Файл: Еникеев В.Р. Автоматические скребки для очистки подъемных труб от парафина.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
УфНИИ верхний шток можно применять длительное время; при наличии следов износа на поверхности штока достаточно повернуть корпус замка на 10—15° и шарики будут касаться
штока уже в других точках.
Изнашиваются также стопорные винты, их концы, входящие в прорези на корпусе замка, со временем сминаются или сре
заются, поэтому их нужно периодически менять.
При длительной работе скребков УфНИИ наблюдается среза ние заклепок, соединяющих детали корпуса. Этот дефект легко устраняется во время профилактических осмотров скребка.
В скребках УфНИИ, выпускавшихся до конца 1957 г., наи
более интенсивно изнашивались детали корпуса — расширенная часть кожуха нижнего штока, которая постоянно ударяется о нижний амортизатор, и те места кожухов верхнего и нижнего штоков, о которые ударяется клапанная рамка.
Поломки отдельных деталей автоматического скребка могут быть вызваны неправильной эксплуатацией или же наличием заводских дефектов.
Например, скребки УфНИИ часто ломаются и деформируются при использовании их в скважинах с дебитом свыше 130 т/сутки и с относительно низким буферным давлением. Высокие ско рости восходящей газо-нефтяной смеси вблизи от устья обусло вливают сильные удары скребка о верхний амортизатор. Силу ударов невозможно уменьшить даже в том случае, когда кла
паны неплотно прилегают к стенкам труб. Кроме того, при экс плуатации в высокодебитных скважинах к скребку обычно под вешиваются сменные грузики большого веса, что в свою очередь увеличивает массу скребка и вместе с тем силу ударов. После сравнительно кратковременной работы в таких условиях сре
заются заклепки, лопаются фиксаторные планки напротив тра пецеидальных прорезей и отверстий под заклепки, деформируется,
как бы раздувается кожух верхнего штока, обрывается резьбовая часть кожуха верхнего штока вместе с замком и т. п.
Скребки, корпус которых изготовлен сварным (скребок А. Ф. Гильманшина), износоустойчивы и имеют большую проч ность.
Поломки скребка, вызванные дефектами изготовления, можно устранить полностью, если тщательно осматривать наиболее
ответственные детали в процессе его сборки. Наиболее часты слу чаи поломки корпуса замка: его обрыв по шейке или же обрыв стенки корпуса вблизи верхнего конца прорези под стопорный винт (рис. 27). В первом случае обрыв происходит из-за недоста точной толщины стенки в месте изменения диаметра. Поломка
корпуса замка во время работы скребка может быть предупре ждена, если при монтаже корпус будет отбракован.' Толщина
стенки должна быть не менее 4—5 мм.
Во втором случае поломки могут быть вызваны микротрещи нами, образованными при закалке детали; предварительная
69
проверка производится тщательным осмотром этого места и лег ким простукиванием.
К числу поломок, вызванных заводскими дефектами, относится также обрыв ножей от планки из-за некачественной спайки. К нарушению спайки и к обрыву ножей может привести также неаккуратное обращение с ними; во время исправления их формы желательно избегать ударов по ножу.
Сравнительно редкие поломки скребка во время работы,
связанные с обрывом некоторых деталей от корпуса, не создают каких-либо осложнений, а их последствия легко ликвидируются при использовании специального ловильного инструмента.
Обрыв сменного груза или нижнего штока вследствие недостаточно надежного крепления
|
|
|
обычно происходит при ударе скребка о ниж |
||||
|
|
|
ний амортизатор; эти#детали ничем не задер |
||||
|
|
|
живаются и падают до сетки |
эксплуатацион |
|||
|
|
|
ных труб, где и остаются. |
В |
этом |
случае |
|
|
|
|
скребок извлекается из скважины, на пего |
||||
|
|
|
устанавливаются новые детали и он вновь за |
||||
|
|
|
пускается в скважину. |
|
|
головки |
|
|
|
|
Обрыв корпуса замка и отделение |
||||
|
|
|
замка от корпуса, |
как показывает опыт, про |
|||
Рис. |
27. |
Точки |
исходят также в момент удара о нижний амор |
||||
тизатор, причем работа механизма нарушается |
|||||||
корпуса |
замка, |
и эти детали остаются на скребке; |
иногда они |
||||
наиболее |
подвер |
обрываются при извлечении скребка, |
но в лю |
||||
женные поломкам |
|||||||
(заштриховано). |
бом случае захватываются ловителем и выно |
||||||
ка, |
|
|
сятся па поверхность. Для извлечения скреб |
||||
который остался без головки, |
применяют |
простое |
приспо |
собление, навинчивающееся на ловитель. Приспособление (рис. 28) представляет собой отрезок IV2" трубки, внутри которой при варены четыре полоски из листового железа. Обычно скребок за хватывается этим приспособлением с первой попытки. В очень редких случаях бывает обрыв ножей или клапанов скребка. На извлечение этих деталей, если они упали на нижний аморти затор, затрачивается много времени. При ловильных работах используются простые приспособления «кошки», крючки на ко торых изготовлены из стальной проволоки диаметром 1,6—1,8 мм.
Такая неисправность скребка, как выпадение стяжной пру жинки ножей, к аварийным осложнениям не проводит, если при извлечении скребка расхаживать его, когда он зацепится за стыки.
Текущий ремонт скребков, ликвидацию последствий износа или незначительных поломок, связанных с заменой отдельных
деталей и подгонкой их друг к другу, следует производить непо средственно па нефтедобывающем участке. Для этого необходимо
иметь в запасе некоторое количество наиболее ходовых запасных
70
деталей (верхних штоков, головок, корпусов замка, стопорных винтов и заготовок заклепок для корпуса).
Ремонт корпуса, повторную спайку ножей и клапанов следует доверять высококвалифицированному слесарю.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ
АВТОМАТИЧЕСКИХ СКРЕБКОВ
Полный эффект от применения автоматиче ских скребков может быть достигнут лишь
в том случае, если на каждой скважине, оборудованной автоматическим скребком, бу дет установлен прибор, контролирующий его
работу. При отсутствии такцх приборов эф
фективностьавтоматических скребков резко
снижается и заключается |
лишь ц |
сокра |
щении аварийности на |
скважине. |
Время |
же обслуживания скважины не сокращается, |
а, наоборот, заметно увеличивается, по скольку оператор вынужден ожидать около устья скважины момента, когда скребок уда рится о верхний амортизатор, и лишь после
этого может выполнять другие работы. Наи
более просто можно осуществить контроль автоматических скребков по пульсации буфер ного давления, используя для этой цели ре гистрирующий манометр. Однако недостатки,
присущие регистрирующим манометрам, не
позволяют использовать их в холодное время года, а также в скважинах с непрерывной
пульсацией буферного давления. Дистанцион ный контроль работы автоматических скребков
по пульсации буферного давления |
также |
не |
Рис. 28. Приспо |
|||
возможен вследствие неточности и ненадеж |
||||||
собление для |
из |
|||||
ности этого метода. |
|
|
влечения из сква |
|||
В свое время делались попытки использо |
жины |
скребка |
с |
|||
вать для дистанционного контроля |
звуки уда |
оборвавшейся |
||||
ра автоматического скребка о верхний амор |
головкой. |
|
||||
тизатор, воспринимаемые микрофоном, уста |
|
этот |
||||
новленным на устье скважины. |
При всей ( |
|
||||
метод не может быть рекомендован для |
массового |
внедрения. |
Дело в том, что четкий и достаточно громкий удар скребка обычно характерен только для высокодебитных скважин при отсутствии пульсации буферного давления, на остальных сква
жинах зачастую требуется особая внимательность, чтобы услы
шать звук удара и отличить его от других звуков. В таких
условиях увеличение чувствительности усилителя, смонтирован ного вблизи микрофона, приводит к тому, что прибором начи нают отмечаться импульсы, вызванные посторонними звуками:
71
шагами оператора, |
ударами раскачиваемой ветром площадки |
об арматуру и др. |
Следовательно, необходимые точность и на |
дежность показании прибора не обеспечиваются.
Практическое применение находят те методы, которые осно ваны на непосредственном воздействии скребка на датчик реги стрирующего прибора.
Рис. 29. Индукционный датчик ДИ-3 для контроля работы автоматического скребка.
1 — корпус; 2 — соленоид; з — трубка ив немагнитной стали; 4 — тексто
литовое кольцо; 5 — кольца |
из фторопласта; |
в — крышка корпуса; 7 — |
|
нажимная гайка; 8 — винт; |
9 — текстолитовая втулка; |
10 — клеммы; |
|
11 — герметизированная |
Муфта. |
|
|
В последнее время на |
промыслы |
поступают |
индукционные |
датчики, разработанные в |
КБ АТ. Индукционный датчик ДИ-3 |
(рис. 29) монтируется в фонтанной арматуре соосно с подъемными
трубами и представляет собой соленоид 2, заключенный в массив ный стальной корпус 1 с фланцами таких же размеров, что и у стандартных фонтанных арматур. Соленоид отделен от полости фонтанной арматуры трубкой из немагнитной стали 3, а необхо димая герметичность обеспечивается кольцами из фторопласта 5, которые уплотняются нажимной гайкой 7. Крышка датчика 6
имеет на верхнем торце проточку под уплотнительное кольцо
фонтанной арматуры и крепится к корпусу винтами 8. Концы обмотки соленоида присоединены к клеммам, расположенным
на текстолитовой втулке 9. Провода от регистрирующего прибора вводятся в датчик через герметизированную муфту.
72