Файл: Чемоданов М.П. Превращение науки в непосредственную производительную силу в процессе строительства коммунизма.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
В течение длительного исторического периода науч ные данные были разрозненными, перемежались с рели гиозными и прочими домыслами. Начиная с XVII в. наука быстро оформилась в единую систему знаний. Торжество гелиоцентрической системы Коперника, от крытие законов Ньютона, законов сохранения и превра щения энергии, постоянства количества вещества позво лили не просто установить материальность мира, все общую взаимосвязь и взаимообусловленность явлений природы, но и найти способы их количественного изме рения. Вместе с систематизацией научных знаний сфор мировался и специфический научный метод познания действительности, который можно было бы охарактери зовать как сочетание теории и эксперимента.
Эксперимент завоевывает все большие позиции как способ направленного изучения и изменения окружаю щего мира. По характеру эксперимента можно до из вестной степени судить, какие процессы в природе и обществе человек собирается поставить под контроль интеллекта и регулировать их, следовательно, можно судить о том, насколько глубоко он проникает в тайны окружающего мира, насколько совершенны средства познания последнего. Рост масштабов эксперимента вы зывает соответственное развитие теоретического мыш ления; одно неразрывно связано с другим. Не случайно развитие современной науки в значительной мере свя зывается с утверждением эксперимента.
Не трудно видеть, что научный метод познания дей ствительности, особенно в современный период, обуслов лен материальным производством. Таким образом, нау ка не только по предмету (познание законов объектив ного мира), но и по методу тесно связана с основой жизни человеческого общества — производственной дея тельностью людей — и поэтому выступает как основная форма духовной жизни.
Выяснение роли науки в жизни общества прежде всего связано с ее относительной самостоятельностью. Механизм обратного воздействия на производство не может быть понят без уяснения особенностей науки как относительно независимого целого.
Относительная самостоятельность духовного произ водства вообще находит свое выражение в преемствен ности; во внутренних запросах или внутренней логике
2—639 |
9 |
развития; во взаимодействии форм сознания; в борьбе мнений; во влиянии личности на ход развития мысли. Все эти признаки характеризуют и науку'. Остановимся на некоторых из них.
В отличие от многих форм духовной жизни обще ства преемственность находит в науке наиболее непо средственное выражение.
Преемственность не есть механическое поглощение прошлых научных достижений, которые представляют собой ступени к более глубокому проникновению в суть вещей. Они не утрачивают своего объективного содер жания и благодаря этому образуют основу дальнейшего прогресса науки. В данном случае мы имеем дело с кумулятивной стороной накопления знаний. Кроме того, преемственность в науке приобретает особый характер и значение потому, что ее результаты закрепляются в сфере материального производства — основе жизни об щества.
С преемственностью тесно связана внутренняя ло гика развития науки. Новые научные данные нельзя извлечь непосредственно из нужд производства, их полу чение существенно связано с критическим переосмысле нием предшествующих взглядов. Нередко чисто теорети ческие, внутренние, не имеющие видимой связи с про изводством запросы науки являются причиной появле ния новых областей знания. Интенсивно идут процессы дифференциации и взаимопроникновения наук.
По сравнению со всеми формами духовной жизни наука отличается исключительной подвижностью. Не престанное обновление, критика собственных воззрений являются условием ее существования. Находясь в тес ном взаимодействии с материальными производительны ми силами, наука должна обладать такой же степенью подвижности, а поэтому она всюду выступает против неподвижности, подвергает сомнению самые прочные бастионы спекулятивного мышления.
Сказанное позволяет сделать некоторые обобщения. Если исходить из иерархии форм духовной жизни обще-1
1 См. книгу «Пути преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом» («Мысль», 1965) и особенно статью Е. Н. Чеснокова «Наука и ее роль в преодолении существен ных различий между трудом умственным и физическим».
10
ства, то после эмпирических знаний наука ближе всего стоит к производству. Другие сферы духовной жизни идут за ней.
Поскольку проведенный анализ понятия науки исхо дит из данной в самом начале формулы. Маркса, то эту формулу, вероятно, и следовало бы принять в качестве определения науки как духовного явления. Это опре деление тогда будет иметь следующий вид: наука есть всеобщий духовный продукт общественного развития, абстрактно выражающий его квинтэссенцию.
Необходимо остановиться еще на одном важном вопросе гносеологии науки. Речь идет об определяющей роли производства в отношении науки и об опережаю щей роли науки в развитии производства. Этот вопрос является частью более общей проблемы о соотношении общественного бытия и общественного сознания и пред ставляет значительный интерес. Следует сказать, что в нашей литературе он не всегда получает правильное освещение. В качестве примера сошлемся на статью Л. С. Рожневой «Превращение науки в непосредствен ную производительную с-илу». «Развитие науки, как одной из форм общественного сознания, в конечном сче те определяется развитием самого производства...— пи шет автор. — Поэтому вызывает возражение встречаю щаяся иногда в марксистской литературе абсолютиза ция роли науки в развитии общества и его производи тельных сил, в силу которой происходит смешение акцентов при" объяснении взаимосвязи производства и науки, техники и науки: ударение делается на опреде ляющей роли науки в развитии производства, техниче ского прогресса» Далее Л. С. Рожнева критикует взгляды ряда авторов. В частности, оспаривается поло жение Дж. Бернала о том, что «в XX веке отношения между наукой и техникой быстро меняются местами. Наука все в меньшей степени следует за техникой, а техника все больше идет по стопам науки»12, опровер гается тезис И. Г. Куракова, согласно которому «техника, технология, организация производства в конечном счете
1 «Вестник Ленинградского университета». Серия экономики, философии и права, 1964, № 17, вып. 3, стр. 24—25.
2 Дж. Бернал. Наука в истории общества. Изд-во иностр. лит-ры, 1956, стр. 397.
2* |
11 |
есть результат науки» *, критикуется вывод Г. 3. Касавиной о том, что опережающее развитие науки сравни тельно с развитием техники — закономерность нашего времени 21.
Высказанное Л. С. Рожневой положение об опреде ляющей роли производства в развитии науки не вызы вает возражений. Однако мы не можем согласиться со способом защиты этого положения. Как видно, в данном случае автор целиком или в значительной мере отожде ствляет понятия «определяющее» и «опережающее», особенно когда оспаривает точку зрения Г. 3. Касавиной. Между тем критикуемые Л. С. Рожневой авторы нигде даже не говорят об определяющей роли произ водства относительно науки, так как никто из них не собирается обсуждать само марксистское положение о соотношении общественного бытия и общественного со знания. Они выясняют характер этого соотношения. Некоторые основания для критики дает утверждение И. Г. Куракова, но и то лишь в том случае, если это утверждение вырвать из контекста всей книги. На наш взгляд, неточность заключается в том, что техника, тех нология, организация производства есть результат не науки самой по себ.е, а результат ее применения. Но это именно неточность, так как в работе И. Г. Куракова речь везде и всюду идет об использовании возможно стей науки в техническом прогрессе.
Наука не определяет производство; она( не может ни остановить его, ни «отменить» объективных законо мерностей его развития. Но она может опережать темпы развития производства как его функция, а не как зна ния сами по себе. На определенном историческом этапе производительные силы (не все и не сразу) достигают такого уровня, когда традиционный эмпирический под ход оказывается не в состоянии решить проблемы их дальнейшего развития. Это становится тем заметнее, чем больше вещественные производительные силы (средства труда) становятся воплощением, «овеществле нием» прошлых научных знаний.
1 И. Г. Кураков. Наука и техника в период развернутого строи тельства коммунизма. Соцэкгиз, 1963, стр. 19.
2 См. Г. 3. Касавина. Превращение науки в непосредственную производительную силу. «Вестник Московского университета». Се рия VIII, экономика, философия, 1963, № 6, стр. 11.
12
Однако то, что производственная деятельность лю дей поставляет огромную массу эмпирических фактов, в силу каких-то причин не обобщаемых наукой, дает основание обществу считать отдельные отрасли науки отстающими, не удовлетворяющими потребности про изводства. Значит, наука может не только опере жать темпы развития производства, но и отставать от них.
Нарисованная здесь картина носит пока абстракт ный характер. На самом же деле и производство и нау ка имеют общественную природу и взаимодействуют в определенных экономических формах. Развитие и при менение науки определяются уровнем развития произ водительных сил и производственными отношениями, способом производства. Мало сделать новую машину, т. е. материализовать научные знания, надо еще, чтобы она вытеснила действующую технику, стала обществен ным достоянием. То же касается и научных знаний. Овладение последними — дело социально-экономических условий. Применяя новую технику, мы применяем но вые знания. Распространяя новую технику, мы распро страняем новые знания. Поэтому как бы ни было со вершенно знание о силах природы, для его реализации приходится обращаться к существующему состоянию производства и сообразовываться с исторически опре деленным уровнем последнего, подобно тому, как тысячи людей, изобретавших перпетуум-мобиле, в конце концов вынуждены были считаться с законами науки.
Такова определяющая роль способа производства в развитии и использовании науки.
В целом современное общество заинтересовано во всемерном экономическом стимулировании развития науки в силу той роли, которую она приобрела в разви тии производительных сил, особенно техники. Для подлинной науки сегодняшнее производство — ее вче рашний день. Иначе говоря, наука опережает производ ство, и именно в этом состоит определяющая роль про изводства в отношении пауки.
Переходя к изучению Марксова определения науки как всеобщей общественной производительной силы и как самостоятельного фактора производства, мы из сферы гносеологии попадаем в сферу социологии. Наука в данном случае должна рассматриваться как истори
13
чески возникшая область общественного разделения труда, определенным образом взаимодействующая со сферой общественного производства.
Однако здесь встает вопрос о том, насколько право мерно включение научных знаний, т. е. духовного ком понента, в состав производительных сил. Ответ на него был дан в ряде работ, вышедших в последнее время '. Позиция тех, кто отвергает возможность включения нау ки в производительные силы, в этих работах объясня лась абсолютизацией граней между явлениями матери ального и духовного порядка в жизни общества. Это приводило к тому, что, с одной стороны, наука рассмат ривалась только как форма общественного сознания, противостоящая производству, а с другой — неправо мерно сужалось понятие производительных сил.
В. И. Ленин указывал, что противопоставление мате рии и сознания имеет абсолютное значение в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным 21. То, что в нашей литера туре последовательно раскрывался производный, зави симый характер научных знаний от практической дея тельности людей, составляет заслугу советской фило софской мысли и не может отбрасываться. Проделанный в этих работах гносеологический анализ науки имеет большое значение. Во-первых, потому, что отстаивает материалистическое понимание общественной жизни. Во-вторых, доказательство того, что те или'иные науч ные открытия обусловлены материальной производст венной деятельностью, направлено против попыток превратить научные знания в нечто абсолютно самостоя тельное. Наконец, гносеологический подход позволяет правильно понять сущность относительной самостоятель ности науки, ее активную роль. Изучение науки с пози ций теории познания предохраняет и от вульгаризатор
ских |
взглядов |
на |
ее функции. |
Например, |
было бы |
||
неправильно сводить |
всю науку |
к |
производительным |
||||
силам, отождествлять познание и действие. |
|
||||||
Но характер взаимодействия науки и производитель |
|||||||
ных |
сил не может быть выяснен |
полностью |
с позиций |
||||
1 См., |
например: |
И. |
А. Майзель. Коммунизм и |
превращение |
|||
науки |
в непосредственную производительную силу. «Высшая шко |
||||||
ла», |
1963, |
стр. 8— 19. |
|
|
|
|
|
2 |
См. |
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. |
18, |
стр. 151. |
|
14
одной только гносеологии. Отрыв научных знаний как идеального от производительных сил как материального наносит прежде всего ущерб правильному пониманию самих производительных сил. Производительные силы включают в себя средства труда и одаренных сознанием и волей людей. Для того, чтобы процесс труда мог вообще совершаться, человек должен обладать опреде ленной суммой знаний. Именно в труде человек воочию убеждается в производности своих знаний от практики: ему удается достичь намеченной цели только тогда, когда его знания более или менее верно отражают свойства предметов и явлений. На протяжении длитель ного исторического периода в производстве применялись главным образом эмпирические знания. Эти знания ни когда ни одним из авторов не исключались из произ водительных сил, так как без них невозможно рассмат ривать человека как производительную силу. Кроме того, они воплощались в орудиях производства. Но ведь эмпирические производственные знания тоже при надлежат к духовным явлениям и в гносеологическом смысле точно так же противостоят материальному, как и наука. Правильно ли исключать возможность отне сения научных знаний к производительным силам, если эти знания применяются человеком в производстве и воплощаются в орудиях труда, будучи в этом смысле совершенно тождественны эмпирическим знаниям? На этот вопрос напрашивается отрицательный ответ, кото рый не стирает принципиальную разницу между мате риальным и идеальным. Духовный компонент в произ водительных силах столь же необходим, сколь необ ходимо относительно самостоятельное развитие науки как духовного явления. Более того, именно это развитие и выступает необходимым условием превращения ее в непосредственную производительную силу.
Исследование новой функции науки привело к пере смотру формулировки структуры общественных произ водительных сил, принятой в философской и экономиче ской литературе. В частности, в ряде работ 1 критико валось известное определение производительных сил,
данное |
И. В. |
Сталиным: <гОрудия производства, при |
1 См., |
например: М. Я. Руткевич. Коммунизм и наука. «Фило |
|
софские науки», |
1962, № 2, 3. |
15