Файл: Бартль С. Атом в Арктике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бросил якорь у дрейфующего ледяного поля размером 25 квадратных километров. В пургу команда выгрузила несколько разборных домиков, сотни бочек с горючим и го­

ры ящиков с научными приборами и годовым

запасом про­

довольствия для пятнадцати человек.

Всего — более

400 тонн. Уже в сильные ноябрьские морозы «Ленин» пу­ стился в обратный путь, во время которого обогнул с се­ вера Новосибирские острова и достиг 81-й параллели. Единственное судно в бескрайних просторах арктических морей... За месяц атомный ледокол прошел через трудно­ проходимые льды 4868 морских миль1. Во время этого плавания была не только доставлена к месту назначения СП-10, но еще и установлены в самых отдаленных местах 15 ДАРМС2.

Это был богатырский подвиг, который наглядно показывал, что «Ленин» — корабль, открывающий новую эру в полярном плавании.

Большое «Л»

В то памятное плавание старшим помощником на ледоколе был Владимир Кочетков, занимающий эту долж­ ность и сейчас. Ему я нанес второй официальный визит. Он угостил меня своей любимой сушеной рыбой, твердой как подошва и возбуждающей желание запить ее чем-ни­ будь порядочным. Этим «чем-нибудь» оказалось холодное двенадцатиградусное пльзенское пиво, солидный запас которого Владимир Константинович возит с собой в холо­ дильнике.

1 Морская миля — 1852

метра.

2 ДАРМС — дрейфующая

автоматическая радиометеорологиче­

ская станция.

 

13

Кочетков принадлежит к числу «старожилов» «Лени­ на». Он здесь с самого спуска на воду, а до этого служил на «Ермаке». Можно сказать, из доисторического периода

развития полярного ледокольного

флота

попал

прямо

в атомную эру. Кочетков любовно

 

вспоминает

старого

«Ермака»:

«Хорошая была посудина,

но сами понимаете,

«Ленин»...»

 

 

 

 

Разумеется, я заранее кое-что прочел об атомном ле­

доколе п теперь с видом посвященного

присматриваюсь

к схемам

судна и отдельных его

механизмов,

которые

Владимир

Константинович во время

нашего разговора

начинает чертить на листе бумаги. Потом он переворачи­ вает лист и продолжает рисовать на обороте. Тут уж я (как тот знаменитый мудрец) понимаю, что, собственно, ничего не понимаю.

— Ничего,— смеется он,— неделя, другая — и все станет на свое место.

Пока могу констатировать по крайней мере, что каюта у меня непозволительно просторная и великолепная, а по­ стель — непозволительно мягкая. Проснувшись утром, я почувствовал себя как ребенок, которого в коляске на хороших рессорах везут по неровной дорожке.

Я только собирался придать своему лицу выражение, соответствующее этой обстановке, и растерянно посмот­ рел на розетку, в которую не входит вилка моей электри­ ческой бритвы, как открылась дверь и на пороге появил­ ся... Иржи Ганзелка. На нем форма морского офицера, и он протягивает мне соединительный шнур, с помощью которого можно побриться. Так я познакомился с Игорем Домахиным, главным судовым инженером-электромеха- ником, блондином, как две капли воды похожим на из­ вестного путешественника. Позднее я провел не одну при­ ятную минуту, слушая его рассказы и рассматривая фо­ тографии, сделанные им в Арктике и во время послед-

14


Немножко поэзии у штурвала атомного ледокола.

него отпуска, когда он с женой путешествовал в мотор­ ной лодке по Северной Двине.

Мое знакомство с экипажем судна продолжалось за завтраком в кают-компании, также нерасчетливо простор­ ной и великолепной. На стене — большая мозапка, запе­ чатлевшая отдельные моменты плавания по Северному морскому пути. Обслуживают нас элегантные, миловид­ ные официантки, за которых не было бы стыдно дирек­ тору самого первоклассного московского ресторана. За столом мужчины в безукоризненно сидящей форме (мне без галстука даже как-то неловко). Это судовые офице­ ры, специалисты из конструкторского бюро, изучающие работу отдельных узлов и механизмов, радисты, врачи, «космонавты» (так прозвали здесь членов экипажа верто­ лета). Пища в соответствующем количестве, качестве и виде. И всюду эмблема, напоминающая вам, где вы находитесь: большое «Л», а вокруг него, как вокруг атомного ядра, пересекающиеся окружности электро­ нов.

Но Арктика — та, что снаружи, суровая и жестокая,— проникает и в этот искусственно созданный человеком уголок цивилизации. Ее чувствуешь в резких ударах носовой части корабля о лед — от них все на столе под­ скакивает; ее видишь в белом отблеске, который пропу­ скают сюда иллюминаторы. И о ней добросовестно ин­ формирует судовое радио. В эту минуту оно как раз сообщает:

«Мы находимся на 76-м градусе 35-й минуте северной широты и 98-м градусе 29-й минуте восточной долготы, в проливе Матисена. Пройдено 46 миль припая. Темпе­ ратура 1,5°. «Цимлянскгэс» следует за нами — двадцать седьмое судно, которое «Ленин» проводит за эту навига­ цию».

;10 " '

'

Атомы против льдов.

2 С. Бартль

I

, ГОС. ПУБЛИЧНАЯ

I - ¿ ТЕХНИЧЕСКАЯ

!_______¡ С . Л ! - .“ КА СССР

Среди труднопроходимых льдов моря Лаптевых (вид с борта ледокола).

Мыс Челюскин

На другой день «Ленин», выдерживая постоянный темп — два узла1, продолжал путь сквозь льды северовосточнее островов Норденшельда. Дублер Соколова, ка­ питан Евгений Вавилов, пригласил меня в штурвальную рубку. Просторный застекленный «балкон» — добрых 27 метров. Из окон открывается интересный вид на огромное «абстрактное полотно»: голубые лужи талого снега соз­ дали на белом припае узоры разнообразных и все же единых по стилю очертаний.

Разведывательный ИЛ, пророкотавший над самым судном, сбросил карту, из которой явствует, что с этим неподвижным полутораметровым льдом нам придется иметь дело еще на протяжении 100 километров,— вплоть до выхода из пролива Вилькицкого.

В утешение нам какая-то чувствительная душа на борту самолета прикрепила к карте несколько зеленых веточек. Рулевой прилаживает их к компасу — ведь немного поэзии не помешает даже у штурвала атомного ледокола.

С правого борта вдали начинают вырисовываться синие с белыми полосами снега берега полуострова Тай­ мыр. Три низкие черные дуги, выступившие из тумана слева,— это острова Гейберга.

Каждую минуту в кормовую рубку кто-нибудь загля­ дывает и задает один и тот же вопрос: «Сколько еще?» Имеется в виду — сколько миль до мыса Челюскин.

Радисты установили связь с полярной станцией на мы­ се. Для зимовщиков появление первых за восемь меся­ цев судов — событие. Они хотят приветствовать нас, ког­ да мы будем проплывать мимо. А пробиваться сквозь льды по-прежнему трудно, да еще и погода портится.

1 Узел — одна морская миля в час.

19



Вечер.

Ртутный столбик термометра упал ниже нуля. В сна­ стях свистит ветер. Бледное, мглистое, словно стынущее солнце то и дело прячется за стремительно мчащиеся клочья тумана. От всего этого веет пасмурностью старин­ ных гравюр.

В полночь 7 августа на 77°50' северной широты мы до­ стигаем наконец долгожданного меридиана — мыса Че­ люскин. До побережья мили две, но туман совершенно его скрывает. И только на экране радара мы можем по­ любоваться очертаниями северной оконечности «старого света», ставшего новым.

Мыс Челюскин... Здесь, у северных берегов Таймыра, не одна экспедиция преждевременно закончила свой путь. Если верить документальным данным, мыс был открыт в 1742 году штурманом Семеном Челюскиным, участни­ ком Великой Северной экспедиции, дошедшим сюда по суше. С моря этих мест впервые достигла экспедиция Норденшельда на кораблях «Вега» и «Лена», что было отмечено торжественными пушечными залпами и пиром.

Впрочем, в предыстории двух этих событий много неясного и загадочного. В 1940 году на побережье за мы­ сом Челюскин советская экспедиция обнаружила челове­ ческие кости, а вокруг — остатки имущества русских мо­ реплавателей, которые нашли здесь свой последний при­ ют: медный котелок, топоры, кольца, компас, солнечные часы, разные предметы из янтаря и стекла, русские мо­ неты, ножи с резными рукоятками, шахматные фигурки, по всей вероятности, вырезанные из моржового клыка. Я видел эти вещи — трогательное напоминание о неизве­ стных предшественниках известных первооткрывателей — в ленинградском Музее Арктики и Антарктики. Кто эти люди? Как они жили? Что здесь искали? За что поплати­ лись собственной жизнью? Найденные монеты позволили

20

советским специалистам отнести эту экспедицию к первой половине семнадцатого века. Следовательно, она прибли­ зительно на сто лет опередила Челюскина. Участвовали в ней, видимо, купцы и охотники, которые вышли из Енисея в открытое море и отправились на северо-восток, чтобы достичь земель, о которых слышали от сибирских кочевников. За мысом Челюскин они потерпели круше­ ние, а голод и холод довершили трагедию.

Когда первое судно проходит через пролив Вилькицкого, это всегда праздничное событие на Северном мор­ ском пути, хотя при сем не стреляют из пушек и не уст­ раивают банкетов. В этот момент западная половина Се­ верного морского пути соединяется с восточной. Каждый год заново возникает непрерывная морская магистраль вокруг северных берегов Евразии.

Северный морской путь — одна из величайших дорог мира. Это нить, пронизывающая пять арктических морей на протяжении почти 60 тысяч километров. Причем она кратчайшим образом связывает Европу с Дальним Восто­ ком, западные области Советского Союза с восточными. Северный морской путь соединяет устья великих сибир­ ских рек, которые в большинстве своем текут с юга на се­ вер, в Арктику. Так образуется гигантская естественная система водных путей в 46 тысяч километров длиной. Она проникает глубоко во внутренние районы Сибири, этой суровой и благодатной страны с неисчерпаемыми бо­ гатствами недр и лесов, страны, территория которой рав­ на восьмидесяти Чехословацким республикам и где нет и еще, вероятно, долго не будет почти ни одного посто­ янного шоссе, ни одной железной дороги — только беско­ нечная тундра, тайга, горы, замерзшая земля зимой и бо­ лота летом.

В течение четырех столетий люди не на жизнь, а на смерть сражались с полярной природой, чтобы найти и

21


использовать Северный морской путь (или Северо-Восточ­ ный проход, как называли его раньше). И только три де­ сятилетия тому назад первый корабль — ледокольный па­ роход «Сибиряков» — сумел проплыть его за одну навига­ цию. Это путь, который нужно ежегодно вновь открывать и отвоевывать. Самое малое девять месяцев в году оп скован льдом. И все же он необходим, ибо вдыхает жизнь в дремлющие края Севера и постепенно позволяет все шире использовать их замерзшие богатства. Велико его значение и для обороны северных границ социалистиче­ ского лагеря.

В ту ночь с антенны «Ленина» в эфир полетели две написанные по-чешски радиограммы. Первая в Прагу — сообщение для газеты «Млада фронта». Вторая на стан­ цию «Восток» в Антарктиде — приветствие Станде Фише­ ру и Благославу Славику. В то время это были самые южные чехи (у 78-й южной параллели), тогда как мне выпала честь быть самым северным (у 78-й северной па­ раллели) .

На сине-белой «абстрактной» плоскости «Ленин» ос­ тавляет за собой зеленоватую дорогу из ледяных оскол­ ков. Дорога эта не слишком-то гладкая. «Цим» с трудом продирается за нами и то и дело останавливается. Тогда «Ленин» один проплывает 10—15 миль вперед, потом воз­ вращается по собственному следу, расширяет его края и еще больше размельчает осколки. Разворачивается и в сопровождении грузового судна проделывает то же самое в третий раз.

На следующее утро зеленоватая «дорога» неожидан­ но послужила совершенно иной цели. С атомохода на своем красном вертолете МИ-1 поднялся Анатолий Пику-

22

лин, направляясь вместе с гидрологом Валерием Купец­ ким в обычную ледовую разведку. Ветер стих, небо заво­ локло тучами, но туман рассеялся. Ребята решили доле­ теть до кромки припая и выяснить, что ожидает нас впе­ реди. Путь был неблизким. Когда они возвращались, ко­ рабль снова исчез в тумане. В баках вертолета тем вре­ менем кончился бензин. Пикулину так и не удалось най­ ти судно, но зато он обнаружил след атомохода, «дорогу», и неподалеку от нее среди луж небольшой участок с твер­ дым снежным покровом, на который он посадил вер­ толет.

В ответ на просьбу о помощи, переданную по радио, «Ленин» развернулся на 180°, и через 13 миль пути мы нашли ребят, продрогших, но живых и здоровых. Две канистры бензина — и вертолет вновь занял свою зеле­ ную площадку на корме «Ленина».

Дорога, прорубленная «Лениным» в проливе Вилькицкош, послужит и другим караванам. В этом году лед вскроется и придет в движение дней на 40—45 позднее, чем обычно — еще одно следствие исключительно суровой зимы и холодного лета. Не будь таких ледоколов, как «Ленин» и «Москва» (а так было всего несколько лет на­ зад), прохождение караванов через центральную часть Северного морского пути задержалось бы на целый месяц, что практически означает потерю миллионов рублей. Так ледоколы возмещают свою высокую стоимость.

После десяти вечера туман окончательно рассеивает­ ся. Небо голубеет, сверкает солнце, горизонт проясняется, мир выглядит совсем по-иному. Колючий морозец, заин­ девевшие антенны, хрустальный воздух — все свежо, чи­ сто, празднично. Когда черный корпус корабля проламы­ вает нетронутую белую целину, возникает двойной звук: ледяная корка на лужах лопается с тонким звоном и хру­

23