Файл: Мельников Ю.Л. Стыки сборных железобетонных пролетных строений мостов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
суммарному сопротивлению срезу бетона и арматуры по-
контактной поверхности бетонов в стыке, равному 23 кг/см2-
Разрушающая нагрузка составила 150—170 т. Стык вы
держивал 2 млн. повторений нагрузки при амплитуде от 8-
до 32 т без каких-либо расстройств. При сравнении опи
санного стыка со стыком на коротких выпусках (см. п. 5,
стр. 26) по условиям прочности, трещиностойкости и тех нологии монтажа отдано предпочтение последнему.
15. Металлические стыки
Металлические стыки для сборных железобетонных эле
ментов представляют собой соединения из металлических
жестких деталей (прокатного металла, сварных профилей или литья), прикрепляемых к рабочей арматуре стыкуемых элементов. Эти стыки применяются с соединениями на сварке (рис. 26 и 27) или на болтах (рис. 28 и 29).
Стыки со сварными соединениями закладных металличе
ских частей между собой и с рабочей арматурой стыкуе
мых элементов можно применять для объединения сборных
железобетонных элементов, когда возможно обеспечить хо
рошее качество сварки, особенно при монтаже, а также
когда учитывается снижение расчетных сопротивлений при
многократно повторных нагрузках.
Стыки с болтовыми соединениями могут быть приме
нены для объединения сжатых элементов и |
работающих |
на перерезывающую силу, а также элементов, |
работающих |
на сжатие с изгибом, при условии расположения стыков в сечениях с небольшими изгибающими моментами или до пущения деформативности стыков.
Металлические стыки с болтовыми соединениями широко применяются для соединения элементов цилиндрической формы; для объединения растянутых элементов такие стыки
допустимы при условии использования высокопрочных бол
тов или при таком их расположении в соединении, когда они работают на срез, а не на отрыв гаек и головок болтов (см.
рис. 28).
Соединять болтами закладные (выпускаемые) металли
ческие части с рабочей арматурой не рекомендуется из-за деформативности стыка вследствие обмятая гаек. В соеди нениях элементов, работающих на сдвиг или сжатие, воз можно применение закладных металлических частей, не со
единенных непосредственно с рабочей арматурой (утоплены
70
s)
Рис. 26. Металлический стык на сварке
(до заполнения стыковой полости бетоном): |
|||||||||||
|
Б-Б |
|
|
|
|
A-A |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
2— (по стыку); в—разрез |
|||||
а—фасад; б—разрез по |
|
||||||||||
по |
|
|
(по 3 |
— |
|
|
|
элементам); |
/—соеди |
||
|
|
соединяемым |
|||||||||
няемые элементы арки4; — |
|
закладной |
металличе |
||||||||
ский |
лист; |
|
|
рабочая |
арматура, привариваемая |
||||||
|
|
|
5— |
|
листу; |
|
|
|
6— |
стыковые |
|
к закладному |
|
металлические |
|||||||||
накладки, привариваемые к выпускам закладного |
|||||||||||
листа; |
|
|
диафрагмы |
жесткости; |
|
монтажные |
|||||
|
|
|
|
|
|
болты |
|
|
|
в бетон). Такие закладные детали соединяются между со
бой главным образом на сварке.
Металлические стыки |
имеют |
следующие |
недостатки: |
а) дополнительный расход металла в конструкции; |
|||
б) необходимость очень |
точного |
соблюдения |
размеров |
сборных элементов пролетных строений при их изготовле нии и точного размещения выпускаемых металлических де талей, особенно при соединении элементов в торец;
71
Рис. 27. Металлический (стык на сварке) элементов цилин дрической формы из центрифугированного железобетона (до омоноличивания) :
а—фасад; б—разрез по оси элемента; /—прикрепляемый элемент; 2—трубчатый выпуск элемента; 3—трубча тый выпуск с фигурным вырезом; 4—сварной шов выпусков; 5—ребра
жесткости; 6—узловая фасонка фермы
Рис. 28. Металлический стык с соединением на болтах (до заполнения стыковой полости бетоном)
72
в) малая жесткость сты ков при расположении их в изгибаемых элементах (стыки
сболтовыми соединениями).
Для повышения жесткости и прочности стыков, а также для защиты металлических за кладных частей от коррозии
металлические стыки необходи
мо омоноличивать бетоном на
мелком щебне, оштукатури вать по металлической сетке
или покрывать торкретбетоном.
Конструкция стыков должна
быть такой, чтобы при пере
даче через них усилий заклад
ные детали и накладки не
разгибались. Передачу уси лий в стыках следует осуще ствлять так, чтобы не появи лись дополнительные моменты, которые могут вызвать отслаи вание бетона.
Во избежание откалывания
бетона, заполняющего стык,
металлические части, соеди
ненные в стыках, не должны
разделять сечение. В стыке
следует предусматривать попе
речное соединение омоноличивающего бетона, например пу
тем устройства прорезей в ме таллических листах.
Сварка в соединениях ме
таллических закладных частей не должна вызывать измене ния формы, закручивания и смещения отдельных деталей стыка.
Расчет металлических сты ков можно вести с учетом полной передачи всей нагруз
ки через закладные детали.
Расчет же всех металлических
тгтпптпя
JjSB ΠQOOD00
Рис. 29. Металлический стык (на болтах) элементов цилин дрической формы (до OMOHOличивания) :
/—соединяемый |
|
элемент |
(блок) |
||||
сваи; |
2— |
фланцы; |
3— |
болты; |
4— |
от |
|
верстия |
для |
болтов; 5—отверстия |
|||||
|
|
для |
арматуры |
|
|
73
деталей стыка и их соединений можно производить по дейст
вующим нормам проектирования металлоконструкций и их соединений (СН-200-62 и т. п.) с учетом величины и харак
тера воспринимаемых ими усилий.
Исследования металлических стыков проводились еще
втридцатых годах в Москве Институтом сооружений (ВИС).
Винституте были исследованы стыки с болтовыми со
единениями, предложенные немецким инженером Е. Хойе ром и усовершенствованные советским инженером Е. Л. Хлеб
никовым. Жесткость балки со стыками даже улучшенной
конструкции оказалась меньше жесткости монолитной балки.
Применение сварки увеличивает жесткость таких стыков по
сравнению со' стыками на болтах.
В мостостроении для соединения элементов пролетных строений металлические стыки применяются мало, хотя в
некоторых проектах и рассматриваются варианты соедине ний на таких стыках. Вместе с тем очень широкое рас
пространение получил этот тип стыка на сварке в промыш ленном и гражданском строительстве, где он является
основным видом соединения железобетонных элементов.
Разновидность металлических стыков в виде фланцевых
соединений (предложенных К. С. Силиным) железобетон ных элементов цилиндрической формы широко применяется при сооружении фундаментов мостов на сваях-оболочках
в СССР и КНР [20].
C 1962 г. в ЦНИИСе начаты исследования стыков для прикрепления в узлах решетчатых ферм элементов цилиндри ческой формы из центрифугированного железобетона. На рис. 27 приведен предложенный для этих целей инж. И. Д. По ляковым металлический стык на сварке, названный «теле
скопическим».
Такой стык позволяет монтировать фермы при наличии
значительных отклонений от проектных размеров соединяе мых элементов.
Глава 111
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТЫКОВ
Среди рассмотренных в главе II стыков сборных желе зобетонных пролетных строений мостов на основании имею
щихся данных можно выделить стыки, которые могут быть
рекомендованы уже теперь для практического применения в конструкциях пролетных строений серийного производства,
и определить их целесообразное использование в конструк
ции пролетного строения. Это такие стыки, которые до
вольно полно исследованы, изучены и проверены в лабора
торных и производственных условиях, показали достаточную
надежность в определенных конструктивных решениях.
Часть же стыков можно рекомендовать пока еще только для опытного строительства. Это те стыки, которые дают
хорошие показатели по результатам предварительных иссле
дований (полностью еще не законченных), но еще не про
верены в производственных условиях или проверены лишь в ограниченных определенными условиями конструктивных
решениях. Например, стыки с петлевыми соединениями ар
матурных пучков подробно исследованы в лаборатор
ных условиях, прошли производственную проверку в про
цессе изготовления и монтажа опытного сборного пролет ного строения расчетным пролетом 55 м, где они были применены для соединения балки жесткости, работающей
на растяжение . с изгибом. Однако рекомендовать их для широкого применения, например, в прикреплениях элементов в узлах пока еще преждевременно, так как для такого кон
структивного решения они еще не проверены.
В достаточной степени исследованы в лабораторных ус
ловиях стыки с металлическими накладками на болтах, но они могут быть рекомендованы пока только для опытного строительства, так как не прошли еще производственной проверки.
В таблице приводятся данные- о целесообразной области
применения рассмотренных в главе II конструкций стыков при проектировании, изготовлении и монтаже сборных
железобетонных пролетных строений мостов (отмечены круж-
75
■ч -
Виды стыков
с
я
J |
2 |
1 Стыки с продольным обжати ем элементов предваритель но напряженной арматурой
2Стыки с поперечным обжати ем соединяемых элементов
3Стыки на петлевых пучках предварительно напряжен ной арматуры
4Стыки на коротких пучках предварительно напряжен ной арматуры или на предва
рительно напряженных бол тах из высокопрочной стали
5Стыки на коротких выпусках предварительно напряжен ной арматуры одного из эле ментов
6Стыки стаканного типа
7Болтовые соединения, рабо тающие на сдвиг
і
Для соединениябаемых элементов изги
3
•
□
□
Основная--несущаяконструкцияі |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
зывающуюботающихДля соединенийнасилуперере, ра |
I [ тянутыхтянутыхДля соединенияэлементови сжато-расрас |
I растянутыхДляврастянутыхузлахприкрепленияиэлементовсжато |
жетыхихДлявдлясоединенияэлементовузлахприкрепления, асжатак |
I’ работающихментовдольноДля соединения(члененныхвсоединенияхна сдвигпроэле-), |
локДля илиприкрепления ба сущихментамплит к конструкцийузламосновныхребристыхили неэле |
Проезжая |
*часть |
|
Связи |
|||
речнымипролетадольныхДля соединенияилибалокбалкамис попевдольпро |
Для(в одномсоединенияуровне)про |
рекдольныхпролетабалокс попопе |
мощью диафрагм |
баемыхДля соединенияплит изги |
балокплитДдя прикрепленияк(стенкамсверху) |
крепленияДляментовсоединениясвязейих ви узлахэлепри |
||||||
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
11 |
|
12 |
13 |
14 |
|
• |
□ |
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
□ |
|
□ |
□ |
□ |
|
|
|
|
|
|
|
|
□ |
|
|
|
|
|
|
□ |
|
|
|
|
|
|
□ |
|
|
•** |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• ** |
|
□ |
□ |
|
|
|
|
|
|
□ |
|
|
□ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Í |
I |
|
I |
|
|
I |
|
|
|
I |
|
8Стыки на нагелях
9а) Стыки с металлическими на кладками на обычных болтах
б) Стыки с металлическими накладками на высокопроч ных (предварительно напря женных) болтах
10Стыки с петлевыми соедине ниями арматурных пучков
11Стыки с соединением арма турных пучков муфтами
12Стыки на сварке арматурных выпусков
13Петлевые стыки
14Стыки без непосредственно го соединения арматурных выпусков
15 а) Металлические стыки на болтах
б) Металлические стыки на сварке
□ □ •
□
□
I
I
□□
□□
□
□□
□□
□□
□
□□
I |
I |
□ |
□ □ |
|
□ |
• |
□ □ |
□ |
⅛ ⅛ ⅛: |
|
□ |
||||
|
□ |
|
||
|
|
Q*** |
□ |
|
□ |
•. |
□ |
|
|
|
I
Условные обози а ч е н и я: |
конструкции стыков, |
которые целесообразно применять в сборных железобетон- |
|||||||||||||
|
|
|
ных пролетных строениях серийного изготовления; |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
І і—конструкции стыков, |
которые возможно применять в опытных сборных железо |
|||||||||||
|
|
|
бетонных |
пролетных |
строениях. |
|
соединений в основных несущих |
конструкциях |
|||||||
* |
Графы 10, П И 13 |
относятся также |
к аналогичным случаям |
||||||||||||
|
U ,ΠUVΛ IV.71 ια '.iK'. |
IV |
|
|
—-J |
|
|
—------------ |
|
- |
* ‰ |
. |
|||
|
пролетных ~строений.h,-- ---- ---------------------со сплошными |
балками (вместо балок проезжей части следует принимать главные балки). |
|||||||||||||
|
|
-----uuumviuvV |
|
|
- |
„ |
о |
тоглм/л о |
f>Λ0∏nuAu⅜rα |
„ |
, |
||||
|
* |
|
„ |
|
______ _____ |
________ __ _ _____ |
|
f Iintrauu |
|||||||
|
|
|
|
»-.» |
|
|
|
узлах, а |
также в |
соединенияхy лтпрггстоек с арками |
|||||
|
Конструкция стыка |
целесообразна |
только для прикрепления в |
и ригелями рамных систем или свай с насадками в свайно-эстакадных мостах.
Конструкция стыка целесообразна только для соединении, работающих на сжатие или на сдвиг. Конструкция стыка допустима только при наличии прямой вставки, обеспечивающей надежную заделку выпусков в бетоне стыка и необходимое их взаимное перекрытие, или расположении арматурной петли в
растянутой зоне, или в местах ç небольшими моментами.