Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

?в табл. 27. В процессе алитирования плаети- ■■нам сообщают колебательные движения, что способствует удалению остатков флюса и шла­ ков.

Не разрешается встряхивать пластины длЯ удаления избыточного алюминия после выемки их из тигля. При наличии темных пятен или

.'разрывов слоя алитирования следует вновь за­ чистить пластину на наждачном круге и повто- ’.рить алитирование.

Рис. 37. Дуговая

сварка

стали

 

с алюминием

 

1 — стальная

пластина;

2 — алюми­

ниевая

пластина; 3 — алитированная

поверхность

стали;

4 — угольный

брусок,

формующий

шов;

5 — уголь­

ная подкладка; 6 — присадочный

пруток;

7 — угольный электрод; 8

 

сварной

шов

 

 

Стальные

пластины

с

алюминиевыми

'(рис. 37) сваривают угольным электродом на постоянном токе при прямой полярности. Ре­ жимы сварки приведены в табл. 28. Для пла­ стин толщиной до 6 мм можно также исполь­ зовать аргоно-дуговую сварку неплавящимся

130


Сечение

Технологиче­

ский зазор

пластин

между кром­

в мм

ками при

 

сварке в мм

30x3

Без зазора

40x4

То же

50x5

»

60x6

80x8

2

100x10

3

100x12

3

Режимы сварки стальных алитированных пластин с алюминиевыми

Диаметр угольного электрода в мм

15

15

18

18

18

20

20

прутка

 

в a

 

Сварочный ток

Диаметр присадочного в мм

при сварке с лицевой стороны шва в мм

при подварке с об­ ратной стороны шва в мм

5

150

 

5

200

5

200

8

250

10

300

250

12

350

250

12

350

250

Количество проходов при сварке

с лицевой стороны

при подварке

1

 

1

1

1

1

1

2

1

2

2

Минимально

допустимые размеры шва в мм

ширина

усиление

15

3

20

3

25

3,5

30

6

35

7

40

8

40

8

 

Т а б л и ц а

28

ширина

глубина

-

всваркиностьсек

Ориентировочнаяпродолжитель

Размеры

 

 

канавки

 

 

в подкладке

 

 

 

в мм

 

 

 

;

 

1

15

3

20

20

3

25

25

3,5

30

30

6

45

35

7

80

40

8

130

40

8

180


электродом. Режимы аргоно-дуговой сварки не отличаются от приведенных в табл. 16 для сое­ динения алюминиевых шин встык.

Пластины с тщательно зачищенными про­ волочной щеткой кромками укладывают в при­ способление, предназначенное для сварки шин встык, снабженное угольной подкладкой. На кромки пластин наносят флюс ВАМИ. В про­ цессе сварки дугу направляют на кромки алю­ миниевой пластины. Нагрев стальной пластины осуществляется только за счет натекающего на нее слоя расплавленного алюминия. Соедине­ ние достигается в результате сплавления али­ тирующего слоя с наплавленным алюминием. Техника сварки аналогична сварке встык алю­ миниевых шин.

Важным условием получения достаточной механической прочности соединения является выполнение шва с усилением необходимой ве­ личины, которая должна быть не менее указан­ ной в табл. 28.

На рис. 38 приведены примеры использова­ ния стале-алюминиевых пластин, изготовляе­ мых заводами Главэлектромонтажа.

Сварка стальных токоведущих частей с медными встречается главным образом при монтаже ошиновки электролизеров алюминия. Техника сварки и ее режимы не отличаются от сварки меди, только дугу следует направлять преимущественно на сталь. При сварке исполь­ зуют флюсы, предназначенные для меди..VI

IV. СВАРКА СТАЛИ

В электромонтажном производстве преиму­ щественно распространена ручная электродуговая сварка стали плавящимися электродами.

132

Рис. 38. Применение стале-алюминие- вых переходных контактных пластин при монтаже крановых троллей

а — компенсатор на температурном шве

троллея; б — присоединение

алюминиевой

подпиточной шины к троллею;

в — подклю­

чение питающего алюминиевого провода к

троллею;

1 — троллей

из

стального

угол­

ка; 2, 3 — алюминиевая

и

стальная

части

пластины

троллейного

компенсатора

типа

У-1010; 4 — гибкая часть компенсатора; 5 — направляющее устройство на стыке угол­ ков; 6, 7 — алюминиевая и стальная части троллейной планки типа ПТ; 8 — алюминие­ вая лодпиточная шина; 9 — алюминиевый

провод; 10 — сварной шов

133


Технология ее широко известна и Хорошо оФ в о е н а К р о м е того, при изготовлении тонко­ листовых конструкций применяют сварку в сре­

де углекислого газа.

Наулучшая защита металла от воздуха до­ стигается при расстоянии от сопла горелки до свариваемых деталей Id—15 мм.

При уменьшении диаметра электродной проволоки и длины дуги сокращаются потери электродного металла на разбрызгивание, так как уменьшаются капли переносимого с элект­ рода металла.

Техника сварки в среде углекислого газа аналогична технике полуавтоматической арго­ но-дуговой сварки. Режимы сварки приведены в табл. 29.

 

 

 

Т а б л и ц а 29

Режимы

полуавтоматической

сварки плавящимся

электродом в среде углекислого газа1

Толщина

Диаметр

Сила свароч­

Напряже­

Расход

"Сваривае­

свароч­

мого

ной

ного тока

ние на

углекислого

металла

проволоки

в а

дуге в в

газа в л/мин

в мм

в мм

 

 

 

1

0 ,5

40

17— 20

6

1 ,5

0 ,7

60

17— 20

6

2

1

150

19— 23

15

3

1— 1 ,2

180— 200

23— 25

4

1 ,2

250

25— 28

'6

1 ,2

280— 300

2 8 — 30

Большой эффект применения сварки в уг­ лекислом газе достигается при изготовлении конструкций из тонкого, в частности тонколи-

1 Справочник «Сварочные работы в строительстве» под редакцией проф. д-ра техн. наук В. Д. Тарана. Гос- 'стройиздат, 1962.


стового металла. Этим способом, например*, приваривают к тонким (2,5—3 мм) листам раз­ личные мелкие детали — скобки, полоски, рей­ ки для крепления проводов и аппаратуры в, распределительных шкафах, а также сварива­ ют корпуса шкафов, коробок, ящиков и т. п. При этом можно выполнять любые швы сты­ ковые, нахлесточные, угловые в различных, пространственных положениях.

Важнейшим условием высокой производи­ тельности и необходимого качества сварочных работ является применение различных сбороч­ но-сварочных приспособлений —от небольших, зажимных устройств для сварки мелких дета­ лей до крупных кондукторов и кантователей..

Для примера можно рассмотреть несколько таких устройств. На рис. 39 показаны схемы кондуктора для сборки при помощи сварки ка­ мер типа КСО высоковольтных распредели­ тельных устройств и поворотного шаблона для сварки боковин каркасов распределительных щитов и приварки к ним различных крепежных Деталей.

Отдельные боковины и угловые детали ка­ мер с отбортованными кромками из листового материала вставляют в кондуктор (рис. 39, а), закрепляют различными прижимами и зажи­ мают отодвигающейся частью кондуктора. Сварку выполняют прерывистым швом по от­ бортованным кромкам (рис. 39, б).

Способ сварки листовых электроконструк­ ций по отбортовке кромок прост и рационален, так как удается избежать проплавления тонких листов и коробления их. Кроме того, отбор­ тованные кромки обеспечивают необходимую жесткость конструкций и создают определен­ ные удобства при их сборке,

135

Поворотный шаблон (рис. 39, в) представ­ ляет собой треугольную призму, вращающуюся на оси, грани которой представляют собой три

Рис. 39. Схемы кондукторов для свар­ ки крупных электроконструкций

а — раздвижной кондуктор для сварки ка­ мер типа КСО высоковольтных распредели­ тельных устройств; б — сборка камеры ти­ па КСО путем сварки по отбортованным

кромкам гнутых листовых деталей;

в

универсальный поворотный

кондуктор

для

сварки панелей

распределительных

щитов;

/ — неподвижная

рама

кондуктора;

2 —

подвижная (на роликах) рама; 3, 4,

5

шаблоны; 7, 8 — задняя

и

боковая

стенки

высоковольтной

камеры;

 

9 — угловая

де­

таль; 10 — прерывистый

сварной

шов

но

отбортованным

кромкам

 

 

различных шаблона. В упоры, закрепленные на гранях, вставляют детали каркаса распре­ делительных щитов и сваривают их. Шаблоны

J36