Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
?в табл. 27. В процессе алитирования плаети- ■■нам сообщают колебательные движения, что способствует удалению остатков флюса и шла ков.
Не разрешается встряхивать пластины длЯ удаления избыточного алюминия после выемки их из тигля. При наличии темных пятен или
.'разрывов слоя алитирования следует вновь за чистить пластину на наждачном круге и повто- ’.рить алитирование.
Рис. 37. Дуговая |
сварка |
стали |
|||
|
с алюминием |
|
|||
1 — стальная |
пластина; |
2 — алюми |
|||
ниевая |
пластина; 3 — алитированная |
||||
поверхность |
стали; |
4 — угольный |
|||
брусок, |
формующий |
шов; |
5 — уголь |
||
ная подкладка; 6 — присадочный |
|||||
пруток; |
7 — угольный электрод; 8 — |
||||
|
сварной |
шов |
|
|
|
Стальные |
пластины |
с |
алюминиевыми |
'(рис. 37) сваривают угольным электродом на постоянном токе при прямой полярности. Ре жимы сварки приведены в табл. 28. Для пла стин толщиной до 6 мм можно также исполь зовать аргоно-дуговую сварку неплавящимся
130
Сечение |
Технологиче |
ский зазор |
|
пластин |
между кром |
в мм |
ками при |
|
сварке в мм |
30x3 |
Без зазора |
40x4 |
То же |
50x5 |
» |
60x6 |
|
80x8 |
2 |
100x10 |
3 |
100x12 |
3 |
Режимы сварки стальных алитированных пластин с алюминиевыми
Диаметр угольного электрода в мм
15
15
18
18
18
20
20
прутка |
|
в a |
|
Сварочный ток |
|
Диаметр присадочного в мм |
при сварке с лицевой стороны шва в мм |
при подварке с об ратной стороны шва в мм |
5 |
150 |
|
5 |
200 |
— |
5 |
200 |
— |
8 |
250 |
— |
10 |
300 |
250 |
12 |
350 |
250 |
12 |
350 |
250 |
Количество проходов при сварке
с лицевой стороны |
при подварке |
1 |
|
1 |
— |
1 |
— |
1 |
— |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Минимально
допустимые размеры шва в мм
ширина |
усиление |
15 |
3 |
20 |
3 |
25 |
3,5 |
30 |
6 |
35 |
7 |
40 |
8 |
40 |
8 |
|
Т а б л и ц а |
28 |
|
ширина |
глубина |
- |
всваркиностьсек |
Ориентировочнаяпродолжитель |
|||
Размеры |
|
|
|
канавки |
|
|
|
в подкладке |
|
|
|
|
в мм |
|
|
|
; |
|
1 |
15 |
3 |
20 |
|
20 |
3 |
25 |
|
25 |
3,5 |
30 |
|
30 |
6 |
45 |
|
35 |
7 |
80 |
|
40 |
8 |
130 |
|
40 |
8 |
180 |
электродом. Режимы аргоно-дуговой сварки не отличаются от приведенных в табл. 16 для сое динения алюминиевых шин встык.
Пластины с тщательно зачищенными про волочной щеткой кромками укладывают в при способление, предназначенное для сварки шин встык, снабженное угольной подкладкой. На кромки пластин наносят флюс ВАМИ. В про цессе сварки дугу направляют на кромки алю миниевой пластины. Нагрев стальной пластины осуществляется только за счет натекающего на нее слоя расплавленного алюминия. Соедине ние достигается в результате сплавления али тирующего слоя с наплавленным алюминием. Техника сварки аналогична сварке встык алю миниевых шин.
Важным условием получения достаточной механической прочности соединения является выполнение шва с усилением необходимой ве личины, которая должна быть не менее указан ной в табл. 28.
На рис. 38 приведены примеры использова ния стале-алюминиевых пластин, изготовляе мых заводами Главэлектромонтажа.
Сварка стальных токоведущих частей с медными встречается главным образом при монтаже ошиновки электролизеров алюминия. Техника сварки и ее режимы не отличаются от сварки меди, только дугу следует направлять преимущественно на сталь. При сварке исполь зуют флюсы, предназначенные для меди..VI
IV. СВАРКА СТАЛИ
В электромонтажном производстве преиму щественно распространена ручная электродуговая сварка стали плавящимися электродами.
132
Рис. 38. Применение стале-алюминие- вых переходных контактных пластин при монтаже крановых троллей
а — компенсатор на температурном шве |
|
троллея; б — присоединение |
алюминиевой |
подпиточной шины к троллею; |
в — подклю |
чение питающего алюминиевого провода к
троллею; |
1 — троллей |
из |
стального |
угол |
ка; 2, 3 — алюминиевая |
и |
стальная |
части |
|
пластины |
троллейного |
компенсатора |
типа |
У-1010; 4 — гибкая часть компенсатора; 5 — направляющее устройство на стыке угол ков; 6, 7 — алюминиевая и стальная части троллейной планки типа ПТ; 8 — алюминие вая лодпиточная шина; 9 — алюминиевый
провод; 10 — сварной шов
133
Технология ее широко известна и Хорошо оФ в о е н а К р о м е того, при изготовлении тонко листовых конструкций применяют сварку в сре
де углекислого газа.
Наулучшая защита металла от воздуха до стигается при расстоянии от сопла горелки до свариваемых деталей Id—15 мм.
При уменьшении диаметра электродной проволоки и длины дуги сокращаются потери электродного металла на разбрызгивание, так как уменьшаются капли переносимого с элект рода металла.
Техника сварки в среде углекислого газа аналогична технике полуавтоматической арго но-дуговой сварки. Режимы сварки приведены в табл. 29.
|
|
|
Т а б л и ц а 29 |
||
Режимы |
полуавтоматической |
сварки плавящимся |
|||
электродом в среде углекислого газа1 |
|||||
Толщина |
Диаметр |
Сила свароч |
Напряже |
Расход |
|
"Сваривае |
свароч |
||||
мого |
ной |
ного тока |
ние на |
углекислого |
|
металла |
проволоки |
в а |
дуге в в |
газа в л/мин |
|
в мм |
в мм |
|
|
|
|
1 |
0 ,5 |
40 |
17— 20 |
6 |
|
1 ,5 |
0 ,7 |
60 |
17— 20 |
6 |
|
2 |
1 |
150 |
19— 23 |
15 |
|
3 |
1— 1 ,2 |
180— 200 |
23— 25 |
— |
|
4 |
1 ,2 |
250 |
25— 28 |
— |
|
'6 |
1 ,2 |
280— 300 |
2 8 — 30 |
||
— |
Большой эффект применения сварки в уг лекислом газе достигается при изготовлении конструкций из тонкого, в частности тонколи-
1 Справочник «Сварочные работы в строительстве» под редакцией проф. д-ра техн. наук В. Д. Тарана. Гос- 'стройиздат, 1962.
стового металла. Этим способом, например*, приваривают к тонким (2,5—3 мм) листам раз личные мелкие детали — скобки, полоски, рей ки для крепления проводов и аппаратуры в, распределительных шкафах, а также сварива ют корпуса шкафов, коробок, ящиков и т. п. При этом можно выполнять любые швы сты ковые, нахлесточные, угловые в различных, пространственных положениях.
Важнейшим условием высокой производи тельности и необходимого качества сварочных работ является применение различных сбороч но-сварочных приспособлений —от небольших, зажимных устройств для сварки мелких дета лей до крупных кондукторов и кантователей..
Для примера можно рассмотреть несколько таких устройств. На рис. 39 показаны схемы кондуктора для сборки при помощи сварки ка мер типа КСО высоковольтных распредели тельных устройств и поворотного шаблона для сварки боковин каркасов распределительных щитов и приварки к ним различных крепежных Деталей.
Отдельные боковины и угловые детали ка мер с отбортованными кромками из листового материала вставляют в кондуктор (рис. 39, а), закрепляют различными прижимами и зажи мают отодвигающейся частью кондуктора. Сварку выполняют прерывистым швом по от бортованным кромкам (рис. 39, б).
Способ сварки листовых электроконструк ций по отбортовке кромок прост и рационален, так как удается избежать проплавления тонких листов и коробления их. Кроме того, отбор тованные кромки обеспечивают необходимую жесткость конструкций и создают определен ные удобства при их сборке,
135
Поворотный шаблон (рис. 39, в) представ ляет собой треугольную призму, вращающуюся на оси, грани которой представляют собой три
Рис. 39. Схемы кондукторов для свар ки крупных электроконструкций
а — раздвижной кондуктор для сварки ка мер типа КСО высоковольтных распредели тельных устройств; б — сборка камеры ти па КСО путем сварки по отбортованным
кромкам гнутых листовых деталей; |
в — |
||||
универсальный поворотный |
кондуктор |
для |
|||
сварки панелей |
распределительных |
щитов; |
|||
/ — неподвижная |
рама |
кондуктора; |
2 — |
||
подвижная (на роликах) рама; 3, 4, |
5 — |
||||
шаблоны; 7, 8 — задняя |
и |
боковая |
стенки |
||
высоковольтной |
камеры; |
|
9 — угловая |
де |
|
таль; 10 — прерывистый |
сварной |
шов |
но |
||
отбортованным |
кромкам |
|
|
различных шаблона. В упоры, закрепленные на гранях, вставляют детали каркаса распре делительных щитов и сваривают их. Шаблоны
J36