Файл: Какуевицкий В.А. Восстановление деталей автомобиля методом давления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стия 14,4—14,7 мм. Раздача пальцев производится в том же штам­ пе под прессом. Внутренняя поверхность пальца перед раздачей

обильно смазывается маслом.

Раздачу пальцев первой группы производят, продавливая через их отверстие пуансон с диаметром рабочей поверхности 15,45. мм. Диаметр пуансона, которым производят раздачу пальцев второй группы, равен 15,20 мм. После раздачи пальцы подвергают закал­ ке при нагреве токами высокой частоты, шлифованию и полирова­ нию до номинального или одного из ремонтных размеров.

Проведенными исследованиями [3, 13, 14] установлено, что

поршневые пальцы автомобиля ГАЗ-51 можно восстанавливать раздачей в закаленном состоянии. Возможность использования это­ го метода обусловлена, с одной стороны, незначительными вели­

чинами

износов поршневых пальцев двигателя

ГАЗ-51, которые,

как показали

замеры более 500 пальцев, не

превышают 0,06—

0,07 мм,

а с

другой стороны —высокой прочностью их наружной

поверхностно закаленной оболочки, у которой предел прочности составляет 200—220 кг/мм2. В связи со сказанным, оказалось воз­ можным упруго деформировать указанную оболочку пальца на небольшую величину. Увеличение наружного диаметра поршневого

пальца, необходимое для восстановления первоначального разме­

ра, получали, пластически деформируя при раздаче его сердцеви­ ну. При этом наружная оболочка поршневого пальца, обладай незначительной пластичностью, но высокой прочностью, в процес­ се раздачи деформировалась упруго и после разгрузки не возвра­

щалась к исходным размерам, так как пластически деформирован­ ная, сердцевина после разгрузки имела остаточную деформацию.

Раздача изношенных поршневых пальцев в закаленном состоя­ нии должна производиться на прессе, развивающем усилие не менее 10 т (рис. 2). Поршневой палец 4 устанавливается в опор­ ную втулку 6, которая помещается на плите 7, закрепленной на

швеллере пресса 8.

Оправка 3 с установленным в ней пуансоном 5 закреплена в патроне 1 пресса. Крепление оправки и патрона осуществляется стопорными болтами 2.

Конструкция и размеры пуансонов (сталь У-12, HRC 60 -г- 62)

опорной втулки (сталь 45. HRC40-'- 45) и оправки (сталь 45,

HRC 40 ч- 45) показаны на рис. 3. На этом рисунке размеры верх­ ней части оправки соответствуют патрону пресса ГАРО 20 т. Раз­ меры применяемых пуансонов следующие:

№ пуансона ....

1

2

3

4

5

6

7

Диаметр (£>), м.н . .

14,8

14,9

15,0

15,05

15,1

15,2

15,25

Технологический

процесс

восстановления поршневых пальцев

раздачей в закаленном состоянии выполняется в такой последова­ тельности.

Предварительно, перед раздачей все

изношенные

поршневые

пальцы подвергаются внешнему осмотру,

проверке на

отсутствие

 

С

17

ГОС. ПГ5Г'.ИЧНАЯ

 

НАУЧН-Tr.X!'.ПЧЕСНАЯ

 


трещин методом магнитной дефектоскопии и контролю на твер­

дость. Поршневые пальцы, имеющие трещины любого вида и рас­ положения и твердость менее HRC 55, должны быть отбракованы.

OdpaSomKawvl

Фаску и песто пе­ рехода тщательно

 

 

 

 

 

хполиробать

Рис. 2. Приспособление для раздачи

Рис.

3. Конструкция и размеры пуансонов,

поршневых пальцев двигателя ГАЗ-51

опорной

втулки и оправки

для

раздачи

в закаленном состоянии

 

поршневого пальца двигателя

ГАЗ-51 в за­

 

 

 

 

каленном

состоянии

 

Предельная величина износа поршневых пальцев, которые мо­

гут быть восстановлены

раздачей в

закаленном

состоянии,

не

должна превышать 0,07

мм, а

размер

отверстия

в

пальце —

15,2 мм. Конусность и овальность отверстия в пальце допускается

до 0,1 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поршневые пальцы, которые должны быть восстановлены,

сортируют по наружному диаметру.

Их размеры до и после вос­

становления приведены в табл.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Ремонтный размер

Диаметры (наружные) поршневык

пальцев,

мм

изношенных

восстановленных

 

 

 

Номинальный ......

21,93-21,99

 

22.ОО_о>о1

 

1-й ремонтный.....................

22,00-22,07

 

22,08_оо1

 

2-й ремонтный .....................

22,08-22,11

. 22,12_ОО1

 

3-й ремонтный.....................

22,12-22,20

 

22,2О_о>о1

 

Все пальцы после этого в зависимости от диаметра их отвер­ стия делят на две группы. К первой группе относят пальцы, у кото­ рых конусность и овальность не превышают 0,1 мм- а ко второй —

18



все остальные пальцы. Пальцы первой группы подвергают раз­ даче, а второй — растачивают на токарном станке резцом, осна­ щенным пластиной Т15К6.

Величина припуска на последующее после раздачи шлифование

и полирование наружной

поверхности должна

быть не

ме­

нее 0,05 мм.

между пуансоном и

внутренней

по­

Для уменьшения трения

верхностью пальца при его раздаче в качестве смазки используют

машинное масло с небольшими добавками талька или коллоидаль­ ного графита (2—3 г на 100 г масла).

При восстановлении поршневых пальцев раздачей в закален­

ном состоянии натяги следует выбирать в точно установленных пределах, руководствуясь величиной износа пальцев. Наиболее це­ лесообразно производить раздачу за один проход, выбирая при этом натяги в пределах от 0,10 до 0,20 мм. При раздаче с указанны­ ми натягами перераспределение остаточных тангенциальных на­ пряжений оказывается незначительным, а величина остаточной де­

формации— достаточной для восстановления изношенных поршне­

вых пальцев [13]. Точное значение величины требуемого натяга при раздаче поршневых пальцев двигателя ГАЗ-51 может быть уста­ новлено исходя из следующей зависимости, полученной на основе обработки экспериментальных данных:

i — 0,05(zz + 0,05)°’57,

где i — величина

натяга, мм;

и — величина

максимального износа поршневого пальца, мм;

0,05 — минимальный припуск на механическую обработку, мм.

Диаметры пуансонов, которые обеспечивают при раздаче полу­ чение необходимых натягов, выбирают исходя из наименьшего

размера отверстия поршневого пальца.

При раздаче поршневых пальцев, имеющих неточные размеры отверстия, а также неравномерный износ, на их наружной поверх­ ности иногда появляются кольцевые участки небольшой ширины, диаметр которых может оказаться, меньше требуемого. Поэтому измерение наружного диаметра поршневого пальца необходимо производить в нескольких местах по длине. Для того чтобы эти участки могли быть обнаружены при измеренйи, ширина губок

контрольной скобы не должна превышать 3—4 мм.

После раздачи поршневые пальцы подвергаются шлифованию и полированию. Отполированные пальцы контролируются на от­ сутствие трещин методом магнитной дефектоскопии.

Износ пуансонов, используемых для раздачи, отличается

равномерностью, крайне незначителен по величине и за 200 про­ ходов составляет в среднем 0,01 мм. Одни и те же пуансоны по мере износа могут быть использованы для раздачи поршневых пальцев с уменьшенными натягами.

Показатели, характеризующие статическую и усталостную прочность поршневых пальцев, восстановленных раздачей в за­ каленном состоянии с натягами, не превышающими 0,20 мм, как

19


установлено экспериментами [13], практически находятся на уров­ не показателей новых деталей.

Длительное испытание восстановленных поршневых пальцев на 25 автомобилях ГАЗ-51 при пробегах до 70 тыс. км подтвердило их

эксплуатационную надежность [14].

Средняя величина максимального износа новых и восстанов­

ленных поршневых пальцев, отнесенная к 30 тыс. км пробега, ока­

залась практически одинаковой и не превышала 0,025 мм.

Восстановление крестовин карданов автомобилей ЗИЛ-150

(дет. № 120-2201030) и ГАЗ-51 (дет. № 51-2201030). Крестовина

кардана автомобиля ЗИЛ-150 изготовляется из стали 18ХГТ и

подвергается следующей термической обработке: цементация при температуре 910° в течение 12 час. на глубину 0,8—1,2 мм, закал­ ка при температуре 840° в течение 40 мин. и отпуск при 200° в те­ чение одного часа. Твердость шипов крестовины по техническим условиям должна находиться в пределах HRC 56 -э- 62.

Крестовина кардана автомобиля ГАЗ-51 изготовляется из ста­ ли 20Х и подвергается цементации при температуре 910° в тече­ ние 15 час. на глубину 1,2—1,5 мм, закалке при температуре 840° в течение 35 мин. и отпуску при 200° в течение одного часа. Твер­

дость шипов крестовины по техническим условиям должна нахо­ диться в пределах HRC 57 -н- 65.

Технологический процесс восстановления раздачей крестовин кардана автомобиля ЗИЛ-150 заключается в выполнении следую­ щих операций [25].

Крестовину без масленки и предохранительного клапана на­ гревают в печи до выгорания масла (350—400°). Затем нагревают шип крестовины на высокочастотной установке с ламповым гене­ ратором ГЗ-46 до температуры 700—750° и устанавливают кресто­

вину в специальное приспособление (рис. 4) нагретым шипом

•вверх. Раздачу шипа крестовины производят в. два приема: сна­

чала пуансоном, имеющим диаметр 9,8 мм, затем, после вторично­ го нагрева шипа до той же температуры, пуансоном, имеющим диаметр 11 мм. После раздачи наружный диаметр шипа должен

находиться в пределах 26,5—27 мм. В такой же последовательно­ сти производят раздачу остальных трех шипов крестовины. Для снятия внутренних напряжений крестовину подвергают нормали­

зации при температуре 800° с последующим охлаждением на

воздухе.

Затем на токарном станке восстанавливают центры крестовины по торцам шипов и протачивают шипы, оставляя припуск 0,3— 0,5 мм на шлифование. Крестовину подвергают цементации, закал­

ке и отпуску.

Цементацию проводят в газовой

печи в течение

8—9 час. при

температуре 910° до получения

науглероженного

слоя глубиной 0,7—1,1 мм. Закалку нагретой до 840° крестовины

производят в масле и отпускают при температуре 200° до твердости

HRC 56-Н-62. После термической обработки крестовины калибру­ ют резьбовые отверстия под масленку и предохранительный кла-

20