Файл: Кравченко, Петр Ефимович. Усталостная прочность учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поясним эту мысль схематически (рис. 29).

Для этого возьмем два вала с радиусами г и й, и пусть за счет указанного упрочнения предельные напряжения для материала обоих валов повысились с величины АБ до величины АВ. Тогда для

вала радиуса г

эпюра предельных напряжении ограничится прямой

 

 

ОД, для второго вала — пря­

 

 

мой ОД, т. е. безопасные на­

 

 

пряжения для первого вала на

 

 

величину ГД будут больше,

 

 

чем для второго *.

 

 

 

Таким образом, по этой ги­

 

 

потезе как бы отрицается сни­

 

 

жение выносливости из-за уве­

 

 

личения размеров и, наоборот,

 

 

признается возможность значи­

 

 

тельного повышения ее

у об­

 

 

разцов малых размеров за счет

 

 

поверхностного наклепа. Поэ­

Рис. 29 Объяснение масштабного

тому лишь дальнейшими иссле­

фактора по

второй гипотезе

дованиями можно установить,

какая из этих гипотез

более

 

 

правдоподобна . Но независимо от этого влияние масштабного фактора существует, и его необходимо учитывать в расчетах деталей на

выносливость.

Снижение прочности детали, большей по размерам, чем образец (предел выносливости которого известен), может быть учтено введением масштабного коэффици­ ента у.

Коэффициент у равен отношению предела вы­ носливости образца диаметром 10 мм, геометрически по­ добного рассчитываемой детали, к пределу выносливости детали заданных размеров. Для полированной детали без концентратора напряжения

у = JL1

где а-] — предел выносливости полированного образца диаметром 10 мм;

aij — предел выносливости полированной детали.

Аналогично для детали с надрезом (или любым дру­ гим концентратором)

уК

-------zl-----

_____________

«1)д

* Следует указать, однако, что в результате проведенных опы­ тов наличие масштабного эффекта обнаружено и при отсутствии поверхностного наклепа, который снимался путем длительного от­ жига в вакуумной печи [6].

55


где и — пределы выносливости образца

и детали, имеющих подобные концентраторы напряже­

ний.

Ориентировочные опытные значения коэффициентов 7 и tj-K приведены на рис. 30 ,* из которого следует, что масштабный фактор проявляется резче при наличии

концентрации напряжений и для легированных сталей.

Рис. 30. Влияние абсолютных размеров на предел выносли­ вости при изгибе: 1 —углеродистая сталь при отсутствии кон­

центрации напряжений; 2 — легированные

стали

при отсут­

ствии концентрации напряжений и углеродистая сталь уме­

ренной концентрации

(3<2);

3 — легированные

стали при

наличии концентрации напряжений; 4 — легкие сплавы при от­

сутствии концентрации

напряжений; 5 — то

же при наличии

концентрации

напряжений

 

 

Величины коэффициентов

7

и '(к определяются

пу­

тем

непосредственных натурных испытаний и пока еще

*

Более

подробные сведения

о

величинах коэффициентов

7

приводятся в

работах [11] и [12].

 

 

 

56

весьма малочисленны, что сильно затрудняет учет мас­ штабного фактора в расчетной практике. Если же коэф­

фициенты

и 7 известны, то, зная величину

o-i, мож­

но вычислить предел выносливости детали

заданных

размеров и

конфигурации:

 

При этом предполагается, что качество поверхности об­ разца и детали одинаково.

в) Влияние технологии обработки и .сборки на предел выносливости детали

Выносливость деталей машин в большой степени за­

висит от качества их изготовления и сборки. Эта зави­ симость обусловлена тем, что технологические процессы изготовления деталей и сборки узлов порождают ряд

50 70 90 110130 150 ** °в

2

Рис. 31. Влияние чистоты обработки и

коррозии на величину предела выносли­

вости при

изгибе: 1 — полировка, 2 —

шлифовка,

3 — обдирка, 4 — окалина,

5 — коррозия в

пресной воде, 6—корро­

зия в

морской воде.

факторов, влияющих на выносливость детали. Сущест­ венное влияние на предел выносливости оказывают вид

и режимы механической обработки (обточки, шлифовки или полировки), а также проведение технологических

упрочняющих процессов.

57


Влияние указанных процессов во многих случаях представляет собою результат сложного наложения ряда факторов, трудно учитываемых в отдельности. По­

этому учет влияния технологических факторов на вы­ носливость детали в ряде случаев осуществляется с по­ мощью обобщенного коэффициента о, получаемого, на­ пример, как отношение предела выносливости полиро­ ванного образца к пределу выносливости такого же об­ разца, но изготовленного по заданной технологии. Вели­ чины коэффициентов о при изгибе для некоторых слу­ чаев приведены на рис. 31. При кручении технологиче­ ские факторы проявляются менее резко. Ориентировочно можно принимать

Я

0,4Sa +0,6 ’

где 8а и 8Т — технологические коэффициенты при изги­

бе и кручении.

В случае деталей с резкими конструктивными кон­ центраторами напряжений влияние микронеровностей по­ верхности можно не учитывать. Наоборот, в деталях с плавными переходами чистота обработки существенно влияет на выносливость детали и должна учитываться при ее расчете.

Более подробные сведения о влиянии технологиче­

ских факторов на выносливость деталей приведены в

§ 12.

г) Влияние условий эксплуатации детали на ее выносливость

Выносливость детали в значительной мере может сни­ жаться из-за неблагоприятного, воздействия тех сред, в

которые деталь попадает при ее эксплуатации. Указанные среды.можно разделить на три группы:

1. Нейтральные среды, которые не снижают выносли­ вость и не оказывают химического воздействия на мате­ риал детали. К ним относятся, например, чистые угле­ водороды (вазелиновое масло и др.). Сюда же относят

и воздух, хотя в действительности окисление на воздухе несколько „снижает выносливость.

2. Среды, снижающие выносливость, но химически нейтральные. К их числу можно отнести различные сма­

зочные масла (МС и др.). Снижение выносливости металла под влиянием таких химически неагрессивных,

но адсорбционно активных сред, называется адсорб­ ционной усталостью.

3. Химически агрессивные среды, в которых сниже­ ние предела выносливости в значительной мере обуслов­ ливается химическим воздействием среды на металл.

Примером таких сред является вода -и водные растворы.

Совокупное воздействие этих сред на деталь обуслов­ ливает так называемую коррозионную уста­ лость.

Ее влияние проявляется в гораздо большей степени,

чем влияние адсорбционной усталости. Так, предел вы­ носливости детали, работающей в морской воде, снижа­ ется в 2—4 раза (см. рис. 31).

Резкое снижение выносливости стали и цветных ме­ таллов в условиях коррозии объясняется тем, что у них под действием переменных нагружений разрушается не­

видимая пленка окислов.

Кроме того, разъедание металла в условиях коррозии происходит, по-видимому, неравномерно, с образовани­ ем микроскопических рытвин, играющих роль поверх­ ностных концентраторов и дающих начало трещине.

Усталостная трещина при этом зарождается при меньших напряжениях и развивается с большей скоро­ стью; кривая усталости и для сталей не имеет горизон­ тального участка. Предел выносливости с увеличением

N все время уменьшается, а поэтому в этих случаях можно определять лишь ограниченные пределы вынос­ ливости, отвечающие определенной базе.

Это понижение характерно и для нержавеющих ста­

лей и даже при У = 5-108

циклов. Поэтому базой при

определении

ограниченных

пределов выносливости

в

коррозионных

условиях

обычно принимают N —

= (20-ь-100)

106 циклов.

 

 

Разупрочняющее действие коррозии растет с повы­

шением прочности материала, и поэтому для сталей

с

ов > 40 кг/мм? коррозионный предел выносливости поч­

ти не повышается. Так из рис. 32 видно, что при корро­ зии в воде для всех испытывавшихся сталей (углероди­ стых, никелевых, хромоникелевых и хромомолибдено­

вых), почти независимо от их статической прочности,

59


пределы выносливости получаются около 12—18 кг!мм?. И чем более прочна сталь, тем больше снижается ее выносливость в коррозионной среде.

Ослабить это вредное влияние коррозионной среды можно азотированием, наклепом (§ 12, п. «б») или при помощи защитных покрытий (кадмирования, хроми­

рования, окраски, покрытия

прорезиненными тканями

и т. п.).

условиях коррозии прояв­

Влияние формы детали в

ляется значительно меньше, чем при ее отсутствии, т. е

Рис. 32. Зависимость предела выносливости

от предела

прочности: 1 — в нормальных

условиях,

2—в коррозионных условиях

при наложении действия фактора формы и коррозии ос­ новным оказывается эффект от коррозии.

Количественно влияние эксплуатационного фактора может быть учтено с помощью коэффициента 8Э, полу­ чаемого делением предела выносливости, определенного

в обычных лабораторных условиях, на предел выносли­

вости, определенный при условиях, близких к тем, в ко­ торых работает деталь:

О

8-=щ

Рассмотрим теперь влияние адсорбционной усталости. Это яв­ ление установлено сравнительно недавно и объясняется оно сле­ дующим образом.

В любом твердом теле (или детали) имеются внутренние микро­ щели, которые под действием растягивающих напряжений раскры­ ваются, а при снятии напряжений или прд действии сжимающих напряжений — закрываются (за счет сил межмолекулярного сцеп­


ления). Это смыкание происходит до тех пор, пока микрощели не превзойдут некоторого предельного размера и пока их внутренние поверхности остаются не загрязненными и не окисленными.

Если деталь

испытывает

циклические

нагружения и

находится

в жидкой химически нейтральной среде

(группа 2),

то

под влия­

нием капиллярного

давления

жидкость

проникает

в

микрощели.

Образовавшиеся

адсорбционные слои препятствуют

смыканию ще­

лей, расклинивают их.

 

 

 

 

Это расклинивание адсорбционными слоями эквивалентно уве­

личению внешнего

растягивающего усилия. Поэтому

при работе

детали в адсорбционно активной среде микрощели будут раскры­ ваться больше, а линии сдвигов в таких условиях будут превращать­

ся в усталостную микротрещину при заметно меньших внешних воз­ действиях.

Опыты Г. В. Карпенко, проведенные на образцах из конструк­ ционных хромистых сталей, полностью подтверждают сказанное. Образцы испытывались чистым изгибом при вращении (см. рис. 4).

База испытаний — 10 млн. циклов.

Для образцов из стали 40Х, прошедших различную термообра­

ботку и испытывавшихся

в масле МС, получены

коэффициенты

8Э, равные 1,12-4-1,23.

Величина их зависит от

термообработки:

чем тверже сталь после термообработки, тем больше снижение пре­

дела выносливости и тем больше коэффициент

8Э. При испытании

этих же образцов в воде

базовым

числом

- 20- 106 циклов)

получены коэффициенты

оэ>.

равные

1,54-6 (в

зависимости от тер­

мообработки).

 

 

 

 

Кривые усталости, полученные при испытаниях в поверхностно­ активной среде (в масле), аналогичны кривым, полученным при испытании на воздухе: при М = 1 4- 4 млн. циклов и те, и другие переходят в ярко выраженный горизонтальный участок, но первые всегда ниже вторых.

При коррозионной усталости кривая усталости, как уже ука­ зывалось, не имеет асимптоты (хотя =20.106 циклов) и все

время снижается, т. е. в этом случае предел выносливости зависит от времени пребывания испытуемой детали в среде, а значит за­ висит и от частоты нагружения детали (см. § 9, п. а).

Таким образом, форма кривой усталости характеризует влияние

среды на выносливость- и позволяет различать коррозионную и ад­ сорбционную усталость.

При проведении испытаний в ряде случаев может оп­ ределяться обобщенный коэффициент 8, учитывающий одновременно влияние и технологических, и эксплуата­ ционных факторов. Если величины этого коэффициента и коэффициентов Р и f известны, то, зная величину предела выносливости полированного образца, можно

определить и предел выносливости натурной детали:

ДЛ .-г— ----------

—1 р-у-8

61