Файл: Кравченко, Петр Ефимович. Усталостная прочность учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава II

ВНЕШНИЙ ВИД ИЗЛОМОВ ОТ УСТАЛОСТИ.

ТЕОРИИ УСТАЛОСТНОГО РАЗРУШЕНИЯ

Тщательное изучение внешнего вида усталостных разрушений показывает, что они имеют характерные особенности.

По этим особенностям опытный глаз в ряде случаев

может установить причину аварии, а зная ее, можно избежать той ошибки, которая была допущена при проектировании, изготовлении или эксплуатации дета­ ли и привела к аварии.

§ 6. ОСОБЕННОСТИ И ПРИЧИНА УСТАЛОСТНЫХ РАЗРУШЕНИЙ

Если взять два образца из одной и той же стали и

образец № 1 разрушить при статическом нагружении,

а образец № 2 — при циклическом, то нетрудно заме­ тить следующее. Образец № 1 имеет шейку и большое удлинение, являющиеся признаками пластичного раз­ рушения металла. Образец № 2, наоборот, имеет все признаки хрупкого разрушения: шейки он не имеет, а если сложить его половинки, то начальная форма и дли­ на образца будут полностью восстановлены.

Таким образом, особенностью усталостного разруше­

ния является его хрупкость. Сказанное справедливо да­ же- в отношении мягкой углеродистой стали. В прошлом, как уже говорилось, это Обстоятельство навело иссле­ дователей на мысль о том, что в процессе циклических нагружений металл «перерождается», «устает», из пла­ стичного делается хрупким.

Второй особенностью усталостного разрушения яв­ ляется наличие на поверхности излома обычно двух зон:

£0


Отличается

от

поверхности

обычного

хрупкого

излома.

 

 

 

 

Следовательно, кажущееся различие в структуре зон

усталостного

и

статического разрушения не

следует

приписывать

какому-то перерождению металла, так как

это различие обусловлено только смятием и истиранием

поверхностей трещины.

Если напряжения в детали значительно превышают

предел выносливости, то трещина усталости развивается очень быстро, число нагружений до разрушения будет

невелико и заметного истирания и смятия кристаллов

в зоне усталостного разрушения наблюдаться не будет. Различие между зонами в этом и подобных случаях

либо менее резкое, либо вовсе отсутствует.

Поэтому при изучении причины разрушения нельзя утверждать, что критерием усталостного разруше­ ния детали является обязательное наличие на поверх­ ности излома двух зон.

Такое безоговорочное утверждение, иногда встре­

чающееся в литературе, дезориентирует читателя и ме­

шает установить

действительную причину разрушения.

С другой стороны,

наличие двух зон на поверхности из­

лома служит явным признаком усталостного разруше­ ния.

Таков качественный результат изучения усталостных поломок. Д. Н. Видман указывает также на возможность количественного

решения вопроса о циклических перегрузках. По его данным, при изучении усталостных разрушений могут встретиться три следующих случая:

1. Зона усталостного разрушения на поверхности излома отсут­

ствует или очень мала.

Перегрузочное напряжение в этом случае превышает предел

выносливости детали На 60% и более.

2.Зона усталостного разрушения есть в изломе и имеет фар­ форовидный или даже блестяще шлифованный вид. В этом случае деталь работала с напряжениями, превышавшими предел выносли­ вости лишь на 10—20%.,

3.На поверхности излома имеются обе зоны, но различие меж­

ду ними менее ощутимо, чем во втором случае. Перегрузочные на­ пряжения при этом превышали предел выносливости примерно на

30—50%.

Пользование этой классификацией, несмотря на ее условность,

позволяет в ряде случаев установить не только причину разрушения детали, но и степень ее перегрузки.

Зарождение и рост трещины позволяют объяснить и первую осооенность усталостного разрушения: трещина

32 '


подобна надрезу на образце, а наличие надрезов (даже на образце из пластичной стали) приводит и при ста­ тическом нагружении к хрупкому разрушению без раз­ вития пластических деформаций.

Очевидно также, что при наличии трещины действие циклических нагружений локализуется в месте образо­

вания и развития этой трещины и никак не отражается па прочности и механических свойствах металла в остальном объеме.

§7. ОЧАГИ ЗАРОЖДЕНИЯ УСТАЛОСТНОЙ ТРЕЩИНЫ

ИХАРАКТЕР ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Исследования показывают, что число очагов, где за­ рождается усталостная микротрещина, зависит от ве­ личины напряжений °, действующих в изделии: если их величина мало превышает предел выносливости, то чис­

ло очагов обычно; равно единице.

При увеличении о число очагов увеличивается, и в этом случае зона усталостного разрушения будет состоять из нескольких сросшихся зон, окружающих зону ста­ тического разрушения или граничащих с нею *.

Количество образующихся очагов зависит не только от величины а, но и от характера напряженности детали. Если максимальное напряжение охватывает больший объем металла или, что еще важнее, большую поверх­ ность изделия, то вероятность образования большего числа очагов увеличивается. Искать очаг следует всегда в той части излома, которая имеет наибольшую пришлифовашюсть.

Чаще всего очаг образуется у поверхности

детали,

что указывает на пониженную выносливость

поверх­

ностных слоев. Пониженная сопротивляемость

поверх­

ностных слоев циклическим нагружениям объясняется тем, что они: 1) подвержены (при изгибе и кручении) Действию максимальных напряжений; 2) имеют различ­ ные поверхностные дефекты, которые служат очагами

* Иногда встречающееся в литературе определение зоны уста­

лостного разрушения и зоны статического разрушения как внутрен­ ней и внешней зон не является точным, так как взаимное располо­

жение этих зон может быть различным: зона усталостного разру­ шения может либо окружать зону статического разрушения, либо

только

граничить с нею

(см. рис. 15).

3 Зак.

122-9

33


зарождения усталостной трещины; 3) подвержены дей­ ствию окружающей среды, которая может снижать их выносливость.

Кроме того, зерна этих слоев являются внешними, чем облегчается появление в них сдвигов; последние в

дальнейшем приводят к зарождению усталостной

мик­

ротрещины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усталостная микротрещина, возникнув в некотором микроско­

пическом объеме А (рисЩба),

начинает проникать в глубь сечения,

 

 

 

образуя линию

фронта

а—в,

 

 

 

по которой

зона усталостного

 

 

 

разрушения граничит с нераз­

 

 

 

рушенной частью поперечного

 

 

 

сечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Характер

линии

фронта

 

 

 

зависит от того, с какой ско­

 

 

 

ростью отдельные участки ус­

 

 

 

талостной

трещины

проника­

 

 

 

ют в

глубь

сечения.

Линия

Рис. 16. Схема распространения

фронта в отношении

очага

А

может быть вогнутой, стано­

усталостной трещины

при

 

 

виться более пологой и, нако­

циклическом растяжении-сжа­

нец,

выпуклой. Кривизна

ее

тии

 

 

 

 

зависит от

величины

скоростей

va, vs и vc, ' которые, в свою

 

очередь, зависят

от

величины

номи­

нального напряжения, от характера распределения действующих напряжений по сечению и от величины коэффициента концентрации напряжений (§ 10).

На рис. 16, а дана схема возможного вида поверхности уста­ лостного излома при циклическом растяжении-сжатии с высокими

номинальными

напряжениями.

 

 

 

 

ром

Линия фронта в этом случае близка к дуге окружности с цент­

в точке

А

(штриховая линия) и

не

совпадает

с ней

потому,

что

скорости

va и ve больше vc.

 

 

 

 

 

Последнее неравенство обусловлено меньшей выносливостью по­

верхностных

слоев.. В случае низких

номинальных

напряжений

усталостная-трещина проникает гораздо

глубже,

зона

стати*-

ческого разрушения меньше, а линия фронта становится более по­

логой (см. рис. 16,6).

На рис. 17 дана схема усталостного излома при двустороннем изгибе: на рис. 17, а — при высоких номинальных напряжениях, когда усталостная трещина образуется с двух сторон и глубина ее проникновения с обеих сторон примерно одинакова; на рис. 17, б — при умеренных номинальных напряжениях, когда один очаг обра­ зуется раньше другого, а поэтому глубина проникновения трещины

различна.

На рис. 18 приведена схема усталостного излома вала с круго­

вой выточкой (концентратором напряжений) при симметричном из­ гибе. Здесь характерной особенностью линии фронта является боль­ шая скорость передвижения усталостной трещины на флангах. По-

34


этому уже при небольшой глубине проникновения линия фронта становится выпуклой по отношению к очагу А.

Следы линии фронта на усталостном изломе появляются вслед­ ствие остановки распространения усталостной трещины. Чаще всего такие остановки возможны при умеренных номинальных напряже­

Д

Рис. 17. Схема усталостного из­

Рис. 18. Схема

усталостного из­

лома при двустороннем изгибе

лома вала с вы­

 

точкой при сим­

 

метричном из­

 

гибе

ниях, когда трещина встречает на своем пути более прочные объёмы металла и распространение ее прекращается.

Если напряжение в детали было значительно больше предела вы­ носливости, то таких остановок почти не наблюдается. Они могут появиться только вследствие прекращения работы машины или из­ менения напряжения, испытываемого деталью. И если последнее окажется в 2—2,5 раза меньше, чем напряжения, которые вызвали образование трещины и ее первоначальное развитие, то рост тре­ щины вообще прекращается [5].

Естественно, что характерные зоны на поверхности усталостного излома и следы линии фронта усталостной трещины на этом изломе можно наблюдать только вско­ ре после разрушения. С течением времени поверхность излома окисляется, чем исключается возможность тако­

го наблюдения. Более того, окисление зоны усталостно:

го разрушения возможно уже в процессе работы де­ тали, до разрушения.

§ 8. ТЕОРИИ УСТАЛОСТНОГО РАЗРУШЕНИЯ

Объяснением особенностей усталостного разрушения (§ 6) еще не решается вопрос об истинной природе тех

физических изменений, которые происходят внутри ме­ талла при его циклическом нагружении и вызывают усталостное разрушение.

Для решения этого вопроса надо проникнуть в глубь металла, изучить внутренний механизм явления уста­ лости, который еще недостаточно изучен.

3*

35

Отсутствие правильного понимания процесса «уста­ вания» металла является главной причиной, затрудняю­ щей решение вопросов усталостной прочности и приво­ дящей к различному истолкованию этого процесса.

Из значительного количества теорий усталостного разрушения, предложенных до настоящего времени,

наиболее полно освещает поведение материала при пе­

ременных нагружениях теория Н. Н. Афанасьева [6]. Научное и широко доступное истолкование этой тео­

рии дается в работе [7] и кратко излагается ниже.

Для наблюдения за процессом усталостного разру­ шения Н. Н. Афанасьев сконструировал небольшую

усталостную машину, которая устанавливалась на сто­ лике металломикроскопа.

Поверхность испытуемого образца предварительно полировалась и протравливалась (как шлиф для микро­ скопического исследования). Затем образец устанавли­ вался на машину и подвергался переменному изгибу в одной плоскости.

В процессе нагружения образца велись наблюдения за его поверхностью с помощью микроскопа.

Эти наблюдения показали следующее.

После первых нескольких тысяч циклов в отдель­ ных зернах появляются такие же линии сдвигов (усту­ пы), как и при однократном пластическом растяжении. Постепенно число этих линий увеличивается, а ширина их растет, пока в некоторый момент одна из них (иду­ щая обычно от поверхности) или несколько не обратят­ ся в микротрещину Т (рис. 19).

Первым признаком превращения линии сдвигов в трещину служит образование у конца ее густой системы линий сдвигов, напоминающих по форме корневище (см. рис. 19). Образование корневища закономерно, так как в конце образовавшейся трещины имеет место кон­ центрация напряжений, которая и обусловливает интен­ сивное сдвигообразование и дальнейший рост трещины.

Впроцессе этого роста, продолжающегося длитель­ ное время, микротрещина превращается в макротрещи­ ну, приводящую к усталостному разрушению.

Визложенном остается неясной следующая подробность. Обыч­

но под статическим пределом упругости мы понимаем такое наи­ большее напряжение, при котором материал еще испытывает лишь обратимые деформации. Поэтому естественно было бы ожидать, что

36