Файл: Бартль С. Атом в Арктике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мамй, своего рода передвижной опалубкой. Плуги вновь навалили на них снег, который, замерзнув, образовал над туннелями прочные своды.

Самым сложным было доставить, смонтировать и пу­ стить в ход атомную электростанцию. Эту операцию, от­ нюдь не простую и в нормальных условиях, осуществили годом позже, когда база уже функционировала н ее вре­ менно питал энергией дизель-электрический агрегат.

Фирма «Алко» сконструировала для американской ар­ мии «портативную» атомную электростанцию, которая весной 1960 года, разобранная примерно на тридцать ча­ стей, совершила на санях путешествие по леднику. Реак­ тор ее имел обозначение РМ-2А, что расшифровывается так: Portable — передвижной, Medium — средний, 2 — второй образец данного типа, А — обозначение места уста­ новки, в данном случае Арктика1. Мощность электростан­ ции 1500 киловатт; с единовременной загрузкой 20 кило­ граммов урана-235 она могла работать два года.

После нескольких недель напряженного труда РМ-2А был смонтирован в подготовленном для него подо льдом помещении. В реактор были опущены урановые стерж­ ни — операция почти хирургическая, и 2 октября 1960 го­ да в 6.52 утра в его активной зоне началась реакция рас­ щепления. Поселок подо льдом стала обогревать, осве­ щать и снабжать током, приводящим в движение маши­ ны, энергия атомных ядер.

Кэмп Сенчури, Лагерь Столетия, как его гордо окре­ стили, открыл еще одну страницу истории покорения Арктики.

1 Реактор PM-ЗА был в 1962 году установлен на скальном фундаменте американской станции Мак-Мёрдо (остров Росса в Ан­ тарктике). Значение его еще больше: ведь жидкое топливо при доставке из Новой Зеландии становится здесь дороже в 12—15 раз.

107

Два года его окружала тайна. В печать проникалй лишь скудные и самые общие сведения о том, что проис­ ходит в глубине гренландского ледника.

Только в 1962—1963 годах лагерь был частично рас­ секречен, и о нем появились подробные статьи и очерки.

Вот что рассказал репортер шведской газеты «Дагенс Нюхетер», прилетевший в Кэмп Сенчури из Туле: «Нас встретили закутанные в меха фигуры и повели к засне­ женному устью туннеля — главному входу в атомный го­ родок. Ослепительный дневной свет заменили электриче­ ские лампочки, в лучах которых блестели и сверкали го­ лубоватые ледяные степы. Клубы морозного пара валили из туннеля, полного разных труб и кабелей. Мы спусти­ лись на глубину 20 метров от поверхности ледника и очу­ тились в жилом поселке с десятками улиц. Здесь живут двести мужчин — научные работники, техники, солдаты...

Днем и ночью несут службу метеорологи. Кроме того, систематически ведутся измерения магнитного поля Зем­ ли, наблюдения за солнечными пятнами, сейсмические записи, испытываются в арктических условиях различные виды материалов и оборудования».

Во время пуска атомного реактора в Кэмп Сенчури присутствовал известный американский полярник, адми­ рал (в ту пору уже в отставке) Джордж Дж. Дюфек. Позднее он восторженно писал: «Реактор в Кэмп Сенчу­ ри не только экономит человеческие усилия и деньги. Он дает людям больше времени и возможностей для научных исследований... Это смелое предприятие и поразительное, героическое достижение техники».

Да, если бы назначение Кэмп Сенчури исчерпывалось перечисленным, его можно было считать образцом челове­ ческой изобретательности и умения. Но корреспондент шведской газеты «Дагенс Нюхетер» говорит о совсем иных и отнюдь не второстепенных целях этого эксперимента.

108


«Эксперимент,— пишет шведский репортер,— Прово* дится, во-первых, для того, чтобы иметь основание ут­ верждать, что цивилизацию можно запрятать под лед

ичто обыкновенные люди способны жить в необычных

итрудных условиях, которые создает здесь крайне него­ степриимная природа.

Во-вторых, Кэмп Сенчури — надежное укрытие от атомного взрыва. Толстый ледяной потолок, по всей ви­ димости, сумеет защитить от радиоактивных осадков все, что под ним находится, и превратит этот туннельный го­ родок в лучшее убежище на свете».

Неясно, что думает на этот счет сам репортер. Но факт остается фактом: ряд влиятельных людей на Западе и особенно в Соединенных Штатах придерживаются мне­ ния, что и мировую термоядерную войну можно вполне сносно пережить, если в вашем распоржении есть доста­ точно надежное убежище. Но служит ли Кэмп Сенчури в самом деле подтверждением подобных взглядов?

Присмотримся внимательнее к жизни человека в этом «лучшем убежище на свете». Персонал станции целиком состоит из мужчин. В лагере подо льдом они находятся 4—6 месяцев; Работы там всегда хватает, и они напря­ женно трудятся зачастую по двенадцать часов в сутки, иногда даже в воскресные дни. Если хочешь сохранить не только физическое, но и душевное здоровье в этой замкнутой среде, нужно быть постоянно занятым какимлибо общественно необходимым, целеустремленным тру­ дом. Кроме того, у них есть различные возможности раз­ влечься и рассеяться. К их услугам библиотека, кино, всевозможные игры. Живут они в относительно комфор­ табельных условиях. И все же обитатели лагеря больше, чем обычно, пьют и курят, чаще ссорятся. Короче, дей­ ствуют друг другу на нервы. Их малый атомный мир, от­ резанный полярной пустыней от большого мира, способен

109


просуществовать в течение ряда лет. Но те, кто бго наСбляет, не могут долго жить в таких условиях.

Один молодой солдат из гарнизона Кэмп Сенчури зая­ вил репортеру: «В свободные часы у час на выбор три воз­ можности: пойти в кино, лечь в постель или отправиться в солдатский бар. Прогулка на свежем воздухе почти немыслима. Без крайней необходимости никто наружу не выходит. И всех нас объединяет одно — тоска по дому».

Каково было бы этим людям, если бы однажды они узнали, что почти весь мир превратился в такую же мерт­ вую пустыню, как гренландский ледник? И более того — в пустыню радиоактивную. Много ли было бы им проку от «лучшего убежища на свете»? Захотелось бы им вооб­ ще жить, точнее, прозябать в их ледяном пристанище?

Впрочем, так или иначе Кэмп Сенчури осужден на ги­ бель. Ледник — не скала. Он медленно, но неуклонно дви­ жется и изменяется. Каждый год лагерь «опускается» на несколько метров. Сверху на него ложатся все новые и новые слои снега, давление возрастает. Постепенно могут образоваться трещины, и не исключено, что в конце кон­ цов своды обрушатся.

За три гада своего существования лагерь вместе с лед­ ником продвинулся на 15 метров к западу. Со временем он неотвратимо будет раздавлен льдами, погребен в ты­ сячеметровых наслоениях ледника, и спустя много столе­ тий его, возможно, выбросит как щепку где-нибудь на побережье.

Полярную станцию в леднике назвали Лагерем Столе­ тия. Будем надеяться, что наше атомное столетие ожида­ ет лучшая судьба.

Итак, у бесспорно значительного и достойного внима­ ния эксперимента есть свои слабые стороны. Но экспери­ мент этот не единственный и не последний. Атомная энер­ гия, вне всяких сомнений, еощ докажет, что с ней связаны

110

поразительные /возможности коренного улучшения ус­ ловий жизни, в том числе на материках и островах Арк­ тики.

На горизонте — города с искусственным климатом

Создание небольших, сравнительно легко перемещае­ мых атомных электростанций для удовлетворения потреб­ ностей отдельных научных станций и поселков — это уже тот этап истории Заполярья, современниками которого мы являемся.

Ачто дальше?

Впоисках ответа мы вновь сталкиваемся с именем

профессора Покровского. В том же журнале «Знание — сила», на этот раз в декабре 1963 года, он пишет: «В даль­ нейшем, однако, должны появиться н более мощные уста­ новки, передающие энергию па значительные расстоя­ ния».

В связи с совершенствованием атомных электростан­ ций и прогрессом в производстве пластмасс создается поч­ ва для рождения величественных планов.

В ленинградском филиале Академии строительства

и архитектуры СССР и в других

институтах подробно

разрабатываются проекты, которые еще недавно показа­

лись бы фантастическими. Речь

идет о так называемых

городах с искусственным климатом.

Каждый из них будет состоять из нескольких 13—16- этажных домов башенного типа — цилиндрических или обычных. Их поставят на стальные или бетонные столбы, глубоко врытые в вечную мерзлоту. Пространство между зданиями, образующее площадь или главную улицу, бу­ дет закрыто сверху прозрачным пластмассовым куполом. Благодаря искусственному климату, поддерживаемому

111


под закрытым сводом, здесь смогут расти кусты, трава, цветы. Люди будут ходить налегке даже в трескучие мо­ розы самой глубокой полярной ночи. Разумеется, в этих городах предусматривается строительство магазинов, кинотеатров, ресторанов, больниц, которые обеспечат на­ селению все удобства. Дома, окрашенные в теплые то­ на — оранжевый, желтый, красный, будут приятно конт­ растировать с окружающей средой.

Так в полярных областях СССР будут выглядеть города с искусственным климатом.

Арктика до сих пор относится к наименее населенным областям нашей планеты. Правда, немало молодых людей готовы на время поехать туда. Их привлекает романтика труда первооткрывателей или высокие ставки («длинный рубль», как говорят в Советском Союзе). Но значитель­ ная часть их после нескольких месяцев или лет работы в Заполярье возвращается в более теплые края. Они хо­ тят обзавестись семьей и пользоваться всеми благами культуры двадцатого века. В суровой Арктике это воз­ можно пока лишь в крупных городах, вроде Норильска.

Ш

В городах с искусственным климатом — независимо от того, будут ли они построены на Таймыре или на Север­

ной Земле — люди найдут

такие же условия жизни, как

в теплых цветущих краях,

а в некоторых отношениях

и лучшие. Чистый воздух, тишина... К тому же они смо­ гут постоянно любоваться волшебным светом полярного солнца и северного сияния, поразительным, незабывае­ мым волшебством арктической природы, которая властно притягивает к себе столько людей.

Каждый из этих «оранжерейных» городов с населени­ ем в 5—12 тысяч человек может иметь собственную не­ большую атомную электростанцию. Но для более отда­ ленного будущего найдено еще лучшее техническое реше­ ние, автором которого опять-таки является профессор Г. И. Покровский.

Лучи жизни

В ключевых пунктах Арктики — может быть, даже со­ вершенно в стороне от заселенных мест — профессор По­ кровский предлагает строить большие атомные электро­ станции. Высоковольтные линии передач подведут ток к окрестным городам, поселкам, шахтам, заводам, науч­ но-исследовательским полярным станциям, портам и т. д. После периода малых, «портативных» атомных электро­ станций это могло бы стать новой эпохой освоения Се­ вера.

Дело в том, что атомные электростанции с большими реакторами работают экономичнее и дают более дешевый ток, чем малые. Не приходится уже говорить о термоядер­ ных электростанциях будущего, где из атомных ядер, так же как на Солнце, будет высвобождаться колоссальное количество энергии.

8 С- Бартдь

И З


Такие электростанции, которые не уступят по разме­ рам крупному промышленному комбинату, не построишь у каждого населенного пункта.

Но вот в чем загвоздка: как распределять электриче­ ский ток в Арктике?

Уже только установка опор для линий высоковольт­ ных передач в тундре, зимой замерзающей как камень, а летом превращающейся в болото,— работа необыкно­ венно затяжная и тяжелая. А каков ее результат? Первая же арктическая зима с морозом и пургой наверняка по­ кроет провода толстой ледяной коркой, порвет их и вы­ зовет массу иных трудноустранимых неполадок. И как раз в то самое время, когда ток более всего нужен! На ледниках подобные линии вообще нельзя построить. Кате же в таком случае поступить?

«Для энергии здесь нужен канал, висящий в прост­ ранстве без опор и преодолевающий туманы, облака, бу­ ри,— пишет профессор Покровский.— Таким каналом может оказаться сверхмощный поток лучистой энергии, испускаемый квантовым генератором».

Квантовые генераторы света —лазеры — сенсация по­ следних лет. Они обладают способностью посылать в про­ странство концентрированные лучи, похожие на яркие, все пронизывающие иглы. С их помощью ученые уже «прощупали» Луну. Часто о них пишут, как о лучах смерти, которые смогут прожигать самую прочную броню, уничтожать самолеты и ракеты и т. д. Но они могут слу­ жить и вполне мирным целям. Им-то они и должны слу­ жить прежде всего!

Одну из таких возможностей наметил советский уче­ ный Н. Г. Басов. По его мнению, луч, испускаемый лазе­ ром, способен играть роль проводника, переносящего энергию больших атомных электростанций на огромные расстояния, причем почти без потерь.

Ш

«Достаточно было бы,— предлагает профессор Покрогёский,— построить в Арктике несколько башен с особыми зеркалами и передающим устройством. Здесь луч улав­ ливался бы, энергия распределялась бы и посылалась в нужном направлении, как это делается в телевизионной ретрансляционной сети. Такой «линии передач» почти не нужны опоры, и ее легко провести через горы, тундру, ледники и морские проливы».

Расчеты и опыт работы с квантовыми генераторами показывают, что их лучи беспрепятственно проходят че­ рез облака, туман и дым. Профессор Покровский даже предполагает, что благодаря световому давлению по такой линии можно будет передавать и потоки различных газо­ образных веществ, например светящегося газа или кис­

лорода.

Лучи смерти превратились бы таким образом в лучи жизни, которые смогли бы проникнуть в самые глухие уголки Арктики, где до сих пор встретишь только белых медведей и где мороз твердо держит в своей костлявой ру­ ке бразды правления.