Файл: Еникеев В.Р. Автоматические скребки для очистки подъемных труб от парафина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шаблона, поэтому желательно, чтобы в это время скорость газо­ нефтяного потока была большей для облегчения и ускорения

движения скребка. Для этого в скважинах с дебитом

менее

100 т сутки нужно приоткрывать второй манифольд на

10—

15 мин. в последней фазе подъема скребка (при первых признаках пульсации буферного давления).

Продолжительность подъема скребка зависит от многих фак­ торов и может быть равной 15—120 мин.

Сразу же после удара скребка о верхний амортизатор скважину

останавливают (закрывают манифольдные задвижки) и прове­ ряют на слух его положение.

В случае, когда скребок не заловлен амортизатором и слышен

шум его падения в трубах, нужно дождаться удара скребка о нижний амортизатор и вновь открыть скважину. Повторный

цикл скребка после первого подъема крайне нежелателен,

так как запарафинившийся скребок может не раскрыться на ниж­ нем амортизаторе.

Если же скребок заловлен амортизатором и находится в ар­

матуре, то шток амортизатора осторожно выдвигают вверх, за­ крывают центральную задвижку и извлекают скребок.

Его осматривают, очищают от парафина, промывают в керосине

или дизельном топливе и затем проверяют работу механизма. При отсутствии неисправностей скребок повторно запускается

востановленную на время его падения скважину, подъем его осу­ ществляется при нормальном для данной скважины дебите, т. е. при одном открытом манифольде.

Третий и последующие запуски скребка производятся при ра­ ботающей скважине; скважина останавливается только на 10— 20 сек., когда скребок освобождается лапками амортизатора и

движется в арматуре.

Продолжительность падения скребка в работающей скважине при установке на глубине амортизатора 840—860 м может быть равна 4—6 мин., а продолжительность подъема будет меньше, чем в случае, когда задвижку на скважине открывали после удара скребка о нижний амортизатор. Это объясняется тем, что

вмомент пуска скважины газо-нефтяная смесь постепенно прихо­

дит в движение и подъем скребка начинается лишь через 1 —

2 мин. после того, как началось движение газо-нефтяной смеси около устья. Запуски скребка в работающую скважину с после­ дующим осмотром и очисткой производятся до тех пор, пока в колонне эксплуатационных труб не останется скоплений пара­ фина.

Скребок оставляют для постоянной работы в скважине, когда

скопления парафина на клапанах будут незначительными и легко отпадают при очистке, а продолжительность подъема скребка

при каждом запуске не различается более чем на 1—2 мин. В про­ цессе освоения скребка обычно делается по 4—5 повторных за­ пусков и лишь в особо неблагоприятных условиях по 7—8.

64


В первые 2—3 часа работы скребка в скважине следует отме­ чать продолжительность каждого цикла и силу ударов скребка о верхний амортизатор. По истечении этого испытательного периода скребок извлекается из скважины, очищается от пара­ фина и вновь запускается в скважину. На этот раз запуск является

заключительным.

Все операции по освоению скребка могут быть выполнены за 5—8 час., но чтобы уложиться в этот срок, следует начать

очистку труб скребком-шаблоном в предшествующую смену. При запуске и извлечении скребка из арматуры нужно осто­ рожно обращаться с буферной и центральной задвижками и за­ крывать их, лишь убедившись, что скребок или часть его не нахо­ дятся против клина задвижки. Смятие корпуса автоматического

скребка клином задвижки является наиболее тяжелой аварией и происходит только из-за неопытности или небрежности обслу­ живающего персонала.

Следует учитывать, что запуск скребка иногда может быть неудачным: недостаточная регулировка механизма, неполная

очистка

парафина

со стенок труб, дефекты в

трубах и

на нижнем амортизаторе могут затянуть процесс

освоения

скребка

на данной

скважине.

 

Освоение скребка на данной скважине можно считать закон­

ченным, если в течение 5—6 суток после первого запуска скребок

не останавливался и не имел значительного самопроизвольного

изменения продолжительности рабочего цикла.

вызвавшие

их

Наиболее характерные остановки и причины,

в первый период работы скребка, приведены в

приложении

1.

В дальнейшем остановки скребков могут быть вызваны износом деталей механизма, резким снижением дебита скважины (менее

40 т/сутки) или же грубейшими нарушениями правил его экс­ плуатации.

При извлечении из скважины автоматического скребка, пре­ кратившего работу, следует соблюдать меры осторожности. Лови­ тель спускают при остановленной скважине, при этом точно под­ считывают число оборотов барабана лебедки. Скважина остана­ вливается для того, чтобы исключить возможность подброса ловителя в верхнем интервале подъемных труб и более точно заметить момент его остановки.

Вслучае остановки ловителя в середине пути спуск неме­ дленно прекращают и включают лебедку на подъем. Ловитель

поднимают сразу же после встречи его с каким-либо препятствием,

чтобы уменьшить вероятность повреждения скребка при его про­ талкивании до амортизатора.

Вбольшинстве случаев скребок останавливается на нижнем амортизаторе и ловитель захватывает его именно там. В начале подъема ловителя скважину можно открыть, но при достижении им зоны интенсивного выделения газа из нефти скважина вновь закрывается во избежание возможности подброса скребка с лови-

5 Заказ 1955.

65


телем восходящим газо-нефтяным потоком, спутывания и обрыга скребковой проволоки.

Если промежуток времени с момента прекращения работы

автоматического скребка до начала ловильных работ значителен,

то целесообразно перед спуском ловителя 2—3 раза спустить и поднять скребок-шаблон до глубины 400—600 м.

Эксплуатация автоматических скребков

Накопленный опыт эксплуатации автоматических скребков подтверждает их высокую эффективность как в отношении сни­ жения трудоемкости обслуживания, так и в увеличении коэф­ фициента эксплуатации скважин.

Мнение некоторых промысловых работников о том, что автома­ тические скребки ненадежны в эксплуатации, часто останавли­ ваются, вследствие чего много времени затрачивается на повтор­

ные запуски, неверное, и сложилось в результате неправильной

практики освоения скребков.

Опыт эксплуатации автоматических скребков показывает,

что при правильной организации работы и хорошем знании всех их особенностей наибольшие затраты труда и времени прихо­ дятся только на период освоения скребка, в дальнейшем же

эксплуатация скважины, оборудованной автоматическим скреб­ ком, требует значительно меньше труда и времени, чем эксплуата­

ция скважины с использованием простых скребков, подвешенных на проволоке.

В процессе эксплуатации скважины, оборудованной автома­ тическим скребком, необходимо регулярно контролировать работу

скребка.

Профилактический осмотр и замена изношенных или повре­

жденных деталей автоматического скребка производятся в зави­ симости от параметров скважины и конструкции применяемого скребка один раз в 3—6 месяцев и занимают не более 4—5 час. График профилактических осмотров скребков устанавливается

индивидуально для каждой скважины с учетом всех ее особен­

ностей и предшествующего опыта эксплуатации скребка в ней. Некоторого внимания требует также и устьевое оборудование скважины — верхний амортизатор и арматура. Обычно обработка арматуры и манифольдных линий паром производится регулярно,

и период работы скважины между очередными пропарками редко

превышает 10—12 дней. За это время участок арматуры, где ножи скребка не очищают парафин со стенок, и корпус верхнего амор­ тизатора запарафиниваются мало, так как здесь вследствие суже­

ния струи газо-нефтяной смеси резко увеличивается ее

скорость

и парафин смывается потоком.

 

Но на отдельных скважинах с низким буферным давлением

(3—5 ат) интенсивность отложения парафина настолько

велика,

что, несмотря на высокую скорость потока в арматуре,

кольце-

66


вой зазор между корпусом амортизатора и стенками арматуры все же засоряется парафином. В результате этого в период между очередными пропарками дебит скважины резко сокращается и скребок прекращает работу. Необходимо, особенно зимой, регулярно очищать корпус амортизатора и стеики арматуры от парафина через сравнительно короткие промежутки времени (1—4 суток).

Очистка корпуса верхнего амортизатора особых трудностей

не представляет и может быть выполнена силами одного опера­ тора за 10—15 мин. На нижнем конце амортизатора устанавли­ вается кольцевой нож, очищающий стенки арматуры, а с нижней стороны буферной головки монтируется тонкостенный патрубок для очистки корпуса амортизатора (амортизатор ВА-2). Чтобы удалить весь парафин из арматуры, достаточно несколько раз вытянуть шток амортизатора вверх до крайнего положения.

Для увеличения периода между чистками корпуса верхнего

амортизатора следует применять упрощенный верхний амортиза­ тор с небольшим диаметром корпуса. Опыт показывает, что при

применении амортизатора с диаметром корпуса, равным 20—

30 мм, период времени между очередными чистками увеличивается

более чем вдвое.

Во избежание остановок автоматических скребков на сква­ жинах с буферным давлением менее 5 ат следует регулярно очи­ щать арматуру и верхние амортизаторы по специальному графику, который составляется с учетом особенностей каждой скважины.

В холодное время года предусматривается более частая очистка, так как интенсивность отложения парафина в наземном оборудо­ вании увеличивается. В скважинах с буферным давлением более

5 ат чистка арматуры и верхнего амортизатора производится только в случае нарушения графика пропарок скважин.

Таковы основные работы при эксплуатации автоматических скребков. Затраты труда и времени на повторные запуски авто­

матических скребков при их непредвиденных остановках могут быть значительными лишь в первый период их освоения, в даль­ нейшем же по мере накопления опыта и при проведении регуляр­ ных профилактических осмотров время, затраченное па работы по повторному запуску, сокращается до минимума.

Рассмотрим несколько примеров массового использования

автоматических скребков.

На промысле № 4 НПУ Туймазанефть в конце 1957 г. автома­ тическими скребками, в основном скребками УфНИИ-3, было оборудовано около Vз всех фонтанных скважин. Скребки по­ стоянно работали при дебите скважин около 60 т/сутки (см. при­ ложение 2). После внедрения автоматических скребков на про­ мысле было сокращено количество групп обслуживания сква­ жин и несколько повысилась производительность труда опера­ торов. Однако из-за отсутствия приборов, надежно контроли­ рующих работу скребков, их эффективность была неполной,

5*

67


особенно в зимнее время, и постепенно количество скважин, оборудованных автоматическими скребками, сократилось.

На промысле № 1 НПУ Октябрьскнефть массовое внедрение автоматических скребков началось только с середины 1958 г.;

ранее их использовали в скважинах с дебитом не менее 80— 100 т/сутки, так как считалось, что это значение дебита является предельным. Высокодебитных скважин на этом промысле имеется

мало.

После ознакомления с опытом промысла № 4 здесь начали успешно осваивать скребки в скважинах с дебитом менее

60 т/сутки, при этом результаты по сравнению с результатами туймазинцев были лучше. Применение индукционных и контакт­

ных датчиков позволило успешно эксплуатировать

скребки и

в зимнее время.

 

К сентябрю 1959 г. в целом по промыслу было оборудовано

автоматическими

скребками более половины фонда

фонтанных

скважин, а на участке № 2 этого промысла, где количество фон­ танных скважин и скважин, оборудованных погружными электро­ насосами, равно 21, автоматические скребки работают на 16 сква­ жинах (см. приложение 3). Освоение автоматических скребков здесь сопровождалось обучением большинства операторов всему комплексу работ по их запуску и обслуживанию.

Следует отметить, что на всех скважинах, оборудованных

автоматическими скребками, не было аварийных остановок, вызванных засорением эксплуатационных труб, а трудоемкость

профилактического обслуживания и повторных запусков автома­ тических скребков в среднем за год оказалась значительно мень­ шей, чем профилактическое обслуживание электролебедок, рабо­

тающих автоматически или полуавтоматически.

Износ и поломки автоматических скребков

Общая продолжительность работы автоматического скребка при соблюдении правил эксплуатации составляет в среднем 2— 2V2 года (40000—60000 рабочих циклов). После этого большин­

ство деталей сильно изнашивается, вследствие чего нецелесооб­

разно ремонтировать скребки.

Как показывает практика, автоматические скребки могут ра­ ботать без профилактического ремонта по 5—7 месяцев, а по исте­ чении этого срока могут остановиться в любой момент, если своевременно не проверить механизм скребка.

Во всех скребках наиболее подвержены износу детали шарико­ вого замка — верхний шток и головка. Износ этих деталей про­

является в виде продольных бороздок и лунок на их поверхности в местах касания фиксирующих шариков. При проверке работы замка в случае такого износа затруднено перемещение подвиж­ ного узла. Обычно в первую очередь изнашивается верхний шток, головка же работает в 3—4 раза дольше. В скребках

68