Файл: Сенчев В.Г. Монтаж электрооборудования строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но производить периодическую промывку под­ шипника и закладку свежей смазки. При за­ кладке смазки ею заполняют свободное про­ странство в самом подшипнике, лабиринтовые канавки и одну треть объема смазочной ка­ меры.

Подшипниковые щиты двигателей пере­ менного тока изготовляют из чугуна, а по­ стоянного тока — из стали 25ЛК1Для об­ легчения разборки двигателя в его подшип­ никовых щитах предусмотрены отверстия с резьбой. Отжим щита производят путем ввер­ тывания болтов в эти отверстия. Размеры от­ жимных отверстий соответствуют диаметру болтов, крепящих подшипниковый щит, поэ­ тому их используют в качестве отжимных. Так же снимают и крышки подшипника.

Обмотки статора односкоростных электро­

двигателей переменного тока

на

220/380 в

при

подключении соединяются

следующим

образом: при напряжении 220 в

в треуголь­

ник,

при напряжении

380 в — в звезду (рис.

5).

Для возможности

таких

пересоединений

 

а)

6)

 

 

Рис. 5. Схемы включения односкорост­ ного электродвигателя

и — в треугольник; б — и звезду

28

в коробку выводов подводят начала и концы( всех фаз обмотки статора. Для электродви­ гателей переменного тока на 500 в обмотку соединяют в звезду внутри него и в короб­ ку выводов выведены только начала фаз. Маркировка выводов электродвигателей пе­ ременного тока следующая: Сь Сг, Сз — на­ чала фаз обмотки статора, С4, С5, Св— кон­ цы фаз обмотки статора.

Если маркировка выводов утерялась, оп ределить ее можно следующим способом. Ме­ гомметром или омметром определяют фазы обмотки электродвигателя. Для определения начал и концов фаз обмотки их два вывода соединяют вместе, а к другим подводят на­ пряжение. На третьей фазе обмотки проверя­ ют наличие напряжения вольтметром или лампой накаливания. Если напряжение наво­ дится на третьей фазе, это показывает, что совпали соединенные концы фаз. Затем оп­ ределенные концы и начала фаз маркируют. Один вывод третьей фазы соединяют с кон­ цом первой или второй фазы, а к началам этих фаз попадают напряжение сети. На остав­ шейся невключенной фазе определяют нали­ чие напряжения. Если напряжение наводится, то концы совпали, а если не наводится, то не совпали. В этом случае их следует поменять местами и повторить подключение к сети и замер напряжения на неподключенной фазе. Затем маркируют выводы фаз обмоток ста­ тора.

Для многоскоростных электродвигателей маркировку выводов дополняют цифрами, указывающими число полюсов этой обмотки. Крановые электродвигатели имеют верхнее расположение коробки выводов. При таком

29



расположении можно подвести провода к электродвигателю с любой стороны. Провода цепи ротора вводят отдельно от цепи статора.

К электродвигателю провода подключают путем непосредственного соединения наконеч­ ника внутреннего провода к монтажному про­ воду.

При установке электродвигателя, соеди­ няемого с 'редуктором муфтой, точно совме­ щают ось вращения электродвигателя с осью вращения вала редуктора. Для этого при монтаже под лапы электродвигателя или ме­ ханизма подкладывают металлические пла­ стины соответствующей толщины. Если дви­ гатель соединен с механизмом зубчатой пере­ дачей, то при установке электродвигателя при помощи подкладок под лапы обеспечива­ ют параллельность осей двигателя и меха­ низма, а также правильность зацепления зуб­ чатой передачи.

Перед пуском двигателя необходимо про­ тереть его от пыли, продуть сухим сжатым воздухом, проверить целостность и правиль­ ность установки щеток, состояние контактных колец, а также проверить состояние изоляции обмоток электродвигателя. Сопротивление изоляции, измеренное мегомметром на 500 в, должно быть не ниже 0,5 Мом в холодном и 0,2 Мом в нагретом состоянии. Если сопро­ тивление изоляции обмоток меньше указан­ ного, то электродвигатель сушат до восста­ новления сопротивления изоляции.

Места соединений подведенных проводов с выводными концами обмоток электродвига­ теля необходимо изолировать. Рекомендуется изоляция из двух слоев прорезиненной ленты,

30

двух слоев ленты из лакоткани и двух после­ дующих слоев из прорезиненной ленты. Каж­ дый слой изоляции накладывают с перекры­ тием половины ширины ленты.

Для безопасности обслуживающего пер­ сонала надежно заземляют корпус электро­ двигателя путем соединения его с корпусом крана или с заземляющей сетью. С этой целью заземляющую шину или провод под­ соединяют к заземляющему болту, установ­ ленному на ла.пе двигателя. Место прилега­ ния заземляющего проводника к корпусу должно быть луженым и чистым.

Сечение заземляющей жилы должно быть равно сечению питающих проводов, но не ме­ нее 4 мм2 для медных и 10 мм2 для стальных.

Монтаж тормозных электромагнитов и электрогидравлических толкателей. Работа кранового механизма характеризуется срав­ нительно частым чередованием пуска и оста­ новки его двигателя. При отключении двига­ теля .механизм не сразу останавливается, а в зависимости от условий нагрузки продолжает некоторое время двигаться. Для того чтобы уменьшить это время и тормозной путь, все крановые двигатели снабжают тормозами, автоматически останавливающими двигатель при его отключении. Особенно важна уста­ новка тормоза для механизма подъема или изменения вылета стрелы, так как под дейст­ вием веса груза отключенный двигатель про­ должает вращаться и развивает при этом недопустимую скорость. Установка тормозов на всех подъемных механизмах и на механиз­ мах передвижения кранов — обязательное требование Госгортехнадзора СССР.

Наиболее распространены в кранострое-

31


ими колодочные тормоза, обкладки которых закреплены иа жестких колодках. Обкладки нажимают на пгкив при торможении под дей­ ствием дружины. Давление пружины переда­ ется посредством системы рычагов. Для раз­ мыкания тормоза (растормаживания) исполь­ зуют тормозные электромагниты или электрогидравлические толкатели.

Для тормозов крановых механизмов в ос­ новном применяют короткоходовые тормозные электромагниты переменного и постоянного

тока.

Тормозные электромагниты постоянного тока МП (рис. 6) относят к .группе коротко­ ходовых электромагнитов.

Рис. 6. Тормозной электромагнит по­ стоянного тока МП

32

В литом стальном цилиндрическом корпу­ се 1 помещена катушка 2, которая удержива­ ется полюсным наконечником 3. В отверстие сердечника корпуса запрессована текстоли­ товая втулка 4, в которой скользит штырь 5, и «а его конце надет стальной якорь 6. Крыш­ ка 7 крепится к боковой поверхности корпуса винтами. Амортизационная пружина 8 защи­ щает якорь от удара по крышке при отключе­ нии катушки электромагнита. В корпусе пре­ дусмотрены четыре отверстия с резьбой для крепления электромагнита и отверстие с за­ крепленной в ней втулкой 9 для вывода про­ водов катушки.

Тормозные

электро­

 

 

магниты

МО

перемен­

 

кстозаке-

ного

тока

(рис. 7) —

 

ро1 ходо яко->

однофазные

поворот­

 

'рянапинии

 

заклепок

ного типа. Магпитопро-

 

 

 

вод,

склепанный

из

 

 

изолированных

листов

 

 

электротехнич е с к

о

й

 

 

стали,

состоит

из

не­

 

 

подвижного

ярма

1

и

 

 

поворачивающе

гос

я

 

 

якоря

2.

 

Пакет

ярма

Рис. 7. Тормозной элек­

склепан с двумя уголь­

тромагнит

переменного

никами

3 и

с

двумя

тока

МО

опорными

стойками

5

 

 

углового

 

сечения.

 

Катушка 4 прижата к

угольникам 3 крышкой 6, закрепленной бол­ тами. Пакет якоря склепан с двумя щеками 7, которые опираются на ось 8, сидящую в подшипниках, приваренных к стойкам. На ярме закреплен короткозамкнутый виток 9. Между верхним стержнем ярма и якоря име­ ется воздушный зазор, предохраняющий

3 З а к а з 2388

33


якорь от прилипания после отключения ка-< тушки. В стойках 5 находятся прорези для крепления электромагнита к рычагу тормоза.

При прохождении тока по катушке якорь, поворачиваясь, притягивается к ярму. При этом он нажимает заложенной в прорези щек поперечной планкой 10 на стержень пружин­ ного тормоза, выполняя операцию растормаживания тормоза. При отключении катушки под действием рабочей пружины тормоза якорь электромагнита отбрасывается.

Электрогидравлические толкатели изго­ товляют с прямолинейно перемещающимся исполнительным органом (штоком). Они при­ меняются в качестве привода колодочных пружинных тормозов вместо различных тор­ мозных электромагнитов.

Колодочные пружинные тормоза работа­ ют следующим образом. При выключенном электродвигателе толкателя тормоз под дей­ ствием пружины замкнут, шкив заторможен; при включении электродвигателя толкатель, преодолевая усилие тормозной пружины, раз­ мыкает тормоз.

Электрогидравлические толкатели приво­ дятся с трехфазными электродвигателями, об­ мотки которых можно соединить в треуголь­ ник (напряжение 220 в) или в звезду (напря­ жение 380 в). Обмотки переключают в короб­ ке зажимов электродвигателя толкателя. Ра­ бочим положением является вертикальное, однако допускается работа и при наклонах 20° в любом направлении.

Элекгрогидравлический толкатель (рис. 8) состоит из электродвигателя AM, погружен­ ного в рабочую жидкость, корпуса толкате­ ля, центробежного насоса, закрепленного на

34

валу электродвигателя, .поршня со штоком, цилиндра, промежуточной крышки и верх­ ней крышки с резиновым армированным уп­ лотнением в штоке. Для уплотнения мест соеди­ нения корпусных деталей предназначены масло­ стойкие резиновые коль­ ца.

Колесо насоса — с пря­ мыми радиальными ло­ патками, которые обеспе­ чивают нормальную ра­ боту толкателя незави­ симо от направления вра­ щения колеса.

Электродвигатель под­ ключают к сети через ко­ робку зажимов. На пла­ стмассовой панели ко­ лодки зажимов располо­ жены шесть проходных контактов. Контакты за­ щищены алюминиевой крышкой. Кабельный сальник предохраняет ка­ бель от выдергивания и обрыва в месте соедине­ ния контактов.

Тормозные электро­ магниты МП постоянного тока, МО переменного тока предназначены для установки на пружинных колодочных тормозах ТК

с

диаметрами шкивов

100,

200 и 300 мм. Элек-

Рие. 8. Электрогидравлический толка­ тель

/—электродвигатель; 2— корпус; 3—поршень; 4—

цилиндр;

5, 6,

11, 12,

14, 15—резиновые

уп­

лотнения; 7 — крышка верхняя; 8 — крышка промежуточная; 9—шток; 10— центробежный на­ сос; 13—колодка зажи­ мов; 16 — кабельный

сальник

3 *

35