Файл: Еникеев В.Р. Автоматические скребки для очистки подъемных труб от парафина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УфНИИ верхний шток можно применять длительное время; при наличии следов износа на поверхности штока достаточно повернуть корпус замка на 10—15° и шарики будут касаться

штока уже в других точках.

Изнашиваются также стопорные винты, их концы, входящие в прорези на корпусе замка, со временем сминаются или сре­

заются, поэтому их нужно периодически менять.

При длительной работе скребков УфНИИ наблюдается среза­ ние заклепок, соединяющих детали корпуса. Этот дефект легко устраняется во время профилактических осмотров скребка.

В скребках УфНИИ, выпускавшихся до конца 1957 г., наи­

более интенсивно изнашивались детали корпуса — расширенная часть кожуха нижнего штока, которая постоянно ударяется о нижний амортизатор, и те места кожухов верхнего и нижнего штоков, о которые ударяется клапанная рамка.

Поломки отдельных деталей автоматического скребка могут быть вызваны неправильной эксплуатацией или же наличием заводских дефектов.

Например, скребки УфНИИ часто ломаются и деформируются при использовании их в скважинах с дебитом свыше 130 т/сутки и с относительно низким буферным давлением. Высокие ско­ рости восходящей газо-нефтяной смеси вблизи от устья обусло­ вливают сильные удары скребка о верхний амортизатор. Силу ударов невозможно уменьшить даже в том случае, когда кла­

паны неплотно прилегают к стенкам труб. Кроме того, при экс­ плуатации в высокодебитных скважинах к скребку обычно под­ вешиваются сменные грузики большого веса, что в свою очередь увеличивает массу скребка и вместе с тем силу ударов. После сравнительно кратковременной работы в таких условиях сре­

заются заклепки, лопаются фиксаторные планки напротив тра­ пецеидальных прорезей и отверстий под заклепки, деформируется,

как бы раздувается кожух верхнего штока, обрывается резьбовая часть кожуха верхнего штока вместе с замком и т. п.

Скребки, корпус которых изготовлен сварным (скребок А. Ф. Гильманшина), износоустойчивы и имеют большую проч­ ность.

Поломки скребка, вызванные дефектами изготовления, можно устранить полностью, если тщательно осматривать наиболее

ответственные детали в процессе его сборки. Наиболее часты слу­ чаи поломки корпуса замка: его обрыв по шейке или же обрыв стенки корпуса вблизи верхнего конца прорези под стопорный винт (рис. 27). В первом случае обрыв происходит из-за недоста­ точной толщины стенки в месте изменения диаметра. Поломка

корпуса замка во время работы скребка может быть предупре­ ждена, если при монтаже корпус будет отбракован.' Толщина

стенки должна быть не менее 4—5 мм.

Во втором случае поломки могут быть вызваны микротрещи­ нами, образованными при закалке детали; предварительная

69


проверка производится тщательным осмотром этого места и лег­ ким простукиванием.

К числу поломок, вызванных заводскими дефектами, относится также обрыв ножей от планки из-за некачественной спайки. К нарушению спайки и к обрыву ножей может привести также неаккуратное обращение с ними; во время исправления их формы желательно избегать ударов по ножу.

Сравнительно редкие поломки скребка во время работы,

связанные с обрывом некоторых деталей от корпуса, не создают каких-либо осложнений, а их последствия легко ликвидируются при использовании специального ловильного инструмента.

Обрыв сменного груза или нижнего штока вследствие недостаточно надежного крепления

 

 

 

обычно происходит при ударе скребка о ниж­

 

 

 

ний амортизатор; эти#детали ничем не задер­

 

 

 

живаются и падают до сетки

эксплуатацион­

 

 

 

ных труб, где и остаются.

В

этом

случае

 

 

 

скребок извлекается из скважины, на пего

 

 

 

устанавливаются новые детали и он вновь за­

 

 

 

пускается в скважину.

 

 

головки

 

 

 

Обрыв корпуса замка и отделение

 

 

 

замка от корпуса,

как показывает опыт, про­

Рис.

27.

Точки

исходят также в момент удара о нижний амор­

тизатор, причем работа механизма нарушается

корпуса

замка,

и эти детали остаются на скребке;

иногда они

наиболее

подвер­

обрываются при извлечении скребка,

но в лю­

женные поломкам

(заштриховано).

бом случае захватываются ловителем и выно­

ка,

 

 

сятся па поверхность. Для извлечения скреб­

который остался без головки,

применяют

простое

приспо­

собление, навинчивающееся на ловитель. Приспособление (рис. 28) представляет собой отрезок IV2" трубки, внутри которой при­ варены четыре полоски из листового железа. Обычно скребок за­ хватывается этим приспособлением с первой попытки. В очень редких случаях бывает обрыв ножей или клапанов скребка. На извлечение этих деталей, если они упали на нижний аморти­ затор, затрачивается много времени. При ловильных работах используются простые приспособления «кошки», крючки на ко­ торых изготовлены из стальной проволоки диаметром 1,6—1,8 мм.

Такая неисправность скребка, как выпадение стяжной пру­ жинки ножей, к аварийным осложнениям не проводит, если при извлечении скребка расхаживать его, когда он зацепится за стыки.

Текущий ремонт скребков, ликвидацию последствий износа или незначительных поломок, связанных с заменой отдельных

деталей и подгонкой их друг к другу, следует производить непо­ средственно па нефтедобывающем участке. Для этого необходимо

иметь в запасе некоторое количество наиболее ходовых запасных

70


деталей (верхних штоков, головок, корпусов замка, стопорных винтов и заготовок заклепок для корпуса).

Ремонт корпуса, повторную спайку ножей и клапанов следует доверять высококвалифицированному слесарю.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ

АВТОМАТИЧЕСКИХ СКРЕБКОВ

Полный эффект от применения автоматиче­ ских скребков может быть достигнут лишь

в том случае, если на каждой скважине, оборудованной автоматическим скребком, бу­ дет установлен прибор, контролирующий его

работу. При отсутствии такцх приборов эф­

фективностьавтоматических скребков резко

снижается и заключается

лишь ц

сокра­

щении аварийности на

скважине.

Время

же обслуживания скважины не сокращается,

а, наоборот, заметно увеличивается, по­ скольку оператор вынужден ожидать около устья скважины момента, когда скребок уда­ рится о верхний амортизатор, и лишь после

этого может выполнять другие работы. Наи­

более просто можно осуществить контроль автоматических скребков по пульсации буфер­ ного давления, используя для этой цели ре­ гистрирующий манометр. Однако недостатки,

присущие регистрирующим манометрам, не

позволяют использовать их в холодное время года, а также в скважинах с непрерывной

пульсацией буферного давления. Дистанцион­ ный контроль работы автоматических скребков

по пульсации буферного давления

также

не­

Рис. 28. Приспо­

возможен вследствие неточности и ненадеж­

собление для

из­

ности этого метода.

 

 

влечения из сква­

В свое время делались попытки использо­

жины

скребка

с

вать для дистанционного контроля

звуки уда­

оборвавшейся

ра автоматического скребка о верхний амор­

головкой.

 

тизатор, воспринимаемые микрофоном, уста­

 

этот

новленным на устье скважины.

При всей (

 

метод не может быть рекомендован для

массового

внедрения.

Дело в том, что четкий и достаточно громкий удар скребка обычно характерен только для высокодебитных скважин при отсутствии пульсации буферного давления, на остальных сква­

жинах зачастую требуется особая внимательность, чтобы услы­

шать звук удара и отличить его от других звуков. В таких

условиях увеличение чувствительности усилителя, смонтирован­ ного вблизи микрофона, приводит к тому, что прибором начи­ нают отмечаться импульсы, вызванные посторонними звуками:

71


шагами оператора,

ударами раскачиваемой ветром площадки

об арматуру и др.

Следовательно, необходимые точность и на­

дежность показании прибора не обеспечиваются.

Практическое применение находят те методы, которые осно­ ваны на непосредственном воздействии скребка на датчик реги­ стрирующего прибора.

Рис. 29. Индукционный датчик ДИ-3 для контроля работы автоматического скребка.

1 — корпус; 2 — соленоид; з — трубка ив немагнитной стали; 4 — тексто­

литовое кольцо; 5 — кольца

из фторопласта;

в — крышка корпуса; 7 —

нажимная гайка; 8 — винт;

9 — текстолитовая втулка;

10 — клеммы;

11 — герметизированная

Муфта.

 

В последнее время на

промыслы

поступают

индукционные

датчики, разработанные в

КБ АТ. Индукционный датчик ДИ-3

(рис. 29) монтируется в фонтанной арматуре соосно с подъемными

трубами и представляет собой соленоид 2, заключенный в массив­ ный стальной корпус 1 с фланцами таких же размеров, что и у стандартных фонтанных арматур. Соленоид отделен от полости фонтанной арматуры трубкой из немагнитной стали 3, а необхо­ димая герметичность обеспечивается кольцами из фторопласта 5, которые уплотняются нажимной гайкой 7. Крышка датчика 6

имеет на верхнем торце проточку под уплотнительное кольцо

фонтанной арматуры и крепится к корпусу винтами 8. Концы обмотки соленоида присоединены к клеммам, расположенным

на текстолитовой втулке 9. Провода от регистрирующего прибора вводятся в датчик через герметизированную муфту.

72