5 секунд с промежутками между включением не менее 10—15 секунд. Если после 4—5

включений стартера двигатель не пускается, нужно

прекратить попытки пустить двигатель и выяснить при­ чину затруднения пуска. Если аккумуляторная бата­ рея заряжена слабо и если двигатель не полностью обкатан, пуск следует производить рукой за пусковую рукояткуПри пуске двигателя вручную не следует пус­ ковую рукоятку брать в обхват, так как возникновение преждевременных вспышек может привести к несчаст­ ным случаям.

Многие шоферы для сохранения аккумуляторных ба­ тарей первый (утренний) пуск двигателя производят вручную — пусковой рукояткой. Воздушную заслонку

карбюратора после пуска двигателя необходимо откры­ вать постепенно.

Если в период пуска в цилиндры попало много жид­ кого бензина, то это может привести к забрызгиванию свечей, смыванию масла со стенок цилиндров, к ухуд­ шению пуска и увеличению износа двигателя. Поэтому пуск при данных условиях необходимо прекратить

и«продуть» цилиндры, проворачивая коленчатый вал при вывернутых свечах. Свечи надо очистить, просушить

инесколько подогреть.

При небольшом избытке бензина в цилиндрах про­ дувку следует производить путем прокручивания колен­ чатого вала с полностью открытыми воздушной и дрос­ сельной заслонками.

91


Перед пуском двигателя ПД-10М рекомендуется за­ ливать в цилиндр через краник 2—3 сж3 пускового топ­ лива. Чистый бензин заливать нельзя, так как он смы­ вает смазку с зеркала цилиндра, что может привести

кзадирам поршня и цилиндра.

Всильные морозы количество масла для смазки пускового двигателя ПД-10М рекомендуется уменьшать до одной части на 18—20 частей бензина, так как боль­

шее содержание масла увеличивает образование нагара.

Работа ПД-10М на холостом ходу без прокручивания

дизеля более трех минут не рекомендуется, так как это приведет к его перегреву. Перед пуском двигателя ре­ комендуется в топливный бачок пускового двигателя за­ ливать пусковое топливо с комнатной температурой

(18—20°).

В начале работы пускового двигателя П-46 в зимнее время дополнительно приходится пользоваться кнопкой подкачивающего насоса карбюратора, для чего необхо­ димо сделать одну-пять подкачек топлива в сместитель-

ную камеру карбюратора. Бензин для пуска рекомен­ дуется применять облегченный и перед заливкой в ба­ чок, незадолго перед пуском, его рекомендуется подо­ греть до комнатной температуры.

ОСОБЕННОСТИ ПУСКА ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Пуск дизельных двигателей по сравнению с карбю­ раторными значительно сложнее из-за сравнительно большей степени сжатия, необходимой для повышения

температуры воздуха в конце такта сжатия до 500—603°. Высокая температура воздуха нужна для обеспечения

самовоспламенения подаваемого топлива в камеру сго­

рания. Получить при пуске высокую температуру возду­ ха в конце такта сжатия зимой значительно труднее, чем летом, так как температура засасываемого воздуха низкая, прокручивание коленчатого вала затруднено, а тепловые потери резко увеличиваются. Все это приво­ дит к понижению температуры в камере сжатия. Тепло­ вые потери увеличиваются в связи с тем, что прокручи­ вание коленчатого вала затруднено, поршни двигаются с меньшей скоростью, в результате сжимаемый воздух более длительное время соприкасается со стенками

92

цилиндров и происходит утечка воздуха через неплот­

ности поршневых колец. Холодный воздух требует так­

же большего количества тепла на нагрев. Поэтому для более быстрого и легкого пуска двигателя необходимо обеспечить вращение коленчатого вала со скоростью не менее 100—150 об/мин.

Для ускорения прогрева двигателя и для более лег­ кого первоначального прокручивания копенчатого вала тракторные дизели имеют декомпрессионный механизм. Пуск двигателя Д-40Т осуществляется в следующей по­ следовательности.

После проверки готовности дизеля к работе прогре­ вают его паром, горячей водой или при помощи инди­ видуального подогревателя. Затем заливают систему охлаждения горячей водой. Рычаг коробки передач ста­ вят в нейтральное положение, а муфту сцепления вы­ ключают. Подачу топлива выключают, а обогатитель подачи и декомпрессионное устройство включают. Поль­ зоваться обогатителем следует только при износе плун­

жерных пар. После этого выключают муфту сцепления механизма передачи пускового двигателя, и пусковой двигатель запускают.

На время прогрева пускового двигателя следует включить муфту механизма передачи. После прогрева снова выключить муфту механизма передачи, ввести в за­ цепление с венцом маховика шестерню механизма вклю­ чения, плавно включить муфту сцепления и начать про­ кручивание коленчатого вала дизеля. После некоторого прокручивания коленчатого вала выключить декомпрес­ сионное устройство и включить подачу топлива. Если после включения подачи топлива в течение 5—10 секунд

в цилиндрах нет вспышек, то необходимо выключить по­ дачу топлива и продолжать еще некоторое время, про­ кручивание дизеля для дополнительного прогрева. Сле­ дует иметь в виду, что прокручивание коленчатого вала дизеля с подачей топлива при отсутствии вспышек зна­ чительно затрудняет пуск.

Пуск двигателей КДМ-46 и КДМ-100 в холодную погоду в основном производится так же, как и летом. Но предварительно следует прогреть двигатель залив­ кой горячей воды или паром, и дополнительно еще при­

ходится пользоваться кнопкой подкачивающего насоса карбюратора, применять подогреватель воздуха при

93


проворачивании коленчатого вала дизеля пусковым дви­ гателем через редуктор.

Прогревать двигатели КДМ.-46 или КДМ-100 можно заливкой горячей воды или паром. Первый способ, как наиболее простой, осуществляется в следующем поряд­ ке: открыть спускной вентиль на водяном патрубке

радиатора и спускную пробку в задней крышке водорас­

пределительной

камеры блока двигателя; пропустить

через систему

охлаждения 2—3 ведра горячей воды,

подогретой до

температуры 60—80°; закрыть вентиль

и спускную пробку и залить систему охлаждения водой

с температурой 80—90°. Подождав несколько минут, слить остывшую воду и снова заполнить систему охлаж­ дения горячей водой. Количество пропускаемой воды

через систему охлаждения зависит от температуры окру­ жающей среды.

Перед пуском двигателя следует проверить работу водяного насоса, проворачивая коленчатый вал дизеля за заводную рукоятку пускового двигателя с включенной пусковой шестерней. После этого приступают к пуску

пускового двигателя. Как только двигатель прогреется,

переходят к прогреву дизеля, проворачивая его коленча­ тый вал через редуктор. При этом включают декомпрес­ сионный механизм, устанавливая рычаг декомпрессора

вположение «пуск», выключают подачу топлива и вводят

взацепление шестерню включения с венцом маховика.

После некоторого прогрева дизеля редуктор переклю­

чают на прямую передачу, а рычаг декомпрессора пере­

водят из положения

«пуск» в

положение

«половина»

и затем в положение «рабочее».

Окончив

прогрев, на

ускоренной передаче

включают

подачу топлива. Дли­

тельность прогрева и

пуска дизеля целиком зависит

от температуры окружающего воздуха. Для ускорения пуска дизеля в холодную погоду необходимо исполь­ зовать подогревательное устройство, состоящее из руч­ ного насоса, впрыскивающего дизельное топливо в поток воздуха, засасываемого дизелем (при прокручивании его пусковым двигателем), и свечи для воспламенения впрыснутого топлива.

Для быстрого пуска двигателей ЯАЗ-204А при низкой температуре воздуха они оборудуются, кроме индивиду­ альных безламповых подогревателей, пусковыми подо­ гревателями воздуха. При температуре окружающего

94