Файл: Какуевицкий В.А. Восстановление деталей автомобиля методом давления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод пластической деформации используется также для вос­ становления упругости клапанных пружин.

В зависимости от величины износа, материала и термической обработки детали ремонтируют методом давления в горячем и хо­ лодном состоянии. В последнем случае детали подвергают пла­ стическому деформированию после предварительно выполненной термической обработки или без нее.

Без термической подготовки возможно восстанавливать детали

из цветных металлов, малоуглеродистых термически необработан­ ных сталей, ковкого чугуна, а также детали, изготовленные из среднеуглеродистых конструкционных сталей. В последнем случае восстановление без термической подготовки возможно только при незначительной величине износа детали.

Детали, изготовленные из среднеуглеродистых и низколегиро­ ванных сталей и подвергаемые объемной закалке, при относитель­ но небольших величинах износа обычно восстанавливают давле­ нием после высокого отпуска.

Большинство деталей восстанавливают давлением в нагретом состоянии, при котором пластичность металла оказывается наи­

более высокой.

III.ВЫБОР РЕЖИМОВ, ОБОРУДОВАНИЯ

ИТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ ДЕТАЛЕЙ МЕТОДОМ ДАВЛЕНИЯ

Восстановление изношенных деталей методом давления осно­

вано на создании такой величины и схемы напряженного состоя­ ния, при которых определенные объемы металла оказываются пластически деформированными, вследствие чего после разгрузки

имеет место остаточная деформация, которая и используется для компенсации износа поверхности детали.

Основным при обработке металлов давлением (ковке и штам­ повке) является выбор схемы напряженного состоя­ ния, определяющей изменение формы и размеров деформируе­ мого тела, а также температурно-скоростного режима деформации.

При ремонте деталей давлением специфика их конструкции, ха­ рактер износов не всегда позволяют использовать наиболее при­ емлемую механическую схему всестороннего, напряженного состоя­ ния сжатия, в условиях которой возможно проявление высоких пластических свойств материала детали.

Конструкция детали определяет возможность восстановления

ее методом пластической деформации. Она, а также материал, тер­ мическая обработка, величина и характер износа детали оказыва­ ют непосредственное влияние на выбор режимов, технологических параметров, оборудования при восстановлении детали указанным методом.

Во многих случаях конструкция детали исключает возможность эффективного использования для ее восстановления метода дав­

ления.

12


Например, наличие в конструкции поршневых пальцев осевых отверстий сложной конфигурации значительно усложняет процесс их восстановления раздачей в нагретом или отожженном со­ стоянии.

Вместе с тем наличие в пальце цилиндрического отверстия по всей длине упрощает технологический процесс его изготовления, а обеспечение правильной геометрической формы отверстия соз­ дает условия для эффективного использования метода давления при ремонте этой детали.

Конструкция шаровых пальцев, имеющих срезанную верхнюю

часть сферы, затрудняет восстановление изношенных поверхно­

стей этой детали методом давления, так как при этом отсутствует

необходимый запас металла, который можно было бы переместить пластической деформацией с неизношенной зоны к изношенным

местам.

Приемлемой для восстановления методом давления является конструкция шарового пальца, у которого головка имеет форму сферы без среза в верхней части [10].

Клапаны большинства автомобильных двигателей имеют пло­ скую головку. Для восстановления клапанов способом давления

желательно иметь сферическую головку клапана [10]. В последнем

случае легче обеспечить многократное восстановление изношенной головки клапана до номинальных размеров рабочей поверхности

за счет запаса металла в сферической части головки.

В конструкции некоторых деталей заложена возможность вос­ становления их эффективным методом давления при незначитель­ ном .изменении конфигурации.

Для увеличения номенклатуры ремонтируемых деталей жела­ тельно в их конструкциях предусматривать определенный запас металла и соответствующую форму, позволяющие использовать указанный метод ремонта.

В значительной мере характер деформации детали при восста­ новлении ее методом давления определяется конструкцией штам­ па. Форма и размеры штампа оказывают влияние как на трудоем­ кость, так и на качество восстановленной детали.

При выборе конструкции штампа необходимо руководствовать­ ся следующими основными положениями.

1.Конструкция штампа должна быть простой и обеспечивать высокую производительность процесса.

2.Процесс обработки детали давлением в штампе должен обес­ печивать полное восстановление ее формы и размеров за счет пере­ распределения металла при минимальных его потерях на заусенцы,

изаполнение полостей, образуемых между стенками штампа и де­ талью.

3.Перемещаемый объем металла должен соответствовать уста­ новленной величине износа детали.

4.Изменение формы восстанавливаемых и невосстанавливае-

3—1031

13


мых поверхностей детали не должно отражаться на ее работоспо­ собности в процессе эксплуатации.

5. Форма штампа, если это возможно, должна обеспечивать наиболее приемлемую схему напряженного состояния детали.

Рекомендуемые при ковке и штамповке металлов температур­ но-скоростные режимы не могут быть автоматически перенесены в область восстановления деталей методом давления. Последнее обусловлено рядом особенностей, которые отличают восстановле­

ние деталей от других видов обработки металлов давлением.

Наиболее существенное влияние на процесс пластической де­ формации оказывает температурный режим нагрева детали.

Оптимальные температуры нагрева при ковке и штамповке

(1200—1250°) оказываются неприемлемыми для ремонта деталей пластической деформацией.

При высоких температурах нагрева деформация приводит к появлению значительных термических напряжений, которые вызы­ вают коробление деталей.

Высокотемпературный нагрев при длительной выдержке вызы­ вает обезуглероживание поверхностного слоя детали, что снижает показатели ее усталостной прочности и исключает возможность по­ лучения необходимой твердости после термической обработки.

Попадание в критический интервал деформации и получение вследствие этого нежелательной крупнозернистой структуры яв­ ляется особенно опасным при высоких температурах, так как дей­ ствительная величина зерна зависит главным образом от темпе­ ратуры деформации.

Такое нежелательное явление, как образование окалины, у угле­ родистых сталей начинает появляться при температурах 675—750°,

а при температурах 800—900° очень сильно возрастает.

Допускаемые при нагреве под ковку и штамповку потери метал­ ла на угар, составляющие 1,5—2%, совершенно неприемлемы для целей ремонта.

В связи со всем сказанным, при восстановлении деталей давле­ нием температуры нагрева и выдержки при этих температурах не­ обходимо выбирать минимальными, но достаточными для прида­ ния металлу детали требуемых пластических свойств.

Для некоторых автомобильных деталей экспериментальным путем определены следующие оптимальные температуры нагрева: для поршневых пальцев из стали 45 — 650—700° [3]; для головок впускных клапанов из стали 40Х — 825—850°; для головок выпуск­ ных клапанов из сильхромовой стали — 850—875° [8]; для шестерен из стали 18ХГТ— 1100°; для шестерен из стали 40Х— 1000°.

Для уменьшения обезуглероживания и окалины поверхностного

слоя деталей, особенно цементованных, нагрев желательно вести в науглероживающей или нейтральной среде, а продолжительность

нагрева выбирать минимальную.

При выборе прессового оборудования и скоростного режима

М


деформирования для восстановления деталей давлением необходи­ мо учитывать, что в условиях горячего деформирования охлажде­

ние автомобильных деталей ввиду их незначительной массы про­ исходит сравнительно быстро. В связи с этим восстановление авто­

мобильных деталей в условиях горячего деформирования должно производиться с использованием молотов. Колебание скорости де­ формирования в пределах от 3 до 9 м1сек, соответствующее харак­ теристикам молотов, применяемых на ремонтных предприятиях, не оказывает ощутимого влияния на процесс деформирования и каче­

ство восстановленных деталей.

Восстановление деталей давлением в условиях холодного де­ формирования должно производиться с использованием прессов.

Возможные скорости деформирования в этом случае крайне незна­ чительны и выбор их должен основываться на обеспечении мак­ симальной производительности процесса.

Технологические параметры, характеризующие процессы вос­

становления деталей давлением, необходимо выбирать так, чтобы выполнялось следующее основное условие: при минимально воз­ можных припусках на механическую обработку величина остаточ­ ной деформации восстанавливаемых поверхностей деталей должна

обеспечивать получение первоначальных номинальных размеров детали. При выборе технологических параметров необходимо так­

же стремиться к получению возможно большей производительно­

сти самого процесса и созданию такого напряженного состояния материала, при котором обеспечивалась бы требуемая эксплуата­

ционная надежность детали.

Для каждого из существующих способов восстановления дета­ лей пластической деформацией должны быть установлены свои, характерные для этого способа, технологические параметры про­ цесса. Так, например, для технологических процессов ремонта де­ талей раздачей и обжатием таким параметром является натяг, который должен быть увязан с величиной необходимой остаточной деформации; при восстановлении деталей осадкой должна быть установлена необходимая величина удельной работы удара (фак­ тический вес падающих частей молота); основным параметром, характеризующим процесс накатки, является шаг накатки; при правке деталей наклепом особое внимание должно быть уделено

выбору числа повторных ударов, радиуса закругления бойка мо­

лотка и т. д.

Правильное определение теоретическим путем указанных па­ раметров при восстановлении каждой конкретной детали, имею­ щей специфическую конструкцию, представляет большие затрудне­ ния. В связи с этим технологические параметры процессов вос­

становления деталей давлением, как правило, устанавливаются

экспериментальным путем.

При применении способов давления в ремонте следует реко­ мендовать широкое использование в качестве контроля до и после восстановления деталей метода магнитной дефектоскопии.

3* 15


IV. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ РАЗДАЧЕЙ

Восстановление поршневых пальцев двигателя автомобиля ГАЗ-51 (дет. № 11-6135А). Поршневые пальцы двигателя автомо­ биля ГАЗ-51 изготовляются из селектированной по углероду ста­

ли 45 и подвергаются следующей термической

обработке: закалка

 

 

при температуре 820—830°

 

 

в масле, отпуск при тем­

 

 

пературе 600—650°; закал­

 

 

ка

при

нагреве

токами

 

 

высокой частоты на глу­

 

 

бину 1,1—1,4 мм, охлаж­

 

 

дение

водой,

отпуск

при

 

 

температуре

150—160° в

 

 

течение 1,5 часа в масля­

 

 

ной ванне. Твердость на­

 

 

ружной

поверхности пор­

 

 

шневых

пальцев

должна

 

 

находиться

в

пределах

 

 

HRC 584-65.

 

 

 

 

 

 

На ремонтных заводах

 

 

указанные

поршневые

 

 

пальцы

восстанавливают

 

 

раздачей в

горячем

или

 

 

холодном, ио в отпущен­

 

 

ном состоянии.

 

 

 

 

 

При восстановлении в

 

 

горячем

состоянии палец

 

 

предварительно

нагрева­

Рис. 1. Штамп для раздачи поршневых

ют до 650—700° и выдер­

пальцев

двигателей автомобилей

живают при такой темпе­

ГАЗ-51

(в горячем и отпущенном со­

ратуре

10—15 мин.

Раз­

 

стоянии)

дачу

пальца

производят

 

 

под

молотом

в специаль­

ном штампе (рис. 1), который состоит но направляющей втулки 1, крышки 2, корпуса 3, ограничительной втулки 4, ручки 5 и фикси­ рующего болта 6. Через отверстие пальца продавливают пуансон с диаметром рабочей поверхности, равным 15,3 мм. После раздачи и охлаждения на воздухе палец подвергают закалке при нагреве

токами высокой частоты на глубину 1—1,5 мм до требуемой по

техническим условиям твердости HRC 58 -s- 65. Термически обра­ ботанные пальцы шлифуют и полируют до номинального или од­ ного из ремонтных размеров.

При восстановлении по второму способу пальцы предваритель­ но подвергают высокому отпуску (600—650°). Затем сортируют

их на две группы по размерам отверстия. К первой группе отно­ сят поршневые пальцы, у которых диаметр отверстия находится в пределах 14,7—15,0 мм, ко второй — пальцы с диаметром отвер-

16