Файл: Крашенинников Е.М. Зимняя эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164. Этот автомат произ водит периодический пуск и прогрев двигателя при без
гаражном хранении автомобиля в зимнее время.
Автомат представляет |
собой закрытую металличе |
|
скую коробку, внутри которой |
размещен набор пневма |
|
тических реле. Размер |
коробки 500X 170X 190 мм. |
|
В комплект автомата, помимо |
коробки, входит камера |
с краном для выпуска воды, диафрагменная воздушная камера включения стартера и датчик термостата, при крепленный к основанию коробки.
Принцип работы автомата заключается в следующем.
На стоянке или после длительной остановки, когда тем пература в системе охлаждения понизится до +40°,
автомат включает зажигание, приводит в действие стар
тер и впрыскивает бензин в камеру карбюратора. Стар тер производит пуск двигателя, который после заводки работает на малых оборотах до повышения температуры воды в системе охлаждения до 80°. Когда температура
воды достигнет 80°, автомат выключит зажигание и дви
гатель остановится.
В 1957 году была выпущена первая опытная партия таких автоматов. Испытания показали, что автомат ра
ботает надежно и что может найти применение при без гаражном хранении автомобилей в зимнее время. Авто
маты данной конструкции могут применяться на всех автомобилях, имеющих тормозную систему с пневмати ческим приводом. За ночь, в зависимости от температу ры окружающего воздуха, двигатель прогревается авто
матом от 4 до 7 раз. Расход бензина на подогрев двига теля в течение ночи составляет 5—12 литров.
Шоферы и инженерно-технические работники Ново сибирского автотреста дают высокую оценку автоматам
для периодического прогрева двигателя.
Главным инженером АТК треста «Таймазбурнефть» В. Матвеевым разработана еще одна конструкция авто мата для периодического пуска и прогрева двигатетя1. Этот прибор-автомат присоединяется к системе электро
оборудования автомобиля. Он состоит из термобиметал
лического датчика температуры, введенного в нижний патрубок водяного радиатора, и исполнительного прибо
1 Матвеев В. Автомат для периодического пуска и прогрева двигателя. Жури. «Автомобильный транспорт», № 10, 1958.
88
ра, монтируемого на переднем щите кабины под капо том. Прибор собран из стандартных узлов и деталей
телеграфно-кодовой аппаратуры.
Автомат компонуется в корпусе реле-регулятора РР-52. Этот прибор предназначен для автомобилей, снабженных стартерами с дистанционным включением.
Если он применяется на автомобилях с механическим
включением стартера, то в его комплект должен входить дополнительно соленоид. Испытания этого автомата также дали положительные результаты. К недостаткам этих автоматов относится сравнительно большой рас ход топлива и сложность конструкции.
ПУСК ДВИГАТЕЛЕМ ЗИМОИ
Пуск автотракторных двигателей и особенно трак
торных дизелей в зимнее время представляет исключи
тельно сложную и трудную задачу. Часто можно наблю дать, когда на пуск двигателя без применения специ альных приспособлений и устройств затрачивается свы
ше часа времени. Такой длительный пуск двигателя требует от водителей большого количества энергии,
а также приводит к значительному сокращению рабочей смены.
Пуск автотракторных двигателей в зимнее время
может осуществляться двумя способами: пуск с предва рительным подогревом и пуск методом холодного запу ска с применением специальных масел и пускового ге нератора для карбюраторных двигателей. В настоящее время в лесной промышленности основным способом пуска является пуск с предпусковым подогревом дви гателя.
ОСОБЕННОСТИ ПУСКА КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
После проверки и предпускового подогрева автомо бильного карбюраторного двигателя с одновременным подогревом масла в картере заправляют систему охлаж дения горячей водой, выключают сцепление и приступают к пуску двигателя. Сцепление выключают для того, чтобы
облегчить проворачивание коленчатого вала в период пуска, так как проворачивание шестерен в коробке пе
90
редач при включенном сцеплении в загустевшем масле требует значительно большего усилия.
Перед пуском двигателя для лучшего образования
горючей смеси рекомендуется прогревать впускной трубопровод. Наиболее простой и безопасный способ прогрева впускного трубопровода — это прогрев горячей водой, которую медленно поливают на трубопровод.
Пуск двигателя стартером следует производить толь
ко в том случае, когда аккумуляторная батарея пол
ностью заряжена, а двигатель хорошо обкатан и колен
чатый вал хорошо вращается от руки. Но и в этом
случае рекомендуется перед пуском с помощью стартера
провернуть коленчатый вал рукой.
Продолжительность включения стартера должна
быть не более 4—5 секунд с промежутками между включением не менее 10—15 секунд. Если после 4—5
включений стартера двигатель не пускается, нужно
прекратить попытки пустить двигатель и выяснить при чину затруднения пуска. Если аккумуляторная бата рея заряжена слабо и если двигатель не полностью обкатан, пуск следует производить рукой за пусковую рукояткуПри пуске двигателя вручную не следует пус ковую рукоятку брать в обхват, так как возникновение преждевременных вспышек может привести к несчаст ным случаям.
Многие шоферы для сохранения аккумуляторных ба тарей первый (утренний) пуск двигателя производят вручную — пусковой рукояткой. Воздушную заслонку
карбюратора после пуска двигателя необходимо откры вать постепенно.
Если в период пуска в цилиндры попало много жид кого бензина, то это может привести к забрызгиванию свечей, смыванию масла со стенок цилиндров, к ухуд шению пуска и увеличению износа двигателя. Поэтому пуск при данных условиях необходимо прекратить
и«продуть» цилиндры, проворачивая коленчатый вал при вывернутых свечах. Свечи надо очистить, просушить
инесколько подогреть.
При небольшом избытке бензина в цилиндрах про дувку следует производить путем прокручивания колен чатого вала с полностью открытыми воздушной и дрос сельной заслонками.
91
Перед пуском двигателя ПД-10М рекомендуется за ливать в цилиндр через краник 2—3 сж3 пускового топ лива. Чистый бензин заливать нельзя, так как он смы вает смазку с зеркала цилиндра, что может привести
кзадирам поршня и цилиндра.
Всильные морозы количество масла для смазки пускового двигателя ПД-10М рекомендуется уменьшать до одной части на 18—20 частей бензина, так как боль
шее содержание масла увеличивает образование нагара.
Работа ПД-10М на холостом ходу без прокручивания
дизеля более трех минут не рекомендуется, так как это приведет к его перегреву. Перед пуском двигателя ре комендуется в топливный бачок пускового двигателя за ливать пусковое топливо с комнатной температурой
(18—20°).
В начале работы пускового двигателя П-46 в зимнее время дополнительно приходится пользоваться кнопкой подкачивающего насоса карбюратора, для чего необхо димо сделать одну-пять подкачек топлива в сместитель-
ную камеру карбюратора. Бензин для пуска рекомен дуется применять облегченный и перед заливкой в ба чок, незадолго перед пуском, его рекомендуется подо греть до комнатной температуры.
ОСОБЕННОСТИ ПУСКА ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Пуск дизельных двигателей по сравнению с карбю раторными значительно сложнее из-за сравнительно большей степени сжатия, необходимой для повышения
температуры воздуха в конце такта сжатия до 500—603°. Высокая температура воздуха нужна для обеспечения
самовоспламенения подаваемого топлива в камеру сго
рания. Получить при пуске высокую температуру возду ха в конце такта сжатия зимой значительно труднее, чем летом, так как температура засасываемого воздуха низкая, прокручивание коленчатого вала затруднено, а тепловые потери резко увеличиваются. Все это приво дит к понижению температуры в камере сжатия. Тепло вые потери увеличиваются в связи с тем, что прокручи вание коленчатого вала затруднено, поршни двигаются с меньшей скоростью, в результате сжимаемый воздух более длительное время соприкасается со стенками
92
цилиндров и происходит утечка воздуха через неплот
ности поршневых колец. Холодный воздух требует так
же большего количества тепла на нагрев. Поэтому для более быстрого и легкого пуска двигателя необходимо обеспечить вращение коленчатого вала со скоростью не менее 100—150 об/мин.
Для ускорения прогрева двигателя и для более лег кого первоначального прокручивания копенчатого вала тракторные дизели имеют декомпрессионный механизм. Пуск двигателя Д-40Т осуществляется в следующей по следовательности.
После проверки готовности дизеля к работе прогре вают его паром, горячей водой или при помощи инди видуального подогревателя. Затем заливают систему охлаждения горячей водой. Рычаг коробки передач ста вят в нейтральное положение, а муфту сцепления вы ключают. Подачу топлива выключают, а обогатитель подачи и декомпрессионное устройство включают. Поль зоваться обогатителем следует только при износе плун
жерных пар. После этого выключают муфту сцепления механизма передачи пускового двигателя, и пусковой двигатель запускают.
На время прогрева пускового двигателя следует включить муфту механизма передачи. После прогрева снова выключить муфту механизма передачи, ввести в за цепление с венцом маховика шестерню механизма вклю чения, плавно включить муфту сцепления и начать про кручивание коленчатого вала дизеля. После некоторого прокручивания коленчатого вала выключить декомпрес сионное устройство и включить подачу топлива. Если после включения подачи топлива в течение 5—10 секунд
в цилиндрах нет вспышек, то необходимо выключить по дачу топлива и продолжать еще некоторое время, про кручивание дизеля для дополнительного прогрева. Сле дует иметь в виду, что прокручивание коленчатого вала дизеля с подачей топлива при отсутствии вспышек зна чительно затрудняет пуск.
Пуск двигателей КДМ-46 и КДМ-100 в холодную погоду в основном производится так же, как и летом. Но предварительно следует прогреть двигатель залив кой горячей воды или паром, и дополнительно еще при
ходится пользоваться кнопкой подкачивающего насоса карбюратора, применять подогреватель воздуха при
93
проворачивании коленчатого вала дизеля пусковым дви гателем через редуктор.
Прогревать двигатели КДМ.-46 или КДМ-100 можно заливкой горячей воды или паром. Первый способ, как наиболее простой, осуществляется в следующем поряд ке: открыть спускной вентиль на водяном патрубке
радиатора и спускную пробку в задней крышке водорас
пределительной |
камеры блока двигателя; пропустить |
через систему |
охлаждения 2—3 ведра горячей воды, |
подогретой до |
температуры 60—80°; закрыть вентиль |
и спускную пробку и залить систему охлаждения водой
с температурой 80—90°. Подождав несколько минут, слить остывшую воду и снова заполнить систему охлаж дения горячей водой. Количество пропускаемой воды
через систему охлаждения зависит от температуры окру жающей среды.
Перед пуском двигателя следует проверить работу водяного насоса, проворачивая коленчатый вал дизеля за заводную рукоятку пускового двигателя с включенной пусковой шестерней. После этого приступают к пуску
пускового двигателя. Как только двигатель прогреется,
переходят к прогреву дизеля, проворачивая его коленча тый вал через редуктор. При этом включают декомпрес сионный механизм, устанавливая рычаг декомпрессора
вположение «пуск», выключают подачу топлива и вводят
взацепление шестерню включения с венцом маховика.
После некоторого прогрева дизеля редуктор переклю
чают на прямую передачу, а рычаг декомпрессора пере
водят из положения |
«пуск» в |
положение |
«половина» |
и затем в положение «рабочее». |
Окончив |
прогрев, на |
|
ускоренной передаче |
включают |
подачу топлива. Дли |
|
тельность прогрева и |
пуска дизеля целиком зависит |
от температуры окружающего воздуха. Для ускорения пуска дизеля в холодную погоду необходимо исполь зовать подогревательное устройство, состоящее из руч ного насоса, впрыскивающего дизельное топливо в поток воздуха, засасываемого дизелем (при прокручивании его пусковым двигателем), и свечи для воспламенения впрыснутого топлива.
Для быстрого пуска двигателей ЯАЗ-204А при низкой температуре воздуха они оборудуются, кроме индивиду альных безламповых подогревателей, пусковыми подо гревателями воздуха. При температуре окружающего
94