Файл: Еникеев В.Р. Автоматические скребки для очистки подъемных труб от парафина.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
шаблона, поэтому желательно, чтобы в это время скорость газо нефтяного потока была большей для облегчения и ускорения
движения скребка. Для этого в скважинах с дебитом |
менее |
100 т сутки нужно приоткрывать второй манифольд на |
10— |
15 мин. в последней фазе подъема скребка (при первых признаках пульсации буферного давления).
Продолжительность подъема скребка зависит от многих фак торов и может быть равной 15—120 мин.
Сразу же после удара скребка о верхний амортизатор скважину
останавливают (закрывают манифольдные задвижки) и прове ряют на слух его положение.
В случае, когда скребок не заловлен амортизатором и слышен
шум его падения в трубах, нужно дождаться удара скребка о нижний амортизатор и вновь открыть скважину. Повторный
цикл скребка после первого подъема крайне нежелателен,
так как запарафинившийся скребок может не раскрыться на ниж нем амортизаторе.
Если же скребок заловлен амортизатором и находится в ар
матуре, то шток амортизатора осторожно выдвигают вверх, за крывают центральную задвижку и извлекают скребок.
Его осматривают, очищают от парафина, промывают в керосине
или дизельном топливе и затем проверяют работу механизма. При отсутствии неисправностей скребок повторно запускается
востановленную на время его падения скважину, подъем его осу ществляется при нормальном для данной скважины дебите, т. е. при одном открытом манифольде.
Третий и последующие запуски скребка производятся при ра ботающей скважине; скважина останавливается только на 10— 20 сек., когда скребок освобождается лапками амортизатора и
движется в арматуре.
Продолжительность падения скребка в работающей скважине при установке на глубине амортизатора 840—860 м может быть равна 4—6 мин., а продолжительность подъема будет меньше, чем в случае, когда задвижку на скважине открывали после удара скребка о нижний амортизатор. Это объясняется тем, что
вмомент пуска скважины газо-нефтяная смесь постепенно прихо
дит в движение и подъем скребка начинается лишь через 1 —
2 мин. после того, как началось движение газо-нефтяной смеси около устья. Запуски скребка в работающую скважину с после дующим осмотром и очисткой производятся до тех пор, пока в колонне эксплуатационных труб не останется скоплений пара фина.
Скребок оставляют для постоянной работы в скважине, когда
скопления парафина на клапанах будут незначительными и легко отпадают при очистке, а продолжительность подъема скребка
при каждом запуске не различается более чем на 1—2 мин. В про цессе освоения скребка обычно делается по 4—5 повторных за пусков и лишь в особо неблагоприятных условиях по 7—8.
64
В первые 2—3 часа работы скребка в скважине следует отме чать продолжительность каждого цикла и силу ударов скребка о верхний амортизатор. По истечении этого испытательного периода скребок извлекается из скважины, очищается от пара фина и вновь запускается в скважину. На этот раз запуск является
заключительным.
Все операции по освоению скребка могут быть выполнены за 5—8 час., но чтобы уложиться в этот срок, следует начать
очистку труб скребком-шаблоном в предшествующую смену. При запуске и извлечении скребка из арматуры нужно осто рожно обращаться с буферной и центральной задвижками и за крывать их, лишь убедившись, что скребок или часть его не нахо дятся против клина задвижки. Смятие корпуса автоматического
скребка клином задвижки является наиболее тяжелой аварией и происходит только из-за неопытности или небрежности обслу живающего персонала.
Следует учитывать, что запуск скребка иногда может быть неудачным: недостаточная регулировка механизма, неполная
очистка |
парафина |
со стенок труб, дефекты в |
трубах и |
на нижнем амортизаторе могут затянуть процесс |
освоения |
||
скребка |
на данной |
скважине. |
|
Освоение скребка на данной скважине можно считать закон
ченным, если в течение 5—6 суток после первого запуска скребок
не останавливался и не имел значительного самопроизвольного
изменения продолжительности рабочего цикла. |
вызвавшие |
их |
Наиболее характерные остановки и причины, |
||
в первый период работы скребка, приведены в |
приложении |
1. |
В дальнейшем остановки скребков могут быть вызваны износом деталей механизма, резким снижением дебита скважины (менее
40 т/сутки) или же грубейшими нарушениями правил его экс плуатации.
При извлечении из скважины автоматического скребка, пре кратившего работу, следует соблюдать меры осторожности. Лови тель спускают при остановленной скважине, при этом точно под считывают число оборотов барабана лебедки. Скважина остана вливается для того, чтобы исключить возможность подброса ловителя в верхнем интервале подъемных труб и более точно заметить момент его остановки.
Вслучае остановки ловителя в середине пути спуск неме дленно прекращают и включают лебедку на подъем. Ловитель
поднимают сразу же после встречи его с каким-либо препятствием,
чтобы уменьшить вероятность повреждения скребка при его про талкивании до амортизатора.
Вбольшинстве случаев скребок останавливается на нижнем амортизаторе и ловитель захватывает его именно там. В начале подъема ловителя скважину можно открыть, но при достижении им зоны интенсивного выделения газа из нефти скважина вновь закрывается во избежание возможности подброса скребка с лови-
5 Заказ 1955. |
65 |
телем восходящим газо-нефтяным потоком, спутывания и обрыга скребковой проволоки.
Если промежуток времени с момента прекращения работы
автоматического скребка до начала ловильных работ значителен,
то целесообразно перед спуском ловителя 2—3 раза спустить и поднять скребок-шаблон до глубины 400—600 м.
Эксплуатация автоматических скребков
Накопленный опыт эксплуатации автоматических скребков подтверждает их высокую эффективность как в отношении сни жения трудоемкости обслуживания, так и в увеличении коэф фициента эксплуатации скважин.
Мнение некоторых промысловых работников о том, что автома тические скребки ненадежны в эксплуатации, часто останавли ваются, вследствие чего много времени затрачивается на повтор
ные запуски, неверное, и сложилось в результате неправильной
практики освоения скребков.
Опыт эксплуатации автоматических скребков показывает,
что при правильной организации работы и хорошем знании всех их особенностей наибольшие затраты труда и времени прихо дятся только на период освоения скребка, в дальнейшем же
эксплуатация скважины, оборудованной автоматическим скреб ком, требует значительно меньше труда и времени, чем эксплуата
ция скважины с использованием простых скребков, подвешенных на проволоке.
В процессе эксплуатации скважины, оборудованной автома тическим скребком, необходимо регулярно контролировать работу
скребка.
Профилактический осмотр и замена изношенных или повре
жденных деталей автоматического скребка производятся в зави симости от параметров скважины и конструкции применяемого скребка один раз в 3—6 месяцев и занимают не более 4—5 час. График профилактических осмотров скребков устанавливается
индивидуально для каждой скважины с учетом всех ее особен
ностей и предшествующего опыта эксплуатации скребка в ней. Некоторого внимания требует также и устьевое оборудование скважины — верхний амортизатор и арматура. Обычно обработка арматуры и манифольдных линий паром производится регулярно,
и период работы скважины между очередными пропарками редко
превышает 10—12 дней. За это время участок арматуры, где ножи скребка не очищают парафин со стенок, и корпус верхнего амор тизатора запарафиниваются мало, так как здесь вследствие суже
ния струи газо-нефтяной смеси резко увеличивается ее |
скорость |
и парафин смывается потоком. |
|
Но на отдельных скважинах с низким буферным давлением |
|
(3—5 ат) интенсивность отложения парафина настолько |
велика, |
что, несмотря на высокую скорость потока в арматуре, |
кольце- |
66
вой зазор между корпусом амортизатора и стенками арматуры все же засоряется парафином. В результате этого в период между очередными пропарками дебит скважины резко сокращается и скребок прекращает работу. Необходимо, особенно зимой, регулярно очищать корпус амортизатора и стеики арматуры от парафина через сравнительно короткие промежутки времени (1—4 суток).
Очистка корпуса верхнего амортизатора особых трудностей
не представляет и может быть выполнена силами одного опера тора за 10—15 мин. На нижнем конце амортизатора устанавли вается кольцевой нож, очищающий стенки арматуры, а с нижней стороны буферной головки монтируется тонкостенный патрубок для очистки корпуса амортизатора (амортизатор ВА-2). Чтобы удалить весь парафин из арматуры, достаточно несколько раз вытянуть шток амортизатора вверх до крайнего положения.
Для увеличения периода между чистками корпуса верхнего
амортизатора следует применять упрощенный верхний амортиза тор с небольшим диаметром корпуса. Опыт показывает, что при
применении амортизатора с диаметром корпуса, равным 20—
30 мм, период времени между очередными чистками увеличивается
более чем вдвое.
Во избежание остановок автоматических скребков на сква жинах с буферным давлением менее 5 ат следует регулярно очи щать арматуру и верхние амортизаторы по специальному графику, который составляется с учетом особенностей каждой скважины.
В холодное время года предусматривается более частая очистка, так как интенсивность отложения парафина в наземном оборудо вании увеличивается. В скважинах с буферным давлением более
5 ат чистка арматуры и верхнего амортизатора производится только в случае нарушения графика пропарок скважин.
Таковы основные работы при эксплуатации автоматических скребков. Затраты труда и времени на повторные запуски авто
матических скребков при их непредвиденных остановках могут быть значительными лишь в первый период их освоения, в даль нейшем же по мере накопления опыта и при проведении регуляр ных профилактических осмотров время, затраченное па работы по повторному запуску, сокращается до минимума.
Рассмотрим несколько примеров массового использования
автоматических скребков.
На промысле № 4 НПУ Туймазанефть в конце 1957 г. автома тическими скребками, в основном скребками УфНИИ-3, было оборудовано около Vз всех фонтанных скважин. Скребки по стоянно работали при дебите скважин около 60 т/сутки (см. при ложение 2). После внедрения автоматических скребков на про мысле было сокращено количество групп обслуживания сква жин и несколько повысилась производительность труда опера торов. Однако из-за отсутствия приборов, надежно контроли рующих работу скребков, их эффективность была неполной,
5* |
67 |
особенно в зимнее время, и постепенно количество скважин, оборудованных автоматическими скребками, сократилось.
На промысле № 1 НПУ Октябрьскнефть массовое внедрение автоматических скребков началось только с середины 1958 г.;
ранее их использовали в скважинах с дебитом не менее 80— 100 т/сутки, так как считалось, что это значение дебита является предельным. Высокодебитных скважин на этом промысле имеется
мало.
После ознакомления с опытом промысла № 4 здесь начали успешно осваивать скребки в скважинах с дебитом менее
60 т/сутки, при этом результаты по сравнению с результатами туймазинцев были лучше. Применение индукционных и контакт
ных датчиков позволило успешно эксплуатировать |
скребки и |
|
в зимнее время. |
• |
|
К сентябрю 1959 г. в целом по промыслу было оборудовано |
||
автоматическими |
скребками более половины фонда |
фонтанных |
скважин, а на участке № 2 этого промысла, где количество фон танных скважин и скважин, оборудованных погружными электро насосами, равно 21, автоматические скребки работают на 16 сква жинах (см. приложение 3). Освоение автоматических скребков здесь сопровождалось обучением большинства операторов всему комплексу работ по их запуску и обслуживанию.
Следует отметить, что на всех скважинах, оборудованных
автоматическими скребками, не было аварийных остановок, вызванных засорением эксплуатационных труб, а трудоемкость
профилактического обслуживания и повторных запусков автома тических скребков в среднем за год оказалась значительно мень шей, чем профилактическое обслуживание электролебедок, рабо
тающих автоматически или полуавтоматически.
Износ и поломки автоматических скребков
Общая продолжительность работы автоматического скребка при соблюдении правил эксплуатации составляет в среднем 2— 2V2 года (40000—60000 рабочих циклов). После этого большин
ство деталей сильно изнашивается, вследствие чего нецелесооб
разно ремонтировать скребки.
Как показывает практика, автоматические скребки могут ра ботать без профилактического ремонта по 5—7 месяцев, а по исте чении этого срока могут остановиться в любой момент, если своевременно не проверить механизм скребка.
Во всех скребках наиболее подвержены износу детали шарико вого замка — верхний шток и головка. Износ этих деталей про
является в виде продольных бороздок и лунок на их поверхности в местах касания фиксирующих шариков. При проверке работы замка в случае такого износа затруднено перемещение подвиж ного узла. Обычно в первую очередь изнашивается верхний шток, головка же работает в 3—4 раза дольше. В скребках
68