ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ствовала уже четверть века. Одним из ее основателей был выдающийся океанограф, военный моряк Мэтью Фонтен Мори.
Идея понравилась Альберту и он решил попытать счастья. На штат Невада приходилось одно место. Для поступающих был организован конкурс, к участию в
котором |
допускались безо всяких |
ограничений юноши |
|
в возрасте |
от четырнадцати до |
восемнадцати лет. |
|
10 июня |
1869 |
года участники конкурса (их было десять |
человек) держали письменный экзамен в здании суда Вирджиния-Сити. Альберт получил хорошие оценки по чтению, письму, арифметике, географии и английской грамматике, однако зачислен не был. Несмотря на мно гочисленные ходатайства (было отправлено больше сотни писем и телеграмм), место в Академии досталось пятнадцатилетнему Джемсу У. Блэкли, получившему одинаковые с ним оценки. Блэкли был сыном ветерана Гражданской войны, потерявшего в боях правую
РУку.
Альберт не пал духом. Он решил обратиться через члена конгресса от их округа Томаса Фича к президен ту Соединенных Штатов с просьбой предоставить ему одно из внеконкурсных мест в Академии. Шансы на успех были невелики, но Альберт решил попытаться.
Интервью с президентом Грантом
Путь от Вирджиния-Сити до Вашингтона был далекий. Последний костыль первой трансконтинентальной же лезной дороги был забит в Промонтори-Пойнт (штат Юта) всего несколькими неделями ранее, 10 мая 1869 года, и поезда ходили еще очень нерегулярно. Аль
30
берту пришлось добираться до столицы сначала в ка рете, затем верхом, потом пешком и, наконец, в поезде. Он запасся письмом от отца своего более удачливого
соперника, а также |
рекомендациями |
директора школы |
и члена конгресса. |
Последний писал |
об Альберте, что |
он «старательный, прилежный и необыкновенно способ ный юноша». В письме директора школы говорилось, что Альберт «закончил школу с отличием и проявил большие способности к точным наукам».
Всем было известно, что президент Грант имеет обыкновение ежедневно в один и тот же час выводить на прогулку свою собаку. Альберт дожидался его у ворот Белого дома. Узнав, что привело к нему ше стнадцатилетнего просителя, президент сказал, что все десять внеконкурсных вакансий уже заполнены, но всетаки выслушал Альберта до конца и прочитал все рекомендательные письма. «Если я поступлю в Акаде мию, вы сможете мной гордиться»,— заверил его Аль
берт.
Президент вспомнил, что недавно получил от Фича несколько странное письмо, в котором тот приводил довольно убедительный довод в пользу зачисления Альберта в Академию. «Если бы я мог руководство ваться лишь соображениями политической выгоды,—
писал конгрессмен, — я |
бы предоставил место |
ему. |
|
Его отец— крупный |
и |
влиятельный коммерсант |
Вир- |
джиния-Сити. Своим |
примером и влиянием он |
нема |
ло способствовал нашему делу и обеспечил нам под держку своих единоверцев. Эти люди играют немалую роль в нашей политике, и они очень заинтересованы в судьбе мальчика, отличающегося необычайными спо собностями и прилежанием; я совершенно уверен, что, предоставив ему место в Академии, Вы еще крепче при вяжете их к делу республиканцев. В лице коммерсантов
31
Невады Вы будете иметь подлинную опору правитель ства на западном побережье. Зачисление юного Майкельсона в Академию произведет на них самое благо приятное впечатление и укрепит положение нашей партии, и я беру на себя смелость просить Вас этому способствовать».
Эти доводы возымели действие. Поразмыслив, прези дент Грант препоручил Майкельсона своему советнику по военно-морским делам, а тот послал юношу в Анна полис к вице-адмиралу Дэвиду Д.- Портеру, директору Академии. Альберту обещали предоставить вакансию,. если какой-либо из десяти кандидатов, назначенных пре зидентом, не выдержит экзамена.
Альберт пробыл в Аннаполисе три дня и хотел уже было ехать обратно в Вашингтон, чтобы в послед ний раз обратиться к президенту, когда, наконец, прибыл посланец с известием, что для него специально учредили еще одно место. Альберт стал одиннадцатым президент ским кандидатом. Много лет спустя Майкельсон шутя говорил, что его научная карьера началась «с нарушения закона».
Итак, 28 июня 1869 года по ходатайству министра военно-морского флота Альберт Абрахам Майкельсон предстал перед медицинской комиссией, которая не
обнаружила в нем «уродств, |
физических |
недостатков |
или болезней». |
Академии |
проверил его |
На следующий день совет |
по чтению, письму, арифметике и английской грамматике и признал ого подготовку удовлетворительной. Через три дня он принес присягу и подписал обязательство слу жить в военно-морском флоте Соединенных Штатов в течение восьми лет. В возрасте шестнадцати с половиной лет он официально был зачислен кадетом-мичманом Академии.
32
Мичман Майкельсон (1873 год).
Мичман Майкельсон
Четыре года в Аннаполисе прошли быстро и без особых происшествий, если не считать стычки с одним из каде тов на последнем курсе. Вот как рассказывает об этом эпизоде Брэдли А. Фиске, ставший впоследствии вицеадмиралом. Однажды Майкельсон, назначенный коман диром небольшого отряда, сделал Фиске какое-то заме чание. «Отставить, мистер Фиске!» — приказал он. Фиске не понравился тон Майкельсона, и он вызвал «Майкамузыканта» драться после обеда. Это был традицион ный способ разрешения споров, и Майкельсон принял вызов.
Схватка продолжалась ровно одну минуту. Судья прекратил поединок, поскольку у Фиске так заплыли оба глаза, что он уже ничего не видел. После этого Фиске восемь дней пролежал в лазарете и за это время сообразил, что напрасно задел «первую перчатку Ака демии в легком весе». Майкельсон занимался боксом
ифехтованием и очень гордился своим здоровьем, силой
иловкостью. Он хорошо играл в теннис и всю жизнь старался поддерживать себя в спортивной форме. Однажды, когда ему было уже за шестьдесят, он при шел обедать к своему приятелю. На обычный вежли
вый вопрос о здоровье, он ответил с излишней, как по казалось его приятелю, горячностью: «Никогда не чувствовал себя лучше и только что сыграл два сета в теннис».
Из восьмидесяти шести человек, поступивших в Ака демию вместе с Майкельсоном, курс закончили всего двадцать девять. Они получили дипломы 31 мая 1873 года. За исключением естественных наук и мате матики, академические успехи Майкельсона были весьма средними. По общей успеваемости он закончил девятым.
3 Б ерн ард Д ж еф ф |
33 |
Девятым он был и по числу взысканий. За ним числи лось 129 мелких нарушений дисциплины, и он несколько раз попадал на гауптвахту. Но зато он был первым по оптике и акустике и вторым по математике, динамике, теплоте и климатологии. По химии и статике он был третьим, а по технической грамоте числился в первом де сятке. Его успехи в механике, электричестве и физической географии были вполне удовлетворительными. Тактика, артиллерийское и морское дело его совсем не интере совали, и по морскому делу он стоял в списке двадцать пятым. По истории и словесности он был также среди последних. Когда предмет его не интересовал, Майкельсон совсем им не занимался.
Директором Академии в то время был Джон Л. Уор ден. В прошлом боевой морской офицер, Уорден не склонен был потворствовать увлечению Майкельсона академическими дисциплинами в ущерб военным нау кам. Однажды он сказал Майкельсону: «Если вы будете уделять поменьше внимания всем этим естественным нау кам, а побольше артиллерийскому делу, то, может быть, когда-нибудь вы и окажетесь полезным вашей родине».
Джемс Уистлер, один из самых замечательных художников Америки, был в свое время исключен из Военной академии США в Вест-Пойнте, провалившись на экзамене по химии. Много лет спустя Уистлер гово рил: «Знай я, что элемент кремний в обычном своем состоянии вовсе не газ, то, может, вместо художника стал бы генерал-майором». . Кто знает, кем стал бы Майкельсон, будь он первым в классе по морскому делу. В одном Уорден был прав: Майкельсону не была суждена военная карьера. Но Уорден ошибался, опасаясь, что Майкельсон не сумеет принести пользы своей стране.
34
Преподаватель Академии
Вскоре после окончания Академии Майкельсон полу чил назначение на «Мононгахелу». Он отслужил обя зательные два года сначала на этом судне, а потом на трех других. Летом 1874 года ему присвоили звание младшего лейтенанта, а по окончании срока обязатель ной морской службы предложили пост преподавателя физики и химии в Академии. Майкельсон с радостью согласился. Должность преподавателя гарантировала ему материальную обеспеченность и давала возмож ность продолжать научные занятия. Он знал, что его обязанности не будут обременительными и что свобод ного времени будет вдоволь. «С этими обязанностями мог бы справиться любой морской офицер,— писал он позднее.— Материал тогда прорабатывался в классе и все, что от меня требовалось, — это опережать кадетов на несколько страниц учебника».
Физика интересовала Майкельсона больше, чем хи мия. Он все больше увлекался оптикой и принялся изучать ее всерьез. Но жизнь в Академии не ограничива лась учебой даже для Майкельсона. Он регулярно играл в теннис, увлекся рисованием — в свое время он был по рисованию первым в классе. Нередко он брался и за скрипку. Оставалось время и для девушек, по край ней мере для одной девушки.
Капитан третьего ранга (позднее вице-адмирал) Уильям Т. Сэмпсон возглавлял в Академии кафедру естественной и экспериментальной философии (то, что сейчас называют физикой). У его жены была племян ница, Маргарет Маклин Хеминуей, которая иногда приезжала к ним в гости. Однажды вечером Сэмпсоны пригласили к себе Майкельсона, чтобы познакомить его с Маргарет. Оказалось, что они уже встречались. Когда
3' |
35 |
судно, на котором служил Майкельсон, находилось в Англии, Майкельсон, как все приезжие, отправился осмотреть Вестминстерское аббатство и остановился возле надгробия Чарльза Диккенса. Рядом с ним оказа лась девушка из города Нью-Рошелл (штат НьюЙорк) , путешествующая со своими родителями. Моло дые люди обменялись несколькими фразами. Это и была мисс Хеминуей.
Восемнадцатилетняя Маргарет была очень красива. Альберт тоже имел привлекательную внешность. Он был среднего роста и прекрасно сложен. У него был высокий лоб, правильные черты лица, густые иссинячерные волосы. В Вестминстере скромный, несколько застенчивый мичман привлек внимание девушки глубоко посаженными карими глазами, в которых светился не заурядный ум. После ужина у Сэмпсонов молодые люди начали регулярно встречаться и вскоре Альберт по просил Маргарет стать его женой. Свадьба состоялась весной 1877 года в доме Хеминуеев в Нью-Рошелл. Первенец Майкельсонов, которого назвали Альберт, родился в Аннаполисе в январе 1878 года. Через год родился второй ребенок, Трумен. Альберт Майкельсон со временем поступил в консульскую службу Соединен ных Штатов, а Трумен стал крупным этнологом Смитсонского института.
До сих пор биография Альберта Майкельсона — преподавателя Академии и отца семейства — хоть и не была заурядной, не давала, однако, оснований предпо лагать, сколь замечательна будет дальнейшая его судь ба. Но, как мы увидим, тот период открывал огромные возможности для физика, интересующегося оптикой, особенно для такого целеустремленного и неутомимого исследователя, как Майкельсон.
3.
ПЕРВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Зимой 1876 года знаменитый английский физик Джон Тиндаль приехал в Америку, чтобы прочитать цикл лек ций по теории света. Во время своих поездок по Соеди ненным Штатам он имел возможность ознакомиться с состоянием научной работы в стране.
«На мой взгляд, ваш общественный строй сам по себе никоим образом не исключает занятий чистой нау
кой,— заявил он,— а если |
в Америке до сих пор не |
сделано крупных научных |
открытий, то, по-моему, это |
не из-за политических неурядиц, а из-за того, что та лантливые люди, способные заниматься научными ис следованиями, перегружены административными и пре подавательскими обязанностями, несовместимыми с продолжительной и спокойной работой мысли, которой требуют оригинальные изыскания».
К этим замечаниям, которые нередко можно слы шать и в наши дни, Тиндаль добавил следующий совет: «Среди вас есть способные ученые. Уберите с их пути все лишние трудности. Проявляйте особую заботу о тех, кто движет вперед науку. Дайте им свободу, необ
37
ходимую для их исследований, не требуйте от них так называемых практических результатов и, главное, не задавайте вопрос, который невежество так часто обра щает к гению: а какую пользу принесет ваша работа?» Совет Тиндаля и посейчас не потерял своей актуаль ности и его надо почти столь же часто повторять, как и без малого сто лет тому назад.
Тиндаль не случайно избрал теорию света темой своего американского цикла лекций. Эта тема привле кала все большее внимание ученых. Всего за три года до этого, в 1873 году, Джемс Клерк Максвелл, один из величайших физиков всех времен, опубликовал свой монументальный труд «Электричество и магнетизм», в котором он языком математических уравнений уста новил связь между светом, с одной стороны, и электри чеством и магнетизмом — с другой, постулировал суще ствование электромагнитных (радио) волн и высказал предположение, что они распространяются с такой же скоростью, как и световые волны. «Поневоле напраши вается вывод,— писал Максвелл,— что свет представ ляет собой поперечные колебания той же среды, в кото рой рождаются электрические и магнитные явления». Работа Максвелла явилась событием для физиков всего мира. Скорость света была признана одной из важней ших природных величин, и от нее зависело решение некоторых основных проблем физики.
Более точное определение
Измерить скорость света с предельной точностью — эта задача увлекла Майкельсона своей трудностью. «То, цто скорость света является категорией, недоступ ной человеческому воображению, и что, с другой
38