Файл: Кравченко, Петр Ефимович. Усталостная прочность учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
2. В процессе дробеструйного наклепа детали меняются физико механические свойства ее поверхностного слоя, в частности созда ется деформированный слой глубиной 0,2—0,4 мм, имеющий повы шенную твердость и лучше сопротивляющийся пластическим дефор мациям и разрушению. Поэтому нагрузка на упрочненную деталь может быть несколько повышена, а при работе с одинаковыми на грузками усталостное разрушение упрочненной детали произойдет позже, чем разрушение неупрочнявшейся детали. Тем самым повы шается надежность работы деталей и сокращается число их поло мок от усталости.
Названные причины повышения усталостной прочности деталей являются общими, не зависящими от того, каким из способов (осо бенно механических) произведено поверхностное упрочнение.
Промышленное использование дробеструйной обработки харак теризуется следующими примерами: она успешно применяется для упрочнения клапанных пружин двигателей ЗИС-110 и ЗИС-150. а также для упрочнения пружин подвесок автомобилей ЗИС-110, М-20 и «Москвич». Предел выносливости клапанных пружин повышается при этом в среднем на 50%, а для пружин с поверхностными де фектами — на 100—150%ь
Долговечность пружин после дробеструйной обработки возра стает примерно в .10 раз. Долговечность рессор (по данным стен довых испытаний) повышается для передних рессор автомобиля ЗИС-150 в 12 раз. для автомобиля М-20 — в 6 раз, для автомоби ля ЗИС-110 — в 4 раза.
Введение дробеструйной обработки в технологический процесс изготовления спиральных пружин и листовых рессор на Московском автозаводе им. Лихачева полностью исключило случаи предъявления рекламаций по этим деталям.
Широкое применение находит дробеструйная обработка и на заводах,выпускающих железнодорожный подвижной состав, где она внедрена как обязательная операция при изготовлении листовых рессор и витых пружин (ГОСТ 1425-53|. С введением дробеструй ного наклепа гарантийный срок, в течение которого завод обязан безвозмездно заменять вышедшие из строя пружины и рессоры, увеличен указанным ГОСТ с одного года до трех лет.
Эффект использования дробеструйной обработки можно иллю стрировать также на примере .упрочнения торсионных валов диа- ■ метром до 50 мм.
Стендовые испытания этих валов показали, что дробеструйная обработка повышает их долговечность примерно в 2,5 раза.
Не менее эффективной является и обкатка деталей стальными закаленными роликами. Обкатка осуществляется обычно при помо щи трехроликового приспособления, укрепляемого на суппорте то карного станка и перемещающегося 'вдоль оси детали вместе с суп портом.
Необходимое давление роликов на обкатываемую деталь соз дается винтовой тарированной пружиной. В ряде случаев, особен но когда требуются большие усилия обкатки, используются гидрав лические приспособления. При помощи таких приспособлений мо жет осуществляться обкатка коленчатых валов, вагонных и паро возных осей, торсионных вадов и т. д.
70
По данным стендовых испытаний, долговечность работы обка танных торсионных валов возрастает в 1,5—2 раза. Еше более ощу тимый эффект достигается при обкатке не только цилиндрической части, но и шлиц этих валов. Срок службы вагонных и паровозных осей после обкатки шеек и подступичных частей также повышается во много раз. [101
Значительное упрочнение, достигаемое при обкатке деталей ро
ликами, обеспечивается, как и |
в случае дробеструйной обработки, |
|||
ва счет наклепа поверхностных |
слоев |
металла |
и создания |
в этих |
слоях высоких остаточных напряжений сжатия. |
упрочнения |
(при |
||
Наибольшая эффективность |
поверхностного |
|||
любом из способов его осуществления) |
достигается в тех случаях, |
когда упрочняемая деталь имеет концентрацию напряжений. В таких случаях резко повышается роль остаточных напряжений сжатия: она тем выше, чем благоприятнее условия для концентрации напря
жений по опасному сечению детали.
В заключение укажем, что обкатка роликом или дробеструй ная обработка уничтожают те субмикроскопические надрезы, кото рые остаются даже после самой тщательной . обработки, и таким образом ликвидируют эти очаги концентрации напряжений на по верхности. Получающиеся вмятины от дроби дают меньшую кон центрацию напряжений, и благоприятное влияние наклепа перекры вает неблагоприятное влияние вмятин. Поэтому накатка и обдувка дробью делают излишней тщательную чистовую обработку, так как конечное состояние поверхности определяется указанными опера циями.
В подтверждение этого укажем, что даже при переменном кру чении (когда эффективность дробеструйной обработки несколько ниже, чем при переменном изгибе) предел выносливости полирован ных образцов, изготовленных из стали 45ХНМФА и прошедших дробеструйную обработку, на 20% превышает величину предела вы носливости таких же полированных, но не упрочнявшихся образцов (по данным автора).
Использование дробеструйной обработки возможно также с
целью уменьшения вредного влияния прокатной пленки и литейной корки. Наличие первой снижает предел выносливости углегсдистых и легированных сталей соответственно на 20—30% и 50—60%. По добно этому наличие литейной корки на отливках из легких сплавов понижает предел выносливости на 20—50% и на отливках из чугу нов— на 10—20%. Дробеструйная обработка таких поверхностей может полностью ликвидировать это снижение.
Сравнивая механические способы поверхностного упрочнения, можно отметить еще следующее: преимущество дробеструйной об работки по сравнению с обкаткой роликами состоит в том, что она применима для деталей любой формы. В свою очередь, обкатка ро ликами обеспечивает более высокую чистоту поверхности после уп рочнения и большую глубину наклепанного слоя.
Так при обкатке валков обжимных станов глубина наклепанно го слоя доходила до 20 мм, а средняя долговечность их повысилась
на 64% [13].
Термохимические методы являются давно извест ными и эффективными. Однако процессы упрочнения с помощью
71
этих методов весьма длительны (а потому и дороги) и могут при меняться не для всех сталей.
Цементации подвергаются детали из мягкой стали (0,1—0,2% С) путем науглероживания тонкого (от 0,5 до 2 мм) поверхностного слоя с последующей закалкой и отпуском. Предел выносливости при этом увеличивается на десятки и даже сотни про центов. С другой стороны, обезуглероживание поверхностного слоя (например, в пружинной стали) снижает предел выносливости вдвое и даже больше. По достижении определенной глубины цементиро
ванного слоя (для различных сталей она различна и примерно со ставляет 0,9 мм) увеличение предела выносливости прекращается.
Азотирование — это процесс насыщения поверхности де
тали азотом. Азотирование осуществляется путем нагрева детали в среде аммиака NH3 до температуры 520—650°. Скорость процесса существенно повышается при наличии алюминия.
Поэтому в машиностроении азотируются главным образом та
кие стали, которые содержат примеси алюминия |
(38ХМЮА и др.). |
В результате насыщения поверхностного слоя |
азотом повышается, |
его твердость и создаются высокие внутренние напряжения сжатия, которые не позволяют линиям сдвигов развиваться и превращаться в усталостные трещины. Поэтому в азотированных деталях усталост ные трещины чаще зарождаются под азотированным слоем. Это обстоятельство указывает на то, что в этих случаях должна быть обеспечена надлежащая прочность сердцевины детали. Азотирован ные детали менее чувствительны к концентрации напряжений и кор розии и имеют наиболее выраженное и устойчивое повышение пре дела выносливости. Однако самая легкая сошлифовка (на 0,05 леи), удаляя сплошной слой нитридов, значительно понижает сопротив ляемость коррозии, а следовательно, и усталости.
Из числа термических способов поверхностно
го упрочнения весьма широкое распространение получила поверхностная закалка токами высокой ча стоты. Ее особенностью является малая продолжительность на грева, вследствие чего закалку принимает только поверхностный слой детали. Сердцевина же остается незакаленной и сохраняет свои первоначальные свойства.
Поверхностная закалка обеспечивает создание прочного поверх ностного слоя и значительных остаточных напряжений сжатия, вследствие чего износостойкость и усталостная прочность детали резко повышаются. Усталостная трещина и в этом случае начинает развиваться вне пределов упрочненного слоя. При правильном вы
боре режима поверхностной закалки повышение выносливости мо жет достигать 100% и более. Наибольшее применение она находит для деталей автомобилей и тракторов. К числу этих деталей отно сятся: коленчатые и кулачковые валы, полуоси, поршневые пальцы,
шестерни и многие другие. Применение поверхностной закалки для
стальных деталей с неподвижно насаженными втулками повысило их выносливость в 2,5 раза [14].
Однако поверхностная закалка токами высокой частоты обла дает следующим существенным недостатком: проведение ее в местах резкого изменения формы детали часто затруднено или даже не
возможно. Обрыв закаленного слоя в пределах этих напряженных
мест может привести к частичному или полному обесцениванию этого
72
процесса и даже снизить исходную величину предела выносливо сти вследствие местного отпуска и появления вредных растягиваю щих напряжений. Так, например, при испытании коленчатых валов авиационного двигателя переменным изгибом было обнаружено снижение их выносливости после поверхностной закалки на 33% [141. В этом случае поверхности коренных и шатунных шеек были зака лены и затем вместе с галтелями отшлифованы. Но зона закалки с твердостью 556 по Виккерсу не доходила до галтелей и твердость их поверхности составляла лишь 330 единиц. Разрушения валов происходили именно в местах этих незакаленных галтелей.
Следует также иметь в виду, что детали из малоуглеродистых сталей (с содержанием углерода до 0,30% 1 плохо или совсем не принимают закалку.
Поэтому упрочнение таких деталей следует производить меха; ническими способами, например, обкаткой роликами.
В заключение укажем, что все рассмотренные спо собы поверхностного упрочнения являются эффективны ми лишь применительно к деталям, работающим на пе ременные изгиб или кручение. Упроч нение же деталей, подверженных повгрВД торному растяжению — сжатию, ощу-
тимого результата не дает, что можно .. .. |®
объяснить следующим.
При растяжении — сжатии детали |ЦИ7
весь обтем металла напряжен одно- |
7 |
■ |
родно. Поэтому в данном случае упроч |
|
3 ени"а'™™ |
нение поверхностного слоя в гораздо ^Зср |
||
меньшей степени снижает вероятность |
ного долта ед. |
|
зарождения усталостной трещины, чем |
|
|
при переменном изгибе или кручении.
Приведенные в .настоящей главе некоторые способы повышения усталостной прочности деталей при их изго товлении не исключают, а, наоборот, предполагают борьбу за повышение усталостной прочности детали и в процессе ее эксплуатации. Это значит, что после изго
товления детали на ее поверхности нельзя допускать ни
каких добавочных концентраторов напряжений.
Отступление от этого правила может привести к
преждевременному разрушению детали, на что указы
вают следующие примеры.
Шлифованный шатунный болт из высококачествен ной легированной стали (рис. 391 преждевременно раз рушился вследствие неудачно выбранного места для постановки клейма: клеймо явилось дополнительным
концентратором напряжений и дало начало усталост ной трещине.
73