Файл: Вульф Б.К. Авиационные неметаллические материалы (пластмассы и резина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют и другие методы оценки морозостойкости. Определение н а б у х а е м о с т и резины в различных сре­

дах производят по методу взвешивания образцов до и после на­ бухания. Время пребывания образцов в масле, воде, топливе Т-1, смеси бензина с бензолом и других жидкостях составляет обыч­ но 24 часа,, а температура выбирается в зависимости от предпо­ лагаемых условий эксплуатации.

Свойства авиационной резины, изготовленной из различных каучуков, приведены для некоторых марок по техническим усло­ виям в табл. 9.

V. СТАРЕНИЕ РЕЗИНЫ

Старением называется постепенное изменение свойств ре­ зины с течением времени. Особенно существенным при этом яв­ ляется снижение эластичности и повышение твердости. "

Сущностью старения является окисление каучука под дей­ ствием кислорода воздуха, ускоряющееся под влиянием тепла

исолнечного света.

Врезультате присоединения кислорода по месту двойных

связей молекулы каучука разрываются на части и становятся более короткими; этим можно объяснить потерю эластичности и появление хрупкости и ломкости после старения резины.

Процесс старения, происходящий преимущественно под дей­ ствием ультрафиолетовых лучей, содержащихся в солнечном свете, называют с в е т о в ы м с т а р е н и е м.

Борьба со старением заключается во введении в резиновую

смесь различных п р о т и в о с т а р и т е л е й ,

а также

отражате-

 

 

 

 

£ г .

/ 0

 

 

 

 

 

 

 

 

800

р Ч ;

 

 

 

 

 

 

 

 

500

4

 

 

 

 

 

 

 

л .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

V Ns r

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

2 '

 

 

 

 

0

1

2 3

Ч

0

 

2

j

4

 

Продолжительность

ЛродолжителЬностЬ

 

ст арения при 100,сутки

 

старения при 100°,сутки

 

 

Ф

 

 

 

в)

 

 

Фиг. 32. Изменение

механических

свойств резины при старе­

нии: а — изменение предела прочности при

растяжении

(а,);

б — изменение

относительного

удлинения

в

момент

раз­

1— натуральный

рыва (ег ) .

 

 

 

каучук;

каучук;

2 — бутадиенстирольный

3 — хлоропреновьш

каучук; 4 — бутилкаучук.

 

5 *

67


Тип резины

Марка

Амортизационная

 

1847

Прокладочная

 

1448

Тепло-топливостойкая

 

181

Морозостойкая

 

В-14

Морозостойкая

14 к-22

Светоозоностойкая

ВИАМ-106-Н

Термостойкая

5

р-129

Тепло-топливостойкая

5

р-25

Губчатая (у = 0,3 г/см2)

ВРП-1

Т а б л и ц а

9

 

СВОЙСТВА

 

­

KlfcM,,Онии 2

Тип каучука

Пределпрочно­ пристирастяже

 

 

Натуральный НК

160

Бутадиеновый СКБ

40

Нитрильный СКН

90

Нитрильный СКН

100

Стирольный СКС

ПО

Найрит

1 0 0 -1 4 0

Силоксановый СКТ

25

Фтор-органический

6 0 - 1 1 0

СКФ

 

 

Силоксановый СКТ

(Может

АВИАЦИОННОЙ РЕЗИНЫ

1>s

 

 

ct

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

О

 

сЯ

 

«и

ё

 

^

Я И я

 

 

я

 

д

 

О

N

л а —1

Ч (DQ,

Я Ф

•и

Я

 

 

я

2

н <иН

н XЛ

ч

ё

3

CN

Я

<ц Си

 

я

 

о

ж

 

 

Н»

Я

си си< л

О

s

н

-

 

 

 

 

<иоД-^i.

я

ч

X-

О

 

<ГИ о

<

 

я И3 Л)

О

 

5

я

 

Н н Н *

 

600

32

4,0 — 9,0

 

350

35

6, 0 10,0

о

►,

с

е

&&

т

е

ОО ^

^си а^(N.

CUО) <

Я И <

Н нН

3 5 - 5 0

50 — 65

 

 

Изменение веса

при

НПО

воздействии среды в

течение 24 ч. °/0, не более

В « с *

 

 

 

я

ь-

бензин

 

 

sf «

я

 

О я О

s я

галоша

масло

л . я

си

S 0-0

S s .c

(75 в. ч) +

МС при

I ССГ

бензол

Ъ—сия

(25 в ч)

130°

оТю

при 15— 25е

 

Hh —

0,80 н е с т о й к и е

0,70

670

 

35

(Может работать в

(проницаемость топлива Т-1

 

 

 

контакте с топливом

составляет ~ 7 г/м2

\

 

 

 

Т-1 и маслом МК-8

(может

за 1

сутки)

 

 

 

при 200° до 50 час.)

работать до — 50°)

160

 

8

12,0 -

19,0

70 — 77

0,70

+ 35

-

12

+ 15

100

 

10

 

 

8 0 - 9 5

 

(может работать

 

 

 

 

 

 

 

 

до

- 6 5 ° )

 

300 -

420

12 — 25

9 - 1 6

6 5 - 8 0

1 5 - 3 0

—2 до

14

I 170

 

 

 

 

 

 

 

—7

 

 

4,5 -

10,5

(может длительно

 

 

 

 

 

 

 

 

работать при 250°;

 

 

 

 

 

 

 

 

до 15 час. при — 300°)

 

 

 

170 -

320

; — 16

1 4 -

16

(может

 

—0,25

не на­

 

 

 

 

 

работать

при

 

в масле

буха­

 

 

 

 

 

2000 до

200

 

 

36

ет

часов)

,работать при температурах от —50 до + 300°)

6 8

69


лей солнечных лучей (например, алюминиевой пудры); кроме того, старение можно замедлить, соблюдая правила эксплуата­ ции4 и хранения резиновых изделий.

В наибольшей степени старению сопротивляется резина на основе бутилкаучука и хлоропренового каучука (фиг. 32).

VI. ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗИНЫ В АВИАСТРОЕНИИ

ГТо техническим условиям установлено 10 групп резины, раз­ личающихся составами резиновых смесей, типом каучука и свой­ ствами резин (табл. 10). Каждая группа включает несколько марок резины. В табл. 10 указано общее назначение для резин каждой группы.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 10

 

 

Классификация авиационных резин

Марки резин

 

 

груп­

Тип каучука

Назначение

(примеры)

пы

 

 

 

 

 

 

1

922, 1432,

2005,

Бутадиеновый (СКБ)

Для воздуха и спирто­

 

1448

 

 

глицериновой смеси

2

3827, 3853,

Натуральный (НК)

Электроизоляционные

 

1ж, 4ж, 6ж

 

 

3

4061, 2542

Севанитовый (СКСВ)

Свето-озоностойкие,

 

ВИАМ-103, 551

 

для масла, топлива, бен­

 

ВИАМ-Ю6

 

зина

4

1651, 2671

Бутадиеновый (СКБ)

Для амортизац. детал.

 

14к-10, 14к-22

Стирольный (СКС-10)

Морозостойкие

5

3703, 3311

Натуральный (HKj

 

 

ВИАМ-2,

56

 

 

6

1847, 2959,

2462

Натуральный (НК)

Для амортизационных

 

 

 

 

деталей

7

4094, 3491,

2696

Севанитовый (СКСВ)

Для прокладочных

 

 

 

Бутадиеновый (СКБ)

деталей

8

3687

 

Натуральный (НК)

Теплостойкие

 

5168

 

Бутадиеновый (СКБ)

998-1, В-14 Нитрильный (СКБ) 4410, 4327

10

3834, 9831, 3826

Нитрильный (СКН)

Для масла топлива к

 

4069

Севанитовый (СКСВ)

бензина

Следует отметить, что данная классификация требует уже в настоящее время расширения, так как не охватывает полно­ стью все многообразие разработанных марок новых резин. В ней,

7 0



например, не находят отражения эластомеры (губчатые или по­ ристые), резины на основе фторорганического каучука и ряд других.

Изменились также составы некоторых резин; так, резины,

изготовлявшиеся ранее на севанитовом каучуке (марки ВИАМ-106, 2542 и др.), выпускаются теперь на основе найрита.

Ниже рассматриваются некоторые примеры применения ре­ зины в авиастроении для наиболее типичных случаев.

1. Пневматики

 

Пневматики применяются при изготовлении

колес шасси

и хвостовых колес самолета.

 

Пневматик состоит из внутреннего баллона

(авиакамеры)

инаружной авиапокрышки.

Кматериалам авиационных пневматиков предъявляются гораздо более высокие требования, чем к автомобильным ши­

нам; последние работают на скоростях не более 150—160 км/част тогда как взлетные и посадочные скорости самолета бывают

обычно в 3—4 раза больше. Кроме того, внутреннее давление

инапряжения в авиапневматиках также в несколько раз выше.

Ав и а к а м е р а представляет собой тонкостенную замкну­

тую резиновую, трубку, изготовляемую на шприцмашинах или дорновым способом. Последний заключается в прикатывании

листов каландрованной резины на металлическом стержне — дорне, последующей склейке и вулканизации.

Авиакамеру изготовляют из прочной, очень эластичной и мо­ розостойкой резины, хорошо сопротивляющейся старению.

Обычно для этой цели используют резину на основе нату­ рального каучука. Такая резина обладает следующими пример­ ными свойствами:

Предел прочности при разрыве az не менее 170 кг/см2; от­

носительное удлинение в момент

разрыва sz

не менее 660%;

остаточное удлинение

не более 20%; коэффициент старения

Кс не менее 0,8; коэффициент морозостойкости

Кв не менее 0,85-

Эта резина должна

хорошо

работать при температурах

от -ф 80 до — 45°.

(фиг. 33)

состоит из каркаса 1, бреке-

А в и а п о к р ы ш к а

ра 3, протектора 4, боковин 8, бортовых частей 6. Для крепле­ ния покрышек в ее борта заделывают проволочные сердечники 7,

Каркас покрышки состоит из кордовой прорезиненной тка­ ни, обычно капроновой. Брекер увеличивает прочность соедине­

71