Файл: Вульф Б.К. Авиационные неметаллические материалы (пластмассы и резина).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Существуют и другие методы оценки морозостойкости. Определение н а б у х а е м о с т и резины в различных сре
дах производят по методу взвешивания образцов до и после на бухания. Время пребывания образцов в масле, воде, топливе Т-1, смеси бензина с бензолом и других жидкостях составляет обыч но 24 часа,, а температура выбирается в зависимости от предпо лагаемых условий эксплуатации.
Свойства авиационной резины, изготовленной из различных каучуков, приведены для некоторых марок по техническим усло виям в табл. 9.
V. СТАРЕНИЕ РЕЗИНЫ
Старением называется постепенное изменение свойств ре зины с течением времени. Особенно существенным при этом яв ляется снижение эластичности и повышение твердости. "
Сущностью старения является окисление каучука под дей ствием кислорода воздуха, ускоряющееся под влиянием тепла
исолнечного света.
Врезультате присоединения кислорода по месту двойных
связей молекулы каучука разрываются на части и становятся более короткими; этим можно объяснить потерю эластичности и появление хрупкости и ломкости после старения резины.
Процесс старения, происходящий преимущественно под дей ствием ультрафиолетовых лучей, содержащихся в солнечном свете, называют с в е т о в ы м с т а р е н и е м.
Борьба со старением заключается во введении в резиновую
смесь различных п р о т и в о с т а р и т е л е й , |
а также |
отражате- |
|||||||
|
|
|
|
£ г . |
/ 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
800 |
р Ч ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
500 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
л . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
V Ns r |
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
2 ' |
|
|
|
|
0 |
1 |
2 3 |
Ч |
0 |
|
2 |
j |
4 |
|
Продолжительность |
ЛродолжителЬностЬ |
|
|||||||
ст арения при 100,сутки |
|
||||||||
старения при 100°,сутки |
|||||||||
|
|
Ф |
|
|
|
в) |
|
|
|
Фиг. 32. Изменение |
механических |
свойств резины при старе |
|||||||
нии: а — изменение предела прочности при |
растяжении |
(а,); |
|||||||
б — изменение |
относительного |
удлинения |
в |
момент |
раз |
||||
1— натуральный |
рыва (ег ) . |
|
|
|
каучук; |
||||
каучук; |
2 — бутадиенстирольный |
||||||||
3 — хлоропреновьш |
каучук; 4 — бутилкаучук. |
|
5 * |
67 |
Тип резины |
Марка |
|
Амортизационная |
|
1847 |
Прокладочная |
|
1448 |
Тепло-топливостойкая |
|
181 |
Морозостойкая |
|
В-14 |
Морозостойкая |
14 к-22 |
|
Светоозоностойкая |
ВИАМ-106-Н |
|
Термостойкая |
5 |
р-129 |
Тепло-топливостойкая |
5 |
р-25 |
Губчатая (у = 0,3 г/см2) |
ВРП-1 |
Т а б л и ц а |
9 |
|
|
СВОЙСТВА |
|
|
|
KlfcM,,Онии 2 |
Тип каучука |
Пределпрочно пристирастяже |
|
|
|
|
Натуральный НК |
160 |
|
Бутадиеновый СКБ |
40 |
|
Нитрильный СКН |
90 |
|
Нитрильный СКН |
100 |
|
Стирольный СКС |
ПО |
|
Найрит |
1 0 0 -1 4 0 |
|
Силоксановый СКТ |
25 |
|
Фтор-органический |
6 0 - 1 1 0 |
|
СКФ |
|
|
Силоксановый СКТ |
(Может |
АВИАЦИОННОЙ РЕЗИНЫ
1>s |
|
|
ct |
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
сЯ |
|
«и |
<с |
ё |
|
^ |
Я И я |
|
|
||||||
я |
|
д |
|
О |
N |
л а —1 |
||
Ч (DQ, |
Я Ф |
|||||||
•и |
Я |
|
|
я |
2 |
н <иН |
||
н XЛ |
ч |
ё |
3 |
CN |
||||
Я |
<ц Си |
|
<и |
я |
|
|||
о |
ж |
|
|
Н» |
Я |
си си< л |
||
О |
s |
н |
- |
|
|
|||
|
|
<иоД-^i. |
||||||
я |
ч |
X- |
О |
|
||||
<ГИ о |
< |
|
я И3 Л) |
|||||
О |
|
5 |
я |
|
Н н Н * |
|||
|
600 |
32 |
4,0 — 9,0 |
|||||
|
350 |
35 |
6, 0 — 10,0 |
о |
►, |
с |
|
е |
&& |
т |
е |
ОО ^
^си а^(N.
CUО) <
Я И <
Н нН
3 5 - 5 0
50 — 65
|
|
Изменение веса |
при |
|
НПО |
воздействии среды в |
|||
течение 24 ч. °/0, не более |
||||
В « с * |
|
|
|
|
я |
ь- |
бензин |
|
|
sf « |
я |
|
О я О |
|
s я |
галоша |
масло |
||
л . я |
си |
S 0-0 |
||
S s .c |
(75 в. ч) + |
МС при |
I ССГ |
|
бензол |
||||
Ъ—сия |
(25 в ч) |
130° |
оТю |
|
при 15— 25е |
|
Hh — |
0,80 н е с т о й к и е
0,70
670 |
|
35 |
(Может работать в |
(проницаемость топлива Т-1 |
||||||
|
|
|
контакте с топливом |
составляет ~ 7 г/м2 |
\ |
|||||
|
|
|
Т-1 и маслом МК-8 |
(может |
за 1 |
сутки) |
||||
|
|
|
при 200° до 50 час.) |
работать до — 50°) |
||||||
160 |
|
8 |
12,0 - |
19,0 |
70 — 77 |
0,70 |
+ 35 |
- |
12 |
+ 15 |
100 |
|
10 |
|
|
8 0 - 9 5 |
|
(может работать |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
до |
- 6 5 ° ) |
|
300 - |
420 |
12 — 25 |
9 - 1 6 |
6 5 - 8 0 |
1 5 - 3 0 |
—2 до |
14 |
|||
I 170 |
|
|
|
|
|
|
|
—7 |
|
|
|
4,5 - |
10,5 |
(может длительно |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
работать при 250°; |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
до 15 час. при — 300°) |
|
|
|
||
170 - |
320 |
; — 16 |
1 4 - |
16 |
(может |
|
—0,25 |
не на |
||
|
|
|
|
|
работать |
при |
|
в масле |
буха |
|
|
|
|
|
|
2000 до |
200 |
|
|
36 |
ет |
часов)
,работать при температурах от —50 до + 300°)
6 8 |
69 |
лей солнечных лучей (например, алюминиевой пудры); кроме того, старение можно замедлить, соблюдая правила эксплуата ции4 и хранения резиновых изделий.
В наибольшей степени старению сопротивляется резина на основе бутилкаучука и хлоропренового каучука (фиг. 32).
VI. ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗИНЫ В АВИАСТРОЕНИИ
ГТо техническим условиям установлено 10 групп резины, раз личающихся составами резиновых смесей, типом каучука и свой ствами резин (табл. 10). Каждая группа включает несколько марок резины. В табл. 10 указано общее назначение для резин каждой группы.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 10 |
|
|
|
Классификация авиационных резин |
|||
№ |
Марки резин |
|
|
||
груп |
Тип каучука |
Назначение |
|||
(примеры) |
|||||
пы |
|
|
|||
|
|
|
|
||
1 |
922, 1432, |
2005, |
Бутадиеновый (СКБ) |
Для воздуха и спирто |
|
|
1448 |
|
|
глицериновой смеси |
|
2 |
3827, 3853, |
Натуральный (НК) |
Электроизоляционные |
||
|
1ж, 4ж, 6ж |
|
|
||
3 |
4061, 2542 |
Севанитовый (СКСВ) |
Свето-озоностойкие, |
||
|
ВИАМ-103, 551 |
|
для масла, топлива, бен |
||
|
ВИАМ-Ю6 |
|
зина |
||
4 |
1651, 2671 |
Бутадиеновый (СКБ) |
Для амортизац. детал. |
||
|
14к-10, 14к-22 |
Стирольный (СКС-10) |
Морозостойкие |
||
5 |
3703, 3311 |
Натуральный (HKj |
|
||
|
ВИАМ-2, |
56 |
|
|
|
6 |
1847, 2959, |
2462 |
Натуральный (НК) |
Для амортизационных |
|
|
|
|
|
деталей |
|
7 |
4094, 3491, |
2696 |
Севанитовый (СКСВ) |
Для прокладочных |
|
|
|
|
Бутадиеновый (СКБ) |
деталей |
|
8 |
3687 |
|
Натуральный (НК) |
Теплостойкие |
|
|
5168 |
|
Бутадиеновый (СКБ) |
998-1, В-14 Нитрильный (СКБ) 4410, 4327
10 |
3834, 9831, 3826 |
Нитрильный (СКН) |
Для масла топлива к |
|
4069 |
Севанитовый (СКСВ) |
бензина |
Следует отметить, что данная классификация требует уже в настоящее время расширения, так как не охватывает полно стью все многообразие разработанных марок новых резин. В ней,
7 0
например, не находят отражения эластомеры (губчатые или по ристые), резины на основе фторорганического каучука и ряд других.
Изменились также составы некоторых резин; так, резины,
изготовлявшиеся ранее на севанитовом каучуке (марки ВИАМ-106, 2542 и др.), выпускаются теперь на основе найрита.
Ниже рассматриваются некоторые примеры применения ре зины в авиастроении для наиболее типичных случаев.
1. Пневматики |
|
Пневматики применяются при изготовлении |
колес шасси |
и хвостовых колес самолета. |
|
Пневматик состоит из внутреннего баллона |
(авиакамеры) |
инаружной авиапокрышки.
Кматериалам авиационных пневматиков предъявляются гораздо более высокие требования, чем к автомобильным ши
нам; последние работают на скоростях не более 150—160 км/част тогда как взлетные и посадочные скорости самолета бывают
обычно в 3—4 раза больше. Кроме того, внутреннее давление
инапряжения в авиапневматиках также в несколько раз выше.
Ав и а к а м е р а представляет собой тонкостенную замкну
тую резиновую, трубку, изготовляемую на шприцмашинах или дорновым способом. Последний заключается в прикатывании
листов каландрованной резины на металлическом стержне — дорне, последующей склейке и вулканизации.
Авиакамеру изготовляют из прочной, очень эластичной и мо розостойкой резины, хорошо сопротивляющейся старению.
Обычно для этой цели используют резину на основе нату рального каучука. Такая резина обладает следующими пример ными свойствами:
Предел прочности при разрыве az не менее 170 кг/см2; от
носительное удлинение в момент |
разрыва sz |
не менее 660%; |
|
остаточное удлинение 0г |
не более 20%; коэффициент старения |
||
Кс не менее 0,8; коэффициент морозостойкости |
Кв не менее 0,85- |
||
Эта резина должна |
хорошо |
работать при температурах |
|
от -ф 80 до — 45°. |
(фиг. 33) |
состоит из каркаса 1, бреке- |
|
А в и а п о к р ы ш к а |
ра 3, протектора 4, боковин 8, бортовых частей 6. Для крепле ния покрышек в ее борта заделывают проволочные сердечники 7,
Каркас покрышки состоит из кордовой прорезиненной тка ни, обычно капроновой. Брекер увеличивает прочность соедине
71