Файл: Джефф Б. Майкельсон и скорость света.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

исходило лишь ничтожное смещение интерференционных полос. Обе половины расщепленного пучка возвраща­ лись практически в одно и то же мгновение.

Это казалось почти невероятным. Так называемый «эфирный ветер» не оказывал совершенно никакого влияния на скорость света независимо от направления луча — по «ветру» или поперек него. Напрашивался вы­ вод, что Земля неподвижна относительно эфира, а это предположение, разумеется, совершенно нелепо.

Однако от наблюдений и фактов никуда не денешь­ ся. И Майкельсон скрепя сердце вынужден был обна­ родовать результаты своих опытов. Он это сделал в ав­ густовском номере «Америкэн джорнал оф сайанс» за 1881 год. Статья была озаглавлена «Относительное дви­ жение Земли и светоносного эфира» [5]. Его заключение было кратко и не оставляло места для сомнений. «Гипо­ теза неподвижного эфира ошибочна»,— писал он.

Что же оставалось думать физикам? Можно было допустить, что Земля, двигаясь вокруг Солнца, увлекает эфир за собой. А, может быть, никакого эфира и не су­ ществует? Может быть, эфир — это просто удобный миф, придуманный физиками для подкрепления своих тео­ рий, подобно тому как миссис Сара Темп из романа «Мартин Чеззлвит» Чарльза Диккенса придумала мис­ сис Гаррис, чтобы ссылаться на ее мнение в подтвержде­ ние своих суждений и россказней.

Само собой разумеется, что вывод, опрокидывающий все привычные представления, вызвал долгие споры. Австрийский философ и физик Эрнст Мах, имя которого часто упоминается в наш век реактивных двигателей и сверхзвуковых чисел Маха, был одним из тех ученых, которые раз и навсегда отвергли реальность эфира. Другой выдающийся ученый, англичанин лорд Кельвин, который требовал, чтобы любая физическая теория

63

была подкреплена механической моделью, продолжал верить в эфир. Оливер Лодж, убежденный сторонник тео­ рии эфира, отвергал выводы Майкельсона и настаивал на своем прежнем определении эфира: «Эфир это не-' прерывно заполняющее пространство вещество, колеба­ ние которого обусловливает распространение света; это вещество может разделяться на положительное и отри­ цательное электричество, в своем вихревом движении оно составляет материю, и именно с его непрерывно­ стью, а не с разрывностью связано свойство восприятия всякого действия и реакции на него, присущие материи».

Сам Майкельсон не принимал участия в спорах. Он ограничился тем, что широко оповЛтил научный мир о результатах своих опытов. Он показал свой интерферо­ метр Корню и другим парижским ученым и опубликовал сообщение об опыте во французском научном журнале «Конт рандю» (Доклады французской Академии наук). Затем Майкельсон вернулся в Соединенные Штаты и приступил к выполнению обязанностей первого профес­ сора физики в Школе прикладной науки Кейса, не по­ дозревая, что ему предстоит там в содружестве с другим ученым проделать работу, которая свяжет их имена с одной из величайших революций в человеческом мышлении.


ЭКСПЕРИМЕНТ МАЙКЕЛЬСОНА — МОРЛИ

Школа прикладной науки Кейса, открывшая двери сту­ дентам в 1881 году и впоследствии преобразованная в Технологический институт Кейса, помещалась в при­ надлежавшем ранее Кейсу доме на Роквилл-стрит, не­ подалеку от центральной площади Кливленда. Первое, что предстояло сделать Майкельсону по вступлении в свои обязанности,— это оборудовать лабораторию в подсобном строении на территории школы.

По соседству с владением Кейса располагался уни­ верситет «Уестерн Резерв», переведенный в Кливленд летом 1882 года из Гудзона (штат Огайо). Через доро­ гу, в' сотне метров от лаборатории Майкельсона, нахо­ дился Адельберт-холл — одно из зданий университета, где работал профессор химии Эдвард У. Морли.

Майкельсон и Морли вскоре познакомились и сбли­ зились на почве общих научных интересов. Они вместе ездили на научные конференции в Балтимору, Мон­ реаль и другие города, и чем лучше узнавали друг друга, тем больше крепла их взаимная симпатия и уважение.

5 Бернард Д ж еф ф

65

Разные а похожие

Внешне эти двое ученых казались весьма разными. Морли был на пятнадцать с лишним лет старше Майкельсона и вел свой род от англичан-переселенцев, по­ кинувших Британские острова еще в начале XVII века. Отец его был священник-конгрегационалист, а сам он в 1864 году закончил духовную семинарию в Эндовере (штат Массачусетс) и готовился принять духовный сан. Его карьера являет пример того, как увлечение превра­ щается в дело всей жизни. Не получив подходящей ду­ ховной кафедры, он занялся химией, которой до этого только занимался любительски. В 1868 году универси­ тет «Уестерн Резерв» предложил ему пост профессора химии и естественной философии. Морли был очень ре­ лигиозен и время от времени произносил проповеди в окрестных церквах. Более того, он согласился принять пост профессора в «Уестерн Резерв» только при усло­ вии, что ему будет разрешено регулярно читать пропо­ веди в часовне университета.

Что касается Майкельсона, то он был очень далек от религии. Отец его был атеистом, и в жизни их семьи религия не занимала никакого места. Таким образом, он не приобщился к древней вере своих праотцев и всю жизнь был неверующим. Воспитание детей в духе ре­ лигии он доверил жене. Восхищаясь чудесами природы, он тем не менее отказывался приписывать их некоему творцу. Однажды звездной ночью, показывая и назы­ вая своим детям созвездия на небе, он сказал: «Назва­ ния созвездий вы можете и забыть, но людей, которые не преклоняются перед чудесами природы, я считаю недостойными уважения». Как-то раз он писал: «Что может сравниться по красоте с великолепным соответ­ ствием средств природы и ее целей и с тем неизменным

66


правилом закономерности, которое управляет самыми, казалось бы, беспорядочными и сложными из ее прояв­ лений?» Однако идеи бога он не признавал.

Майкельсон был хорош собой, строен и всегда без­ укоризненно одет. Морли одевался, мягко выражаясь, небрежно и полностью отвечал бы стереотипному пред­ ставлению о рассеянном профессоре, если бы не жи­ вость движений, энергия и разговорчивость. Он носил длинную до плеч шевелюру и огромные рыжие усы, торчавшие чуть ли не до ушей. Он был женат, но без­ детен.

Однако у Майкельсона и Морли было много обще­ го. Оба любили музыку. Майкельсон хорошо играл на скрипке, а Морли был превосходный органист. Оба от­ личались изобретательностью по части точных измери­ тельных приборов и необыкновенной тщательностью в работе. Морли, как и Майкельсон, не упускал ни одной мелочи и, так же как и он, взявшись за исследование ка­ кой-либо научной проблемы, не отступал, пока не дово­ дил дело до конца.

До встречи с Майкельсоном Морли, проверяя сооб­ щения о разном процентном содержании кислорода в разных образцах воздуха, предпринял исследование от­ носительного веса кислорода и водорода в составе чи­ стой воды. Это исследование заняло почти двадцать лет. Он провел тысячи опытов, многие за собственный счет. Он проанализировал методом электролиза бесчис­ ленное количество образцов дистиллированной воды и синтезировал воду методом электрической искры, со­ единяя заданные количества двух элементов. В резуль­ тате многолетних исследований он определил вес этих элементов до пятого десятичного знака. Литр кислоро­ да весит 1,42900 г, а водорода 0,89873 г, с возможной ошибкой в одну трехсоттысячную. Эти величины были

5;

67

повсеместно приняты за стандартные, как и полученное Морли отношение водорода к кислороду 1,0076 к 16. Эксперименты Морли были классическими и завоева­ ли ему мировое признание.

Влияние движения среды на скорость света

Лорд Кельвин и лорд Рэлей просили Майкельсона про­ верить влияние движения среды на скорость света. Майкельсон решил в качестве движущейся среды взять воду и своим замыслом поделился с Морли. Тот пред­ ложил ему для работы свою лабораторию. Она по­ мещалась в большой подвальной комнате, и условия в ней были идеальными для задуманного Майкельсоном опыта. Морли не был специалистом-физиком, но он был сообразителен, находчив и увлечен проблемой. В 1860 году, еще студентом он одно время работал в области астрономии. Майкельсон рассказал ему о стоя­ щей перед ними задаче и о приборе, который он думает применить. Морли готов был немедленно приступить к работе. Однако в сентябре 1885 года, когда работа над опытом находилась еще в начальной стадии, Майкель­ сон явился утром в лабораторию в совершенно жалком гиде. Он заявил Морли, что страдает от нервного исто­ щения и нуждается в длительном отдыхе. Он сказал, что ему нужно уехать из Кливленда по крайней мере на год. Не согласится ли Морли самостоятельно закончить прибор, провести опыты и опубликовать результаты? Он передал Морли некую сумму, полученную им на проведение опытов, и добавил еще 100 долларов своих.

Затем Морли получил от Майкельсона письмо из Нью-Йорка. Они регулярно переписывались по поводу

68



эксперимента. Четыре месяца спустя Майкельсон не­ ожиданно приехал в Кливленд и предложил продол­ жать работу совместно. Здоровье его значительно улуч­ шилось и он смог довести опыт до конца. В 1886 году в «Америкэн джорнал оф сайанс» за подписями обоих появилась работа «Влияние движения среды на ско­ рость света» [7]. Майкельсон и Морли обнаружили, что

движение воды оказывает

влияние

на

скорость

света,

но не такое, какое можно

ожидать

из

теории

эфира.

Их опыт подтвердил результаты исследований, проде-' данных Физо в 1851 году. Сразу два учебных заведе­ ния •—Университет «Уестерн Резерв» и Институт техноло­ гии Стивенса присудили Майкельсону степень доктора философии. Эта была первая ученая степень Майкельсона, поскольку в его время Морская академия еще не имела права присуждать звание бакалавра наук.

Теперь, обладая усовершенствованным прибором' и обогатив свой опыт, Майкельсон смог вернуться к экс­ перименту с эфиром, который он так долго откладывал. В этой работе Морли тоже должен был принимать уча­ стие. Они были полны самых радужных надежд, и Морли писал отцу 17 апреля 1887 года: «Мы с Майкельсоном приступили к новому эксперименту, который должен по­ казать, одинакова ли скорость распространения света в любых направлениях. Я не сомневаюсь, что мы полу­ чим окончательный ответ». Разумеется, Морли несколь­ ко упрощенно определял цель опыта. Майкельсон и Морли собирались предпринять решительную попытку «изловить» неуловимый эфир. В случае положительно­ го результата наука получит не только скорость движе­ ния Земли по орбите относительно эфира, но и скорость ее вращения вокруг своей оси, а, может быть, даже ме­

тод

определения скорости движения в пространстве

всей

солнечной системы. Это была бы первая попытка

69

при помощи локального оптического явления опреде­ лить абсолютное движение Земли в пространстве, кото­ рое отождествлялось с эфиром.

Прибор Майкельсона Морли

Сконструированный ими прибор оказался весьма мас­ сивным сооружением. Он состоял из каменной плиты площадью примерно 150 кв. см и толщиной около 30 см. На плите было установлено четыре зеркала, сде­ ланные из сплава меди, олова и мышьяка, а также все прочее оборудование, включая горелку 'Аргана. Чтобы обеспечить строго горизонтальное положение каменной плиты и избежать погрешностей за счет вибрации, тре­ ния и натяжений, плита плавала в ртути, очищенной Морли. Ртуть наливалась в кольцеобразный чугунный сосуд с толщиной стенок около 1,5 см; поверх ртути плавала деревянная подставка в форме бублика, а на ней уже устанавливалась каменная плита. Осевой стер­ жень обеспечивал концентричность деревянного поплав­ ка и чугунного сосуда. Промежуток между стенкой со­ суда и наружным ободком поплавка составлял меньше 1,5 см (фиг. 9). Чугунный сосуд покоился на опоре, представлявшей собой низкий пологий кирпичный вось­ миугольник, внутрь которого был залит цемент. Фунда­ мент интерферометра уходил глубоко в землю, до ко­ ренной породы, так как верхний слой почвы не был достаточно устойчивым. По окружности сосуда, на одина­ ковом расстоянии одна от другой, было сделано шест­

надцать отметок. Деревянный чехол

защищал

оптиче­

скую часть прибора (зеркало на каждом углу

плиты)

от воздушных потоков и внезапных

изменений

темпе­

ратуры.

 

 

70