Файл: Бартль С. Атом в Арктике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дело требует значительно больших усилий, чем где-либо в другом

месте.

Однако именно энергетика в Арктике и является ахиллесовой пятой, сдерживающей развитие производительных сил этого ска­ зочно богатого края.

Постройка мощных электростанций в полярных условиях — дело не только долгое и трудное, но и к тому же весьма дорогое.

Ведь каждый килограмм металла, цемента, топлива, леса и всего необходимого для жизни людей надо привозить сюда за тысячи километров, сначала пароходами по морю, а затем трак­ торами по тундре.

Итут исключительные возможности открывает использова­ ние компактных, но мощных сборных атомных электростанций, спроектированных советскими учеными. Экономические подсче­ ты показали, что в Арктике стоимость одного киловатта электро­ энергии, полученной с помощью атома, обходится дешевле, чем полученной любым другим способом.

Ивот, на далекой Чукотке, в поселке горняков Билибино, уже монтируется арктический первенец атомной энергетики.

Пройдет еще несколько лет, и огни атомных электростанций осветят самые отдаленные уголки Арктики, где на базе место­ рождений полезных ископаемых возникнут города и поселки.

Минуло всего только 10 лет, и то, что было фантазией, стало реальностью.

Атомная энергия и Арктика породнилась, и в будущем одна немыслима без другой.

А впереди еще более захватывающие перспективы. Это и ка­ раваны атомных подводных транспортных судов, которые свяжут порты Атлантического и Тихого океанов по кратчайшему пути через Северный полюс.

Это и «стеклянные города» под одной крышей, в которых

спомощью атомной энергии будет создан искусственный климат

ив которых человек будет пользоваться благами юга.

Немало выгод сулит разработка идеи советских ученых ис­ пользовать лучи лазера для передачи электроэнергии на тысячи километров почти без потерь. В решении этой замечательной проблемы прежде всего заинтересована Арктика, где строитель­ ство линий электропередачи обходится в несколько раз дороже, чем в тайге или горах. А впереди вырисовываются еще более грандиозные и заманчивые планы применения атомной энергии. Несколько лет тому назад внимание всего мира привлек фанта­ стический проект советского инженера Борисова, пррдусматри-

126


вающйй изменение климата Арктики и Прилегающих к ней Тер­ риторий. И хотя наука пока еще не в состоянии оценить все по­ ложительные и отрицательные явления, которые могут возник­ нуть в результате такого вмешательства в природу, сам факт постановки таких проблем перед человечеством весьма примеча­ телен. Овладев источником атомной энергии, человек получил реальную возможность активного вмешательства в природные процессы планетарного масштаба с целью изменить их в выгод­ ном для себя направлении. Принципиальная возможность выпол­ нения таких проектов не вызывает сомнений, и дело сейчас лишь в том, чтобы строго научно обосновать их целесообразность и возможные последствия.

Таково краткое содержание предлагаемой читателю книги чехословацкого журналиста Станислава Бартля. Интерес писате­ ля к данной теме не случаен. Бартль известен не только в своей стране, но и за ее пределами как автор ряда популярных и инте­

ресных книг

и статей об Антарктике

и Арктике («Белый мате­

рик», 1958

г.;

«Здесь кончается мир»,

1961 г.; «Чехи и словаки

в Арктике»,

1964

г.) и множества статей и репортажей, опублико­

ванных в газете

«Млада Фронта». Достоинством данной книги

является то, что написана она в основном по личным впечатле­ ниям. Автор принимал участие в двух советских экспедициях в Арктику и Антарктику, в том числе в 1963 г. плавал на атом­ ном ледоколе «Ленин». Это дало ему возможность близко позна­ комиться не только с природой полярных областей, условиями жизни и работы советских моряков и исследователей, но и с те­ ми задачами, которые приходится решать советским людям, ос­ ваивающим самые суровые районы нашей планеты.

Книга написана увлекательно. Она содержит множество по­ лезных сведений, тонких наблюдений и интересных обобщений. С большой теплотой автор рассказывает о людях атомохода «Ле­ нин», об их повседневной жизни и работе, о создателях этого ко­ рабля. Ряд интересных фактов читатель найдет в описании посе­

щения атомохода

американской правительственной делегацией,

в составе которой

находился «атомный адмирал» Рикоувер, дав­

ший высокую оценку советскому атомоходу.

Для читателей безусловный интерес представит описание атомных подводных лодок и полных драматизма плаваний их под паковыми льдами.

Касаясь истории подледных плаваний подводных лодок, ав­ тор, отдавая должное первым попыткам советских моряков, все же утверждает, что пальма первенства практического плавания

127


Подб Льдом Принадлежим американцам, которые 6 ходе Манёвров своего флота в 1946 г. предприняли пробные плавания подо льда­ ми Чукотского моря на расстояние нескольких миль.

Но это не так. В 1965 г. появились первые публикации о под­ вигах отважных советских подводников А. М. Коняева и Ф. Г. Вершинина, которые на лодках Щ-311 и Щ-324 в январе—февра­ ле 1940 г. совершили подледное плавание в Ботническом заливе на расстояние 60 миль и впервые осуществили всплытие через лед в районе пролива Южный Кваркен. Лодки были награждены орденами Красного Знамени, а командирам присвоено звание Ге­ роя Советского Союза.

Канд. геогр. наук

Н. А. Волков

Б а р т л ь С т а н и с л а в

АТОМ В АРКТИКЕ

Редактор Л. П. Ж д а н о в а Художник Ю. С. Д е т и н кин Худож. редактор В. А. Е в т и х и е в Технич. редактор М. И. Б р а й н и п а Корректор Р. Л. П е й с а х о в и ч

Сдано в набор 16/Х1 1966 г. Подп. к печати 26/УИ 1967 г. Формат 70ХЮ87заБум. типогр. М« 1. Бум. л. 2. Уел. печ. л. 5,6. Уч.-изд. л. 5,39. Индекс ПЛ-290.

Тираж 53000 экз. Зак. 4990. Цена 28 коп. Гидрометеорологическое издательство. Ленинград, В-53, 2-я линия, д. № 23.

Типография им. Анохина Управления по печати при Совете Министров Карельской АССР

г. Петрозаводск, ул. «Правды», 4