Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
Рис. 4. Типичные повреждения корпуса главной передачи (а) и характерная неисправность сое динения рамы трактора ТДТ-60 с корпусом заднего моста (б, в):
/ — места излома (сварки); 2 — дополнительное усиление
надежности иногда решаются без учета опыта эксплу атации.
. Например, на Онежском заводе повышали в основ ном надежность ходовой части и недостаточно работали над повышением надежности других узлов. Алтайским заводом усилен лишь корпус механизма управления (дет. № 60-14-001). Некоторые детали установлены так, что не поддаются демонтажу (невозможна перепрессовка внутренних втулок 60-33-022-13 трактора ТДТ-75). Создается впечатление, что конструкторы мало беспо коятся о том, как в условиях текущего ремонта восста-
-навливают работоспособность машин, во что это обхо дится государству и каковы условия труда ремонт ников.
Анализ рассмотренных примеров позволяет сделать вполне определенные выводы об основных причинах не достаточной надежности.
Если в тракторах ТДТ-60/75 одновременно выходят из строя сопряженные детали, кронштейны крепления заднего моста и корпус, следовательно, при конструиро вании применялась неправильная методика расчета или неправильно подобран материал. Если учесть время, за
трачиваемое на восстановление корпусных деталей в процессе аварийного ремонта, в условиях эксплуата ции и простои тракторов, связанные с этим, а также затраты в процессе капитального ремонта, то потери от конструктивных дефектов в данном случае намного пре высят затраты, которые пришлось бы произвести на заводе в случае своевременного устранения недостатков. Только на текущий ремонт кронштейна крепления заднего моста затрачивается не менее 15—20 руб., а такой ремонт приходится производить на всех тракто рах, находящихся в эксплуатации, и не один раз. До сих пор не удалось отработать надежную и долговечную конструкцию бензиномоторной пилы, ее пильной шины и цепочки. Особенно много хлопот доставляет эксплуата ционникам недостаточная надежность нагнетателей, ус тановленных на двигателях типа Д-6. Не обладают до статочной надежностью двигатели типа СМД.
В тех случаях, когда выходит из строя какой-либо массовый механизм, то непрерывность технологического процесса можно обеспечить за счет резерва. Однако имеются и такие виды оборудования, резервирование которых нерентабельно вследствие высокой стоимости
24 •
и трудностей размещения. Ненадежность такого обору дования нарушает весь технологический процесс пред приятия.
С большими трудностями приходится сталкиваться при создании автоматического оборудования нижних складов, автоматических линий по разделке древесины вследствие недостаточной надежности отдельных эле ментов устройств в сочетании с тяжелыми условиями эксплуатации (непосредственное воздействие атмосфер но-климатических условий, режим работы и др.). По давляющее большинство различных полуавтоматических линий по разделке древесины, находящихся в эксплу атации, работает неустойчиво и не обеспечивает преду смотренной производительности.
При испытаниях полуавтоматической линии ПЛХ-3 выявлена недостаточная надежность приемного транс портера (30 случаев обрыва цепи и повреждения дру гих элементов). Наблюдалось частое пригорание кон тактов, подгорание обмоток катушек электромагнитов, шторок, магнитных пускателей и др. Имелись наруше ния и в работе гидравлики. Из 154 полуавтоматических линий по разделке хлыстов, выпущенных к 1/1-1965 г., находилось в эксплуатации не более 52 линий, причем работали они в течение 43% времени.
Надежность конструктивных элементов и машин в целом в значительной степени зависит от применяе мых способов соединения и монтажа. В тех случаях, когда имеется большое количество резьбовых соедине ний, а возможность их проверки и крепления затрудне на, надежность значительно ухудшается.
При создании машин часто нарушаются требования унификации деталей и конструктивных элементов. Иногда для крепления одной и той же детали приме няется несколько типоразмеров болтов, гаек, шпилек
25
и других элементов. Разные типоразмеры выбираются без всякого расчета даже там, где крепления не имеют силовой нагрузки, а носят декоративный характер.
Для проверки и крепления большого количества деталей разных типоразмеров требуется много размеров инструмента, затрачивается значительно больше време ни. В тяжелых условиях эксплуатации лесозаготови тельного оборудования трудности выполнения крепеж ных работ возрастают, что в. конечном счете оказывает влияние на качество, а следовательно и на надеж ность.
По сложившейся традиции в сложных машинах при меняются преимущественно резьбовые соединения. Из меняются конструкции автомобилей, тракторов, дорож ных машин и другого оборудования. Повышается ско рость, мощность, грузоподъемность. Изменяется конст рукция отдельных деталей и узлов, а количество резь бовых соединений почти не изменяется или изменяется незначительно.
Несколько больше внимания уделяется приспособ ленности к техническому обслуживанию на автомобиль ных заводах. Например, в новых автомобилях ЗИЛ за счет изменения конструкции подвески количество точек смазки уменьшилось до четырех (в ЗИЛ-130) против двенадцати в ЗИЛ-150. В автомобилях МАЗ изменена конструкция колес (бездисковая с литыми спицами), в результате количество гаек крепления колес уменьши лось с 64 до 24. Значительно уменьшилось количество болтов и гаек за счет применения кабины сварной кон струкции.
Общая надежность резьбовых соединений повышена за счет применения единого стойкого антикоррозийного покрытия — цинкования с последующим пассивирова нием или фосфатированием. В труднодоступных местах
26
применены фиксаторы гаек, более широко применяются легированные стали для ответственных сопряжений.
Однако количество резьбовых соединений в целом, количество типоразмеров крепежных деталей и точек смазки в автомобилях и особенно трелевочных тракто рах непомерно велико.
Так, в автомобиле ЗИЛ-157 имеется 1642 болта 109 типоразмеров, а в тракторе ТДТ-75— 1520 болтов 86 ти поразмеров. Для сравнения можно привести трактор С-100, у которого насчитывается 1146 болтов, т. е. значи тельно меньше, чем в тракторе ТДТ-75.
В процессе технического обслуживания часто прихо дится выполнять работы по выпуску масла или топлива и иметь дело с различными пробками. Естественно, что чем меньше пробок и особенно меньше разница в разме рах под ключ, тем быстрее и лучше может выполняться техническое обслуживание. Однако количество пробок и типоразмеров весьма велико. Так, в тракторе КТ-12 после модернизации было 33 пробки, в тракторе ТДТ-40 количество пробок возросло до 57. В тракторе ТДТ-75 пробок 64 при 11 типоразмерах, в то время как в трак торе С-80 всего 20 пробок 8 типоразмеров. Очевидно, что общее количество пробок и их типоразмеров может быть значительно уменьшено путем унификации и совер шенствования конструкции.
Чем меньше будет разница в техническом состоянии новых машин, тем меньше будет она и в процессе экс плуатации. Следовательно, более однородными будут требований к организации технического обслуживания и ремонта, уменьшится трудоемкость уходов и потреб ность во внеплановых, аварийных ремонтах.
В чем причина того, что техническое состояние даже новых однотипных машин неодинаково? Разница в тех ническом состоянии отдельных сопряжений, узлов,
27
агрегатов и машин в делом зависит от физико-механиче ских свойств исходных материалов, совершенства конст рукции, технологии изготовления деталей, качества сборки и приработки (обкатки). В последующей эксплу атации индивидуальные качества усиливаются под влия нием разницы в режимах работы (колебаний нагрузки, скорости, температурных условий); применяемых топлив и смазочных материалов; организации и качества техни ческого обслуживания.
Механические свойства конструкционных материалов могут отличаться в достаточно широких пределах еще до того, как будет изготовлена деталь. В последующих стадиях механической и особенно термической обработ ки усиливается разница в механических свойствах и по являются новые факторы: различное состояние поверх ности после обработки и колебания размеров в преде лах допусков.
При сборке под влиянием разницы в сборочных уси лиях, особенно при неудачных конструктивных решени ях, значительно искажается геометрическая форма де талей. Не менее существенное влияние оказывает раз ница во взаимном положении отдельных сопряжений и узлов, нарушение соосности.
Под влиянием разницы в величине механических по- ■ терь изменяется расход электроэнергии, жидкого топли ва, смазки.
Например, в результате колебаний пропускной спо собности жиклеров, распылителей, а также качества и состояния других деталей приборов систем питания карбюраторных и дизельных двигателей, расход топлива в автомобилях или тракторах одной и той же марки может колебаться в пределах 20—30%.
Различная подача горючей смеси или жидкого топ лива зависит от состояния впускного трубопровода.
28
Не менее значительное влияние на рабочий процесс карбюраторного двигателя оказывает разница в харак теристиках прерывателя распределителя. Например, раз ница в величине угла опережения зажигания между от дельными цилиндрами достигает 10—12°, а это в свою очередь влияет на интенсивность износа и образование отложений в двигателе.
В сложных машинах, собранных из большого коли чества сопряжений, узлов, приборов, индивидуальные качества проявляются весьма заметно и с ними прихо дится считаться.
В тех случаях, когда конструктивно ненадежны базо вые детали, влияние индивидуальных качеств на работу и потребность в техническом обслуживании и ремонте становится решающим.
При проектировании и изготовлении лесозаготови тельного оборудования эти обстоятельства должны учи
тываться |
всесторонне. Особо недопустимо |
стремление |
уменьшать |
вес ответственных деталей |
любой це |
ной. |
|
|
Надежность лесозаготовительного оборудования, ис пользуемого в основном в суровых климатических усло виях, зависит также от конструктивной приспособлен ности к этим условиям — продолжительным морозам, тяжелым дорожным условиям, повышенной влажности.
Между тем даже в самых холодных районах лесоза готовители вынуждены применять такое же оборудова ние, которое применяется на юге и в умеренно холодной зоне.
Правда, автомобильная промышленность приступила к подготовке серийного производства автомобилей «северной модификации», однако по трелевочным тракторам подобная задача пока . еще не ре шается.
29
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ НАДЕЖНОСТЬ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Рассмотрим, какие факторы определяют надежностьоборудования при эксплуатации.
Размеры деталей и материалы, из которых изготов лены механизмы, назначаются исходя из определенных режимов работы, качества применяемых топлив смазоч ных материалов и других условий. От Соблюдения ре комендаций по режимам работы в первую очередь зави сит надежность. Большое влияние оказывают атмосфер но-климатические условия, регулярность и качество технического обслуживания, особенно с учетом инди видуальных особенностей и холодного времени года.
Эксплуатационная надежность в значительной степе ни зависит также от квалификации рабочих-механизато- ров, трактористов, шоферов, машинистов и др.
Нельзя сказать, чтобы роль большинства факторов, определяющих эксплуатационную надежность, не была известна вообще. В настоящее время подавляющее большинство руководящих работников предприятий имеет высшее и среднее специальное образование. Ра бочие, механизаторы проходят квалифицированное обучение в системе профессионально-технического обра зования. Однако многие вопросы, связанные с эксплуата ционной надежностью, расцениваются в условиях пред приятий как сугубо «теоретические» и не оказывающие существенного влияния на производительность и себе стоимость! Во многих руководящих материалах по во просам работы лесозаготовительных предприятий отме чается важность хорошего состояния дорог, трелевочных волоков и других мероприятий, однако часто эти меро приятия в должной степени не выполняются.
30
Известно, что в холодное время года двигатели внут реннего сгорания надо подогревать до такого состояния, при котором обеспечивается прогрев и пуск двигателя с минимальным износом. Однако для этого необходимо иметь надлежащее оборудование и средства механиза ции. На предприятиях эти требования часто выполня ются формально, в результате чего, несмотря на види мое благополучие, надежность не обеспечивается, пуск происходит замедленно и сопровождается повышенным износом.
В настоящее время на всех предприятиях, как прави ло, имеются планы и графики технического обслужива ние, организованы пункты и бригады профилактическо го обслуживания. Численность рабочих, занятых техни ческим обслуживанием и ремонтом оборудования в ле созаготовительной промышленности, составляет около 75000 человек. Однако оргйнизация труда пунктов и бригад профилактического обслуживания во многих случаях шаблонна, регулярность выполнения техниче ских уходов, особенно для новых машин, не контроли руется и не обеспечивается; на низком уровне находится механизация процессов технического обслуживания. В результате в лесной промышленности весьма велики простои и трудозатраты в текущих и заявочных ремон тах.
При таком положении списочное наличие некоторых ендов оборудования в 1,5—2 раза более работающего; в свою очередь фактическое количество работающих ма шин на 25—50% больше, чем это необходимо при полно ценном осуществлении мероприятий, обеспечивающих эксплуатационную надежность.
Плохо обстоит дело с организацией обмена опытом передовых рабочих-механизаторов. Передовые методы труда, особенно таких профессий, как шоферы
31