Файл: Евзович В.Е. Влияние клеевых прослоек на качество ремонта шин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Емкость бака......................................
Максимальное давление в баке . .
Рабочее давление клея ...................
Пульверизационный пистолет . . .
Воздушный редуктор (2 шт.)
Манометр (3 шт.)...........................
Клиноременная *передача . . . .
Валки для вращения *покрышки
Воздухоочиститель* .......................
* Изготовлены НИИАТом.
20 л
3 кг/см1
1—2 кг!см2
Изготовлен из краскораспылительного пистолета Вильнюсского завода покра сочных аппаратов по чертежам НИИАТа № 017 000 000, модель 0-45. рабочее давление воздуха 1,5— 3 кг/см2, вес 700 г, пистолет снабжен запорным и распределительным воз душным клапанами, а также регули ровочным клапаном клеевой, форсун ки
Вильнюсского завода покрасочных ап паратов, мембранного типа, самодей ствующий, предназначен для регули ровки давления воздуха
От 0 до 6 кг/см2
Двухступенчатая, передаточное число 16
Скорость вращения 183 об/мин, диа метр 52 мм, высота над полом 1000 мм
С лабиринтовым водомаслоотделителем, войлочным фильтром и краником для удаления фильтра
Отличительной особенностью принципиальной схемы пульвери зационной установки НИИАТа является замена механического
способа перемешивания клея методом барботирования. Поэтому для оценки качества этой установки нужно было прежде всего со поставить указанные методы перемешивания и установить необхо димую периодичность перемешивания.
В задачу испытаний входило также сопоставить в лабораторных
условиях качество ремонта, получаемое при использовании уста новки НИИАТа и импортных установок.
Механическое перемешивание клея в резервуаре осуществляется
при помощи вращающегося стержня с лопастями, расположенными
у дна бака. В случае барботирования клей перемешивается сжатым воздухом (давлением в 2—3 кг/см2). Воздух подводится по трубке в нижнюю часть резервуара с клеем и через ряд отверстий поступа ет в бак с клеем.
Клей (40 л) был разведен в герметически закрывающемся со суде. Для его приготовления использовалась саженаполненная
клеевая резина и бензин «калоша». Клей имел концентрацию 8%.
После тщательного перемешивания половина клея (20 л) залива лась в бак пульверизационной установки НИИАТа, где производи
лось барботирование клея. Оставшаяся часть клея помещалась в другой такой же бак и перемешивалась механическим способом с помощью укрепленной в крышке бака клеемешалки. Вращение клеемешалки осуществлялось электродвигателем посредством гиб кого вала со скоростью 200 об/мин.
Уровни, с которых брались пробы клея, условия испарения бен
42
зина при получении сухого остатка, время перемешивания и усло вия вулканизации образцов были во всех экспериментах одина ковыми.
Данные экспериментов по изучению изменения гомогенности системы путем определения концентрации клея и физико-механиче ских показателей клеевой пленки в зависимости от времени отстаи вания не показали заметного изменения указанных величин по вы соте сосуда емкостью. 20 л в течение нескольких суток. Изменение гомогенности системы происходит чрезвычайно медленно.
Совершенно очевидно, что нет необходимости в непрерывном перемешивании клея во время работы. Вполне достаточно произ водить периодическое перемешивание клея один или максимум два раза в смену.
Испытания на статическое расслаивание модельных образцов, изготовленных по изложенной выше методике, показали, что при
менение метода, |
барботирования для перемешивания клея не толь- |
||||||
|
|
|
|
|
|
Таблица 4 |
|
|
|
|
|
|
Среднее сопротивление |
||
Пульверизационная |
Метод перемешивания |
расслаиванию |
|||||
установка |
|
|
клея |
кг!см |
% |
||
|
|
|
|
|
|||
НИИАТа |
|
|
Барботирование .... |
1060 |
108 |
||
Фирмы *„Фит |
|
Механическое переме |
980 |
100 |
|||
|
|
|
шивание ...... |
||||
|
|
|
|
|
|
Таблица .5 |
|
Наименование узлов установки |
Изготовитель |
Стоимость, |
|||||
и |
трудовые |
затраты |
руб. |
||||
|
|
||||||
Станина |
................................................. Трест ГАРО |
|
240 |
||||
Взрывобезопасный электродвигатель |
|
|
|
с включателем ............... ...
Красконагнегательный бак ....
Воздушный редуктор (2 шт.) . . .
Пистолет распылитель 0-45 ....
Манометр (3 шт.')..............................
Валки и клиноременная передача
привода..............................................
Воздухоочиститель ..........................
Трудовые затраты на модернизацию
закупленных узлов и монтаж уста-
новки .................................................
То же |
завод по- |
1255 |
Вильнюсский |
|
|
красочных |
аппаратов |
|
То же |
|
199 |
— |
|
|
|
40 |
|
НИИАТ |
|
800 |
»
Всего .... |
2879 |
43
ко не снижает прочность связи между склеиваемыми резинами, а следовательно, и качество ремонта, но даже несколько улучшает
этот показатель. При этом значительно упрощается конструкция установки.
Сравнительные испытания пульверизационной установки
НИИАТа с установками английских фирм «Фит» и «Ваку-Лаг» по казали, что по основным эксплуатационным свойствам отечествен ная установка не уступает импортным образцам. Степень распили
вания резинового клея и прочность склеивания (табл. 4), получен ные на установке НИИАТа, несколько выше, чем аналогичные по казатели указанных импортных установок.
Результаты испытаний пульверизационной установки НИИАТа, а также ее низкая стоимость (табл. 5) и простота изготовления позволяют рекомендовать эту установку шиноремонтным предприя тиям для широкого внедрения в производство.
Глава 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО ОПЫТНОГО КЛЕЯ И ПУЛЬВЕРИЗАЦИОННОГО МЕТОДА ЕГО НАНЕСЕНИЯ
Основные рекомендации НИИАТа по усовершенствованию состава клея и технологии его нанесения были внедрены в произ водство на московских шиноремонтных заводах с целью проверки их в производственно-эксплуатационных условиях. Заводы пол
ностью перешли на работу с рекомендованным НИИАТом сажена полненным клеем. Были оборудованы участки по нанесению клея на покрышки методом распиливания сжатым воздухом. Для оцен ки качества ремонта на Вулканизационном заводе Мосгориспол-
кома было взято на учет более 3000 покрышек.
Ремонтировались покрышки во время массовых эксплуатацион
ных испытаний серийной протекторной и прослоечной резиной, вы пускаемой в настоящее время шинной промышленностью для ре монта шин.
Опытный ремонт покрышек проводился в течение 5 месяцев. Из них в течение 2 месяцев ремонт выполнялся с применением ручного
метода нанесения клея кистью. В течение остальных 3 месяцев клей на покрышки, ремонтировавшиеся методом наложения протектора, наносился с помощью пульверизационной установки.
Учет .опытных шин и наблюдение за ремонтом осуществлялись сотрудниками НИИАТа и Вулканизационного завода.
Промазка клея кистью, так же как и все остальные операции, производилась в соответствии с Инструкцией и техническими усло виями на ремонт автомобильных шин. Нанесение клея методом пульверизации производилось по специальной Технологической
инструкции.
В производственных условиях оценка рекомендованного клея и нового метода его нанесения давалась с точки зрения улучшения рабочих свойств клея, расхода клеевой резины и бензина, повыше ния производительности, удобства и безопасности труда работницпромазчиц, сокращения времени сушки клея, возможности сокра-
-44
|
Способ нанесения |
|
кг |
|
|||
|
клея |
|
|
|||
|
|
, |
|
|||
|
|
|
|
клея |
|
|
|
|
|
|
расход |
|
|
|
|
Первая про 3,55 |
||||
|
|
мазка |
|
|
|
|
|
|
Вторая |
про 3.8 |
|||
|
|
мазка |
|
|
|
|
Нанесе |
|
Первая про 1,6 |
||||
|
мазка |
|
|
|
||
ние клея |
про 1,8 |
|||||
Вторая |
||||||
кистью |
|
|||||
|
|
мазка |
|
|
|
|
|
|
Первая про 6,35 |
||||
|
|
мазка |
про 7,95 |
|||
|
|
Вторая |
||||
|
|
мазка |
|
6,2 |
||
|
|
|
|
|||
Нанесение клея |
|
6,2 |
||||
|
6,2 |
|||||
методом пульвери |
||||||
6 |
2 |
|||||
|
|
зации |
|
|||
|
|
|
6 |
2 |
||
|
|
|
|
6,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
6 |
||
|
|
Результаты замеров расхода |
клея |
|
|
|
|
Среднее удельное |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
удель |
|
|
|
значение расхода |
|
|
||||
6,00—16 |
20-7,50 |
9,0020,— 20-260 |
поверхностьобщая прома занныхпокрышек, сл2* |
прикаждой промазке |
общий |
концентрацияклея, % |
прикаждой промазке |
о |
|
*ст |
Средняятолщинаклеевой мк,пленки |
||||||
каждойпри промазке |
общий |
|
©^ |
|
©X |
|
|||||||||||
количество |
|
удельный |
|
ный |
рас |
удель |
|
|
|
|
|
|
|
||||
промазан |
|
расход клея, |
|
ход клее |
ный |
рас |
клея |
клеевой |
бензина |
|
|||||||
ных клеем |
|
г/см2 |
|
вой рези |
ход бен |
резины |
|
||||||||||
покрышек, |
|
|
|
|
ны, |
зина, |
|
|
|
|
|
|
|
||||
шт., разме |
|
|
|
|
г^см2х |
г/сл2Х |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
рами |
|
|
|
|
|
ХЮ-4 |
х io-4 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
т |
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
о |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
м'' |
|
X |
|
■ сч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
g |
|
|
X© |
g |
х© |
|
10 |
6 |
4 |
76 960 |
0,046 |
0,1 |
14,2 |
65 |
150 |
391 |
801 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
6 |
4 |
76 960 |
0,0495 |
16,9 |
85 |
410 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
4 |
28 760 |
0,055 |
0,12 |
14,0 |
77 |
172 |
472 |
977 |
0,13 |
100 |
186 |
100 1048 |
100 164 |
||
— |
|
4 |
28 760 |
0,062 |
15,25 |
95 |
525 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
20 |
|
89 400 |
0,071 |
0,16 |
12,65 |
90 |
236 |
620 |
1365 |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
89 400 |
0,089 |
16,4 |
146 |
745 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
34 |
8 |
9 |
176 980 |
|
0.0350 |
8.6 |
30.1 |
320 |
|
|
|
|
|
|
|
||
30 |
12 |
5 |
163 690 |
— |
0,0378 |
7,2 |
27,2 |
350 |
|
|
|
|
|
|
|
||
30 |
8 |
12 |
160380 |
0.0386 |
8,5 |
32,2 |
351 |
0,037 28,5 |
30,4 18,4 |
341 32,5 26,8 |
|||||||
30 |
9 |
167 100 |
|
0.0370 |
8,1 |
30,0 |
ЗЮ |
||||||||||
48 |
4 |
3 |
158 010 |
|
0.0390 |
8.1 |
31,4 |
358 |
|
|
|
|
|
|
|
||
10 |
20 |
10 |
175 700 |
|
0.0351 |
8,6 |
30,4 |
324 |
|
|
|
|
|
|
|
* В расчете принимается, что при ремонте методом наложения протектора величина поверхности, покрываемой клеем, £;для покрышек размерами 6,00—16, 7,50—20, 9,00—20 и 260—20 равняется соответственно: 2470, 4470, 6360 и 7190 of2.
щения производственной площади сушильного отделения и участка промазки.
С этой целью были проделаны замеры расхода клея, из которых наиболее характерные представлены в табл. 6. Полученные данные показывают, что практическое применение пульверизационного ме
тода нанесения клея в заводских условиях сократило расход кле евой резины в 6 раз, а бензина в 3 раза.
При этом толщина клеевой пленки соответственно уменьшилась в 6 раз.
Однако рабочие Вулканизационного завода, вследствие еще не достаточного освоения ими данного метода и в силу укоренившейся в шиноремонтном производстве привычки наносить как можно больший слой клея, не обеспечивали оптимальную толщину клеевой
пленки. Как видно из таблицы, толщина пленки, наносившейся ра ботниками завода на ремонтируемые покрышки, была приблизи
тельно в 3 раза больше оптимальной и составляла в среднем 26 мк. Вследствие этого по сравнению с результатами полупроизводствен ных испытаний [3] увеличился расход клея, время его нанесения и
сушки, а также снизился послеремонтный пробег шин. Очевидно,
что при повышении квалификации рабочих в процессе дальнейшего освоения данного метода сократится расход клея, повысится про
изводительность труда и качество ремонта.
Таблица 7
Способ нанесения Размеры покры
клея шек
Количество покрышек, шт.
Результаты хронометража, мин.
установка по крышки на ста нок, обдувка и очистка от пыли11 |
нанесение клея |
снятие покрышки со станка |
суммарные затра1 |
ты времени . |
Производительность, шт. покрышек в час. |
Время сушки клея, мин. |
Нанесение |
клея |
6,00—16 |
10 |
0.82 |
1.00 |
— |
1,82 |
33 |
22.1 |
КИСТЬЮ |
|
7.50—20 |
16 |
1,40 |
2,50 |
3.90 |
15 |
28 3 |
|
|
|
9.00—20 |
12 |
2.10 |
3.07 |
— |
5,17 |
12 |
29.9 |
|
|
260 - 20 |
14 |
2,20 |
3.25 |
— |
5,45 |
11 |
32,8 |
■Нанесения клея 6,00-16 |
24 |
0,27 |
0 55 |
0,17 |
0,99 |
60 |
1,5 |
||
методом |
пуль- |
7.50-20 |
18 |
0.42 |
1,20 |
0 .<3 |
1,95 |
30 |
2,0 |
веризации |
|
9,00-20 |
13 |
0,58 |
1,60 |
0,53 |
2,71 |
22 |
2,2 |
1 При нанесении клея кистью данные этой графы включают в себя время |
|||||||||
ла вспомогательные операции: |
доставка покрышки |
к рабочему |
месту |
для |
первой и второй промазки; укладка покрышки для сушки клея после первой
ивторой промазок.
Впроцессе производственных испытаний на заводе был произ веден хронометраж работы промазчиц при нанесении клея на по
46