Файл: Кравченко, Петр Ефимович. Усталостная прочность учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
Поясним эту мысль схематически (рис. 29).
Для этого возьмем два вала с радиусами г и й, и пусть за счет указанного упрочнения предельные напряжения для материала обоих валов повысились с величины АБ до величины АВ. Тогда для
вала радиуса г |
эпюра предельных напряжении ограничится прямой |
|||
|
|
ОД, для второго вала — пря |
||
|
|
мой ОД, т. е. безопасные на |
||
|
|
пряжения для первого вала на |
||
|
|
величину ГД будут больше, |
||
|
|
чем для второго *. |
|
|
|
|
Таким образом, по этой ги |
||
|
|
потезе как бы отрицается сни |
||
|
|
жение выносливости из-за уве |
||
|
|
личения размеров и, наоборот, |
||
|
|
признается возможность значи |
||
|
|
тельного повышения ее |
у об |
|
|
|
разцов малых размеров за счет |
||
|
|
поверхностного наклепа. Поэ |
||
Рис. 29 Объяснение масштабного |
тому лишь дальнейшими иссле |
|||
фактора по |
второй гипотезе |
дованиями можно установить, |
||
какая из этих гипотез |
более |
|||
|
|
правдоподобна . Но независимо от этого влияние масштабного фактора существует, и его необходимо учитывать в расчетах деталей на
выносливость.
Снижение прочности детали, большей по размерам, чем образец (предел выносливости которого известен), может быть учтено введением масштабного коэффици ента у.
Коэффициент у равен отношению предела вы носливости образца диаметром 10 мм, геометрически по добного рассчитываемой детали, к пределу выносливости детали заданных размеров. Для полированной детали без концентратора напряжения
у = JL1
где а-] — предел выносливости полированного образца диаметром 10 мм;
aij — предел выносливости полированной детали.
Аналогично для детали с надрезом (или любым дру гим концентратором)
уК |
_к |
-------zl----- |
|
_____________ |
«1)д |
* Следует указать, однако, что в результате проведенных опы тов наличие масштабного эффекта обнаружено и при отсутствии поверхностного наклепа, который снимался путем длительного от жига в вакуумной печи [6].
55
где и — пределы выносливости образца
и детали, имеющих подобные концентраторы напряже
ний.
Ориентировочные опытные значения коэффициентов 7 и tj-K приведены на рис. 30 ,* из которого следует, что масштабный фактор проявляется резче при наличии
концентрации напряжений и для легированных сталей.
Рис. 30. Влияние абсолютных размеров на предел выносли вости при изгибе: 1 —углеродистая сталь при отсутствии кон
центрации напряжений; 2 — легированные |
стали |
при отсут |
||
ствии концентрации напряжений и углеродистая сталь уме |
||||
ренной концентрации |
(3<2); |
3 — легированные |
стали при |
|
наличии концентрации напряжений; 4 — легкие сплавы при от |
||||
сутствии концентрации |
напряжений; 5 — то |
же при наличии |
||
концентрации |
напряжений |
|
|
Величины коэффициентов |
7 |
и '(к определяются |
пу |
||
тем |
непосредственных натурных испытаний и пока еще |
||||
* |
Более |
подробные сведения |
о |
величинах коэффициентов |
7 |
приводятся в |
работах [11] и [12]. |
|
|
|
56
весьма малочисленны, что сильно затрудняет учет мас штабного фактора в расчетной практике. Если же коэф
фициенты |
и 7 известны, то, зная величину |
o-i, мож |
но вычислить предел выносливости детали |
заданных |
|
размеров и |
конфигурации: |
|
При этом предполагается, что качество поверхности об разца и детали одинаково.
в) Влияние технологии обработки и .сборки на предел выносливости детали
Выносливость деталей машин в большой степени за
висит от качества их изготовления и сборки. Эта зави симость обусловлена тем, что технологические процессы изготовления деталей и сборки узлов порождают ряд
50 70 90 110130 150 ** °в |
2 |
Рис. 31. Влияние чистоты обработки и
коррозии на величину предела выносли
вости при |
изгибе: 1 — полировка, 2 — |
|
шлифовка, |
3 — обдирка, 4 — окалина, |
|
5 — коррозия в |
пресной воде, 6—корро |
|
зия в |
морской воде. |
факторов, влияющих на выносливость детали. Сущест венное влияние на предел выносливости оказывают вид
и режимы механической обработки (обточки, шлифовки или полировки), а также проведение технологических
упрочняющих процессов.
57
Влияние указанных процессов во многих случаях представляет собою результат сложного наложения ряда факторов, трудно учитываемых в отдельности. По
этому учет влияния технологических факторов на вы носливость детали в ряде случаев осуществляется с по мощью обобщенного коэффициента о, получаемого, на пример, как отношение предела выносливости полиро ванного образца к пределу выносливости такого же об разца, но изготовленного по заданной технологии. Вели чины коэффициентов о при изгибе для некоторых слу чаев приведены на рис. 31. При кручении технологиче ские факторы проявляются менее резко. Ориентировочно можно принимать
Я
0,4Sa +0,6 ’
где 8а и 8Т — технологические коэффициенты при изги
бе и кручении.
В случае деталей с резкими конструктивными кон центраторами напряжений влияние микронеровностей по верхности можно не учитывать. Наоборот, в деталях с плавными переходами чистота обработки существенно влияет на выносливость детали и должна учитываться при ее расчете.
Более подробные сведения о влиянии технологиче
ских факторов на выносливость деталей приведены в
§ 12.
г) Влияние условий эксплуатации детали на ее выносливость
Выносливость детали в значительной мере может сни жаться из-за неблагоприятного, воздействия тех сред, в
которые деталь попадает при ее эксплуатации. Указанные среды.можно разделить на три группы:
1. Нейтральные среды, которые не снижают выносли вость и не оказывают химического воздействия на мате риал детали. К ним относятся, например, чистые угле водороды (вазелиновое масло и др.). Сюда же относят
и воздух, хотя в действительности окисление на воздухе несколько „снижает выносливость.
2. Среды, снижающие выносливость, но химически нейтральные. К их числу можно отнести различные сма
зочные масла (МС и др.). Снижение выносливости металла под влиянием таких химически неагрессивных,
но адсорбционно активных сред, называется адсорб ционной усталостью.
3. Химически агрессивные среды, в которых сниже ние предела выносливости в значительной мере обуслов ливается химическим воздействием среды на металл.
Примером таких сред является вода -и водные растворы.
Совокупное воздействие этих сред на деталь обуслов ливает так называемую коррозионную уста лость.
Ее влияние проявляется в гораздо большей степени,
чем влияние адсорбционной усталости. Так, предел вы носливости детали, работающей в морской воде, снижа ется в 2—4 раза (см. рис. 31).
Резкое снижение выносливости стали и цветных ме таллов в условиях коррозии объясняется тем, что у них под действием переменных нагружений разрушается не
видимая пленка окислов.
Кроме того, разъедание металла в условиях коррозии происходит, по-видимому, неравномерно, с образовани ем микроскопических рытвин, играющих роль поверх ностных концентраторов и дающих начало трещине.
Усталостная трещина при этом зарождается при меньших напряжениях и развивается с большей скоро стью; кривая усталости и для сталей не имеет горизон тального участка. Предел выносливости с увеличением
N все время уменьшается, а поэтому в этих случаях можно определять лишь ограниченные пределы вынос ливости, отвечающие определенной базе.
Это понижение характерно и для нержавеющих ста
лей и даже при У = 5-108 |
циклов. Поэтому базой при |
||
определении |
ограниченных |
пределов выносливости |
в |
коррозионных |
условиях |
обычно принимают N — |
|
= (20-ь-100) |
106 циклов. |
|
|
Разупрочняющее действие коррозии растет с повы |
|||
шением прочности материала, и поэтому для сталей |
с |
ов > 40 кг/мм? коррозионный предел выносливости поч
ти не повышается. Так из рис. 32 видно, что при корро зии в воде для всех испытывавшихся сталей (углероди стых, никелевых, хромоникелевых и хромомолибдено
вых), почти независимо от их статической прочности,
59
пределы выносливости получаются около 12—18 кг!мм?. И чем более прочна сталь, тем больше снижается ее выносливость в коррозионной среде.
Ослабить это вредное влияние коррозионной среды можно азотированием, наклепом (§ 12, п. «б») или при помощи защитных покрытий (кадмирования, хроми
рования, окраски, покрытия |
прорезиненными тканями |
и т. п.). |
условиях коррозии прояв |
Влияние формы детали в |
ляется значительно меньше, чем при ее отсутствии, т. е
Рис. 32. Зависимость предела выносливости
от предела |
прочности: 1 — в нормальных |
условиях, |
2—в коррозионных условиях |
при наложении действия фактора формы и коррозии ос новным оказывается эффект от коррозии.
Количественно влияние эксплуатационного фактора может быть учтено с помощью коэффициента 8Э, полу чаемого делением предела выносливости, определенного
в обычных лабораторных условиях, на предел выносли
вости, определенный при условиях, близких к тем, в ко торых работает деталь:
О
8-=щ
Рассмотрим теперь влияние адсорбционной усталости. Это яв ление установлено сравнительно недавно и объясняется оно сле дующим образом.
В любом твердом теле (или детали) имеются внутренние микро щели, которые под действием растягивающих напряжений раскры ваются, а при снятии напряжений или прд действии сжимающих напряжений — закрываются (за счет сил межмолекулярного сцеп
ления). Это смыкание происходит до тех пор, пока микрощели не превзойдут некоторого предельного размера и пока их внутренние поверхности остаются не загрязненными и не окисленными.
Если деталь |
испытывает |
циклические |
нагружения и |
находится |
||
в жидкой химически нейтральной среде |
(группа 2), |
то |
под влия |
|||
нием капиллярного |
давления |
жидкость |
проникает |
в |
микрощели. |
|
Образовавшиеся |
адсорбционные слои препятствуют |
смыканию ще |
||||
лей, расклинивают их. |
|
|
|
|
||
Это расклинивание адсорбционными слоями эквивалентно уве |
||||||
личению внешнего |
растягивающего усилия. Поэтому |
при работе |
детали в адсорбционно активной среде микрощели будут раскры ваться больше, а линии сдвигов в таких условиях будут превращать
ся в усталостную микротрещину при заметно меньших внешних воз действиях.
Опыты Г. В. Карпенко, проведенные на образцах из конструк ционных хромистых сталей, полностью подтверждают сказанное. Образцы испытывались чистым изгибом при вращении (см. рис. 4).
База испытаний — 10 млн. циклов.
Для образцов из стали 40Х, прошедших различную термообра
ботку и испытывавшихся |
в масле МС, получены |
коэффициенты |
8Э, равные 1,12-4-1,23. |
Величина их зависит от |
термообработки: |
чем тверже сталь после термообработки, тем больше снижение пре
дела выносливости и тем больше коэффициент |
8Э. При испытании |
|||
этих же образцов в воде |
(с |
базовым |
числом |
- 20- 106 циклов) |
получены коэффициенты |
оэ>. |
равные |
1,54-6 (в |
зависимости от тер |
мообработки). |
|
|
|
|
Кривые усталости, полученные при испытаниях в поверхностно активной среде (в масле), аналогичны кривым, полученным при испытании на воздухе: при М = 1 4- 4 млн. циклов и те, и другие переходят в ярко выраженный горизонтальный участок, но первые всегда ниже вторых.
При коррозионной усталости кривая усталости, как уже ука зывалось, не имеет асимптоты (хотя =20.106 циклов) и все
время снижается, т. е. в этом случае предел выносливости зависит от времени пребывания испытуемой детали в среде, а значит за висит и от частоты нагружения детали (см. § 9, п. а).
Таким образом, форма кривой усталости характеризует влияние
среды на выносливость- и позволяет различать коррозионную и ад сорбционную усталость.
При проведении испытаний в ряде случаев может оп ределяться обобщенный коэффициент 8, учитывающий одновременно влияние и технологических, и эксплуата ционных факторов. Если величины этого коэффициента и коэффициентов Р и f известны, то, зная величину предела выносливости полированного образца, можно
определить и предел выносливости натурной детали:
ДЛ .-г— ----------
—1 р-у-8
61