Файл: Кравченко, Петр Ефимович. Усталостная прочность учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тогда

и

(8)

Величины коэффициентов ф для некоторых мате­ риалов даются в приложении 2.

Снижение выносливости детали по сравнению с вы­ носливостью образца учтем с помощью коэффициентов

Рт, у ,

ох.

Формулу (8) в

этом случае

следует запи­

сать так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(8')

Использование полученных формул рассмотрим на

примерах.

 

Поршневой

 

 

 

Пример 2.

 

 

 

палец

дизеля

восприни­

 

 

 

мает нагрузки, распреде­

 

 

 

ленные,

как

указано

на

 

 

 

рис. 44, *.б

 

 

Материал

 

 

 

пальца — сталь 18 ХИВА.

 

 

 

Размеры его (см. рис. 44):

 

 

 

внутренний

 

диаметр

 

 

 

dB = 2,2 см,

 

 

 

 

 

 

 

 

наружный

диаметр

 

 

 

dH = 4,2

см,

 

а — 4,9

см,

 

 

 

b ~ 5,55

см и

I

= 13,2

см.

 

 

 

Требуется

определить

 

 

 

запас

прочности

пальца

 

 

 

при работе на установив­

 

 

 

шемся

 

режиме

макси­

Рис. 44. Схема нагрузок,

действу­

мального крутящего

мо­ ющих на поршневой палец дви­

мента,

когда

 

газовая

на-

гателя

можно

грузка

Р = 16 000 кг,

а инерционную нагрузку

считать равной нулю.

 

 

 

 

* Изучая

характер деформации работавших

пальцев

и места

их изломов, Р. С. Кинасошвили пришел к выводу, что нагрузка на палец распределяется именно так, как показано на рис. 44, б.

85


Решение. 1. Найдем максимальные рабочие напря­ жения в контурных точках поперечного сечения пальца:

max Mz

max ~ра3 =

,

лd$

где rz=-gf-(l )*-a.

dR 2,2

Так как a=-^— =■ -4,2- = 0,524 , то

= ?~A’~2-3* (1 —°>5244) = 6-7 смз-

Максимальный изгибающий момент возникает в сред­ нем сечении пальца и равен:

,,

Р

Р

■ х2 =

max Mz—. --

х,---- g-

_ Р ( 1

l — b Дч

р а__

2 \ Щ 2

' 2 /

2 ‘ 4 ~

= 8000 (2,78 +.1,27 — 1,2)

= 8000 •

3,85 = 30800 кгсм.

Поэтому max а б = §2§00 _ ^qq кг'см2 = 46 кабиж2

Далее из приложения 1 находим для стали 18ХНВА:

аг = 85 каДиг2,

a_j = 54 кг!мм2.

Поэтому рабочий запас прочности пальца по отношению к пределу текучести [см. формулу (7)] будет:

аг

85

п = —~— = -пг = 1,85.

max <зраб

46

2. При работе дизеля на

установившемся режиме

максимального крутящего момента инерционные силы незначительны, и палец воспринимает лишь газовую на­ грузку, изменяющуюся циклически от max Р — 16000 кг

до minP = 0.

Эта нагрузка вызывает в наружных точках опасного сечения нормальные напряжения, изменяющиеся (тоже циклически) от <?гаах = 46 кг!мм2 до аш1п = 0 .

Таким образом, напряжения в этом случае изменя­ ются по пульсирующему циклу, для которого коэффи­

циент несимметрии г — 0, а <за = ас = ■= 23 кг]мм2.

86


3. Определим величины коэффициентов

, у

и В.

Из рис. 30 (кривая 2)

получим для нашего случая

у =

= 1,3, а

(3 = 8 = 1, так как концентрация

напряжений

отсутствует и поверхность пальца полируется.

 

4. Рабочий запас прочности по отношению к пределу

выносливости будет:

54

 

 

п ~

’—I

 

 

• ая +

= 1 • 1,3- 1 - 23 + 0,2-23 = 1,5S’

где ф берется из приложения 2 и равно 0,2.

При работе двигателя на других режимах соотноше­ ние между газовой и инерционной нагрузками изменит­ ся, изменятся величины omax, omin, а значит, изме­ нится и запас прочности пальца.

Пример 3. Клапанная пружина дизеля изготовлена из стали 50ХФА, для которой предел выносливости при пульсирующем цикле т0 = 45 кг/мм2, предел вынос­ ливости при симметричном цикле т_1 =0,6 -т0 =

— 27 кг/мм2 и G — 8,4 • 105 кг!см2.

Из ТУ на изготовление пружины известны: а) высота пружины:

— в свободном состоянии Нсв = 6 см

 

при закрытом клапане

/Л = 4,24

см

б)

при открытом клапане

Н2 = 2,94

см.

 

число рабочих витков — пв = 4,5

 

в)

 

диаметр проволоки — d — 0,4 см

 

г)

наружный диаметр пружины — Pw=4,7 см.

Требуется определить запас прочности пружины по

отношению к пределу выносливости.

Решение. 1. Определим силы Pmin и Ртах, потребные для сжатия пружины до высоты Н\ и до высоты Н2.

При сжатии до высоты /71 деформация пружины будет

\ — Нсв — = 6 — 4,24= 1,76 см, а при

сжатии до

высоты

Н2 —).2 = Нсд —Н2 = б — 2,94 — 3,06

см. .

Этим деформациям отвечают сжимающие силы, ве­

личину

которых найдем из зависимости:

 

= *Gt

Отсюда

р_ *Gfii

р

1,76-8,4-Юз-0 4*

~

„9

8£>3лв ’

^min

8(4,7-0,4/4,5

Кг и

п

3,06-8.4-105.0.44

Кг'

 

 

8 (4

7-0,4/-4,5 ~23

 

87


2. Этим силам отвечают напряжения:

т . = 8Лп,п-Д = 8-13,2 С4,7-0,4) _

2 _

mm

nd3

тг-0,43

 

-2OU KlfCM —

= 22,6

кг;мм? и ттах =

= 3940 кг^м2 =

= 39,4 кг/мм2*.

Таким образом при работе дизеля в клапанной пру­ жине возникают касательные напряжения, изменяю­ щиеся по установившемуся несимметричному циклу.

Среднее и амплитудное напряжения этого цикла бу­ дут:

Tmax + 'min

39,4 + 22,6

q,

,

о--------

— --------2------- —

*

Кс-МЛ1

 

Элах ттш

39,4 — 22,6

„ .

,

2

И ------- 2-------

------- 2--------= о,4

KZ'MM .

3. Коэффициенты

и у в нашем случае могут быть

приняты равными единице, так как конструктивные кон­ центраторы напряжений отсутствуют, а диаметр прово­ локи пружины весьма мал.

Поверхность проволоки не полируется, но пружина подвергается дробеструйной обработке. Поэтому коэф­

фициент 8

тоже можно принять равным

единице.

4. Запас прочности пружины будет:

 

 

т, 27

 

 

 

 

 

1 • 1 • 1-8,4+0,2-31

 

где коэффициент

 

 

 

‘Т

2т ,-т0

2-27-45

9

и’--

т0

45

45

§ 15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПАСОВ ПРОЧНОСТИ ПРИ СОЧЕТАНИИ ИЗГИБА С КРУЧЕНИЕМ

Пусть нагружение детали таково, что в поперечной площадке, проведенной-через ее опасную точку, дейст­ вуют одновременно и нормальные, и касательные на­

пряжения и пусть

они изменяются

по

симметричному

* При вычислении

т напряжения от

среза

не учитывались,

так как их величина в нашем случае в 23,5 раза меньше найденных величин т от кручения.

88


циклу и синфазно., т. е. так, что экстремальные значения их достигаются одновременно.

Примером такого нагружения может быть нагруже­ ние детали, работающей на изгиб с кручением или на растяжение с кручением.

В этих и подобных случаях оценку выносливости де­ тали можно дать лишь с помощью какой-либо из тео­ рий прочности, применяемых при статических расчетах.

И так как возникновение сдвигов и последующее за­ рождение усталостной трещины вызывается максималь­ ными касательными напряжениями в- площадках сдвига,

то расчеты на выносливость надо вести по теории, счи­ тающей причиной разрушения именно эти напряжения,

т. е. по третьей теории прочности. * При расчетах на выносливость эта теория требует,

чтобы max т, возникающие в площадках сдвига при сложном напряженном состоянии, не превышали пре­ дельных т (тоже в площадках сдвига) при растяже­ нии—сжатии или чистом изгибе. Но в последних случаях

max т — та2х-ст , и поэтому "пред = —9—. Очевидно

также, что предельными нормальными напряжениями в

этих случаях будут пределы выносливости <з_1Р и

.

Поэтому для случая изгиба с кручением

a-i

 

т,г^ = —.

Выбрав некоторый запас прочности п, получим величи­

ну допускаемого касательного напряжения в площадке сдвига:

 

 

r ,

znped

а~1

 

 

 

 

Н = — = -~2Г

 

 

Предположим вначале

(как и в предыдущих

пара­

графах), что

Р — у = 5

= 1.

Тогда выносливость де­

тали

будет обеспечена,

если

рабочее т

в площадке

сдвига будет

меньше допускаемого', т. е. если

 

 

max т = ~ У

+ 4т2; <

,

(9)

где

и

— амплитуды нормальных и касательных

напряжений

в поперечной площадке, проведенной через

опасную точку рассчитываемой

детали.

* Часто в

расчетах используется

также теория, которая исхо­

дит из энергии изменения формы.

89