Файл: Еникеев В.Р. Автоматические скребки для очистки подъемных труб от парафина.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Съемные нижние амортизаторы («бросовые») |
удерживаются |
в трубах при помощи сухарей или кулачков, |
упирающихся |
в стыки труб. Известно несколько конструкций съемных аморти
заторов.
Удачная конструкция съемного нижнего амортизатора для 2J7a" труб разработана конструкторским бюро в г. Октябрьск.
Эти амортизаторы выпускаются |
заводом |
«Нефтеавтоматика» |
и |
в настоящее время поступают на промыслы. |
за |
||
Нижний амортизатор НАС-1 |
(съемный) |
удерживается на |
данной глубине в стыке труб при помощи четырех шарнирных су
хариков, |
расположенных |
в |
его нижней |
I |
|||
части. Амортизатор (рис. 23) состоит из |
|||||||
корпуса 10, представляющего собой тол |
-050 |
||||||
стостенный патрубок с резьбой на верхнем |
|
||||||
конце и четырьмя окнами, |
прорезанными |
|
|||||
в средней части. В окнах монтируются |
|
||||||
шарнирные сухари 9 на общей оси 8, |
вы |
|
|||||
полненной в виде кольца и запрессован |
|
||||||
ной в канавку на |
корпусе. |
Шарнирный |
|
||||
сухарь имеет с внутренней стороны про |
|
||||||
резь, в которую входит торец приспо |
|
||||||
собления для спуска амортизатора, удер |
|
||||||
живающего |
сухарики в |
|
утопленном |
|
|||
состоянии во время спуска |
амортизатора. |
|
|||||
На общей |
оси с сухарем устанавливается |
Рис. 22. Нижний амор |
|||||
пружина 7, постоянно отжимающая су |
тизатор-втулка для 21/а" |
||||||
харик от |
корпуса. |
На корпус амортиза |
труб. |
||||
тора навинчивается |
соединительный |
па |
|
||||
трубок 6, |
в |
верхнюю часть |
которого вставлена упорная втулка |
2, воспринимающая удары автоматического скребка. Упорная втулка может перемещаться относительно соединительного па трубка; верхнее положение втулка занимает во время спуска амор тизатора, а нижнее — после установки амортизатора. Втулка,
смещаясь вниз после удара по ней скребком, расклинивает своей конической расточкой пружинящие пластины, вырезанные в соединительном патрубке, которые центрируют амортизатор
втрубе и удерживают его от смещения вверх. Амортизатор уста навливается при помощи простого приспособления, которое состоит из трубки и головки, завинченной в трубку с ее верхнего конца. Сначала следует утопить все сухари внутрь корпуса и вставить
вамортизатор приспособление, нижний расточенный конец ко торого попадает в вырезы на сухарях и удерживает их в утоплен ном положении на все время спуска. Чтобы закрепить приспосо бление в амортизаторе, нужно совместить отверстие на его головке с отверстием на упорной втулке и продеть через них небольшой от резок алюминиевой проволоки, загнув его концы.
Для извлечения амортизатора -НАС-1 из скважины применяют также это приспособление, но в его нижний конец завинчивается
ловильная головка с четырьмя пружинными захватами; ловиль ная головка поставляется комплектно с приспособлением. При
ловильных работах приспособление, под вешенное на проволоке, спускается с боль
шой скоростью и ударяется об аморти затор. Попадая внутрь его, ловильная го
ловка цепляется за внутренние проточки па упорной втулке и при подъеме снача ла подтягивает ее верх, освобождая пру жины, центрирующие амортизатор, этим облегчая его подъем.
Следует отметить, что операция по извлечению амортизатора не всегда может окончиться благополучно, пружины соеди нительного патрубка могут расклиниться
и прочно задержать амортизатор в случае попадания парафина под пружины или при встрече с дефектным стыком. Вслед
ствие этого возможны обрывы амортиза
тора вместе с проволокой и засорение
скважины. Поэтому извлекать амортиза
тор НАС-1 из скважины без особой в этом
|
|
|
|
|
надобности не |
следует. |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Желательно |
проверять возможность |
|||||||
|
|
|
|
|
спуска амортизатора в скважину специ |
||||||||
|
|
|
|
|
альным шаблоном, имеющим такие же раз |
||||||||
|
|
|
|
|
меры, |
как |
и |
амортизатор. |
Извлечение |
||||
|
|
|
|
|
амортизатора |
всегда |
производится |
|
при |
||||
|
|
|
|
|
остановленной скважине. Перед спуском |
||||||||
|
|
|
|
|
амортизатора |
|
эксплуатационные |
трубы |
|||||
|
|
|
|
|
очищаются от парафина скребком-шабло |
||||||||
|
|
|
|
|
ном, |
который |
спускают и поднимают 5— |
||||||
|
|
|
|
|
6 раз. |
После |
этого скважина |
останавли |
|||||
Рис. 23. |
Нижний амор |
вается |
(закрывается |
манифольдная |
за |
||||||||
тизатор |
НАС-1 в сборе |
движка) и амортизатор спускается через |
|||||||||||
с |
приспособлением для |
лубрикатор на |
обычной скребковой про |
||||||||||
1 |
установки. |
волоке. |
При спуске число оборотов бара |
||||||||||
— головка |
|
приспособле |
бана электролебедки во избежание ошиб |
||||||||||
ния; 2 — упорная (буферная) |
|||||||||||||
втулка; |
з — алюминиевая |
ки |
в |
определении |
глубины |
установки |
|||||||
проволока; |
|
4 |
— направля |
амортизатора отсчитывают оператор, |
сто |
||||||||
ющая втулка |
корпуса; 5 — |
||||||||||||
корпус приспособления;в — |
ящий у |
тормоза лебедки, и присутствую |
|||||||||||
соединительный |
патрубок; |
||||||||||||
7 |
— пружина |
сухаря; 8 — |
щий при этой |
операции мастер. Глубина |
|||||||||
ось сухарей; |
|
9 — сухарь; |
установки амортизатора в метрах опре |
||||||||||
|
10 — корпус. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
деляется по |
количеству оборотов |
бара |
бана лебедки из расчета: 1 оборот = 112 см (электролебедки АДУ).
Во время спуска амортизатор может остановиться на стыке труб. Чтобы обеспечить его дальнейший спуск, следует осторожно натянуть проволоку, амортизатор приподнимают над стыком
56
на 2—3 м и вслед за этим резко опускают. Эта операция повто ряется до тех пор, пока амортизатор не пройдет стык. При ударе нижнего конца амортизатора об уступы проволока, соединяющая амортизатор с приспособлением, обычно не срезается, так как перемещение приспособления вниз относительно корпуса аморти
затора невозможно.
При достижении заданной глубины спуск амортизатора пре кращают и поднимают его на 10—20 м. Если он при этом не со рвется, то пытаются сорвать его резкими рывками. При этом не
маловажную роль играют толщина и прочность проволоки, со единяющей упорную втулку амортизатора с приспособлением.
Опытом установлено, что для этой цели следует использовать мяг кую алюминиевую проволоку диаметром 1,3—1,6 мм. При отсут ствии достаточных навыков в установке нижнего амортизатора, а также в тех случаях, когда авария, происшедшая при спуске нижнего амортизатора, может привести к длительной остановке скважины (например, отсутствие вышки над скважиной и т. п.), следует использовать упрощенный амортизатор НАС-1. В этом амортизаторе вместо соединительного патрубка 6 (рис. 23) на корпус навинчивается отрезок 2" трубки соответствующей длины,
обточенный 'до наружного диаметра 56 мм. На верхнюю часть этой трубки навинчивается упорная втулка внутренним диа метром 44 мм и наружным 56 мм. На внутренней поверхности упорной втулки делаются проточки для захвата ловильным ин струментом такие же, как и у амортизатора НАС-1.
Упрощенный амортизатор легко извлекается из скважины и не способствует ее засорению. Однако при попадании скребкашаблона в упорную втулку амортизатора он может непроиз вольно смещаться вверх при подъеме скребка, поскольку огра ничителей движения вверх на упрощенном амортизаторе не имеется.
По образцу упрощенного амортизатора НАС-1 можно изгото
вить в любой промысловой мастерской съемный амортизатор для 2" труб. Наружный диаметр 2" амортизатора обычно при нимается равным 45—46 мм, а диаметр проходного отверстия
30—34 мм.
После установки нижнего амортизатора следует ограничить
глубину спуска скребка-шаблона во избежание сильного удара
его об амортизатор и заклинивания грузика скребка в отверстии амортизатора, что может привести к обрыву скребка-шаблона
или к смещению амортизатора с заданной глубины. Такое ограни
чение можно сделать, установив метку на барабане электроле бедки, или если вместо метки намотать на скребковую проволоку спираль из медной проволоки длиной около 1 м. Эта спираль,
попадая в водило электролебедки, затормозит дальнейший спуск скребка-шаблона независимо от оператора, производящего спуск.
57
Оборудование устья, верхний амортизатор
Устьевая арматура является наиболее неблагоприятным ме стом для движения автоматического скребка. Вследствие увели
чения внутреннего диаметра, углублений в корпусе задвижек и
изменения направления потока нефти возможны перекосы корпуса
скребка в |
арматуре пли зацепления деталей скребка |
(клапанов, |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ножей) |
|
за уступы |
арматуры. |
||||||
|
|
|
|
|
|
Поэтому |
необходимо |
ограни |
|||||||
|
|
|
|
|
|
чивать движение скребка вверх |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
так, чтобы ножи и клапаны |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
скребка не попадали в |
ту часть |
||||||||
|
|
|
|
|
|
арматуры, где имеются углуб |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ления на стенках и значитель |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ное |
увеличение диаметра. |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
В то же время желательно, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
чтобы участок арматуры, где |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
парафин не очищается |
ножами |
||||||||
|
|
|
|
|
|
скребка, был наименьшим. Огра |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ничение |
движения |
скребка |
в |
||||||
|
|
|
|
|
|
арматуре |
обеспечивается верх |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ним |
амортизатором, |
который |
|||||||
|
|
|
|
|
|
обычно |
комбинируется с при |
||||||||
|
|
|
|
|
|
способлением для спуска скреб |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ка |
в |
скважину |
и |
извлечения |
|||||
|
|
|
|
|
|
его из нее в процессе работы |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
для профилактического осмотра |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
и проверки. Наилучшие экс |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
плуатационные качества |
имеет |
||||||||
|
|
|
|
|
|
верхний |
амортизатор |
|
ВА-2, |
||||||
|
|
|
|
|
|
разработанный |
конструктор |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ским бюро в г. Октябрьск. |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Верхний амортизатор |
ВА-2 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
(рис. 24) |
устанавливается |
на |
|||||||
|
|
|
|
|
|
буферной |
задвижке |
|
устьевой |
||||||
|
|
|
|
|
|
арматуры при помощи патрубка |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
с фланцем 10. |
На верхнем кон |
||||||||
Рис. 24. Верхний амортизатор ВА-2. |
це патрубка монтируется буфер |
||||||||||||||
ная головка 7 с |
рукоятками 13 |
||||||||||||||
1 — ролик; |
2 — штанга; |
з — защелка; |
для |
завинчивания |
головки |
и |
|||||||||
4 — стопорные |
кольца; |
5 — сальниковый |
|||||||||||||
узел штанги; |
6 — зацеп; |
7 — буферная |
сальниковым |
узлом |
12. |
Через |
|||||||||
головка; |
8 |
— крючок; |
9 — патрубок для |
сальниковый узел проходит по |
|||||||||||
манометра; |
10 — присоединительный па |
||||||||||||||
трубок с |
фланцем; 11 — трос; 12 — саль |
лый |
выдвижной |
шток |
18, |
на |
|||||||||
никовый |
узел |
выдвижного |
штока; 13 — |
||||||||||||
рукоятка |
|
для |
завинчивания головки; |
нижнем конце которого смонти |
|||||||||||
Ы — рукоятка |
ворота; |
15— стопорная |
рован |
корпус |
амортизатора |
с |
|||||||||
собачка |
ворота; 16 — храповое колесо; |
||||||||||||||
17 — барабан |
ворота; |
18 — выдвижной |
ловильным приспособлением. Во |
||||||||||||
шток; 19 — стопорное кольцо; 20 — кор |
|||||||||||||||
пус амортизатора; 21 — пружина лапки; |
время работы |
автоматического |
|||||||||||||
22 — ось лапки; 23 — папка; 24 — отбой |
скребка шток |
вдвинут в |
арма- |
||||||||||||
|
|
|
ник. |
|
|
58