Файл: Вульф Б.К. Авиационные неметаллические материалы (пластмассы и резина).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ния каркаса с протектором и отчасти выполняет роль аморти затора.
Весьма важной частью покрышки является протектор, не посредственно соприкасаю щийся с грунтом при взлете, посадке и рулении. Протек торная резина должна обла
дать большой прочностью и |
|
высокой |
сопротивляемо |
стью истиранию. |
|
Таким |
требованиям |
удовлетворяет резина на ос
нове |
натурального каучука |
|
с добавлением |
значитель |
|
ных |
количеств |
противоста- |
рителя и сажи. |
обладает |
|
|
Эта резина |
|
следующими |
свойствами: |
ог > 220 к г см 2
Фиг. 33. |
Строение |
авиапокрышки |
|
> 650% |
||
1 — каркас |
(корд): |
2 — резиновые |
|
|||
прокладки; |
3 — брекер; |
4 — протек |
0г |
< 40% |
||
тор (беговая часть); |
5 — боковая |
|||||
стенка; |
6 — бортовая |
часть: 7 — сер |
/С3 |
> 0,65 |
||
дечник; |
8 — боковина; |
9 — каркас; |
||||
10 — пятка: 11 |
— носок. |
|
|
ТШР = 7 — 9,7 к г ) м м 2.
При хранении в нормальных условиях авиапокрышки долж ны сохранять,не менее 80% своих механических свойств в тече ние 3 лет. Для авиакамер этот срок составляет 1,5 года.
2. Гибкие шланги и рукава
Резиновые шланги и рукава служат для передачи жидкого топлива, масла, гидросмесей, воды и воздуха, а также исполь зуются в металлических трубопроводах как соединительные
элементы. Для последней цели применяются дюритовые шланги, по конструкции (фиг. 34) состоящие из промежуточного слоя прорезиненной ткани и двух внешних слоев резины.
Резина находит широкое применение при изготовлении ру кавов оплеточной конструкции, предназначенных в качестве гиб ких соединительных трубопроводов для гидравлических, воз душных, топливных, масляных и других систем самолетов, дви гателей и агрегатов.
В зависимости от характера среды, температуры эксплуата ции и рабочего давления рукава и шланги изготовляются из керосино-бензо-маслостойких или морозостойких сортов резины,
72
преимущественно на основе нитрильного и хлоропренового каучука.
Фиг. 34. Дюритовый шланг:
а — сечение: 1 — ткань; 2 — резина, б — схема соединения: 1 — дюритовый шланг; 2 — металлическая труба.
3. Амортизаторы
Благодаря своей эластичности и упругости, резина широко используется для изготовления различных амортизаторов, смяг чающих динамическое и вибрационное действие «нагрузки в экс
плуатации. |
|
шнуровой и пластинчатой кон |
|
Существуют амортизаторы |
|||
струкции; |
первые работают'на |
растяжение, а |
вторые — на |
сжатие. |
распространенные п л а с т и н ч а т ы е |
а м о р т и з а |
|
Более |
торы устанавливают в форме прокладок при креплении двига теля, отдельных самолетных агрегатов, приборных досок и др.
Такие резиновые прокладки, или демпферы нередко склеи ваются с металлическими деталями методом привулканизации.
Амортизаторы, не соприкасающиеся при работе с горюче смазочными материалами, изготовляются из резин различной
твердости, преимущественно |
на основе натурального |
или нат- |
' рий-бутадиенового каучука. |
|
|
В отдельных узлах для амортизации целесообразно исполь |
||
зовать м и к р о п о р и с т у ю |
резину, относящуюся |
к группе |
э л а с т о м е р о в . Образование пористого строения |
достигает |
ся добавлением в резиновую смесь различных порообразователей, например, солей аммония, воды, спирта, и дальнейшим на греванием или путем введения в смесь под большим давлением инертных газов — азота, аргона, и последующего резкого умень шения давления.
Такая резина имеет удельный вес порядка 0,1—0,2 г/см3. Пенистые и пористые эластомеры успешно используются в авиа строении также в качестве тепло-звукоизоляционного материала или при протектировании топливных баков.
73
4. Уплотнители
Резина находит широкое применение в качестве уплотни тельного материала при соединении металлических, пластмассо вых и других деталей.
Уплотнительные резиновые профили (фиг. 35) служат для уплотнения и герметизации дверей, окон, люков, герметических кабин.
Фиг, 35. Профили уплотнительной резины
В конструкции авиационного двигателя и в отдельных уз лах самолета резина применяется для изготовления уплотни тельных колец, манжет, фланцев, прокладок, сальников, колпа ков, шайб и т. п. деталей.
Свойства различных марок уплотнительной резины могут изменяться в широких пределах в зависимости от назначения.
Наиболее широко применяется резина на основе полихлоропренового, бутадиен-нитрильного и тиокольного каучука, кото рая обладает наибольшей стойкостью к действию различных ра створителей.
Внекоторые марки уплотнительной резины вводят синтети ческие смолы, например, полиэтилен или тетрафторэтилен.
Впоследнее время разработаны также новые марки тепло стойкой резины, в композицию которых входят кремнийорганические соединения.
Так, |
например резина на основе полисилоксанового каучу |
||
ка СКД, |
используемая для изготовления |
трубок, прокладок |
|
и формованных уплотнительных деталей, |
может работать |
при |
|
температурах от — 60 до -ф- 250° в течение 200 часов, а при |
со |
||
кращенном времени (10—15 часов) — до + |
300°. |
|
Для уплотнителей, работающих при еще более высоких тем пературах или в некоторых особых условиях, применяется п а- р о н и т, состоящий из каучука, асбеста и различных наполни телей. Паронит У (унифицированный) хорошо сопротивляется действию перегретого пара до температуры 450°.
74
5. Мягкие баки для авиатоплива
Свойства резины позволяют успешно использовать ее для изготовления мягких баков. При этом стенка бака делается мно гослойной с таким расчетом, чтобы внутренний слой, соприка сающийся с топливом, сопротивлялся бы действию последнего, внешний слой — обеспечивал бы достаточную прочность и эла стичность, а промежуточный, обладающий способностью набу хать при действии топлива, способствовал бы быстрому затяги ванию образующихся пулевых или осколочных пробоин.
Обычно мягкий бак состоит из 4-х склеенных слоев различ ной резины (фиг. 36,а ):
а Ю
Фиг. 36. Баки для горючего (сечение стенок):
а — схема набора слоев мягкого бака; 1 — малонабухающая эластичная ре зина; 2 — набухающая резина; 3 — малонабухающая морозостойкая рези на; 4 — тиокольная резина; б — схема набора слоев металлического протектированного бака: 1 — малонабухающая резина; 2 — прорезиненная ткань;; 3 — набухающая резина; 4 — малонабухающая резина; 5 — металлическая
стенка бака.
1 слой (наружный)—эластичная малонабухающая резина и прочная прорезиненная ткань.
2 .с л о й — набухающая резина с высоким относительным удли нением в момент разрыва, а также листовая губчатая или ячеистая резина (эластомер).
3 слой — малонабухающая морозостойкая резина.
4 с л о й — (внутренний) малонабухающая резина на основе тиокольного, нитрильного или хлоропренового каучука,,
хорошо сопротивляющаяся действию жидкого топ лива.
Листы склеивают между собой специальными резиновыми клеями, после чего призводят горячую вулканизацию.
В отдельных случаях аналогичную многослойную резину применяют для протектирования (защиты) м е т а л л и ч е с к и х топливных баков (фиг. 36,6).
7S
6 . Т о к о п р о в о д я щ а я р е зи н а
В некоторые марки резины вводят вещества, делающие ее электропроводной (графит, сажа, металлические порошки идр.). Такая токопроводящая резина находит применение при изготов лении поверхностных нагревателей и противообледенителей, при производстве резиновых шлангов и покрышек с целью отвода за рядов статического электричества, а также для экранирования деталей электрорадиоаппаратуры.
В заключение следует отметить применение резины в каче стве антикоррозионных покрытий (особенно резины на основе тиокольного или хлорпренового каучука, а также хлоркаучука), для холодной штамповки листового материала (просечная или вытяжная резина), а также для целей электроизоляции; хорошим электроизоляционным материалом может служить э б о н и т (твердая или роговая резина), обладающий высокой механиче ской прочностью и химической стойкостью; он применяется для изготовления контейнеров аккумуляторов, панелей, штурвалов и мелких деталей электрооборудования.
VII. ХРАНЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕЗИНОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
При хранении и эксплуатации изделий из резины следует всегда иметь в виду ее склонность к с т а р е нию, при котором основные механические и физико-химические свойства резины с течением времени ухудшаются.
Старение ускоряется под действием солнечного света, по вышенной температуры, под влиянием окислителей — кислорода воздуха и озона, вследствие возникновения внутреннихнапря жений и по другим причинам. Все эти факторы необходимо учи тывать при эксплуатации деталей из резины.
Хранение резиновых изделий следует производить при тем пературах 5—20°С и влажности воздуха в пределах 40—65.%.
В складские помещения не должен попадать солнечный
•свет: для защиты от действия ультрафиолетовых лучей оконные стекла следует закрашивать специальными красками. С рези новыми материалами нельзя хранить вместе кислоты, раствори тели и нефтепродукты.
При хранении резиновые изделия не должны соприкасаться между собой; во избежание склеивания их следует обертывать специальной бумагой или пересыпать тальком. Рекомендуется от времени до времени менять положение изделий, чтобы избе жать образование складок.
Сроки и условия хранения отдельных видов изделий уста навливаются. специальными инструкциями. Необходимо перио дически контролировать состояние хранимых изделий.
76
ЛИТЕРАТУРА
М. М. Г о л ь д б е р г , В. А. З а х а р о в и др. Неметаллические материа лы и их применение, в авиастроении. Под ред. И. П. Лосева и Е. Б. Тростянской. Оборонгиз, 1958.
2. |
Б. А. К и с е л е в . Применение пластмасс в авиастроении. Изд. |
ВИНТИ АН СССР и ГНТК СМ СССР, 1958. |
|
3. |
Материалы для остекления самолетов. Сборник статей под рея. |
М. М. |
Гудимова. Труды ВИАМ № 8. Оборонгиз, 1958. |
4.Пластмассы в машиностроении. Сборник статей под ред. В. К. Завгороднего. Машгиз, 1959.
5.А. К- Б у р о в и Г. А. А н д р е е в с к а я . Высокопрочные стеклопла стики. Изд. АН СССР, 1958.
6.Пенопластмассы. Сборник статей под ред. А. А. Моисеева, В. В. Пав
лова и М. Я. Бородина. Оборонгиз, 1960. |
Изд. |
||||
7. А. |
А. |
Б е р л и н . Сверхлегкие |
и конструкционные пластмассы. |
||
«Знание», |
1959. |
Каучук |
природный и синтетический. |
Изд. |
|
8. Б. |
А. |
Д о л г о п л о с к . |
|||
АН СССР, |
1959. |
Синтетический каучук и его применение |
в на |
||
9. Ф. |
И. |
Я ш у н с к а я. |
родном хозяйстве. Госхимиздат, 1958. |
|
|
|
|
|
||||
10. |
Н. |
И. |
С м и р н о в . Синтетические каучуки. |
Госхимиздат, |
1949. |
||||
11. |
Б. |
К. |
В у л ь ф . Неметаллические |
авиационные материалы |
(Уч. посо |
||||
бие к лаб. раб.). Изд. |
ВВИА им. проф. |
Н. |
Е. Жуковского, |
1960. |
|
||||
12. |
Справочник |
по авиационным |
материалам, |
т. IV. |
Неметаллические |
материалы под ред. А. Т. Туманова. Оборонгиз, 1558.
13. Справочник по материалам машиностроения, т. IV под ред. А. Б. По- година-Алексева. Машгиз, 1960.