Файл: Какуевицкий В.А. Восстановление деталей автомобиля методом давления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
стия 14,4—14,7 мм. Раздача пальцев производится в том же штам пе под прессом. Внутренняя поверхность пальца перед раздачей
обильно смазывается маслом.
Раздачу пальцев первой группы производят, продавливая через их отверстие пуансон с диаметром рабочей поверхности 15,45. мм. Диаметр пуансона, которым производят раздачу пальцев второй группы, равен 15,20 мм. После раздачи пальцы подвергают закал ке при нагреве токами высокой частоты, шлифованию и полирова нию до номинального или одного из ремонтных размеров.
Проведенными исследованиями [3, 13, 14] установлено, что
поршневые пальцы автомобиля ГАЗ-51 можно восстанавливать раздачей в закаленном состоянии. Возможность использования это го метода обусловлена, с одной стороны, незначительными вели
чинами |
износов поршневых пальцев двигателя |
ГАЗ-51, которые, |
|
как показали |
замеры более 500 пальцев, не |
превышают 0,06— |
|
0,07 мм, |
а с |
другой стороны —высокой прочностью их наружной |
поверхностно закаленной оболочки, у которой предел прочности составляет 200—220 кг/мм2. В связи со сказанным, оказалось воз можным упруго деформировать указанную оболочку пальца на небольшую величину. Увеличение наружного диаметра поршневого
пальца, необходимое для восстановления первоначального разме
ра, получали, пластически деформируя при раздаче его сердцеви ну. При этом наружная оболочка поршневого пальца, обладай незначительной пластичностью, но высокой прочностью, в процес се раздачи деформировалась упруго и после разгрузки не возвра
щалась к исходным размерам, так как пластически деформирован ная, сердцевина после разгрузки имела остаточную деформацию.
Раздача изношенных поршневых пальцев в закаленном состоя нии должна производиться на прессе, развивающем усилие не менее 10 т (рис. 2). Поршневой палец 4 устанавливается в опор ную втулку 6, которая помещается на плите 7, закрепленной на
швеллере пресса 8.
Оправка 3 с установленным в ней пуансоном 5 закреплена в патроне 1 пресса. Крепление оправки и патрона осуществляется стопорными болтами 2.
Конструкция и размеры пуансонов (сталь У-12, HRC 60 -г- 62)
опорной втулки (сталь 45. HRC40-'- 45) и оправки (сталь 45,
HRC 40 ч- 45) показаны на рис. 3. На этом рисунке размеры верх ней части оправки соответствуют патрону пресса ГАРО 20 т. Раз меры применяемых пуансонов следующие:
№ пуансона .... |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Диаметр (£>), м.н . . |
14,8 |
14,9 |
15,0 |
15,05 |
15,1 |
15,2 |
15,25 |
Технологический |
процесс |
восстановления поршневых пальцев |
раздачей в закаленном состоянии выполняется в такой последова тельности.
Предварительно, перед раздачей все |
изношенные |
поршневые |
пальцы подвергаются внешнему осмотру, |
проверке на |
отсутствие |
|
С |
17 |
ГОС. ПГ5Г'.ИЧНАЯ |
|
|
НАУЧН-Tr.X!'.ПЧЕСНАЯ |
|
трещин методом магнитной дефектоскопии и контролю на твер
дость. Поршневые пальцы, имеющие трещины любого вида и рас положения и твердость менее HRC 55, должны быть отбракованы.
OdpaSomKawvl
Фаску и песто пе рехода тщательно
|
|
|
|
|
хполиробать |
|||
Рис. 2. Приспособление для раздачи |
Рис. |
3. Конструкция и размеры пуансонов, |
||||||
поршневых пальцев двигателя ГАЗ-51 |
опорной |
втулки и оправки |
для |
раздачи |
||||
в закаленном состоянии |
|
поршневого пальца двигателя |
ГАЗ-51 в за |
|||||
|
|
|
|
каленном |
состоянии |
|
||
Предельная величина износа поршневых пальцев, которые мо |
||||||||
гут быть восстановлены |
раздачей в |
закаленном |
состоянии, |
не |
||||
должна превышать 0,07 |
мм, а |
размер |
отверстия |
в |
пальце — |
|||
15,2 мм. Конусность и овальность отверстия в пальце допускается |
||||||||
до 0,1 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Поршневые пальцы, которые должны быть восстановлены, |
||||||||
сортируют по наружному диаметру. |
Их размеры до и после вос |
|||||||
становления приведены в табл. |
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
|||
Ремонтный размер |
Диаметры (наружные) поршневык |
пальцев, |
мм |
|||||
изношенных |
восстановленных |
|
||||||
|
|
|||||||
Номинальный ...... |
21,93-21,99 |
|
22.ОО_о>о1 |
|
||||
1-й ремонтный..................... |
22,00-22,07 |
|
22,08_оо1 |
|
||||
2-й ремонтный ..................... |
22,08-22,11 |
. 22,12_ОО1 |
|
|||||
3-й ремонтный..................... |
22,12-22,20 |
|
22,2О_о>о1 |
|
Все пальцы после этого в зависимости от диаметра их отвер стия делят на две группы. К первой группе относят пальцы, у кото рых конусность и овальность не превышают 0,1 мм- а ко второй —
18
все остальные пальцы. Пальцы первой группы подвергают раз даче, а второй — растачивают на токарном станке резцом, осна щенным пластиной Т15К6.
Величина припуска на последующее после раздачи шлифование
и полирование наружной |
поверхности должна |
быть не |
ме |
нее 0,05 мм. |
между пуансоном и |
внутренней |
по |
Для уменьшения трения |
верхностью пальца при его раздаче в качестве смазки используют
машинное масло с небольшими добавками талька или коллоидаль ного графита (2—3 г на 100 г масла).
При восстановлении поршневых пальцев раздачей в закален
ном состоянии натяги следует выбирать в точно установленных пределах, руководствуясь величиной износа пальцев. Наиболее це лесообразно производить раздачу за один проход, выбирая при этом натяги в пределах от 0,10 до 0,20 мм. При раздаче с указанны ми натягами перераспределение остаточных тангенциальных на пряжений оказывается незначительным, а величина остаточной де
формации— достаточной для восстановления изношенных поршне
вых пальцев [13]. Точное значение величины требуемого натяга при раздаче поршневых пальцев двигателя ГАЗ-51 может быть уста новлено исходя из следующей зависимости, полученной на основе обработки экспериментальных данных:
i — 0,05(zz + 0,05)°’57,
где i — величина |
натяга, мм; |
и — величина |
максимального износа поршневого пальца, мм; |
0,05 — минимальный припуск на механическую обработку, мм. |
Диаметры пуансонов, которые обеспечивают при раздаче полу чение необходимых натягов, выбирают исходя из наименьшего
размера отверстия поршневого пальца.
При раздаче поршневых пальцев, имеющих неточные размеры отверстия, а также неравномерный износ, на их наружной поверх ности иногда появляются кольцевые участки небольшой ширины, диаметр которых может оказаться, меньше требуемого. Поэтому измерение наружного диаметра поршневого пальца необходимо производить в нескольких местах по длине. Для того чтобы эти участки могли быть обнаружены при измеренйи, ширина губок
контрольной скобы не должна превышать 3—4 мм.
После раздачи поршневые пальцы подвергаются шлифованию и полированию. Отполированные пальцы контролируются на от сутствие трещин методом магнитной дефектоскопии.
Износ пуансонов, используемых для раздачи, отличается
равномерностью, крайне незначителен по величине и за 200 про ходов составляет в среднем 0,01 мм. Одни и те же пуансоны по мере износа могут быть использованы для раздачи поршневых пальцев с уменьшенными натягами.
Показатели, характеризующие статическую и усталостную прочность поршневых пальцев, восстановленных раздачей в за каленном состоянии с натягами, не превышающими 0,20 мм, как
19
установлено экспериментами [13], практически находятся на уров не показателей новых деталей.
Длительное испытание восстановленных поршневых пальцев на 25 автомобилях ГАЗ-51 при пробегах до 70 тыс. км подтвердило их
эксплуатационную надежность [14].
Средняя величина максимального износа новых и восстанов
ленных поршневых пальцев, отнесенная к 30 тыс. км пробега, ока
залась практически одинаковой и не превышала 0,025 мм.
Восстановление крестовин карданов автомобилей ЗИЛ-150
(дет. № 120-2201030) и ГАЗ-51 (дет. № 51-2201030). Крестовина
кардана автомобиля ЗИЛ-150 изготовляется из стали 18ХГТ и
подвергается следующей термической обработке: цементация при температуре 910° в течение 12 час. на глубину 0,8—1,2 мм, закал ка при температуре 840° в течение 40 мин. и отпуск при 200° в те чение одного часа. Твердость шипов крестовины по техническим условиям должна находиться в пределах HRC 56 -э- 62.
Крестовина кардана автомобиля ГАЗ-51 изготовляется из ста ли 20Х и подвергается цементации при температуре 910° в тече ние 15 час. на глубину 1,2—1,5 мм, закалке при температуре 840° в течение 35 мин. и отпуску при 200° в течение одного часа. Твер
дость шипов крестовины по техническим условиям должна нахо диться в пределах HRC 57 -н- 65.
Технологический процесс восстановления раздачей крестовин кардана автомобиля ЗИЛ-150 заключается в выполнении следую щих операций [25].
Крестовину без масленки и предохранительного клапана на гревают в печи до выгорания масла (350—400°). Затем нагревают шип крестовины на высокочастотной установке с ламповым гене ратором ГЗ-46 до температуры 700—750° и устанавливают кресто
вину в специальное приспособление (рис. 4) нагретым шипом
•вверх. Раздачу шипа крестовины производят в. два приема: сна
чала пуансоном, имеющим диаметр 9,8 мм, затем, после вторично го нагрева шипа до той же температуры, пуансоном, имеющим диаметр 11 мм. После раздачи наружный диаметр шипа должен
находиться в пределах 26,5—27 мм. В такой же последовательно сти производят раздачу остальных трех шипов крестовины. Для снятия внутренних напряжений крестовину подвергают нормали
зации при температуре 800° с последующим охлаждением на
воздухе.
Затем на токарном станке восстанавливают центры крестовины по торцам шипов и протачивают шипы, оставляя припуск 0,3— 0,5 мм на шлифование. Крестовину подвергают цементации, закал
ке и отпуску. |
Цементацию проводят в газовой |
печи в течение |
8—9 час. при |
температуре 910° до получения |
науглероженного |
слоя глубиной 0,7—1,1 мм. Закалку нагретой до 840° крестовины
производят в масле и отпускают при температуре 200° до твердости
HRC 56-Н-62. После термической обработки крестовины калибру ют резьбовые отверстия под масленку и предохранительный кла-
20