Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
перестанавливают специальным рычагом, поворачивающим призму.
Распределительные шкафы собирают в кон дукторе, представляющем собой стол с упора ми, отходящими в стороны при подъеме ры чага.
На стол укладывают заднюю стенку шкафа, на которую накладывают шаблон для привар ки скоб, служащих для крепления рамы с ши нами и предохранителями в шкафу. После окончания приварки скоб шаблон снимают и в- кондуктор устанавливают боковины шкафа, верхнюю крышку и дно. Шкаф стягивают упорами и отдельные части его сваривают.
V. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Высокое качество сварочных работ обеспе чивается: точным соблюдением технологии сборки и сварки; необходимой квалификацией сварщиков; соответствующим качеством мате риалов для сварки.
Для повышения ответственности сварщиков шин из цветных металлов, аттестованных в ус тановленном порядке, им выдают индивидуаль ные клейма, которыми клеймят все швы.
Контроль качества сварочных работ произ водится в соответствии с «Методикой и норма ми определения качества сварных швов в элек-
МСН92_65
тромонтажном производстве» № = --------------,
ГМСС СССР
утвержденными Главэлектромонтажом Минмонтажспецстроя СССР 30 июня 1965 г. Эти нормы определяют правила контроля сварных
137
швов стальных конструкций и шин из цветных металлов.
Качество сварки медных и алюминиевых шин контролируют, как правило, внешним ос мотром после очистки швов от шлака. Швы должны иметь по всей длине одинаковое уси ление и ширину, равномерно чешуйчатую по верхность и плавный переход к основному ме таллу, без наплывов.
Подрезы глубиной более 0,1 толщины ме талла и непровары длиной свыше 10% дли ны шва не допускаются. У сварных швов ком пенсаторов не должно быть подрезов и непро варов на отдельных лентах пакетов.
В случаях когда качество швов вызывает сомнение или если это оговорено специальны ми техническими условиями, производят меха нические испытания швов на образцах. Для испытаний на растяжение и на изгиб отбира ют не менее чем по три образца. Швы у мед ных шин толщиной до 10 мм должны выдер живать без образования трещины угол загиба не менее 90°, а толщиной более 10 мм — угол загиба не менее 45°. При этом допускается об разование небольших (глубиной до 0,5 мм) надрывов металла. Соединения алюминиевых
шин должны выдерживать уголь |
изгиба 180° |
и шин из сплава АД-31Т1 — не менее 65°. |
|
Исправление дефектов сварки |
алюминие |
вых шин допускается подваркой. |
Дефектные |
же швы медных шин должны быть разрезаны и сварены вновь, так как подварка дефектов в этом случае приводит к появлению трещин.
Контроль качества сварных швов у ответст венных стальных конструкций (так называе мых расчетных швов), например швов опор высоковольтных линий, выполняют внешним
138
осмотром, измерением характерных размеров швов (ширина, усиление, катет) и при помощи механических испытаний образцов, выполнен ных в производственных условиях на тех же режимах, что и швы изготовляемых или монти руемых конструкций. При этом механические характеристики швов должны соответствовать техническим условиям на конструкции.
Контроль швов контуров заземления, ка бельных конструкций, крепления электрокон струкций к закладным частям и т. п. (нерас четные швы) осуществляют только внешним осмотром. Швы не должны иметь подрезов глу биной более 0,5 мм и трещин. Конечные крате ры должны быть заварены заподлицо с по верхностью швов. Отдельные поры допускают ся в количестве не более трех на 100 мм шва.
Кроме контроля сварных швов важнейши ми мероприятиями по обеспечению высокого качества сварки являются систематический контроль в процессе работ за правильностью сборки под сварку и соблюдением установлен ной технологии, а также подготовка сварщиков
ипроверка их квалификации.
Ксварке шин допускаются сварщики, про шедшие специальное обучение, сдавшие техно логическую пробу и аттестованные в соответ ствии с «Положением об обучении и проверке'
знаний сварщиков», утвержденном Главэлек тромонтажом Минмонтажспецстроя СССР
30 июня 1965 г.
Сварку ответственных стальных конструк ций («расчетные швы») могут выполнять толь ко дипломированные сварщики.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ
Сварка, являясь составной частью работ по1 изготовлению и монтажу электроконструкций и
139*
крупных узлов ошиновки и токопроводов, дол жна быть организована в соответствии с ос новным принципом современного строительно монтажного производства —индустриализаци ей.
Индустриализация строительно-монтажно го производства — это такая форма органи зации, при которой большинство работ выпол няется в заводских условиях или на монтажнозаготовительных участках, где изготовляют от дельные, по возможности крупные, части ус тановок и электроконструкции.
Работы в монтажной зоне сводятся преи мущественно к сборке упомянутых частей или узлов и совершенно исключается или сводится к минимуму изготовление каких-либо конст рукций.
Особенностью и основой современных боль ших мастерских по заготовке токопроводов и ошиновок является поточное производство. Поэтому и сварочные работы, составляющие часть комплекса по изготовлению ошиновок, также должны включаться в определенные участки этих потоков.
Горизонтальное транспортирование шин в пределах поточных линий осуществляется по рольгангам, вертикальное же перемещение — при помощи кранов, монорельсов или тельфе ров.
Сварочные столы встраивают в линии роль гангов или устанавливают около них. Кроме основных (так называемых путевых) рольган гов в мастерских некоторых участков оборуду ются также поперечные рольганги для переда чи шин с одной линии потока на параллельную и для промежуточного складирования некото
140
рого количества заготовок, находящихся на из готовлении (рольганги-накопители).
Хорошо зарекомендовала себя система ра боты сварщиков на двух или трех столах. Она заключается в том, что в то время, когда свар щик работает на одном столе, на другом под собные рабочие подготовляют к сварке очеред ные шины, закрепляют их в зажимах, зачища ют кромки и т. п. Окончив работу на первом столе, сварщик переходит на второй. С первого же стола в это время убирают сваренные шины и укладывают следующие. При такой системе наиболее полно используется рабочее время сварщиков, что увеличивает производитель ность их труда почти в 1,5 раза.
В мастерских оборудуют постоянные сва рочные электросети с клеммными коробками у сварочных столов. Желательным является устройство дистанционного регулирования сва рочного тока и установка у столов ампермет ров для контроля тока.
При оборудовании мастерских должны быть предусмотрены общая вентиляция и индивиду альные боковые вытяжки у каждого рабочего места сварщика, для чего вентиляционные тру бы прокладывают в каналах под полом.
Рабочие места сварщиков должны быть от горожены постоянными или переносными шир мами для защиты глаз других работающих в мастерской от света электрической дуги.
Организация работ по сварке конструкций из стали зависит от характера и величины кон струкций и способа их производства — завод ское производство или монтажно-заготовитель ные участки. Во всех случаях характерным является применение сборочно-сварочных при способлений.
141
Крупные конструкции, например, поддер живающие для тяжелых токопроводов, свари вают под навесами или на открытых площад ках. Для сварки мелких конструкций устраива ют специальные кабины или отгораживают места в производственных помещениях, снаб женные вентиляционными устройствами. Ста ционарные посты для сварки в среде углекис лого газа оборудуют короткими монорельсами, по которым перемещаются ролики с подвешен ными к ним механизмами для подачи элек тродной проволоки. Это представляет значи тельные удобства, так как шланги к сварочным головкам свисают сверху и головка легко пере мещается в необходимое место.
Основными техническими документами при выполнении сварочных работ кроме чертежей изделий являются технологические карты, в которых приводятся: эскизы изделий, указыва ются способ и режимы сварки, род тока и его полярность, марка электродов или электродной проволоки, наименование и способ использова ния флюсов, наименование приспособлений, сведения о шве (размеры сечений швов, число слоев, расположение швов в пространстве и т. п.), характер подготовки кромок. Кроме того, указываются разряд работы и норма времени
на сварку и подготовительно-заключительные операции.
VII. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ
При сварочных работах следует учитывать возможные несчастные случаи, приводящие к
временной потере трудоспособности и даже смерти;
Ш
1.Пораженке электрическим током.
2.Поражение глаз и открытых поверхно-' стей кожи лучами электрической дуги.
3.Ожоги от разбрызгивающихся Капель расплавленного металла и шлака и от прикос новения к не остывшим после сварки металли
ческим частям.
4. Ожоги при пожарах, которые могут воз никать, например, при загорании легковоспла меняющихся материалов, находящихся вблизи места сварки.
5.Ушибы и порезы при подготовке к сварке
иво время сварки, например при падении тя желых и острых предметов или при неосторож ном обращении с инструментами, применяемы ми при подготовке кромок или очистке сварно го шва.
6.Отравление вредными газами, выделяю щимися при сварке.
7.Травмы, которые могут произойти при
падении с высоты (неисправные подмости
ИТ. п .).
8. Травмы вследствие взрыва баллонов со сжатыми газами (аргон, углекислый газ) или из-за других причин при неправильном обра щении с баллонами.
При выполнении сварочных работ необхо димо соблюдать основные правила техники безопасности и производственной санитарии:
1. Следить за исправностью изоляции про водов сварочной цепи и проводов, подводящих ток из сети к сварочному оборудованию. За землять корпуса сварочных преобразователей, трансформаторов и другого оборудования. Применять электрододержатели с хорошо изо лированными рукоятками.
143
2.Применять средства защиты от действия • Лучистой энергии — отдельные кабины для сварщиков, занавески, переносные щиты, мас ки или щитки со светозащитными стеклами.
3.Пользоваться исправной и сухой спец одеждой — (брезентовые костюмы, кожаные или брезентовые рукавицы, кожаные ботинки
'без металлических гвоздей, резиновые сапоги шга'галоши) и применять коврики при работе
всырых и стесненных местах.
4.Правильно обращаться с баллонами со сжатыми газами — предотвращать удары; переносить или перевозить только на специаль ных носилках или тележках; надежно закреп лять при установке, защищать от непосредст венного действия солнечных лучей и других
..источников теплоизлучения; использовать Только баллоны, у которых не истек срок ис пытания; надежно закреплять редукторы на вентильных баллонах и выполнять другие мечропрйятия, предписываемые инструкциями по обращению с баллонами.
|
|
Светозащитные стекла для |
Т а б л и ц а 30 |
|||||
|
|
сварщиков |
|
|||||
|
|
___________(ГОСТ 9497—60) |
|
|
||||
|
|
|
|
|
Обозначе |
Марка |
Квалифи |
|
Назначение светофильтров |
кационный |
|||||||
|
ние |
стекла |
номер по |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ГОСТу |
Для |
|
электросварщи |
|
|
|
|
||
ков при |
сварочном |
токе |
|
|
|
|
||
36—75 а ............................. |
при токе |
75— |
|
Э-1 |
т е з |
9 |
||
|
То же, |
|
|
|
|
|||
200 |
а ................................. |
|
при токе 200— |
|
Э-2 |
т е з |
10 |
|
|
То же, |
|
|
|
|
|||
400 |
а ......................... |
|
|
.... . |
|
Э-3 |
т е з |
11 |
|
То же, |
при токе свы |
|
|
|
|
||
ше 400 а |
......................... |
|
|
Э-4 |
т е з |
12 |
||
Для |
вспомогательных |
|
|
|
|
|||
рабочих при электросвар |
|
|
|
|
||||
ке |
......................................... |
|
|
|
Г В-1 |
ТС1 |
2,4 |
|
|
|
|
|
|
| |
В-2 |
ТС1 |
3 |
|
|
|
|
|
{ В-3 |
ТС2 |
4 |
144