Файл: Кравченко, Петр Ефимович. Усталостная прочность учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
Известен также случай излома вагонной оси от не значительного углубления, вызванного острым керном на поверхности оси.
Поэтому надо всеми способами предохранять поверх
ность напряженных и ответственных деталей от царапин, забоев при разборке и сборке, от загрязнения и после
дующего увеличенного истирания.
Следует также оберегать защитные покрытия (ок раску, специальные металлические покрытия и т. п.), предотвращающие не только явление коррозии, но и
усталостные разрушения.
Кроме того, необходимо исключить возможность вредного влияния перегрузок переменными напряжени ями, для чего машины должны использоваться только
при нормальном режиме их эксплуатации, с обеспечени ем плавного пуска и остановок и т. п
Но совершенно очевидно, что какие бы меры ни бы
ли приняты, они не исключают необходимости в перио дических осмотрах деталей машин с целью обнаружения усталостных трещин. Так, в железнодорожной практике применяется профилактический осмотр осей и бандажей, чем значительно сокращается число неожиданных поло мок. Особенно уместными и тщательными должны быть эти осмотры при ремонте механизмов и машин.
В условиях ремонтного предприятия современные ме тоды дефектоскопии позволяют обнаруживать возник шие трещины и тем самым в ряде случаев предотвращать аварию машины или механизма.
Если заменить деталь с обнаруженной усталостной макротрещиной не -представляется возможным, то даль
нейшее распространение этой трещины в ряде случаев
можно замедлить, рассверлив небольшое отверстие в ее вершине. Тем самым резко уменьшается концентрация напряжений, которая была в остром конце трещины, и замедляется скорость распространения возникшей тре
щины.
Глава V
ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Расчеты деталей машин, испытывающих переменные напряжения, начинаются в большинстве случаев со
статического расчета. Целью такого расчета яв
ляется предварительное определение размеров детали из условий статической прочности.
После определения этих размеров и выбора конструк тивных форм производится проверочный расчет детали на выносливость, в котором должны учитывать ся влияние концентрации напряжений и размеров дета ли, влияние окружающей среды и других факторов, рас смотренных в §§ 10—12.
Но если качественно влияние каждого из этих, фак торов изучено достаточно подробно, то иначе обстоит дело с количественной оценкой.
Естественному стремлению отразить это влияние в расчетах на выносливость препятствует недостаточное
развитие и теории, и опытов, особенно опытов на натур ных деталях.
Можно даже сказать, что в машиностроении имеется ощутимый разрыв между сравнительно высоким уров нем развития науки об используемых материалах и рас четами на прочность при переменных напряжениях.
Следует также иметь в виду, что характер измене ния напряжений во времени может быть самым разнооб
разным. Поэтому при расчете деталей различают пере
менные напряжения, изменяющиеся по установив шемуся режиму, и переменные напряжения, измене ние которых носит случайный характер.
Примером первых являются напряжения, возникаю щие в деталях кривошипно-шатунного механизма при
. установившемся режиме работы двигателя. В этом слу-
75
чае изменения крутящего момента двигателя, как из
вестно, носят периодический (циклический) характер (рис. 40), а поэтому и напряжения в деталях кривошип но-шатунного механизма изменяются тоже циклически.
Рис. 40. Изменение крутящего момента с изме нением угла поворота коленчатого вала дви гателя
Примером напряжений, изменение которых во време ни носит случайный характер, являются напряжения, возникающие в деталях подвески автомобиля при дви
жении его по пересеченной местности.
Ниже рассматриваются расчеты лишь таких деталей, напряжения в которых изменяются по установившемуся режиму *.
Рассмотрим сначала методику расчета при действии напряжений симметричного цикла.
§ 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПАСОВ ПРОЧНОСТИ ПРИ ДЕЙСТВИИ НАПРЯЖЕНИЙ СИММЕТРИЧНОГО ЦИКЛА
Конечной целью проверочных расчетов при действий
статических нагрузок является |
определение |
величины |
Gnped |
7 |
(1) |
max а |
где п — фактически существующий или рабочий коэф фициент запаса прочности (в последующем вместо тер мина «коэффициент запаса прочности» используется термин «запас прочности»);
* Подробное изложение вопросов расчета на' выносливость и долговечность приводится в работах [2], [4]г [11], [12], [15].
76
апред _ Предельное для данного материала напряжение
(для пластичных материалов °пред = Для хрупких — °пред = ав )! тах с — рабочее напряжение в опасной точке поперечного сечения рассчитываемой детали *.
Аналогично выполняется проверочный расчет и при
действии переменных напряжений, но в этом случае предельным напряжением будет предел выносливости.
Пусть нагружение детали таково, что в опасной точ ке поперечного сечения возникают только нормальные или только касательные напряжения, изменяющиеся по установившемуся симметричному циклу и имеющие ам
плитуду |
или та. |
... |
Такое изменение напряжений имеет место в попереч |
||
ных сечениях образца (рис. 4) |
и вагонной оси (.рис. 11), |
а также в поперечных сечениях вала, закручиваемого на угол +6°.
Предположим, что предел выносливости детали равен
пределу выносливости образца |
o-i или "м, |
т. е. коэф |
|
фициенты |
= Т = 3 = 1. |
|
|
Тогда прочность детали будет обеспечена, если вы |
|||
полняется |
условие: |
|
|
|
С . |
1 |
|
|
ИЛИ |
|
|
где п — нормативный или выбранный запас |
прочности |
по отношению к пределу выносливости.
Величина его задается специальными нормами или
выбирается проектировщиком на основании известных соображений [12].
Для стальных деталей она изменяется в пределах
1,3—8. Величину рабочего запаса прочности рас сматриваемой детали можно определить по формуле, аналогичной формуле (1):
(3)
где — амплитуда действующего цикла.
* При действии касательных напряжений 'формула (1) и пояс нения к ней записываются аналогично.
77
Если коэффициенты ^,7, 8 больше единицы,, то в расчетную формулу вводятся их значения:
°-i
(3')
Пример 1. Определить рабочий запас прочности в среднем сечении оси грузового вагона, движущегося по прямолинейному участку пути (рис.
41). Материал оси— осевая сталь (0,30— 0,45% С). Нагрузка
на ось 2Р = 20 т. Поверхностному уп рочнению ось не под
вергалась.
Решение. 1. Ве
личину рабочего за
паса прочности оп ределим по форму
ле:
|
P-а |
Р-а |
|
|
|
|
Рис. 41 Схема нагружения вагонной |
|
|
|
|||
оси |
и эпюра изгибающих моментов в |
|
°а |
|
||
|
сечениях оси. |
где aftj — предел вы |
||||
|
|
|
||||
носливости оси |
(детали)и |
|
|
цик |
||
ла. |
— амплитуда действующего симметричного |
|||||
Осевая |
сталь (ГОСТ 4008-48) должна иметь пре |
|||||
2. |
||||||
дел прочности |
ов = 52 — 55,9 кг/мм2. |
|
|
|||
Образцы (<7=- 15 мм), выточенные |
непосредственно |
|||||
из оси и испытанные на машине консольного типа |
(см. |
|||||
рис. |
5), имели при <зв ==54 кг/мм2 предел выносливости |
о-1 = 22 кг/см2.*
3. Масштабный коэффициент находится из рисунка
30 (кривая 1) и |
равен у |
1,7. |
Учтем также |
различие в |
качестве поверхности об |
разца и оси: образец тщательно шлифовался, а ось имеет грубо обточенную поверхность.
* См, «Вестник НИИ ж.-д. транспорта, № 3, 1956.
78
Поэтому технологический коэффициент 8— 1,1 (см.
рис. 31). И, наконец, |
коэффициент = 1, |
так |
как в |
|
средней части оси нет концентраторов напряжений. |
||||
4. Зная величины |
этих коэффициентов |
и |
величину |
|
5-1, найдем предел выносливости оси: |
|
|
||
Л |
• |
22 |
|
|
°-1 ~Vpy8 |
1-1,7-1,1 |
|
|
Этот результат достаточно хорошо подтверждается ре
зультатами непосредственных опытов |
(см. |
стр. |
53). |
||||
■ 5. Найдем |
теперь амплитуду |
напряжений действую |
|||||
щего цикла: |
|
|
|
|
|
|
|
М- |
гда |
|
тей? |
it-163 |
|
|
|
|
^.=-32- = ~зг = 403 см3- |
||||||
Изгибающий момент (рис. |
41. б) будет: |
Мг |
=Р-а = |
||||
= 10 000'- 12,7 = 127 000 кгсм. |
|
|
|
|
|||
Поэтому |
|
|
|
|
|
|
|
|
127000 |
|
|
|
, |
и |
|
= —тлт—3 315 |
кг/см2 = 3,15 кг!мм2 |
||||||
п = |
= 3,75. |
|
|
|
|
|
|
Наличие этого |
запаса |
указывает |
йа |
возможность |
безопасного использования вагонов при данной нагруз
ке.
Если в процессе эксплуатации обнаружена потреб ность в увеличении п, то размеры вновь проектирующих ся осей должны назначаться так, чтобы для них запас прочности имел большую величину. Наоборот, отсутст
вие поломок в процессе эксплуатации указывает на воз можность некоторого снижения величины п.
В заключение укажем, что при статическом расчете
запас прочности в рассмотренном сечении |
будет: |
|
сг |
26 |
|
п = — = -5-VT- = 8,25, |
|
|
ао |
3,15 |
|
где °т — 26 кг/мм2 — предел текучести |
для осевой |
|
стали. |
|
|
79
Опыт эксплуатации показывает, что усталостные тре
щины * возникают не только (и даже не столько) в средней части оси, но главным образом в месте напрес-
совки ступицы колеса, хотя диаметр оси d2 в подступич ной части больше диаметра
Это закономерно, так как при наличии прессовой по садки в -опасных точках оси возникают дополнительные
контактные напряжения, снижающие |
ее |
усталостную |
||
|
прочность. |
Причину |
возникнове |
|
|
ния этих напряжений можно уяс |
|||
|
нить из рассмотрения рис. 42. На |
|||
|
сжатой стороне |
оси |
контактные |
|
|
напряжения максимальны у краев |
|||
|
ступицы, |
а на |
растянутой — в |
|
Рис. 42. Напряжения в |
средней части ее. Кроме концент |
|||
рации напряжений, в местах кон |
||||
месте напрессовки сту |
такта деталей |
возникает интен |
||
пицы |
||||
усталостная прочность |
сивная коррозия, вследствие чего |
|||
еще несколько |
снижается. |
Всвязи с изложенным определим запас прочности для сечений в подступичной части оси.
Совместное влияние размеров детали и концентра ции напряжений в месте напрессовки можно оценить
произведением коэффициентов р-у.
Вприложении 2 (рис. 7) находим, что для нашего случая Ру = 3,5.
Поэтому
, |
а, |
22 |
-1 = TFT = ттттг = 5’7 кг/мм2- |
||
Амплитуда |
напряжений, действующих в сечениях |
подступичной части, будет:
* Из общего количества бракуемых осей примерно 45% выбра ковывается из-за наличия усталостных трещин [13].
При переводе подвижного состава на подшипники качения этот процент может еще несколько повыситься, так как на шейки осей напрессовываются обоймы подшипников, и вероятность появления
усталостных трещин повышается.
В связи с этим еще больше усиливается значимость обкатки шеек роликами.
80