Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иное дело в условиях эксплуатации. Для лучшего использования оборудования, его производительности и экономичности необходимо располагать не приближен­ ными сведениями о надежности каждого устройства, а более достоверными. Только в этом случае можно при­ нимать своевременные меры для предотвращения неисп­ равностей, нарушающих нормальную работу и пони­ жающих надежность. Следовательно, в реальных условиях эксплуатации характеристики надежности, полученные на основе теории вероятности, не могут дать нужных результатов и должны применяться более точ­ ные объективные методы индивидуальной оценки техни­ ческого состояния и надежности каждого данного уст­ ройства или его отдельного элемента в данный момент или за определенный отрезок времени.

Для практической оценки надежности различных устройств и изделий на отдельных стадиях их создания, производства или в различных условиях работы приме­ няются соответствующие конкретные показатели (рпс. 2). Наиболее общим показателем надежности слу­ жит «вероятность безотказной работы», которая опре­ деляется в соответствии с положениями теории вероят­ ности по результатам испытаний на основании данных

о

фактической

средней

продолжительности

работы

учетом количества неисправностей — отказов)

и за­

данной продолжительности

безотказной работы.

 

Численное значение показателя вероятности безот­

казной работы

может изменяться в пределах от 0 до 1

или от 0 до 100%, К наиболее распространенным показателям, обеспе­

чивающим возможность определения вероятности без­ отказной работы, относятся такие, как отказ, наработка на отказ, интенсивность отказов. Эти показатели связы­ вают продолжительность работы различных устройств

12

Рис. 2. Основные показатели надежности

в часах или по пробегу (в километрах пробега) с коли­ чеством отказов. Отказом обычно называют неисправ­ ность, для устранения которой должен быть произведен внеплановый текущий ремонт.

В качестве косвенных показателей надежности, при­ меняют различные коэффициенты. К наиболее универ­ сальным относятся коэффициент эксплуатационной на­ дежности и коэффициент технической готовности.

Коэффициент эксплуатационной надежности Кэк определяется как отношение времени работы устройства под нагрузкой Гн к общему времени, включающему время работы под нагрузкой и время, которое было за­ трачено на устранение неисправностей (текущий ре­ монт) Гр.

Iу-

'

1 н

 

 

Д э . Н

Т

I

т

*

 

^ Н Т

J р

 

Коэффициент технической готовности Кт.ѵ может быть выражен как отношение количества исправных устройств Уи одного типа и одной марки к общему ко­ личеству подобных устройств, находящихся в эксплуата­ ции или под наблюдением, Усп

В этом виде коэффициент характеризует лишь общее состояние оборудования, так как не связан с продолжи­ тельностью отказов и их характером.

Положение изменится, если определять Кт.г как от­ ношение произведения количества исправных устройств Уи на время их исправного состояния Ги к произведе­ нию общего количества устройств У0 на общее время Т0

14


продолжительности работы и простоев в технических уходах и ремонтах. Показатели и характеристики на-

r.^

у и Ти

Ат.г —

V т

 

уoJ о

 

дежности играют большую роль в практической дея­ тельности конструкторов, машиностроителей. Не менее важны они и для руководителей предприятий лесозаго­ товительной промышленности.

Конструкторы и машиностроители обычно имеют де­ ло только с тем устройством, которое в настоящий момент является самым современным, находится в ста­ дии проектирования или производства. Работники же лесозаготовительных предприятий вынуждены исполь­ зовать не только самые современные устройства, к ко­ торым можно предъявлять какие-либо требования в части их усовершенствования, но и менее совершен­ ные устройства, в том числе снятые с производства.

Недостаточная конструктивная надежность многих видов оборудования, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту в условиях лесозаготовитель­ ных предприятий сочетается с трудностями в снабжении запасными частями и материалами. В результате созда­ ются большие затруднения в решении такой важной за­ дачи, как обеспечение надежной и производительной работы существующего оборудования.

Внастоящее время нет таких технических устройств, которые могли бы проработать весь срок службы (или наработать технический ресурс) без технического обслу­ живания.

Всвязи с этим для каждого устройства устанавли­ вается определенная номенклатура технических ухо­ дов, которые необходимо производить в плановом по­ рядке.

15

Как правило, потребителей предупреждают, что исправная работа оборудования может быть обеспече­ на при условии выполнения всех рекомендаций или указаний по техническому обслуживанию. На практике такие рекомендации часто не увязаны с положением по организации технического обслуживания. Бывает так, что рекомендации по техническому обслуживанию раз­ рабатывают без учета реальной возможности их выпол­ нения.

Все это в значительной степени является следствием того, что при проектировании, в технических условиях по­ казатели надежности, периодичности и объема техни­ ческого обслуживания не получают должного отраже­ ния.

Недостаточно учитывается и приспособленность обо­ рудования к техническому обслуживанию и ремонту, удобство выполнения операций по техническим уходам. Все внимание проектировщики и изготовители, как пра­ вило, уделяют показателям производительности. Глав­ ный инженер Электростальского завода тяжелого маши­ ностроения, лауреат Ленинской премии, А. Верник1 писал:

«Долговечность и надежность машины в очень боль­ шой степени зависит от того, позаботились ли проекти­ ровщики о длительности работы каждого узла, агрега­ та. Будем откровенны: внимание конструкторов было устремлено в основном на достижение высокого техни­ ческого уровня и высокой часовой производительности агрегата. Надо сказать, наши ученые и инженеры много сделали в этом направлении. А вот особой заботы о том, чтобы создаваемые машины длительное время не выхо­

1 А. В е р н и к . Улучшать'—значит экспериментировать. «Прав­ да», 22 мая, 1965 г.

16


дили из строя, наши ученые и инженеры не прояв­ ляли.

Не секрет, что снижение веса оборудования и трудо­ емкости его изготовления длительное время считалось важнейшими и чуть ли не главными показателями каче­ ства проекта и технического уровня машин. А достига­ лось оно зачастую за счет снижения долговечности и на­ дежности агрегатов. Именно поэтому фактическая про­ изводительность, взятая за длительный период эксплуа­ тации, обычно была меньше, чем проектная».

В свою очередь и в условиях лесозаготовительных предприятий отсутствует четкое представление о тесной взаимосвязи между мероприятиями, обеспечивающими надежность, и показателями основной производственной деятельности (производительность и себестоимость).

Часто из-за мелочных соображений по текущей эко­ номии заработной платы одного-двух рабочих, занятых профилактическим обслуживанием (особенно в холод­ ное время года), нарушается надежность работы десят­ ков автомобилей, трелевочных тракторов и других ма­ шин.

Рассмотрим степень влияния основных факторов (рис. 3) на надежность оборудования.

КОНСТРУКТИВНАЯ НАДЕЖНОСТЬ (АНАЛИЗ ОПЫТА ЭКСПЛУАТАЦИИ) ОСНОВНЫХ ВИДОВ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Предъявляя требования к надежности оборудования, работники лесозаготовительной промышленности исхо­ дят из того, что легче создать более надежную машину в индустриальных условиях современных машинострои­ тельных предприятий, чем обеспечивать надежность

П ри

Qm чего зависит

 

проектировании и - * >

надежность

- ч — В зксплуат ациа

изготовлении

(основные факторы)

 

Рис. 3. Основные факторы, определяющие надежность

методами технического обслуживания и ремонта в тяже­ лых условиях эксплуатации. Часто мизерная экономия па технологическом процессе изготовления детали или конструкции машины приводит к значительно большим убыткам в процессе ее эксплуатации.

Так, в 1964 г. при изготовлении бензопилы «Друж­ ба-60» была изменена конструкция стопора поршневых колец. Вместо двух латунных стопоров, установленных со смещением, был применен один сквозной стальной стопор для обоих колец. Экономия за счет устранения небольших по размеру латунных стопоров и одной опе­ рации по сверлению могла дать не более 10 000 руб. на всю программу, однако в результате такой «рационали­ зации» новые бензопилы стали работать не более 20—30 ч. После нескольких часов работы выходила из строя поршневая группа вследствие обгорания стально­ го стопора, поломки поршневых колец и задира цилинд­ ра. Затраты на восстановление поврежденной бензопилы во много раз превышали полученную заводом «эконо­ мию».

Прц создании некоторых специальных видов лесоза­ готовительного оборудования часто используются цели­ ком базовые конструкции стандартных машин или их отдельные узлы и агрегаты.

Подобное стремление может быть оправдано, если режим работы стандартной машины или агрегата не из­ менится в новых условиях в худшую сторону, а если он изменится, то надежность машины может значительно ухудшиться.

Подтверждением этому может служить использова­ ние стандартных автомобилей в качестве лесовозных автомобилей и их агрегатов (двигателей, коробок пе­ редач, главных передач, карданных валов) в теплово­ зах.

19



В результате работы в несоответствующих расчет­ ным режимам условиях надежность и срок службы этих агрегатов снижается в 2—3 раза.

Работоспособность современных машин в значитель­ ной степени зависит также от того, насколько правильно выбраны эксплуатационные материалы: топливо, смаз­ ка и др.

В настоящее время, когда режимы работы становят­ ся все более напряженными, в машинах и механизмах все чаще применяются специальные сорта топлив и сма­ зочных материалов с легирующими компонентами-при­ садками. Необходимо правильно учитываіь свойства этих материалов в соответствии с условиями работы оборудования.

Непродуманное назначение большого количества различных сортов материалов приводит к тому, что нельзя обеспечить их регулярное снабжение. В эксплу­ атации такого множества сортов (до 10), как правило, не бывает и происходит вынужденное нарушение реко­ мендаций.

Рассмотрим на конкретных примерах некоторое не­ дочеты в области обеспечения конструктивной надеж­ ности основных видов лесозаготовительного оборудова­ ния.

Надежность любого технического устройства опре­ деляется рациональностью принятых конструктивных решений, правильным учетом всех факторов, опреде­ ляющих прочность и работоспособность деталей, осо­ бенно базовых. В тех случаях, когда расчеты произво­ дятся без достаточно обоснованных исходных данных конструкции базовых деталей, весьма страдает эксплу­ атационная надежность.

При повреждении базовых

деталей (рам, корпусов

и др.) выходит из строя весь

агрегат или узел, возрас­

20

тает

потребность

в аварийных (текущих) ремон­

тах,

значительно

повышается расход запасных час­

тей.

В различных транспортных устройствах — автомоби­ лях, тракторах, дорожных машинах надежность в це­ лом в значительной степени определяется надежностью как корпусных деталей, так и ходовой части. На прак­ тике корпусные детали часто либо деформируются, либо повреждаются от ударов или от значительных дефор­ маций.

В трелевочных тракторах в отличие от автомобилей корпусные детали механизмов трансмиссии отличаются весьма низкой надежностью. По данным Мантуровского ТРЗ, до 80% корпусов заднего моста трактора ТДТ-40 (дет. 40-18 сб. 4) ремонтируют или заменяют в процес­ се капитального ремонта. Не отличаются хорошей надеж­ ностью резьбовые крепления картера главной передачи.

В тракторах

ТДТ-60/75

ненадежными

оказались

(рис. 4) корпус заднего

моста

и его крепление

к раме,

кронштейн оси,

лебедки

(дет.

60-4143), картер

борте­

вого редуктора

(60-15-001),

корпус механизма

управле­

ния тормозами (60-15-001 Б). Большинство этих дета­ лей повреждается по плоскостям крепления настолько, что при капитальном ремонте приходится производить заварку трещин по всему периметру. Что касается кронштейна крепления заднего моста, то его приходится неоднократно заваривать непосредственно на лесосеке при текущем (аварийном) ремонте.

По ходовой части часто отмечается недостаточная надежность катков.

Нельзя сказать, что на машиностроительных заводах вообще не работают в направлении повышения надеж­ ности, однако, как показывает опыт,— работа эта часто проводится без должной направленности. Вопросы

21