Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Капитальный ремонт машин в целом и агрегатов вы­ полняется либо централизованно в ЦРММ или РМЗ, либо в мастерских предприятия (на готовых агрегатах).

При капитальном ремонте наибольший эффект дает агрегатный метод в связи с тем, что даже для наиболее сложных видов оборудования доля работ по мойке, сборке и разборке составляет не более 20% общего объема работ. Таким образом, при наличии готовых агрегатов непосредственно на месте сборки приходится выполнять не более '25% общего объема (с учетом ремонта рамы). Как показывает опыт применения агре­ гатного метода капитального ремонта, продолжитель­ ность простоев может быть снижена не менее чем на 75—80%. Кроме того, при выполнении капитального ремонта силами и средствами предприятия агрегатным методом сокращаются простои в ремонте за счет транс­ портировки машин в целом к месту ремонта как мини­ мум еще на 5—10 дней. При этом агрегатный метод обес­ печивает хорошее качество, так как капитальный ремонт самих агрегатов в специализированных бригадах или на специализированных предприятиях производится более качественно. Как показывает опыт, многие ремонтные предприятия лесной промышленности стремятся к спе­ циализации. Там, где она осуществлена, заметно повы­ силось качество ремонта и возросла производительность.

Количество отдельных видов технических уходов и ремонтов, являющееся исходным для определения продолжительности простоев, принимается по нормати­ вам, приведенным в положении по техническому обслу­ живанию и ремонту1. Количество ежесменных уходов

1 Положение о профилактическом обслуживании и ремонте

основных типов лесозаготовительного оборудования. Химки,

ЦНИИМЭ, 1963.

125

определяется исходя из режима работы предприятия (сменности и продолжительности межремонтного цик­ ла). Например, при продолжительности цикла трелевоч­ ного трактора 3000 ч (после капитального ремонта) и коэффициенте сменности, равном 1, количество рабо­ чих дней будет 428. Количество смен, когда требуется подогрев перед началом работы, определяется исходя из количества дней в году с температурой как минимум не выше +5° в начале смены. Для большинства лесоза­ готовительных предприятий количество таких смен нахо­ дится в пределах 40—50% общей продолжительности работы. Расчетное количество капитальных ремонтов за цикл принимается равным единице.

Количество технических уходов ТУ-2 определяется по обычной методике как частное от деления межремонт­ ного цикла на периодичность ТУ-2 (за вычетом количе­ ства капитальных ремонтов). Количество технических уходов ТУ-1 определяется аналогично, за вычетом коли­ чества ТУ-2 (в связи с тем, что они включают объем ТУ-1).

Количество текущих ремонтов в абсолютном выраже­ нии не планируется, однако в нормативах для планиро­ вания предусматриваются два показателя: трудозатраты на 100 ч работы или 1000 км пробега и допустимая про­ должительность простоя в текущих ремонтах на 100 ч работы. Таким образом, общая продолжительность про­ стоя в текущих ремонтах за цикл определится по фор­ муле

Тп(т.р) — 100

tn (т.р)

где:

простоя в т. р. на

ГДт.р)— продолжительность

ЦИКЛ, Ч]

 

126


Тц — продолжительность цикла, ч\ ' ?п(т.рЛ — допустимый простой в т. р. на 100« работы.

Например, для тракторов ТДТ-40 допускается про­ стой в т. р., не более 6 ч на 100 ч работы.

В этом случае

ГП(т.Р) = 5 - 6 = 180 « или

1ОЛ

Tu (т.р) = = 26 смен.

Суммарная продолжительность простоя на цикл ра­ боты единицы оборудования при каком-либо варианте сочетания различных форм организации и методов вы­ полнения отдельных видов технического обслуживания и ремонта определяется как сумма полученных величин простоев. В зависимости от того, в каких единицах опре­ делялись простои в каждом виде ТУ и ремонта (в часах или сменах), определяется и суммарная их продолжи­ тельность.

В качестве примера в табл. 35 приводятся данные по определению продолжительности простоя трелевочных тракторов для четырех вариантов организации техниче­ ского обслуживания и ремонта в соответствии с поло­ жением о профилактическом обслуживании и ремонте основных типов лесозаготовительного оборудования.

На основании приведенной методики расчета могут быть определены простои и для любого другого вариан­ та (например, при различном уровне механизации,соче­ тании методов и др.).

Располагая данными о продолжительности простоев, определяем обобщенный или приведенный коэффициент технической готовности, который существенно отличает­ ся от обычного тем, что общий фонд времени оборудо-

127

вания принимается не календарный, а плановый (в соот­ ветствии с запланированным режимом работы данного предприятия). Продолжительность простоев учитывает­

ся как делосменных, так

и внутрисменных (с учетом

ЕУ, подогрева и ТР).

 

 

В этом случае обобщенный коэффициент технической

готовности

КТГоб

примет вид

 

КТГо6

М Д с - Ъ М Д п(т.у+р)

 

 

мд.

 

мд.

(МД,, у + М Д пу + мдтр+ М Д КѴ)

 

 

 

 

мд.

Более

удобно

для

 

учета как целосменных, так

и внутрисменных простоев определять их не в машиноднях, а в маійино-часах. '

к т г об=

М Ч С ЪМЧП(Тіу+Р)

мч с

 

МЧС- (мче,у+ мчп.у+ мчтр+ мчк р)

мчс

где:

 

 

 

М Д с; МЧС

-^машино-дни

и машино-часы

МДт.у+ѵ\ МЧт.у+р

списочные;

и машино-часы

— машино-дни

 

 

простоя в технических ухо-

МДе.у

 

. дах и ремонтах;

; МЧ,.у — машино-дни

и машино-часы

 

 

простоя, приведенные в еже­

 

 

сменных уходах (с учетом

МДі.д

 

подготовки);

и машино-часы

МЧт.р — машино-дни

простоя в текущих ремонтах;

128


МДа.у ; МЧ„.у — машино-дни и машино-часы простоя в периодических уходах;

М Д к.р; М Чк .р — то же, в капитальных ремон­ тах.

Рассмотрим на примере табл. 35 определение КТГоб организации обслуживания и ремонта по варианту 1.

Количество машино-дней в исправном состоянии М Д И при продолжительности межремонтного цикла 3000 ч работы должно быть при односменной работе не менее

М Д Л= —3^00 ■= 428 (при отсутствии других видов

простоев). В связи с тем, что анализ эффективности ор­ ганизации обслуживания производится без учета про­ стоев, не связанных с техническим обслуживанием и ре­ монтом, этот фактор будет оказывать равное влияние.

В соответствии с режимом работы предприятия общее или списочное количество машино-дней (МДС) ,

как минимум будет равно

сумме М Д С— М Д н-^~

+ (ЛГЛт.о+р ) =428+157 = 585,

следовательно, величина

КТГ будет равна КТГоб = ^

=0,72.

На основе КТГой определяется списочное количество машин в соответствии с принятой формой организации технического обслуживания и ремонта без учета измене­ ния сменной производительности.

В тех случаях, когда имеются основания для оценки степени влияния принятой организации технического обслуживания на сменную производительность, опреде­ ляем на этой основе количество работающих машин, ко­ торое может обеспечить выполнение плана с учетом повышенной производительности.

Новое количество списочных машин с учетом как КТГоб , так и сменной производительности опоеделяется

9 А . В. С еров 129

\


Эффективность различных форм огранизации технического

 

Варианты

ф орм о рган и зац и и и

методов

 

I

 

 

II

Вид ТУ и рем он ­

простои

 

 

 

 

 

 

тов

ф орм а организации по норме

ф актически ф орм а

орган и ­

 

и м етод вы полне­

 

зации

и метод

 

ния

дней

вы п олн ения

 

дней

2?

 

 

 

 

 

Подготовка к работе (подогрев двигателя)

ЕУ

ТУ-1

Внутрисмен-

15

100

15

100

Межсменно

но, индиви-

 

 

 

 

 

дуально

 

 

 

 

 

То же

•26

100

13*

50

»

 

48

100

12**

25

Внутрисмен-

 

 

 

 

 

 

НО

 

ТУ-2

»

22

100

22

100

-

 

ТР

»

16

100

120

750

*

KP

30

100

30

100

 

Всего простоев

 

157

100

212

135

 

 

Простои на маши-

 

2,6 100

3,0

115

 

 

но-смену

 

 

* При

внутрисменном выполнении ЕУ самим механизатором

и заправки трактора (около 0,5 ч

на машино-смену).

** На

практике регулярность

выполнения рабо^по ТУ-1 нару-

ипод общим названием «работы по профилактике».

***Или внутрисменно, децентрализованно, с частичной механи-

•S

V

Таблица 35

обслуживания и ремонта трелевочных тракторов на цикл работы

(3000 ч)_______________________________________________________

технического обслуж ивани я и рем онта

 

 

 

ІИ

IV

 

 

простои

простои

 

простои

 

ф орм а организации

ф орм а организации

 

 

 

и м етод выполне-

и метод вы полне-

 

 

ния

ния

%

X

3?

’S

Я

щ

Ж

 

 

— Межсменно

— — Межсменно

-

2,6

10

 

48

О О

Централизо-

 

 

 

ванно***

 

 

(в РММ)

22

100

16

100

Межсменно —

—2596

 

 

 

 

Внутрисмен.

 

 

агрегаты

30

100

Полнокомпле­

ктно—

 

 

- Ц РММ

 

 

(РМЗ) аг-

118.6

82

регатно

 

1,94

75

 

2,6

10

 

2,6

1 0

28,8

60

 

0,67

1,4

13,2

60

Централизо-

6,6

30

 

 

ванно***

 

 

 

 

(в РММ)

3,6

22

6

37

Межсменно

—25%

 

 

 

 

7—10

23-33

75

 

Централизован-

 

но***— агре-

 

 

 

 

 

 

15

50

гатно—75%

 

 

Агрегатно

 

 

 

 

в РММ

 

 

65

42

 

20-23 12,7-14,7

. 1,08

42

 

0,38

14,5

фактический объем работ сокращается до контрольного осмотра

шается особенно часто; эти работы обычно совмещаются с ТУ-2

задней.

131

130


по количеству работающих тракторов. В табл. 36 приве­ дены данные по анализу эффективности примерных вариантов организации технического обслуживания и ре­ монта.

Анализ эффективности различных форм организации, а также методов выполнения технических уходов и ре­ монтов, данный в табл. 35 и 36, характеризует возмож­ ности существенного улучшения производственной дея­ тельности любого предприятия путем выбора оптималь­ ного варианта для конкретных условий. Причем анализ в таблицах произведен исходя из минимального значе­ ния принятых показателей и без учета ряда показате­ лей, сопутствующих повышению надёжности при внедре­ нии рациональной организации.

При анализе не учтены расходы на текущий ремонт (на запасные части и содержание рабочих), не учтено снижение расходов на капитальный ремонт в результате увеличения межремонтных периодов вообще; снижение стоимости ремонта и устранения расходов на перевозку в ремонт полнокомплектного оборудования.

Как показывает опыт передовых предприятий, внед­ ряющих хотя бы отдельные мероприятия по рациональ­ ной организации, эти неучтенные показатели сущест­ венно повышают общую эффективность.

В табл. 37 приводятся сравнительные данные, харак­ теризующие эффективность агрегатного метода по ком­ бинату Вельсклес.

Для сравнения приводятся данные и по Вельскому леспромхозу, в котором рациональные методы и формы организации технического обслуживания и 1 ремонта внедряются шире, чем в большинстве леспромхозов ком­ бината.

При анализе данных табл. 37 необходимо учитывать, что показатели комбината Вельсклес по комплексной

132

Таблица 36

Э ф ф ек ти вн о сть

р азл и ч н ы х

ф орм

о р ган и зац и и

техн и ческого

 

 

о б с л у ж и в а н и я

и р е м о н та тр ел ево ч н ы х

тр ак т о р о в

 

ч)

(п о техн и ко -экон ом и ч ески м

п о к а за т е л я м

н а

ци кл 3000

 

 

 

 

 

 

Р азли чны е

варианты

ф орм

орган изации

 

те х ­

 

 

 

 

 

 

нического

обслуж ивани я

и рем онта

со­

 

 

 

 

 

 

 

 

ответствии с табл . 5)

 

 

 

 

П о к а за те л и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I а

I 6

II

 

 

III

 

 

IV

К ТГ (обобщенный)

 

0,75

0,67

0,79

 

0,87

 

 

0,95

Количество

тракторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(списочное) на 100

137

150

127

 

115

 

 

104

работающих

.

. .

 

 

 

Потребность

в

резерв­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных

тракторах

(на

25

25

19*

 

12-

ОО

 

100 работающих)

. .

 

О

Общее

списочное коли­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чество

тракторов

на

162

174

146

 

127

112—114

100

работающих

. .

 

Сменная

 

производи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельность

на

работа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ющий

трактор

(ус­

100

80

120

 

125

 

 

125

ловно,

%)

 

. . .

.

 

 

 

Необходимо

работаю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щих

тракторов

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

требуемых

по

100

120

80,0

 

75

 

 

75

норме ........................

 

 

 

Экономия

на цикл

за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

счет

уменьшения

ко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личества

работаю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щих

 

 

тракторов,

 

 

180 000

225 000

225000

руб** ........................

 

 

133