Файл: Чемоданов М.П. Превращение науки в непосредственную производительную силу в процессе строительства коммунизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

^ежуток времени со всех концов страны было прислано

свыше 10 000

заявлений от юношей и девушек с прось­

бой принять

на стройку. Большинство добровольцев

прибыло на работу. Было принято также свыше 1000 вы­ пускников строительных училищ. Основная масса моло­ дых рабочих имела образование 8—10 классов. Одним из самых поразительных явлений в ходе строительства была скорость овладения профессиональными знаниями, рост мастерства, которые, несомненно, объяснялись вы­ соким уровнем грамотности, наличием костяка органи­ зованно подготовленных выпускников училищ, охотно передававших свои знания товарищам. С 1958 по 1962 г. на строительстве приобрели профессии 6100 человек и повысили квалификацию 5400 рабочих. Небезынтересно представить рост квалификации по динамике качества выполняемых работ. Если в 1958 г. лишь 34,5% жилых

зданий

было

принято с

хорошей и отличной оценкой,

в 1959

г. — 40,8, то в

1960 г. — уже 83,6, в

1961 г .—

91,5, в

1962

г. — 100%.

Культурно-бытовые

объекты с

1959 г. сдавались в эксплуатацию, как правило, с оценкой «хорошо» и «отлично» Здесь наглядно обнаруживает­ ся, что на качество работ влияет не только величина тарифного разряда, но и степень общей образованности. Это особенно справедливо для разных форм бригадного поточно-расчлененного труда, где сами по себе произ­ водственные операции не требуют высокой разрядной квалификации, но где критерий качества выступает как результат коллективного труда многих членов. Отсюда следует, что не всегда правильно ограничиваться ана­ лизом роста квалификации только по изменениям раз­ рядов. Квалификация рабочих, занятых в массовых формах труда, может и не расти в общепринятом смыс­ ле, так как ей поставлены пределы содержанием выпол­ няемых операций, набор которых заранее жестко регла­

ментирован технологией. Но

она

определенно растет

в ином смысле — в смысле

роста

образованности ра­

бочих.

Нам представляется в связи со сказанным, что на­ зрела необходимость ввести в официальную статисти­ ческую отчетность регулярное измерение образователь­ ного ценза различных категорий рабочего класса как1

1 «Строительство города науки». Новосибирское книжное изд-во, 1963, стр. 37, 38, 43, 44.

82


важного фактора роста производительности обществен­ ного труда. Можно было бы подумать о целесообраз­ ности дальнейшего сохранения в ведущейся сейчас отчетности показателей о количестве рабочих различной квалификации на основании действующих тарифно-ква­ лификационных справочников. Она мало что дает для анализа труда в сфере производства. Количество рабо­ чих тех или иных разрядов в решающей степени зависит от технологических и экономических нужд производ­ ства и в значительно меньшей мере — от личных устрем­ лений рабочего (хотя последний момент не может игнорироваться). Еще в меньшей степени такая стати­ стика пригодна для исторического анализа, ибо по многим профессиям содержание работ 1-го разряда, скажем, в 1920 г. совсем не отвечает содержанию работ того же разряда в 1965 г. Какое же значение имеет, допустим, происшедшее увеличение за эти годы чис­ ленности рабочих 1-го (или любого другого) разряда?

3. Воздействие на рост образования рабочих, оказы­ ваемое характером той или иной отрасли промышлен­ ности, изучено значительно слабее, хотя специфические особенности, несомненно, имеются. Поскольку каждое предприятие представляет собой экономическую ячейку (а отрасль — тем более), то здесь должны учитываться несравненноболее сильные экономические факторы. Различные отрасли хозяйства в техническом отношении развиваются неравномерно. Государство стимулирует не только технический прогресс в важных отраслях произ­ водства, но и создало материальную и моральную заин­ тересованность у рабочих к повышению общего и спе­ циального образования с учетом нужд этих отраслей. Нельзя не учитывать, что быстро прогрессирующие в техническом отношении отрасли имеют лучшие условия

иорганизацию труда, а это привлекает молодежь, окан­ чивающую средние школы.

В1959 г. на предприятиях бывшего Харьковского совнархоза в отраслях машиностроения, электротехники было в 2—3 раза больше рабочих со средним образо­ ванием, чем в пищевой, мясо-молочной промышленности

ипромышленности строительных материалов *. В хими­

ческой и нефтеперерабатывающей промышленности, а1

1 См. А. Л. Зворыкин. Наука, производство, труд, стр. 148.

83

также в приборостроении Горьковской области рабочих со средним образованием было примерно вдвое больше, чем в автомобильной промышленности и судостроении (1961 г.) ’. Однако к этим цифрам, хотя они сами по себе бесспорны, следует относиться осторожно с точки зрения обобщений. Тенденция роста числа образованных рабочих в зависимости от темпов технического прогрес­ са отраслей промышленности действует, но не более как тенденция в массе противоречивых факторов. В тех же прогрессирующих отраслях весьма значителен удель­ ный вес рабочих с низким образованием. Объясняется это рядом обстоятельств, среди которых наиболее важ ­ ным должно быть названо следующее. Любое предприя­ тие представляет собой комплекс различных видов тех­ ники и технологических процессов, резко отличающихся по степени совершенства. Естественно, сосуществуют разные профессии, неквалифицированный и высококва­ лифицированный виды труда. Даже на автоматизиро­ ванных участках можно встретить немало рабочих с невысоким образовательным цензом, потому что авто­ матизируются нередко станки и машины, хорошо извест­ ные тем же рабочим, их знаний и опыта оказывается достаточно для успешного овладения новыми функциями.

4. Что касается исследований, посвященных выясне нию взаимозависимости свободного времёни и роста образования, то они проводятся на широкой социальноэкономической основе и, следовательно, наиболее объ­ ективны. Исключительный интерес представляет зави­ симость роста числа обучающихся в школах от сокра­ щения рабочего дня, которое, как известно, проводилось в 1958—1960 гг. В 1956/57 и 1958/59 учебных годах численность учащихся школ рабочей молодежи в РСФСР

выросла всего лишь на 2,7%.

В 1960/61 учебном году

по республике обучалось

уже

на 33% больше, чем в

1958/59 учебном году.

В

Западной Сибири в

1960/61 учебном году число учащихся в школах рабочей молодежи было на 10,4% больше, чем в 1959/60 учебном году, а в сравнении с 1956/57 учебным годом—на 28,4%. По Восточной Сибири рост составил соответственно 10,5 и 50,1%. В Кузбассе после сокращения рабочего дня1

1 См. «Рабочий класс и технический прогресс», стр. 152.

84


число учащихся школ рабочей молодежи за два года увеличилось вдвое '.

Эти примеры достаточно ярко показывают, насколь­ ко овладение научными знаниями связано с социаль­ ными, экономическими условиями. Свободное время есть одно из важных условий овладения знаниями и всесто­ роннего развития личности вообще. В свою очередь значительно ослабевает влияние на рост образования различных факторов профессионального характера. Наиболее существенным признаком становится рост числа образованных рабочих во всех сферах производ­ ства независимо от их специфики. Пример тому — ис­ следование, проведенное в Ленинграде, которым было охвачено 2665 молодых рабочих 20 различных профес­ сий. Любопытно, что если отбросить профессии с тяже­ лым физическим трудом, то колебания в уровне образо­ вания рабочих (по отношению к верхней границе) не превышают 19% (от 7,3 класса до 9,0 класса), а если еще отбросить незначительную группу наладчиков, коле­ бания составят 13% 12-

Из того, что здесь сказано о воздействии труда на овладение знаниями, можно заключить, что изменение его содержания и характера необходимо приводит к преодолению односторонности в развитии человека, ши­ рокому проникновению научного образования в систему профессиональной подготовки и ее реконструкции.

За годы социалистического строительства был на­ коплен громадный опыт приобщения масс к знаниям. Партия и государство еще в первые годы Советской власти провозгласили принцип всеобщего обязательного обучения, который неуклонно проводится в жизнь. Соз­ дана стройная разветвленная система организованного обучения, которая в основном удовлетворяет потреб­ ности строительства коммунизма. Вместе с тем отыски­

ваются

новые

формы организации

всей системы

про­

1 См.

В. И.

Болгов. Внерабочее время

и уровень жизни

тру­

дящихся. Изд-во Сибирского отделения АН СССР, Новосибирск, 1964, стр. 103.

2 См. А. А. Киссель. Уровень образования рабочего и отноше­

ние к труду. В сб. «Труд и развитие личности». Лениздат,

1965,

стр. 114— 115. Вспомним, насколько значительнее колебания в

уров­

не образования рабочих и крестьян, несмотря на то, что социали­ стическое государство проделало огромную культурную работу на селе.

85


свещения, которые бы наилучшим образом способство­ вали ускоренной передаче 'научных знаний трудящимся

массам.

Процесс «потребления» знаний подвержен воздей­ ствию двух противоречивых факторов. С одной стороны, углубляется дифференциация промышленности и науч­ ного познания, что ведет к специализации знаний, к формированию узких специалистов. С другой стороны, общий технический и социальный прогресс, изменения характера труда вызывают процессы интеграции про­ фессий, увеличивают значение общего образования в производственной деятельности людей. Обе стороны находятся в диалектическом единстве между собой, которое можно было бы оценить как движущееся про­ тиворечие. Под действием научно-технической револю­ ции разграничение между общеобразовательной и спе­ циальной сферами образования по своему содержанию становится все более относительным, а связь — все бо­ лее взаимообусловленной. Научно-технический прогресс наделил общеобразовательную систему новой социаль­ ной функцией, которая ранее являлась привилегией специального образования.

Новая социальная функция общеобразовательной системы в настоящее время состоит в том, что она по необходимости связана с самыми широкими массами и уже поэтому в большой мере определяет масштабы развития социальных производительных сил.

Чем же объясняется возникновение этой новой функ­ ции общего образования? Тем, что оно все более стано­ вится средоточием естественнонаучных, технических знаний, т. е. последние превращаются в общедоступные для трудящихся масс, рабочего класса как главной производительной силы. Чем шире будет происходить этот процесс, тем быстрее будет совершаться развитие индивидуальных и общественных производительных сил труда.

Однако с течением времени проблема превращения естественнонаучных знаний в общеобразовательные при­ обретает все большую остроту, что связано с быстрыми изменениями в технике. Теперь уже школьникам даются элементарные сведения из физики полупроводников, электроники, использования атомной энергии, расширя­ ются курсы математики, химии. Неизбежна основатель­

86

ная перестройка преподавания биологических дисциплин в свете достижений современной генетики. Но пере­ стройка преподавания — дело трудоемкое и комплекс­ ное. Главная трудность заключается в разбухании учеб­ ных планов, механическом прибавлении нового мате­ риала, чрезвычайной перегрузке учащихся. Этот недо­ статок в работе школ ощущается особенно остро и подвергается справедливой критике общественности Г Насколько можно судить, преодоление его предусматри­ вается в двух направлениях.

Первое — уплотнение знаний или комплексный пере­ смотр учебных курсов. Второе направление состоит в отказе от так называемого принципа концентрического обучения в пользу линейного. Историческими условиями было продиктовано создание трехступенчатой системы школ: начальных, семилетних и средних. Теперь эта система, по-видимому, себя постепенно изживает. Ста­ новится ненужным дублирование знаний на разных ступенях, появляется возможность раньше начать изу­ чение специальных предметов. Уже проводятся успешные эксперименты по изучению основ геометрии и алгебры в начальных классах. Обнаруживается немало внутрен­ них возможностей совершенствования процесса обще­ образовательного обучения в рамках сложившегося бюджета времени или даже при некотором сокращении последнего.

В последнее десятилетие особенно активно осущест­ влялась политехнизация школы. Ее необходимость дик­ товалась не только нуждами производства, но и тем, что техника все шире входила в быт, превращалась в элемент общей культуры. Проделанная работа должна рассматриваться как первый шаг, а дальнейшие пути совершенствования нуждаются в серьезном научном обосновании. Это тем более важно, что проводившееся в последние годы производственное обучение в школе вызывает серьезные сомнения как не отвечающее поня­ тию общего образования. Поставленная цель подготовки кадров массовых профессий для народного хозяйства обеспечивалась негодными средствами. С самого на­ чала «подготовка» таких кадров проводилась как вне-1

1 Упомянутая и другие проблемы школьного образования раз­ бираются в книге А. А. Зворыкина «Наука, производство, труд»,

стр. 150— 156.

. 87


плановое мероприятие, что нельзя было признать при­ емлемым для промышленности, да и усложняло задачу распределения трудовых ресурсов в масштабах страны. Школы, естественно, ориентировались на местные пред­ приятия, которые не всегда нуждались в пополнении рабочей силой. А порой по разного рода причинам школы не могли удовлетворить запросы всего много­ образия промышленных профессий, не говоря уже о личных склонностях учащихся. Короче говоря, произ­ водственное обучение нередко завершалось решением задачи трудоустройства подростка и утрачивало смысл.

Упомянутые и другие важные вопросы совершенство­

вания народного

образования подробно

обсуждались

специальной комиссией, созданной в октябре

1964 г.

президиумами Академии

педагогических

наук

РСФСР

и Академии наук

СССР.

Комиссия включала

свыше

500 видных ученых, методистов и педагогов. Закончен­

ные

ею недавно

новые учебные

планы

и

программы

предусматривают

значительную

перестройку

образова­

ния

учащихся в

течение 1967— 1969 гг.

Хотя не все

трудности еще преодолены, сделан существенный шаг вперед в этом важном деле ’.

Нам представляется необходимым еще раз подчерк­ нуть, что для производства намного важнее получать из школы людей с хорошей общеобразовательной под­ готовкой, нежели наделять школу несвойственными ей функциями профессиональной подготовки. На протяже­ нии уже свыше двух десятилетий у нас действует систе­ ма профессионального обучения молодежи, получившая признание в среде рабочего класса и крестьянства, — это система трудовых резервов. Здесь осуществляется подготовка специалистов в масштабах всего народного хозяйства, что представляет собой замечательное соци­ альное изобретение. Государство планомерно распре­ деляет главный элемент производительных сил.

В решении проблемы сочетания общего и специаль­ ного образования для рабочего класса значительное внимание должно быть уделено системе трудовых резер­ вов (системе профессионально-технической подготовки кадров). Постоянно должна уточняться взаимосвязь1

1 По данному вопросу см. «Общая объяснительная записка к переработанным проектам учебного плана и программ средней школы». — «Просвещение», 1965.

88