Файл: Чемоданов М.П. Превращение науки в непосредственную производительную силу в процессе строительства коммунизма.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
^ежуток времени со всех концов страны было прислано
свыше 10 000 |
заявлений от юношей и девушек с прось |
бой принять |
на стройку. Большинство добровольцев |
прибыло на работу. Было принято также свыше 1000 вы пускников строительных училищ. Основная масса моло дых рабочих имела образование 8—10 классов. Одним из самых поразительных явлений в ходе строительства была скорость овладения профессиональными знаниями, рост мастерства, которые, несомненно, объяснялись вы соким уровнем грамотности, наличием костяка органи зованно подготовленных выпускников училищ, охотно передававших свои знания товарищам. С 1958 по 1962 г. на строительстве приобрели профессии 6100 человек и повысили квалификацию 5400 рабочих. Небезынтересно представить рост квалификации по динамике качества выполняемых работ. Если в 1958 г. лишь 34,5% жилых
зданий |
было |
принято с |
хорошей и отличной оценкой, |
|
в 1959 |
г. — 40,8, то в |
1960 г. — уже 83,6, в |
1961 г .— |
|
91,5, в |
1962 |
г. — 100%. |
Культурно-бытовые |
объекты с |
1959 г. сдавались в эксплуатацию, как правило, с оценкой «хорошо» и «отлично» Здесь наглядно обнаруживает ся, что на качество работ влияет не только величина тарифного разряда, но и степень общей образованности. Это особенно справедливо для разных форм бригадного поточно-расчлененного труда, где сами по себе произ водственные операции не требуют высокой разрядной квалификации, но где критерий качества выступает как результат коллективного труда многих членов. Отсюда следует, что не всегда правильно ограничиваться ана лизом роста квалификации только по изменениям раз рядов. Квалификация рабочих, занятых в массовых формах труда, может и не расти в общепринятом смыс ле, так как ей поставлены пределы содержанием выпол няемых операций, набор которых заранее жестко регла
ментирован технологией. Но |
она |
определенно растет |
в ином смысле — в смысле |
роста |
образованности ра |
бочих.
Нам представляется в связи со сказанным, что на зрела необходимость ввести в официальную статисти ческую отчетность регулярное измерение образователь ного ценза различных категорий рабочего класса как1
1 «Строительство города науки». Новосибирское книжное изд-во, 1963, стр. 37, 38, 43, 44.
82
важного фактора роста производительности обществен ного труда. Можно было бы подумать о целесообраз ности дальнейшего сохранения в ведущейся сейчас отчетности показателей о количестве рабочих различной квалификации на основании действующих тарифно-ква лификационных справочников. Она мало что дает для анализа труда в сфере производства. Количество рабо чих тех или иных разрядов в решающей степени зависит от технологических и экономических нужд производ ства и в значительно меньшей мере — от личных устрем лений рабочего (хотя последний момент не может игнорироваться). Еще в меньшей степени такая стати стика пригодна для исторического анализа, ибо по многим профессиям содержание работ 1-го разряда, скажем, в 1920 г. совсем не отвечает содержанию работ того же разряда в 1965 г. Какое же значение имеет, допустим, происшедшее увеличение за эти годы чис ленности рабочих 1-го (или любого другого) разряда?
3. Воздействие на рост образования рабочих, оказы ваемое характером той или иной отрасли промышлен ности, изучено значительно слабее, хотя специфические особенности, несомненно, имеются. Поскольку каждое предприятие представляет собой экономическую ячейку (а отрасль — тем более), то здесь должны учитываться несравненноболее сильные экономические факторы. Различные отрасли хозяйства в техническом отношении развиваются неравномерно. Государство стимулирует не только технический прогресс в важных отраслях произ водства, но и создало материальную и моральную заин тересованность у рабочих к повышению общего и спе циального образования с учетом нужд этих отраслей. Нельзя не учитывать, что быстро прогрессирующие в техническом отношении отрасли имеют лучшие условия
иорганизацию труда, а это привлекает молодежь, окан чивающую средние школы.
В1959 г. на предприятиях бывшего Харьковского совнархоза в отраслях машиностроения, электротехники было в 2—3 раза больше рабочих со средним образо ванием, чем в пищевой, мясо-молочной промышленности
ипромышленности строительных материалов *. В хими
ческой и нефтеперерабатывающей промышленности, а1
1 См. А. Л. Зворыкин. Наука, производство, труд, стр. 148.
83
также в приборостроении Горьковской области рабочих со средним образованием было примерно вдвое больше, чем в автомобильной промышленности и судостроении (1961 г.) ’. Однако к этим цифрам, хотя они сами по себе бесспорны, следует относиться осторожно с точки зрения обобщений. Тенденция роста числа образованных рабочих в зависимости от темпов технического прогрес са отраслей промышленности действует, но не более как тенденция в массе противоречивых факторов. В тех же прогрессирующих отраслях весьма значителен удель ный вес рабочих с низким образованием. Объясняется это рядом обстоятельств, среди которых наиболее важ ным должно быть названо следующее. Любое предприя тие представляет собой комплекс различных видов тех ники и технологических процессов, резко отличающихся по степени совершенства. Естественно, сосуществуют разные профессии, неквалифицированный и высококва лифицированный виды труда. Даже на автоматизиро ванных участках можно встретить немало рабочих с невысоким образовательным цензом, потому что авто матизируются нередко станки и машины, хорошо извест ные тем же рабочим, их знаний и опыта оказывается достаточно для успешного овладения новыми функциями.
4. Что касается исследований, посвященных выясне нию взаимозависимости свободного времёни и роста образования, то они проводятся на широкой социальноэкономической основе и, следовательно, наиболее объ ективны. Исключительный интерес представляет зави симость роста числа обучающихся в школах от сокра щения рабочего дня, которое, как известно, проводилось в 1958—1960 гг. В 1956/57 и 1958/59 учебных годах численность учащихся школ рабочей молодежи в РСФСР
выросла всего лишь на 2,7%. |
В 1960/61 учебном году |
|
по республике обучалось |
уже |
на 33% больше, чем в |
1958/59 учебном году. |
В |
Западной Сибири в |
1960/61 учебном году число учащихся в школах рабочей молодежи было на 10,4% больше, чем в 1959/60 учебном году, а в сравнении с 1956/57 учебным годом—на 28,4%. По Восточной Сибири рост составил соответственно 10,5 и 50,1%. В Кузбассе после сокращения рабочего дня1
1 См. «Рабочий класс и технический прогресс», стр. 152.
84
число учащихся школ рабочей молодежи за два года увеличилось вдвое '.
Эти примеры достаточно ярко показывают, насколь ко овладение научными знаниями связано с социаль ными, экономическими условиями. Свободное время есть одно из важных условий овладения знаниями и всесто роннего развития личности вообще. В свою очередь значительно ослабевает влияние на рост образования различных факторов профессионального характера. Наиболее существенным признаком становится рост числа образованных рабочих во всех сферах производ ства независимо от их специфики. Пример тому — ис следование, проведенное в Ленинграде, которым было охвачено 2665 молодых рабочих 20 различных профес сий. Любопытно, что если отбросить профессии с тяже лым физическим трудом, то колебания в уровне образо вания рабочих (по отношению к верхней границе) не превышают 19% (от 7,3 класса до 9,0 класса), а если еще отбросить незначительную группу наладчиков, коле бания составят 13% 12-
Из того, что здесь сказано о воздействии труда на овладение знаниями, можно заключить, что изменение его содержания и характера необходимо приводит к преодолению односторонности в развитии человека, ши рокому проникновению научного образования в систему профессиональной подготовки и ее реконструкции.
За годы социалистического строительства был на коплен громадный опыт приобщения масс к знаниям. Партия и государство еще в первые годы Советской власти провозгласили принцип всеобщего обязательного обучения, который неуклонно проводится в жизнь. Соз дана стройная разветвленная система организованного обучения, которая в основном удовлетворяет потреб ности строительства коммунизма. Вместе с тем отыски
ваются |
новые |
формы организации |
всей системы |
про |
1 См. |
В. И. |
Болгов. Внерабочее время |
и уровень жизни |
тру |
дящихся. Изд-во Сибирского отделения АН СССР, Новосибирск, 1964, стр. 103.
2 См. А. А. Киссель. Уровень образования рабочего и отноше
ние к труду. В сб. «Труд и развитие личности». Лениздат, |
1965, |
стр. 114— 115. Вспомним, насколько значительнее колебания в |
уров |
не образования рабочих и крестьян, несмотря на то, что социали стическое государство проделало огромную культурную работу на селе.
85
свещения, которые бы наилучшим образом способство вали ускоренной передаче 'научных знаний трудящимся
массам.
Процесс «потребления» знаний подвержен воздей ствию двух противоречивых факторов. С одной стороны, углубляется дифференциация промышленности и науч ного познания, что ведет к специализации знаний, к формированию узких специалистов. С другой стороны, общий технический и социальный прогресс, изменения характера труда вызывают процессы интеграции про фессий, увеличивают значение общего образования в производственной деятельности людей. Обе стороны находятся в диалектическом единстве между собой, которое можно было бы оценить как движущееся про тиворечие. Под действием научно-технической револю ции разграничение между общеобразовательной и спе циальной сферами образования по своему содержанию становится все более относительным, а связь — все бо лее взаимообусловленной. Научно-технический прогресс наделил общеобразовательную систему новой социаль ной функцией, которая ранее являлась привилегией специального образования.
Новая социальная функция общеобразовательной системы в настоящее время состоит в том, что она по необходимости связана с самыми широкими массами и уже поэтому в большой мере определяет масштабы развития социальных производительных сил.
Чем же объясняется возникновение этой новой функ ции общего образования? Тем, что оно все более стано вится средоточием естественнонаучных, технических знаний, т. е. последние превращаются в общедоступные для трудящихся масс, рабочего класса как главной производительной силы. Чем шире будет происходить этот процесс, тем быстрее будет совершаться развитие индивидуальных и общественных производительных сил труда.
Однако с течением времени проблема превращения естественнонаучных знаний в общеобразовательные при обретает все большую остроту, что связано с быстрыми изменениями в технике. Теперь уже школьникам даются элементарные сведения из физики полупроводников, электроники, использования атомной энергии, расширя ются курсы математики, химии. Неизбежна основатель
86
ная перестройка преподавания биологических дисциплин в свете достижений современной генетики. Но пере стройка преподавания — дело трудоемкое и комплекс ное. Главная трудность заключается в разбухании учеб ных планов, механическом прибавлении нового мате риала, чрезвычайной перегрузке учащихся. Этот недо статок в работе школ ощущается особенно остро и подвергается справедливой критике общественности Г Насколько можно судить, преодоление его предусматри вается в двух направлениях.
Первое — уплотнение знаний или комплексный пере смотр учебных курсов. Второе направление состоит в отказе от так называемого принципа концентрического обучения в пользу линейного. Историческими условиями было продиктовано создание трехступенчатой системы школ: начальных, семилетних и средних. Теперь эта система, по-видимому, себя постепенно изживает. Ста новится ненужным дублирование знаний на разных ступенях, появляется возможность раньше начать изу чение специальных предметов. Уже проводятся успешные эксперименты по изучению основ геометрии и алгебры в начальных классах. Обнаруживается немало внутрен них возможностей совершенствования процесса обще образовательного обучения в рамках сложившегося бюджета времени или даже при некотором сокращении последнего.
В последнее десятилетие особенно активно осущест влялась политехнизация школы. Ее необходимость дик товалась не только нуждами производства, но и тем, что техника все шире входила в быт, превращалась в элемент общей культуры. Проделанная работа должна рассматриваться как первый шаг, а дальнейшие пути совершенствования нуждаются в серьезном научном обосновании. Это тем более важно, что проводившееся в последние годы производственное обучение в школе вызывает серьезные сомнения как не отвечающее поня тию общего образования. Поставленная цель подготовки кадров массовых профессий для народного хозяйства обеспечивалась негодными средствами. С самого на чала «подготовка» таких кадров проводилась как вне-1
1 Упомянутая и другие проблемы школьного образования раз бираются в книге А. А. Зворыкина «Наука, производство, труд»,
стр. 150— 156.
. 87
плановое мероприятие, что нельзя было признать при емлемым для промышленности, да и усложняло задачу распределения трудовых ресурсов в масштабах страны. Школы, естественно, ориентировались на местные пред приятия, которые не всегда нуждались в пополнении рабочей силой. А порой по разного рода причинам школы не могли удовлетворить запросы всего много образия промышленных профессий, не говоря уже о личных склонностях учащихся. Короче говоря, произ водственное обучение нередко завершалось решением задачи трудоустройства подростка и утрачивало смысл.
Упомянутые и другие важные вопросы совершенство
вания народного |
образования подробно |
обсуждались |
||
специальной комиссией, созданной в октябре |
1964 г. |
|||
президиумами Академии |
педагогических |
наук |
РСФСР |
|
и Академии наук |
СССР. |
Комиссия включала |
свыше |
500 видных ученых, методистов и педагогов. Закончен
ные |
ею недавно |
новые учебные |
планы |
и |
программы |
предусматривают |
значительную |
перестройку |
образова |
||
ния |
учащихся в |
течение 1967— 1969 гг. |
Хотя не все |
трудности еще преодолены, сделан существенный шаг вперед в этом важном деле ’.
Нам представляется необходимым еще раз подчерк нуть, что для производства намного важнее получать из школы людей с хорошей общеобразовательной под готовкой, нежели наделять школу несвойственными ей функциями профессиональной подготовки. На протяже нии уже свыше двух десятилетий у нас действует систе ма профессионального обучения молодежи, получившая признание в среде рабочего класса и крестьянства, — это система трудовых резервов. Здесь осуществляется подготовка специалистов в масштабах всего народного хозяйства, что представляет собой замечательное соци альное изобретение. Государство планомерно распре деляет главный элемент производительных сил.
В решении проблемы сочетания общего и специаль ного образования для рабочего класса значительное внимание должно быть уделено системе трудовых резер вов (системе профессионально-технической подготовки кадров). Постоянно должна уточняться взаимосвязь1
1 По данному вопросу см. «Общая объяснительная записка к переработанным проектам учебного плана и программ средней школы». — «Просвещение», 1965.
88