Файл: Кравченко, Петр Ефимович. Усталостная прочность учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными узлами ее являются: электромотор 1, регулировоч­ ный привод, испытуемый образец и динамометр.

От мотора вращение передается к цилиндру 2, в котором нахо­ дится кривошип 3. На левом конце кривошипа закреплено червяч­ ное колесо 4, находящееся в зацеплении с червяком 5.

Вращая этот червяк, кривошип 3 можно повернуть так, что ось его правого конца будет совпадать с общей осью АВ и этот конец будет вращаться в нижней головке шатуна 6 (как во втулке), не оказывая на шатун никакого воздействия.

Рис. 6. Схема машины для испытаний образцов, при переменном

кручении

Если же ось правого конца кривошипа не совпадает с осью АВ, то шатун начнет колебаться, отклоняя второй кривошип 7 на

одинаковый угол то в одну, то в другую стороны.

На правом конце кривошипа 7 закреплен захват 8. Второй зах­ ват 9 закреплен на левом конце валика 10 динамометра.

Чем больше поворачивается захват 8, тем больше закручивается испытуемый образец и валик 10 и тем больше показание индикато­ ра, который тоже связан с валиком динамометра.

Зная показание индикатора, по. тарировочному графику найдем величину момента М, скручивающего образец.

Рассматриваемая машина может создавать моменты до ±40 кгм. Захват 8 при этом поворачивается на углы ±7,5°.

Так

как

на

машине испытываются образцы с

диаметром

d = 1,4

см, то

при

указанных выше величинах моментов

в контур­

ных точках поперечного сечения образца будут возникать напряже-

нйя т — ±

М

= ±

41W.

. . _

я ■3

Wp

--------о - >4

: = ± 7400 кг/см2, где w р = ———=

 

. .

н

= 0,54 см? — полярный момент сопротивления испытуемого образца. Следовательно, в этом случае материал образца будет испыты­

вать

напряжения симметричного,

цикла,

для

которого

ттэх =

— 7400

кг/см2, а

тт:п = — 7400 кг/см2.

 

 

 

 

 

Если образец надо испытать при напряжениях несимметрично­

го цикла (т. е.

если надо создать

среднее

напряжение

тг=А0),

то в этом случае образец предварительно закручивают

моментом

М„„ел„

с помощью червячной пары 11 и оставляют в таком состоя­

нии. Величина

момента Mnjede определяется,

как и

раньше, по

2

 

 

 

 

 

 

17


индикатору

Среднее или статическое

напряжение,

возникающее в

контурных

точках поперечного

сечения образца

при действии

 

М"Р.едв - г

где

Wp = 0,54 сЛз.

 

Mnpeds, будет-

 

 

 

И/ р

После этого с помощью червячной пары 4 и 5 создают момент М, от которого при работе машины будут возникать напряжения

симметричного цикла с амплитудой ~а =

При наложении этих напряжений

на среднее напряжение

получим напряжения, изменяющиеся по несимметричному циклу от

4nin = гс "а

ттах = "Ь та-

 

Таким образом рассмотренная нами машина обеспечивает ис­

пытание образцов не только г.о симметричному, но и

по несиммет­

ричному циклу, причем коэффициент несимметрии

может быть

выбран любым.

 

 

Частота изменения напряжений устанавливается специальным

переключателем и равна либо 1500, либо 3000 циклов в минуту.

Машина имеет автомат, останавливающий ее в момент разру­ шения образца, и счетчик числа циклов.

Описание машин для испытаний повторным растяжением-сжа­ тием дано в работе Г. В. Ужика [3]. Изучая их устройство, надо иметь в виду, что при повторном изгибе или кручении наиболее напряженными ^вляются лишь поверхностные слои металла.

При повторном же растяжении-сжатии вследствие равномер­ ного распределения напряжений максимальному деформированию подвергается весь объем металла. Поэтому для проведения таких испытаний требуются машины с гораздо большей мощностью. Это обстоятельство в сочетании с требованием быстроходности привело к тому, что в машинах для испытаний на растяжение-сжатие на­ гружение образца или детали осуществляется обычно силами инер­ ции неуравновешенных масс, силами электромагнитного взаимодей­

ствия, гидравлическими силами

или

силами,

 

возникающими

а.Ь

 

при

vпругидколебаниях,

близких к

резонансу.

 

 

 

В качестве примера ни­

 

же дается

краткое описание

 

машины, использующей си­

 

лы

инерции

неуравновешен­

 

ных вращающихся масс (ма­

 

шина

института строитель­

 

ной механики АЦ УССР,

Рис. 7. Схема машины, использую­

машина Кудрявцева и др.).

 

Такая

машина (рис. 7)

щей силы инериии

имеет

два

вращающихся

диска, снабженных неуравновешенными грузами А и Б. Центробежная сила грузов передается на неподвижно укрепленный образец В.

И так как подшипники, имеют свободу перемещения только в на­ правлении оси образца, то последний испытывает попеременно осе­ вое растяжение и сжатие.

Недостатком таких машин является необходимость поддержи­ вать угловую скорость дисков строго постоянной, так как центро-

18


бежная сила с изменением угловой скорости резко изменяется, а это приводит ,к большому разбросу результатов испытаний.

Указанные выше способы силовозбуждения применя­ ются и в конструкциях стендов для проведения натур­ ных испытаний. В последнее время эти испытания полу­ чают все большее распространение, так как только ис­ пытания реальных конструкций дают наиболее полное представление об их действительной выносливости и об эффективности различных, мероприятий, проводимых с целью повышения усталостной прочности (глава IV).

Возможности стандартных испытательных машин для проведения таких испытаний часто оказываются недо­ статочными. Специальные же стенды могут создавать нагрузку в несколько сотен тонн. В настоящее время существуют такие стенды для проведения усталостных испытаний вагонных осей, коленчатых валов или от­ дельных колен, шатунов, торсионных валов, пружин подвесок и других крупных деталей машин.

Естественным недостатком большинства этих стендов

является их тихоходность; она обусловлена большими величинами создаваемых ими нагрузок.

§ 3. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ. КРИВАЯ УСТАЛОСТИ

Испытания металлов на выносливость относятся к

той области исследования, в которой еще не выработаны вполне определенные правила и нормы. Между тем для получения надежных результатов именно этот вид ис­

пытаний наиболее нуждается в выборе вполне опреде­ ленных условий, так как с изменением последних вынос­ ливость может изменяться в широких пределах.

В настоящее время общесоюзный стандарт разрабо­ тан лишь на определение предела выносливости при симметричном изгибе — ГОСТ 2860—45. Согласно это­

му ГОСТу для определения предела выносливости раз­ ность между амплитудными напряжениями для послед­ них двух образцов (разрушившегося и неразрушивше-

гося при базовом числе циклов) должна быть не боль­

ше 2 кг/мм2.

Полученные результаты испытаний принято изо­ бражать графически, причем существует три способа та­

кого

изображения.

*2

19

Первый способ сводится к

построению так на­

зываемой кривой усталости .*

Эта кривая изображает

зависимость амплитуды или наибольшего напряжения (в

случае несимметричных циклов), вызывающего разру­ шение, от числа циклов N.

Откладывая по оси ординат величину

напряжений

(<Ч,

о2 и т.

д.),

при которых испытывались и. разруши­

 

 

 

 

лись

образцы,

а

по

 

 

 

 

оси

абсцисс

число

 

 

 

 

циклов,

выдержан­

 

 

 

 

ных каждым из об­

 

 

 

.

разцов до

разруше-

 

 

 

ния (Nh jV2

и т.

д.),

 

 

 

1

получим

 

графиче-

 

 

 

н

скую

 

зависимость

 

Рис. 8

 

о — f

(W) или

 

кри-

 

Кривая усталости

вую

 

усталости

 

 

 

 

(рис. 8).

 

 

 

 

Кривая усталости позволяет установить следующие

особенности

изучаемого явления:

 

 

с

ростом

1. Число циклов до разрушения убывает

«тах.

И если попытаться нагрузить

образец

так,

чтобы

ошах

было равно

°в, то он разрушится при

первом же

нагружении.

 

кривая усталости приближается к го­

2.

При N -*оо

ризонтальной асимптоте, ордината которой a-i и равна пределу выносливости. Индекс «—1» указывает на то,

что предел выносливости в данном случае определен для цикла с коэффициентом г — —1, т. е. для симмет­ ричного цикла.

Асимптотический характер кривой усталости, пока­

зывает, что при напряжениях, близких к пределу вынос­ ливости, разрушающее число циклов возрастает весьма

быстро. Поэтому, если при испытаниях металл выдер­ жал без разрушения базовое число циклов, то можно

утверждать, что он выдержит то же напряжение и при

значительно большем числе циклов.

Последний вывод не распространяется на цветные

металлы, так как кривая усталости для них' не имеет

Часто эту кривую называют кривой Вёлера. Но Вёлер, ана­

лизируя результаты своих исследований, еше не пользовался этой кривой.

20



асимптоты даже после N — 108 циклов и все время по­ нижается. Поэтому для цветных металлов определяют­ ся ограниченные ппеделы выносливости, соответствую­

щие определенной базе.

Рис. 9. Определение предела выносливости по резуль­ татам испытаний трех образцов

При испытании стальных образцов, особенно если они не закалены или прошли закалку и последующий высо­ кий или средний отпуск, кривая усталости всегда имеет ярко выраженный асимптотический характер.

Второй способ основан на представлении результатов испытаний в полулогарифмических координатах

(рис. 9). В этом случае по оси абс­

цисс наносятся логарифмы чисел цик­ лов, а по оси ординат — напряжения в обычном масштабе. Критерием для суждения о пределе выносливости служит перелом кривой. Для многих черных металлов (и некоторых цвет­ ных) кривая после ее перелома име­

ет горизонтальное направление, па­ раллельное ось абсцисс.

Предел выносливости в этом слу­ чае определяется из графика как ор­ дината точки перелома. Для легких цветных металлов и сплавов кривая и после перелома име°т наклон к оси абсцисс и поэтому каждому коли­

Рис. 10. Кривая усталости в полулогарифмических коор-

динатах

честву циклов (базе) соответствует определенная величина ограни­ ченного предела выносливости.

Трет *и й способ основан на построении графиков, в кото­ рых по оси абсцисс откладывается величина, обратная числу цик­

лов (рис. 10). В этом случае кривую экстраполируют до пересе­ чения с осью ординат и определяют предел выносливости как орди­ нату точки пересечения кривой с осью, так как абсцисса этой точЬи равна нулю, что отвечает

21

Этот способ удобен для быстрого ориентировочного

определения предела выносливости по результатам испытаний трех

образцов при различных нагрузках.

Если рабочее напряжение, возникающее в опасной

точке, больше предела выносливости, то материал дета­ ли будет работать в области ограниченной выносливости (рис. 8, 9).

В таких случаях принято говорить не о выносливо­ сти. а о долговечности детали.

Следовательно, под долговечностью понимают число циклов, выдерживаемых деталью до разрушения при на­ пряжениях, больших, чем предел выносливости.

§ 4. ВЕЛИЧИНА ПРЕПРЛА ВЫНОСЛИВОСТИ ПРИ СИММЕТРИЧНЫХ ЦИКЛАХ

В настоящее время окончательно установлено, что величина предела выносливости для каждого металла должна определяться путем непосредственных испыта­ ний-на выносливость и может быть предсказана на осно­ вании других его свойств лишь приближенно.

Вместе с тем испытания на выносливость обычным способом (§ 3) требуют значительных затрат времени. Так, для получения кривой усталости лишь для одной марки стали при проведении испытаний на одной ма­

шине Глаже с частотой 50 герц) требуется около 150

часов. Кроме того, надо иметь не менее шести тщатель­ но изготовленных образцов.

Поэтому было предпринято немало попыток разра­ ботать методы так называемых ускоренных испытаний, чтобы сократить и время, и число образцов, потребных для испытания.

В настоящее время известно несколько таких мето­ дов, но ни один из них не обеспечивает достаточной точ­

ности получаемых результатов

[31. Вследствие этого

проблема ускоренных испытаний

требует дальнейшего

разрешения, а изучение явления усталости и определе­

ние пределов выносливости для

различных материалов

и при различных деформациях

осуществляются путем

обычных длительных испытаний. '■

Наибольшее количество данных о величине пределов

выносливости получено при испытании образцов на пе­

ременный изгиб вследствие наибольшей простоты изгиб-

22