ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
дело требует значительно больших усилий, чем где-либо в другом
месте.
Однако именно энергетика в Арктике и является ахиллесовой пятой, сдерживающей развитие производительных сил этого ска зочно богатого края.
Постройка мощных электростанций в полярных условиях — дело не только долгое и трудное, но и к тому же весьма дорогое.
Ведь каждый килограмм металла, цемента, топлива, леса и всего необходимого для жизни людей надо привозить сюда за тысячи километров, сначала пароходами по морю, а затем трак торами по тундре.
Итут исключительные возможности открывает использова ние компактных, но мощных сборных атомных электростанций, спроектированных советскими учеными. Экономические подсче ты показали, что в Арктике стоимость одного киловатта электро энергии, полученной с помощью атома, обходится дешевле, чем полученной любым другим способом.
Ивот, на далекой Чукотке, в поселке горняков Билибино, уже монтируется арктический первенец атомной энергетики.
Пройдет еще несколько лет, и огни атомных электростанций осветят самые отдаленные уголки Арктики, где на базе место рождений полезных ископаемых возникнут города и поселки.
Минуло всего только 10 лет, и то, что было фантазией, стало реальностью.
Атомная энергия и Арктика породнилась, и в будущем одна немыслима без другой.
А впереди еще более захватывающие перспективы. Это и ка раваны атомных подводных транспортных судов, которые свяжут порты Атлантического и Тихого океанов по кратчайшему пути через Северный полюс.
Это и «стеклянные города» под одной крышей, в которых
спомощью атомной энергии будет создан искусственный климат
ив которых человек будет пользоваться благами юга.
Немало выгод сулит разработка идеи советских ученых ис пользовать лучи лазера для передачи электроэнергии на тысячи километров почти без потерь. В решении этой замечательной проблемы прежде всего заинтересована Арктика, где строитель ство линий электропередачи обходится в несколько раз дороже, чем в тайге или горах. А впереди вырисовываются еще более грандиозные и заманчивые планы применения атомной энергии. Несколько лет тому назад внимание всего мира привлек фанта стический проект советского инженера Борисова, пррдусматри-
126
вающйй изменение климата Арктики и Прилегающих к ней Тер риторий. И хотя наука пока еще не в состоянии оценить все по ложительные и отрицательные явления, которые могут возник нуть в результате такого вмешательства в природу, сам факт постановки таких проблем перед человечеством весьма примеча телен. Овладев источником атомной энергии, человек получил реальную возможность активного вмешательства в природные процессы планетарного масштаба с целью изменить их в выгод ном для себя направлении. Принципиальная возможность выпол нения таких проектов не вызывает сомнений, и дело сейчас лишь в том, чтобы строго научно обосновать их целесообразность и возможные последствия.
Таково краткое содержание предлагаемой читателю книги чехословацкого журналиста Станислава Бартля. Интерес писате ля к данной теме не случаен. Бартль известен не только в своей стране, но и за ее пределами как автор ряда популярных и инте
ресных книг |
и статей об Антарктике |
и Арктике («Белый мате |
||
рик», 1958 |
г.; |
«Здесь кончается мир», |
1961 г.; «Чехи и словаки |
|
в Арктике», |
1964 |
г.) и множества статей и репортажей, опублико |
||
ванных в газете |
«Млада Фронта». Достоинством данной книги |
является то, что написана она в основном по личным впечатле ниям. Автор принимал участие в двух советских экспедициях в Арктику и Антарктику, в том числе в 1963 г. плавал на атом ном ледоколе «Ленин». Это дало ему возможность близко позна комиться не только с природой полярных областей, условиями жизни и работы советских моряков и исследователей, но и с те ми задачами, которые приходится решать советским людям, ос ваивающим самые суровые районы нашей планеты.
Книга написана увлекательно. Она содержит множество по лезных сведений, тонких наблюдений и интересных обобщений. С большой теплотой автор рассказывает о людях атомохода «Ле нин», об их повседневной жизни и работе, о создателях этого ко рабля. Ряд интересных фактов читатель найдет в описании посе
щения атомохода |
американской правительственной делегацией, |
в составе которой |
находился «атомный адмирал» Рикоувер, дав |
ший высокую оценку советскому атомоходу.
Для читателей безусловный интерес представит описание атомных подводных лодок и полных драматизма плаваний их под паковыми льдами.
Касаясь истории подледных плаваний подводных лодок, ав тор, отдавая должное первым попыткам советских моряков, все же утверждает, что пальма первенства практического плавания
127
Подб Льдом Принадлежим американцам, которые 6 ходе Манёвров своего флота в 1946 г. предприняли пробные плавания подо льда ми Чукотского моря на расстояние нескольких миль.
Но это не так. В 1965 г. появились первые публикации о под вигах отважных советских подводников А. М. Коняева и Ф. Г. Вершинина, которые на лодках Щ-311 и Щ-324 в январе—февра ле 1940 г. совершили подледное плавание в Ботническом заливе на расстояние 60 миль и впервые осуществили всплытие через лед в районе пролива Южный Кваркен. Лодки были награждены орденами Красного Знамени, а командирам присвоено звание Ге роя Советского Союза.
Канд. геогр. наук
Н. А. Волков
Б а р т л ь С т а н и с л а в
АТОМ В АРКТИКЕ
Редактор Л. П. Ж д а н о в а Художник Ю. С. Д е т и н кин Худож. редактор В. А. Е в т и х и е в Технич. редактор М. И. Б р а й н и п а Корректор Р. Л. П е й с а х о в и ч
Сдано в набор 16/Х1 1966 г. Подп. к печати 26/УИ 1967 г. Формат 70ХЮ87заБум. типогр. М« 1. Бум. л. 2. Уел. печ. л. 5,6. Уч.-изд. л. 5,39. Индекс ПЛ-290.
Тираж 53000 экз. Зак. 4990. Цена 28 коп. Гидрометеорологическое издательство. Ленинград, В-53, 2-я линия, д. № 23.
Типография им. Анохина Управления по печати при Совете Министров Карельской АССР
г. Петрозаводск, ул. «Правды», 4