Файл: Какуевицкий В.А. Восстановление деталей автомобиля методом давления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
В табл. 1 приводятся температурные интервалы, которые при нимаются при горячей обработке металлов давлением [12].
|
|
|
|
Таблица |
1 |
|
|
|
|
|
Температура, град. |
||
Стали, сплавы |
|
Химический состав |
начала об |
конца |
||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
работки |
обработки |
|
Углеродистые стали . . |
|
( |
С—до 0,3% |
1200-1150 |
800-850 |
|
|
< |
С—0,3—0,5% |
1150-1100 |
800 - 850 |
||
|
|
( |
С=0,5—0,9% |
11001050 |
800—850 |
|
Легированные стали |
(Низколегированные . . |
1100 |
825—850 |
|||
< Среднелегированные |
1100-1150 |
850—875- |
||||
|
(Высоколегированные . |
1150 |
875-900 |
|||
( |
Бронзы ............................ |
850 |
700 |
|
||
Медные сплавы .... |
ЛС59 ................................ |
|
|
|
||
| |
750 |
600 |
|
|||
|
|
|
|
|
||
На пластичность металла и его механические показатели влияют |
||||||
также химический состав, |
величина зерна, скорость деформации, |
|||||
остаточные (внутренние) |
напряжения, схема |
напряженного |
со |
|||
стояния. |
|
|
|
|
|
|
Влияние химического состава. Углерод оказывает существенное
влияние на пластичность и механические свойства стали. С увели чением углерода в стали повышаются предел прочности и предел текучести и одновременно снижаются относительное удлинение и относительное сужение поперечного сечения. Наибольшей пластич ностью обладают малоуглеродистые стали.
Марганец в пределах от 0 до 1,5% несколько понижает пластич-
. ность стали и одновременно повышает сопротивление пластиче
скому деформированию.
Кремний оказывает более сильное влияние на механические свойства стали, чем марганец. С увеличением содержания кремния
сопротивление стали деформированию при всех температурах воз
растает.
Никель увеличивает сопротивление деформированию и повы шает твердость и ударную вязкость. Особенно велико влияние ни келя в среднеуглеродистых сталях при температурах выше 1000°.
Хром повышает сопротивление деформированию стали, причем это влияние проявляется тем больше, чем выше содержание в ста ли углерода.
Ванадий увеличивает пластичность стали и уменьшает ее со противление деформированию при температурах выше 1000°.
Молибден и вольфрам повышают сопротивление деформирова нию,, почти не изменяя пластических свойств стали.
8
Относительное влияние всех перечисленных элементов на пла
стичность и механические свойства стали меньше, чем влияние угле рода. Так, например, если увеличение углерода на 0,1% в стали при ее холодном деформировании увеличивает предел прочности на 6—8 кг1мм2, то такое же повышение содержания наиболее силь:
но легирующего элемента — молибдена — увеличивает предел
прочности на 3—4 кг/мм2.
Влияние величины зерна. Металлы, имеющие мелкозернистую структуру и обладающие более высокими показателями прочности,
при холодном деформировании проявляют пониженную пластич ность по сравнению с крупнозернистыми металлами.
Влияние величины зерна на пластичность и сопротивление де
формированию при горячей обработке, как показывают опыты,
крайне незначительно.
Влияние скорости деформации. Увеличение скорости деформа ции влечет за собой понижение пластических свойств металла. Однако это влияние проявляется по-разному в зависимости от
температурного режима деформации. При холодной деформации влияние скорости на сопротивляемость металла пластическому де формированию не велико. При низких температурах с увеличением скорости деформации тепло, выделяемое в момент удара, не успе вает рассеяться в окружающую среду и нагревает деформируемый предмет, вследствие чего сопротивление деформации металла по нижается. Установлено, что при прочих равных условиях этот теп
ловой эффект с увеличением температуры деформации понижает ся, так как при горячей обработке сопротивление деформированию значительно ниже, чем при холодной, в связи с чем затрачиваемая
работа на деформацию и количество тепла, нагревающее металл,
в этом случае оказываются меньшими.
Наибольшее влияние скорости деформации проявляется в об ласти переходных температур, т. е. в области перехода от холод ного к горячему деформированию, когда процессы разупрочнения еще не закончились.
Влияние остаточных напряжений. Остаточные (внутренние) на
пряжения в металле при его деформировании могут возникнуть вследствие неравномерной деформации отдельных участков, неод нородного строения металла, неравномерного нагрева и охлажде ния различных его частей. Остаточные напряжения оказывают значительное влияние на механические свойства металла детали, особенно при действии знакопеременных нагрузок. В процессе ра боты детали остаточные напряжения, алгебраически суммируясь с напряжениями, вызванными действием внешних^нагрузок, увели чивают или уменьшают суммарные напряжения и тем самым сни жают либо повышают запас прочности детали.
Влияние схемы напряженного состояния. Вид схемы напряжен
ного состояния в значительной мере влияет на пластические свой ства металла. Установлено, что в наибольшей мере пластичность металла проявляется при схеме, соответствующей всестороннему напряженному состоянию сжатия. Как установлено исследования
9
ми [11], при такой гхеме напряженного состояния даже закален ные до высокой твердости стали обладают сравнительно высокой пластичностью.
Исходя из сказанного выше, можно коротко обобщить основные положения теории пластической деформации, применяемые ' при обработке металлов давлением.
1.Пластические свойства металла зависят от его структуры и
химического состава.
2.С увеличением температуры нагрева пластические свойства металла повышаются.
3.Увеличение скорости деформации вызывает понижение пла стических свойств металла. Однако с увеличением скорости де
формации увеличивается тепловой эффект, что приводит к повы шению температуры детали и уменьшению сопротивления дефор мированию, особенно при холодной деформации. Повышение ско рости деформирования в пределах переходных температур оказы вает особенно сильное влияние на пластические свойства металла.
4.Пластические свойства металла проявляются в наибольшей степени при механической схеме деформации всестороннего сжатия.
Технологический процесс восстановления деталей давлением,
сохраняя много общего с технологией ковки и штамповки, в то же время имеет принципиальное отличие от указанных процессов по
лучения заготовок.
При ковке и штамповке обрабатывается исходный материал, при ремонте методом давления—деталь, имеющая точные размеры, специфическую конструкцию, определенную структуру с требуе мыми физико-механическими свойствами.
Необходимая величина деформации при восстановлении дета лей методом давления во много раз меньше, чем при обработке
заготовок (ковке, штамповке). При обработке заготовок давле нием деформации подвергается почти весь объем металла, в то время как при восстановлении деталей чаще всего имеет место местная деформация. После восстановления формы и размеров детали давлением, как правило, выполняются только завершающие операции механической обработки, а не весь комплекс обработки, как после ковки.
II. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДАВЛЕНИЕМ
В настоящее время при восстановлении деталей методом дав
ления применяют различные его виды, однако все их многообра зие может быть объединено в несколько групп, если в основу классификации положить направление внешней действующей силы
инаправление требуемой деформации [3].
Кчислу наиболее распространенных видов восстановления де талей давлением относятся: раздача, осадка, обжатие, вдавлива ние, правка, накатка.
10
При осадке направление действующей силы не совпадает с направлением требуемой деформации. Указанный способ приме няется для увеличения наружного диаметра сплошных и полых деталей и уменьшения внутреннего диаметра полых деталей за счет уменьшения их высоты. Осадкой ремонтируют втулки из цвет ных металлов, толкатели клапанов, шлицевые концы полуосей.
Раздачу используют для восстановления полых деталей:
поршневых пальцев, крестовин кардана, чашек коробки дифферен
циала, труб полуосей. При этом способе обработки направление требуемой деформации совпадает с направлением действующей внешней силы, а увеличение наружного диаметра детали проис ходит за счет увеличения размера отверстия при сохранении или незначительном уменьшении высоты изделия.
Обжатие применяют для восстановления первоначальных размеров изношенных отверстий полых деталей за счет перемеще ния металла от периферии к центру. Направление действующей силы при этом способе совпадает с направлением требуемой де формации. Обжатие используют для восстановления таких дета лей, как втулки из цветных металлов, ступицы колес (при износе отверстий под подшипники), цапфы поворотные (при износе от верстия под рычаг), муфты с внутренними зубьями при износе последних, сепараторы конических роликовых подшипников.
При восстановлении деталей вдавливанием происходит одновременно раздача и осадка, металл перемещается на ограни ченном участке нерабочей поверхности детали, причем действую щая внешняя сила не совпадает с направлением требуемой дефор
мации.
Вдавливание применяется для восстановления клапанов при уменьшении диаметра головки и высоты цилиндрического пояска,
шестерен при износе зубьев по ширине, шлицев на валах и в от верстиях при износе боковых поверхностей, шаровых пальцев.
Правка изгибом и кручением широко использует
ся в практике ремонтных предприятий для восстановления перво начальной формы деталей, потерявших ее в результате остаточ ных деформаций, вызванных действием внешних нагрузок. При правке направление действующей силы совпадает с направлением требуемой деформации. Указанный способ применяется для вос становления формы таких деталей, как коленчатые и распредели тельные валы, тяги, шатуны, полуоси, рамы, передние балки осей и других деталей.
Накатку применяют для восстановления изношенных на ружных и иногда внутренних поверхностей деталей путем вытесне ния металла наружу из отдельных участков рабочих поверхностей.
При использовании этого способа направление действующей силы противоположно направлению требуемой деформации, а вытесняе
мый металл перемещается вдоль инструмента. Накаткой целесо образно восстанавливать посадочные поверхности под обоймы подшипников на валах.
Н