Файл: Бартль С. Атом в Арктике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С .Б А Р Т Л Ь

С.БАРТЛЬ

ГИДР0МЕТЕ0ИЗДАТ

ЛЕНИНГРАД

УДК (026): 621. 039(268)

STANISLAV BARTL

ATÖMOVÄ

A RK TID A

Mladä letä Bratislava 1965

Перевод с чешского О. МАЛЕВИЧА

Чешский журналист Станислав Вартль в своей новой книге популярно и увлека­ тельно рассказывает об использовании энер­ гии атома в освоении и преобразовании Арк­ тики. Читатель не только узнает об устрой­ стве атомохода, но и увидит корабль и его экипаж в повседневной работе. Бартль по­ вествует о полярных плаваниях американ­ ских и советских атомных подводных лодок, пишет о возможностях транспортного и про­ мыслового использования атомного подвод­ ного флота в Арктике. Один из разделов книги посвящен советским и американским атомным станциям в Арктике и описанию проектов «стеклянных» городов.

Книга хорошо иллюстрирована и несом­ ненно заинтересует широкий круг читателей.

2- 8-1

1-1967

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

Белый вызов ......................................................................................

4

I. ПО ВЕЛИКОМУ СЕВЕРНОМУ П У Т И ...................................

7

Встреча в Карском море. Над картой капитана Соколова. Большое «Л». Мыс Челюскин. Шестнадцать метров под ки­ лем. Холодный котел. Водолазы подо льдом. Караваны Арк­ тики. Фонфары и слухи. Судно, которое не вправе под­ вести. Визит к атомному Голему. 1,62 бэрада. Люди этого корабля. Атомы против нефти. Атомоход — а что дальше?

II. ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ НАПРАВЛЯЮТСЯ К ПОЛЮСУ . 61

0-12 возвращается. 90 миль — это слишком мало. «Наути­ лус»: 90° северной широты. Как не заблудиться? Тайный приказ. Подводная лодка среди льдов. Всплытие на Север­ ном полюсе. Подстерегающий перископ. Названные и нена­ званные. Проект профессора Покровского. Подводные лодки завтрашнего дня,

III. ПОСЕЛЕНИЯ НА КРАЮ С В Е Т А ........................................

103

Большой злой лед. Кэмп Сенчури — таинственное поселение

в толще ледника. На горизонте — города

с искусственным

климатом. Лучи жизни.

 

IV. ПРОЕКТЫ НА ПОСЛЕЗАВТРА.............................................

116

Утопия или реальная возможность? Профессор Уайт хочет

согреть Жанетту. Переполох вокруг проекта Борисова.

Атом и Арктика (Н. А. В олков)......................................................

125

3


БЕЛЫЙ ВЫЗОВ

А р к т и к а

это 13 миллионов квадратных ки­ лометров Северного Ледовитого оке­ ана и значительная часть Советско­ го Союза, Канады, Соединенных Штатов, вся Гренландия, принадле­ жащая датчанам, а также обширные области Норвегии, Финляндии и Швеции;

это несколько миллионов кубиче­ ских километров льда на море и на суше, снежные метели и трескучие морозы, ночь и день, длящиеся по полгода, болотистая или отвердев­ шая как камень тундра, но в то же время...

это огромная замерзшая сокро­ вищница почти нетронутых запасов угля, нефти, металлов и другого сырья;

это гигантский белый перекре­ сток кратчайших воздушных и мор­ ских путей, соединяющих земные материки;

это почти безлюдное пространст­ во в центре перенаселенного север­

ного

полушария,

где живет около

90%

населения всей планеты;

это волнующий

вызов отважным

и сильным.

 

4

Человек издавна отличался отва­ гой. Едва ли кто из наших современ­ ников более отважен, чем первоот­ крыватели Арктики, которые в ми­ нувшие века отправлялись навстре­ чу белой неизвестности на собачьих упряжках или под парусами, наду­ тыми ветром. От склонности к риску только один шаг до безрассудства

игибели. Но если вы хотите достичь

вАрктике (впрочем, как и везде) чего-то большего, чем ваши предше­ ственники, вам, помимо отваги, на­

до обладать превосходством в силе. И речь идет не только о силе мускуслов. Целых два десятилетия пытался Пири достичь Северного полюса на собаках, прежде чем это ему уда­ лось в 1909 году; норвежская экспе­ диция, направившаяся в 1964 году по его стопам, потерпела неудачу. Между тем сейчас самолету для это­ го потребовалось бы всего несколько часов.

Могучая полярная природа все еще враждебна человеку. Какие но­ вые силы он может использовать в борьбе с нею? Очевидно, небывалые, порой прямо фантастические пер­ спективы в освоении Заполярья открывает прежде всего атомная энер-. гия. Первый атомный ледокол, пер­ вые атомные подводные лодки, пер­ вые разборные и передвижные атом-

5


ные электростанции все это вехи новой эры в истории Крайнего Севе­ ра. Не приходится сомневаться, что следующие и еще более значитель­ ные достижения не заставят себя ждать.

Щелканье кнута над собачьей уп­ ряжкой, нарушающее великое белое безмолвие, одинокая избушка охот­ ников на пушного зверя, деревянный баркас, затерянный среди льдов, ма­ ленькая станция с керосиновой лам­ пой где-нибудь на краю света все это далеко не отошло в прошлое. Но

Арктика

сегодня это

и атомные

реакторы.

Безграничная

внутренняя

энергия материи пока

лишь в от­

дельных местах, но уже противосто­ ит льдам, пурге, морозным просто­ рам Севера.

Именно об этой атомной Арктике я и хотел бы рассказать, основыва­ ясь на том, что я видел собственны­ ми глазами и что воспринял глаза­ ми других.

Ч А С Т Ь I

5 декабря 1957 года был спущен на воду первый атомный ледо­ кол...

Из газет.

ПО ВЕЛИКОМУ СЕВЕРНОМУ ПУТИ

1.

Встреча в Карском море

В один из майских дней 1963 года с сильно бьющимся сердцем я распечатывал в редакции газеты «Млада фрон­ та»1 долгожданный конверт из министерства просвеще­ ния и культуры. В нем была копия письма Государствен­

1 «Млада

фронта» («Молодой

фронт»)— пражская газета,

центральный

орган Чехословацкого

союза молодежи. (Прим, пе-

рев.).

 

 

7

ного Комитета СССР по культурным связям с заграни­

цей. Текст его гласил:

«Министерство морского

флота

предоставит тов. Бартлю возможность

принять

уча­

стие в арктическом плавании на ледоколе

«Ленин»...»

По первоначальному

плану дальнейшее

выглядело

чрезвычайно просто. В

Мурманске я должен

был

под­

няться на борт «Ленина» и отправиться в плавание по Северному морскому пути на восток, а затем на том же или каком-нибудь ином корабле, а может быть и на са­ молете, вернуться назад. Но «Ленин» впервые за три го­ да плавания запасался новой порцией уранового топлива и задерживался в Мурманске. В Арктику он должен был отплыть лишь через две-три недели, вслед за первыми ле­ доколами, которые в тот год открывали навигацию по Се­ верному морскому пути. Вот почему в Министерстве Морского флота в Москве мне предложили сесть вначале на ледокол «Ленинград» — он отплывает первым, а потом уже где-нибудь в море перебраться на атомоход.

И действительно, после трехнедельного плавания мы встретили «Ленина» посреди Карского моря. Он вырос, могучий, черножелтый, на хмуром мглистом горизонте. «Ленин» вел через тяжелые льды от мыса Желания к пор­ ту Диксон четыре грузовых парохода, а «Ленинград» с тремя судами плыл в это время в обратном направле­

ния. Остановить все эти суда только ради

того, чтобы

я мог перейти с одного корабля на другой,

показалось

мне явно чрезмерным требованием. «Да и к чему спе­ шить,— успокаивали меня члены экипажа «Ленингра­ да»,— Разве вам у нас плохо? Представится еще возмож­ ность пересесть. И более удобная».

Только возможность эта все как-то не представлялась. Ледоколы находились на большом расстоянии друг от друга. В конце концов получалась веселая игра в пятнаш­ ки. Пришлось обратиться за советом к капитану Майна-

8


гашеву, начальнику штаба морских операций на Диксоне. И тот придумал, как все устроить.

Настал день, когда я с тяжелым сердцем распрощался с друзьями из команды «Ленинграда» и перешел на вспо­ могательный ледокол «Капитан Воронин», взявший курс на Диксон. Оттуда через Карское море мы отправи­ лись назад, к мысу Желания на северной оконечности Новой Земли, и там я пересел на грузовое судно «Цимлянскгэс». На нем — снова к порту Диксон, а затем — на северо-восток, к островам Норденшельда. Только там мне удалось догнать атомоход «Ленин»,

Над картой капитана Соколова

Оба корабля стояли среди неподвижного морского льда — припая, который еще в августе почти сплошь покрывал море между островами Норденшельда и вокруг них. Под снисходительными взглядами моряков я пере­ брался по веревочной лесенке с высокого носа «Цимлянскгэса» на корму атомного ледокола «Ленин». Вслед за мной спустили мой багаж.

Наконец-то настала минута, о которой я так долго мечтал! Всеми пятью органами чувств впитываю первые впечатления. Морской офицер ведет меня по стальным листам палубы и мягко освещенным коридорам в каюту номер 27. Снаружи корабль выглядит могучим широко­ плечим великаном; внутри — это первоклассный, хотя и не сверхмодный отель: сверкающая чистота, тепло и...

тишина. Нет характерного шума дизелей, преследовавше­ го меня до сих пор на всех судах, нет и трубы, в которую обычно выходят выхлопные газы. Сюда, наверх, на шлюпочную палубу, доносится лишь приглушенное жуж­ жание турбин, динамо-машин и электромоторов. Тихий

9


корабль. Но когда он приходит в движение, сразу чув­ ствуешь, сколько силы таилось в этой тишине. Потряса­ ющий запас ускорения! Мощная таранная способность, перед которой, кажется, ничто не устоит.

«Цимлянскгэс», груженный более чем четырьмя тыся­ чами тонн продуктов, транспортных средств и различных механизмов для Хатанги, осторожно следует за нами.

В капитанской каюте, где стоят кресла в белых чех­ лах, меня приветствует Борис Макарович Соколов — ста­ рый знакомый по Антарктике. Тогда, пять лет назад, оп был дублером старпома на экспедиционном судне «Обь». Итак, нет нужды знакомиться и прощупывать друг друга.

Борис Макарович стал капитаном атомного ледокола, когда ему минуло всего тридцать три года, и он вообще был самым молодым капитаном в Советской Арктике. Карьеру морского офицера-полярника поначалу определи­ ла вышедшая из берегов река: она преградила ему путь

вЛенинград и заставила опоздать на приемные экзамены

вкораблестроительный институт, куда он подал заявле­ ние. Но в Высшем инженерном морском училище прием

еще не был закончен. Соколов быстро принял решение — н не просчитался. В 1950 году в кармане у него был дип­ лом вахтенного офицера. Когда позднее он служил треть­ им штурманом на ледоколе «Илья Муромец», на него обратил внимание один из представителей старой гвардии арктических капитанов — Павел Пономарев. После уча­ стия Соколова в арктической экспедиции, во время кото­ рой ему довелось быть свидетелем драматических собы­ тий, и самостоятельного плавания на «Оби» в Арктику Пономарев взял его своим дублером на первый атомный ледокол. А в 1961 году, когда Пономарев ушел на пен­ сию, Соколов принял от него высокую должность капи­ тана.

10

«Ленин» в море Лаптевых.

Сейчас ему тридцать шесть. Он влюблен В свой ко­ рабль, как в женщину. И убежден, что для его атомохо­ да но существует невозможного...

Борис Макарович разворачивает на столе карту Арк­ тики, над которой так хорошо мечтать и строить великие планы.

Каждый год флагман советского арктического флота прокладывает первому грузовому судну путь на восток через пролив Вилькицкого, вокруг самого северного вы­ ступа Азиатского материка — мыса Челюскин — и далее по морю Лаптевых, где лежит наиболее мощный из ледо­ вых массивов Северного морского пути. А потом то нее самое еще несколько раз с другими судами.

В этом году здесь много льда. Обстановка тяжелая. «Но когда-нибудь,— мечтает вслух Соколов,— если вы­

дастся сезон полегче и мы не будем так нужны здесь...

Понимаете, этот корабль первый способен пробиться сквозь льды к Северному полюсу, через весь Ледовитый океан. Мы возьмем с собой ученых в места, где не плава­ ло еще ни одно судно...»

Пока самым значительным плаванием «Ленина» была высадка дрейфующей станции «Северный полюс-10» в Восточно-Сибирском море. Это был успешный дебют Соколова в роли капитана «Ленина».

Дело было так. В 1961 году с дрейфующей льдины пришлось срочно эвакуировать станцию СП-8. Однако, со­ гласно плану научных исследований, в Северном Ледови­ том океане должны были одновременно находиться две станции. Воздушным путем доставить замену СП-8 в тот год было уже нельзя, и эта задача выпала на долю «Лени­ на». Осенью, в ту нору когда все корабли спешат выбрать­ ся из Арктики, чтобы не застрять во льдах, «Ленин» вы­ плыл навстречу полярной ночи и пробился через много­ летний лед в район к северу от острова Врангеля. Там он

12