Файл: Еникеев В.Р. Автоматические скребки для очистки подъемных труб от парафина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Съемные нижние амортизаторы («бросовые»)

удерживаются

в трубах при помощи сухарей или кулачков,

упирающихся

в стыки труб. Известно несколько конструкций съемных аморти­

заторов.

Удачная конструкция съемного нижнего амортизатора для 2J7a" труб разработана конструкторским бюро в г. Октябрьск.

Эти амортизаторы выпускаются

заводом

«Нефтеавтоматика»

и

в настоящее время поступают на промыслы.

за­

Нижний амортизатор НАС-1

(съемный)

удерживается на

данной глубине в стыке труб при помощи четырех шарнирных су­

хариков,

расположенных

в

его нижней

I

части. Амортизатор (рис. 23) состоит из

корпуса 10, представляющего собой тол­

-050

стостенный патрубок с резьбой на верхнем

 

конце и четырьмя окнами,

прорезанными

 

в средней части. В окнах монтируются

 

шарнирные сухари 9 на общей оси 8,

вы­

 

полненной в виде кольца и запрессован­

 

ной в канавку на

корпусе.

Шарнирный

 

сухарь имеет с внутренней стороны про­

 

резь, в которую входит торец приспо­

 

собления для спуска амортизатора, удер­

 

живающего

сухарики в

 

утопленном

 

состоянии во время спуска

амортизатора.

 

На общей

оси с сухарем устанавливается

Рис. 22. Нижний амор­

пружина 7, постоянно отжимающая су­

тизатор-втулка для 21/а"

харик от

корпуса.

На корпус амортиза­

труб.

тора навинчивается

соединительный

па­

 

трубок 6,

в

верхнюю часть

которого вставлена упорная втулка

2, воспринимающая удары автоматического скребка. Упорная втулка может перемещаться относительно соединительного па­ трубка; верхнее положение втулка занимает во время спуска амор­ тизатора, а нижнее — после установки амортизатора. Втулка,

смещаясь вниз после удара по ней скребком, расклинивает своей конической расточкой пружинящие пластины, вырезанные в соединительном патрубке, которые центрируют амортизатор

втрубе и удерживают его от смещения вверх. Амортизатор уста­ навливается при помощи простого приспособления, которое состоит из трубки и головки, завинченной в трубку с ее верхнего конца. Сначала следует утопить все сухари внутрь корпуса и вставить

вамортизатор приспособление, нижний расточенный конец ко­ торого попадает в вырезы на сухарях и удерживает их в утоплен­ ном положении на все время спуска. Чтобы закрепить приспосо­ бление в амортизаторе, нужно совместить отверстие на его головке с отверстием на упорной втулке и продеть через них небольшой от­ резок алюминиевой проволоки, загнув его концы.

Для извлечения амортизатора -НАС-1 из скважины применяют также это приспособление, но в его нижний конец завинчивается


ловильная головка с четырьмя пружинными захватами; ловиль­ ная головка поставляется комплектно с приспособлением. При

ловильных работах приспособление, под­ вешенное на проволоке, спускается с боль­

шой скоростью и ударяется об аморти­ затор. Попадая внутрь его, ловильная го­

ловка цепляется за внутренние проточки па упорной втулке и при подъеме снача­ ла подтягивает ее верх, освобождая пру­ жины, центрирующие амортизатор, этим облегчая его подъем.

Следует отметить, что операция по извлечению амортизатора не всегда может окончиться благополучно, пружины соеди­ нительного патрубка могут расклиниться

и прочно задержать амортизатор в случае попадания парафина под пружины или при встрече с дефектным стыком. Вслед­

ствие этого возможны обрывы амортиза­

тора вместе с проволокой и засорение

скважины. Поэтому извлекать амортиза­

тор НАС-1 из скважины без особой в этом

 

 

 

 

 

надобности не

следует.

 

 

 

 

 

 

 

 

Желательно

проверять возможность

 

 

 

 

 

спуска амортизатора в скважину специ­

 

 

 

 

 

альным шаблоном, имеющим такие же раз­

 

 

 

 

 

меры,

как

и

амортизатор.

Извлечение

 

 

 

 

 

амортизатора

всегда

производится

 

при

 

 

 

 

 

остановленной скважине. Перед спуском

 

 

 

 

 

амортизатора

 

эксплуатационные

трубы

 

 

 

 

 

очищаются от парафина скребком-шабло­

 

 

 

 

 

ном,

который

спускают и поднимают 5—

 

 

 

 

 

6 раз.

После

этого скважина

останавли­

Рис. 23.

Нижний амор­

вается

(закрывается

манифольдная

за­

тизатор

НАС-1 в сборе

движка) и амортизатор спускается через

с

приспособлением для

лубрикатор на

обычной скребковой про­

1

установки.

волоке.

При спуске число оборотов бара­

головка

 

приспособле­

бана электролебедки во избежание ошиб­

ния; 2 — упорная (буферная)

втулка;

з — алюминиевая

ки

в

определении

глубины

установки

проволока;

 

4

направля­

амортизатора отсчитывают оператор,

сто­

ющая втулка

корпуса; 5 —

корпус приспособления;в —

ящий у

тормоза лебедки, и присутствую­

соединительный

патрубок;

7

— пружина

сухаря; 8 —

щий при этой

операции мастер. Глубина

ось сухарей;

 

9 — сухарь;

установки амортизатора в метрах опре­

 

10 — корпус.

 

 

 

 

 

деляется по

количеству оборотов

бара­

бана лебедки из расчета: 1 оборот = 112 см (электролебедки АДУ).

Во время спуска амортизатор может остановиться на стыке труб. Чтобы обеспечить его дальнейший спуск, следует осторожно натянуть проволоку, амортизатор приподнимают над стыком

56


на 2—3 м и вслед за этим резко опускают. Эта операция повто­ ряется до тех пор, пока амортизатор не пройдет стык. При ударе нижнего конца амортизатора об уступы проволока, соединяющая амортизатор с приспособлением, обычно не срезается, так как перемещение приспособления вниз относительно корпуса аморти­

затора невозможно.

При достижении заданной глубины спуск амортизатора пре­ кращают и поднимают его на 10—20 м. Если он при этом не со­ рвется, то пытаются сорвать его резкими рывками. При этом не­

маловажную роль играют толщина и прочность проволоки, со­ единяющей упорную втулку амортизатора с приспособлением.

Опытом установлено, что для этой цели следует использовать мяг­ кую алюминиевую проволоку диаметром 1,3—1,6 мм. При отсут­ ствии достаточных навыков в установке нижнего амортизатора, а также в тех случаях, когда авария, происшедшая при спуске нижнего амортизатора, может привести к длительной остановке скважины (например, отсутствие вышки над скважиной и т. п.), следует использовать упрощенный амортизатор НАС-1. В этом амортизаторе вместо соединительного патрубка 6 (рис. 23) на корпус навинчивается отрезок 2" трубки соответствующей длины,

обточенный 'до наружного диаметра 56 мм. На верхнюю часть этой трубки навинчивается упорная втулка внутренним диа­ метром 44 мм и наружным 56 мм. На внутренней поверхности упорной втулки делаются проточки для захвата ловильным ин­ струментом такие же, как и у амортизатора НАС-1.

Упрощенный амортизатор легко извлекается из скважины и не способствует ее засорению. Однако при попадании скребкашаблона в упорную втулку амортизатора он может непроиз­ вольно смещаться вверх при подъеме скребка, поскольку огра­ ничителей движения вверх на упрощенном амортизаторе не имеется.

По образцу упрощенного амортизатора НАС-1 можно изгото­

вить в любой промысловой мастерской съемный амортизатор для 2" труб. Наружный диаметр 2" амортизатора обычно при­ нимается равным 45—46 мм, а диаметр проходного отверстия

30—34 мм.

После установки нижнего амортизатора следует ограничить

глубину спуска скребка-шаблона во избежание сильного удара

его об амортизатор и заклинивания грузика скребка в отверстии амортизатора, что может привести к обрыву скребка-шаблона

или к смещению амортизатора с заданной глубины. Такое ограни­

чение можно сделать, установив метку на барабане электроле­ бедки, или если вместо метки намотать на скребковую проволоку спираль из медной проволоки длиной около 1 м. Эта спираль,

попадая в водило электролебедки, затормозит дальнейший спуск скребка-шаблона независимо от оператора, производящего спуск.

57


Оборудование устья, верхний амортизатор

Устьевая арматура является наиболее неблагоприятным ме­ стом для движения автоматического скребка. Вследствие увели­

чения внутреннего диаметра, углублений в корпусе задвижек и

изменения направления потока нефти возможны перекосы корпуса

скребка в

арматуре пли зацепления деталей скребка

(клапанов,

 

 

 

 

 

 

ножей)

 

за уступы

арматуры.

 

 

 

 

 

 

Поэтому

необходимо

ограни­

 

 

 

 

 

 

чивать движение скребка вверх

 

 

 

 

 

 

так, чтобы ножи и клапаны

 

 

 

 

 

 

скребка не попадали в

ту часть

 

 

 

 

 

 

арматуры, где имеются углуб­

 

 

 

 

 

 

ления на стенках и значитель­

 

 

 

 

 

 

ное

увеличение диаметра.

 

 

 

 

 

 

 

В то же время желательно,

 

 

 

 

 

 

чтобы участок арматуры, где

 

 

 

 

 

 

парафин не очищается

ножами

 

 

 

 

 

 

скребка, был наименьшим. Огра­

 

 

 

 

 

 

ничение

движения

скребка

в

 

 

 

 

 

 

арматуре

обеспечивается верх­

 

 

 

 

 

 

ним

амортизатором,

который

 

 

 

 

 

 

обычно

комбинируется с при­

 

 

 

 

 

 

способлением для спуска скреб­

 

 

 

 

 

 

ка

в

скважину

и

извлечения

 

 

 

 

 

 

его из нее в процессе работы

 

 

 

 

 

 

для профилактического осмотра

 

 

 

 

 

 

и проверки. Наилучшие экс­

 

 

 

 

 

 

плуатационные качества

имеет

 

 

 

 

 

 

верхний

амортизатор

 

ВА-2,

 

 

 

 

 

 

разработанный

конструктор­

 

 

 

 

 

 

ским бюро в г. Октябрьск.

 

 

 

 

 

 

 

Верхний амортизатор

ВА-2

 

 

 

 

 

 

(рис. 24)

устанавливается

на

 

 

 

 

 

 

буферной

задвижке

 

устьевой

 

 

 

 

 

 

арматуры при помощи патрубка

 

 

 

 

 

 

с фланцем 10.

На верхнем кон­

Рис. 24. Верхний амортизатор ВА-2.

це патрубка монтируется буфер­

ная головка 7 с

рукоятками 13

1 — ролик;

2 — штанга;

з — защелка;

для

завинчивания

головки

и

4 — стопорные

кольца;

5 — сальниковый

узел штанги;

6 — зацеп;

7 — буферная

сальниковым

узлом

12.

Через

головка;

8

крючок;

9 — патрубок для

сальниковый узел проходит по­

манометра;

10 — присоединительный па­

трубок с

фланцем; 11 — трос; 12 — саль­

лый

выдвижной

шток

18,

на

никовый

узел

выдвижного

штока; 13 —

рукоятка

 

для

завинчивания головки;

нижнем конце которого смонти­

Ы — рукоятка

ворота;

15— стопорная

рован

корпус

амортизатора

с

собачка

ворота; 16 — храповое колесо;

17 — барабан

ворота;

18 — выдвижной

ловильным приспособлением. Во

шток; 19 — стопорное кольцо; 20 — кор­

пус амортизатора; 21 — пружина лапки;

время работы

автоматического

22 — ось лапки; 23 — папка; 24 — отбой­

скребка шток

вдвинут в

арма-

 

 

 

ник.

 

 

58