Файл: Чемоданов М.П. Превращение науки в непосредственную производительную силу в процессе строительства коммунизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

программ школ и училищ. В последних могли бы да­ ваться не только более основательные естественнонауч­ ные знания, но и определенные сведения по организации и экономике промышленности. Насколько позволяют экономические возможности, следует идти на всемерное развитие высшей ступени профессионально-технического образования — сети технических училищ. Хотя за пять лет (1958— 1962 гг.) технические училища подготовили 534 тыс. человек [, потребность в них значительно выше. Директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг. предусматривается довести прием учащихся в профтех­ училища в 1970 г. до 1 700— 1 800 тыс. человек. Но и это тем не менее не покрывает нужды народного хозяй­ ства в высококвалифицированных кадрах.

Нельзя не остановиться на системе повышения ква­ лификации кадров. Этот вид производственного обуче­ ния приобрел в нашей стране огромные масштабы и так или иначе затрагивает почти каждого трудящегося. Все говорит за то, что значение этой системы будет повы­ шаться, так как в условиях быстрого технического и общественного прогресса применяемое обучение в про­ изводстве весьма эффективно отвечает на требование быстрой передачи новых знаний рабочим и служащим.

В качестве -иллюстрации мы приведем данные о тем­ пах повышения квалификации кадров по Новосибирской области в целом и по отраслям хозяйства, представлен­ ным в ней 1.2

К приведенной на стр. 90 таблице стоит присмотреть­ ся внимательнее. Прежде всего, высок общий темп обновления знаний и навыков в порядке повышения квалификации (здесь учитываются формы организован­ ного обучения). На протяжении 25 лет трудовой дея­ тельности человек обновляет квалификацию не менее четырех раз. В промышленности же — почти шесть раз. Наиболее часто повышение квалификации происходит

вэлектроэнергетике, химии, на транспорте, что в общем

1См. «Коммунизм и труд». Справочник. Политиздат, 1964,

стр. 97.

2Расчеты произведены на основании данных Новосибирского

статистического управления за 1965 г. Нами взят один показатель: средний интервал времени, в течение которого каждый работник проходит повышение квалификации:

89


совпадает с темпами технического перевооружения. В сельском хозяйстве система повышения квалификации касается в основном механизаторских кадров, но она, вероятно, недостаточна. Не может не вызывать беспо­ койства организация переквалификации педагогических

Наименование отрасли

Всего по о б л а с т и .................................................................

Промышленность...................................................................

Интервал

времени

обновления

квалификации (в годах)

6,3

4,5

 

 

В том числе:

 

 

6,25

Черная металлургия

.........................................................

 

 

Цветная

металлургия..........................................................

 

 

4,2

Топливная п ром ы ш ленность...........................................

 

 

7,6

Производство электроэнергии .....................................

. . .

.

2,5

Машиностроение и

металлообработка

4, 7

Химическая промышленность.............................................

 

про-

3,0

Лесная,

бумажная

и деревообрабатывающая

10,0

мы ш ленность..................................................................

 

 

.

Промышленность промстройматериалов . . .

4, 5

Легкая п ром ы ш ленность..................................................

 

 

4,0

Пищевая

п р о м ы ш л ен н о сть ............................................

 

 

5,5

Транспорт ...............................................................................

 

 

 

3,5

С в я з ь

.......................................................................................

 

 

 

5,5

Строительство.........................................................................

 

 

1

4,7

Торговля

и общественное п и т а н и е ............................

 

 

6,25

Сельское

хозяйство

..........................................................

 

 

30,0

Коммунальное х о зя й с т в о ..................................................

 

 

6,25

П р о св е щ е н и е .........................................................................

 

 

.

12,5

Здравоохранение, физическая культура . . .

45,0

кадров. Здесь, к сожалению, осуществляется ориентация почти исключительно на самообразование.

Различны формы производственного обучения. Пре­ обладающей является сеть курсов (51,7%. по охвату рабочих в 1965 г.). Значительный удельный вес имеют школы по изучению передовых методов труда (17,5% от общего числа обучавшихся) и школы по приобретению вторых профессий (13,8%). Несомненно, повышению теоретического уровня производственного обучения спо­ собствует рост образования рабочего класса. Не утратят своего значения и индивидуальные формы, так как образованный человек в состоянии самостоятельно овладеть новыми знаниями и приобрести навыки. Эф­


фективность действия системы повышения квалификации работников народного хозяйства требует дальнейшего тщательного изучения.

Несмотря на большие успехи нашей страны по уве­ личению масштабов и скорости передачи научных зна­ ний массам трудящихся, продолжаются поиски новых форм и совершенствование действующих (например, развитие средств массовой популяризации научных зна­ ний в виде журналов, книг, кино и т. д.), что вызвано интересами строительства коммунистического общества.

Общее направление в развитии всех видов образо­ вания и обучения состоит в повышении их научного уровня. Даже самые элементарные ступени все явствен­ нее служат проводниками достижений научно-техниче­ ской мысли в массы. Эта общность всех видов обучения делает их взаимосвязанными внутренне и обязывает рассматривать как целостную систему. Изменения в одной ее части должны неминуемо привести к измене­ ниям в других частях. Совершенствование системы среднего и высшего образования влияет на функциони­ рование сети производственного обучения. Как уже отмечалось, здесь действительно назревают новые во­ просы.

Совершенствование и развитие системы социальных каналов передачи знаний в обществе, строящем комму­ низм, приведет к тому, что научные знания еще более широким потоком будут устремляться к трудящимся массам, а это обеспечит дальнейшее повышение эффек­ тивности общественного труда.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

 

 

 

Введение .

?

.

i

i

t

3

Г л а в а

1.

Сущность

и

общие

условия

превра­

 

щения науки в непосредственную производи­

 

тельную

силу

,

.

,

5

 

 

 

5

Г л а в а

II.

Влияние

науки на

развитие

произ­

 

водства

в условиях

строительства

комму­

 

низма .

 

 

 

 

 

 

 

 

34

Г л а в а

III.

Наука и ее роль в развитии

челове­

 

ка как главной производительной силы .

.

66


Чемоданов, Марки Петрович,

ПРЕВРАЩЕНИЕ НАУКИ В НЕПОСРЕД­ СТВЕННУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬСТВА КОММУНИЗМА. М., «Мысль», 1966.

96 с. (Акад. обществ, наук при ЦК КПСС,. Кафедра философии).

33.03

Редактор И. А. Шипелева

Младший редактор В. И. Козловский Оформление художника А. М. Поташева Художественный редактор Р. А. Володин Технический редактор Р. С. Васькина Корректор Г. С. Тюлина

Сдано в

9

набор

8

июля

1966 г.

Подписано

в печать

сентября

1966 г.

Формат

бумаги

84Х 108Уз2.

№ 2.

Бумажных

листов

1,5.

Печат­

ных листов

5,04.

Учетно-издательских листов 4,77*

А10374.

 

Тираж

9400

экз.

 

№ 639

 

Цена

29

коп.

Заказ

Темплан 1966 г. № 165

Издательство «Мысль». Москва, В-71, Ленинский проспект, 15.

Московская типография Me 37 Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР..

Москва, ул. Фр. Энгельса, 46.

В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «МЫСЛЬ» В 1967 ГОДУ ВЫЙДУТ СЛЕДУЮЩИЕ КНИГИ ПО МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ

ФИЛОСОФИИ:

Г р у ш и н

Б. А.

Свободное

время

(Актуальные

проблемы). Серия «Социология и жизнь».

6 л., 18 коп.,

I кв. Темплан

1967 г., № 39.

 

 

 

Диалектика строительства коммунизма. Колл, авто­

ров. 25 л., 1 р. 78 к.,

II кв. Темплан 1967

г., №

28.

П е т р у ш е н к о

Л. А. Принцип обратной

связи

(философский

очерк).

12 л., 82

коп., II

кв. Темплан

1967 г., № 34.

Психология современного колхозного крестьянства.

Колл, авторов. 20 л., 1 р. 30 к., 1 кв. Темплан 1967 г.,

31.

Ру з а в и н Г. И. Философские проблемы^ матема­

тики. 15 л.,

1 руб., IV

кв.

Темплан 1967

г., №' 35.

Р у т к е

в и ч М.

И.

Диалектический

материализм.

Курс лекций. 2-е переработ. изд., 32 л., 84 коп., II кв.

Современные проблемы теории познания диалекти­

ческого материализма. Колл, авторов. В

трех томах.

Том I «Материя и отражение». 20 л., 1 р. 45 к., I кв

Темплан 1967 г.,

№ 29.

Критерий

нравственного про­

Т и т а р е н к о

А. И.

гресса. 10 л., 70 коп., II

кв. Темплан

1967

г., № 32.

У м а н с к и й

Л. И.

Организаторская

деятельность

(Очерки психологии организаторской деятельности и

организаторских способностей). 15 л.,

1

руб., I кв. Тем­

план 1967 г., № 33.

 

поколения

(со­

У р л а н и с Б. Ц. История одного

циально-демографический очерк). 15

л.,

1 руб., IV

кв.

Темплан 1967 г., № 30.

Философско-мето­

У р с у л А. Д. Освоение космоса.

дологические и социологические проблемы. 13 л., 88 коп., I кв. Темплан 1967 г., № 36.

Предварительные заказы на интересую­ щую вас литературу оставляйте в местных книжных магазинах.


И м е ю т с я в

н а л и ч и и книг и

и з д а т е л ь с т в а

« Мыс ль » по философии:

 

М о и с е е в

В.

Центральные идеи и

философские

основы кибернетики. «Мысль», 1965, 325 с., 1 р. 13 к.

Нравственные

принципы

строителя

коммунизма.

«Мысль», 1965, 342

с., 1 р. 13 к.

и демократия. Сб. ста­

Т и м и р я з е в

К. А. Наука

тей. 1904—1919 г. Соцэкгиз, 1963, 498 с., 50 коп.

Ф а т а л и е в

X. М. Естественные

науки и матери­

ально-производственная база общества. Соцэкгиз, 1960,

196 с., 20 коп.

А.

Проблемы целостности организма.

Ю г а й Г.

Соцэкгиз, 1962,

248

с., 69 коп.

Заказы на эти книги направляйте по адресу:

Москва И-254, ул. Яблочкова, 8, магазин № 155 €Книга-почтой».