Файл: Мельников Ю.Л. Стыки сборных железобетонных пролетных строений мостов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
■ствление которого возможно только при благоприятных тем
пературных условиях, естественных или создаваемых искусст
венно.
При наличии в сооружении железобетонных стыков (осо бенно с выпусками арматуры) уменьшается его коэффициент
сборности (отношение объема сборного бетона к полному объ
ему бетона в сооружении) и в большинстве случаев для осу ществления монтажа и фиксации взаимного проектного поло жения соединяемых элементов требуются дополнительные за
траты на устройство подмостей и вспомогательные монтажные
приспособления.
'■ При проектировании стыков, особенно железобетонных, в их конструкции и технологии изготовления должно быть
предусмотрено обеспечение долговечности и водонепроницае
мости стыков, а также уменьшение трещинообразования в зо
не стыка.
Металлические стыки не имеют отмеченных недостатков,
присущих железобетонным стыкам. Конструкции с такими сты
ками получают необходимую эксплуатационную грузоподъем
ность непосредственно после сборки и закрепления стыков без
проведения бетонных работ при монтаже (хотя металлические детали стыков должны быть в последующем покрыты изоля
цией из бетона или других материалов). Для монтажа конст
рукций с металлическими стыками нужны сравнительно про
стые приспособления. Однако применение этих стыков вызы вает дополнительный расход металла в конструкции и требу ет высокой точности изготовления соединяемых элементов.
Для большинства известных в настоящее время стыков,
которые можноприменять в сборных железобетонных мосто вых конструкциях, требуется заполнение стыковых полостей бетоном или раствором, т. е. такие стыки являются «мокры ми». В «сухих» стыках торцовые стыкуемые поверхности сбор ных элементов примыкают друг к другу без прослоек из бето на или раствора и обжимаются напряженной арматурой. К «сухим» стыкам можно отнести также стыки, омоноличен-
ные полимерным материалом, быстро приобретающим проч ность независимо от температуры, или имеющие прокладки из полимеров.
Поскольку в настоящее время полимеры имеют более высо
кую стоимость, чем цементные бетоны и растворы, то даже
при удовлетворительных механических, физических и химиче
ских характеристиках полимеров их применение может ока
заться целесообразным только в стыках небольшой толщины,
т. е. в стыках без выпусков арматуры. В стыках с большим
9
объемом омоноличивания (стыки с выпусками) применение
полимеров целесообразно лишь для улучшения свойств бето нов (растворов) или улучшения сцепления на контакте ново
го и старого бетонов.
Применение «сухих» стыков в сборных конструкциях про
летных строений может быть очень эффективным, поскольку
исключаются «мокрые» процессы при монтаже. Однако, не
смотря на имеющийся опыт их применения при постройке ав
тодорожных мостов (в Закавказье и на Украине), их работа мало изучена, а технология устройства недостаточно разрабо тана. Неясно, насколько долговечны и морозостойки «сухие»
стыки, особенно в районах с суровыми климатическими усло
виями.
Не разработана технология индустриального производства блоков для соединения их «сухими» стыками, а изготовление блоков для сборных конструкций с «сухими» швами путем ис пользования торца готового блока в качестве опалубки для соседнего нельзя считать индустриальным.
Для этой цели лучше применять жесткие металлические опа
лубки с мощными хорошо подогнанными торцовыми стенками,
разработкой которых в настоящее время занимаются Союз-
дорНИИ, Мостотрест, Главмостострой. В такой опалубке мож
но будет изготовлять сборные элементы составной конструк ции впрок и производить монтаж их на стройплощадке. Но не зависимо от этого наиболее перспективными следует считать плотные стыки, т. е. стыки с непосредственным соприкасани ем бетонных поверхностей и уплотнением тонкими клеевыми пленками на основе различных полимерных материалов. На значение клея в этом случае—гарантировать водонепроницае мость, а следовательно, атмосферостойкость плотного шва.
Одна из важнейших научных проблем, решением которой занимается ряд организаций (в том числе ЦНИИС и Союз-
дорНИИ),—использование пластических масс или сходных
с ними материалов для устройства швов в любых темпера
турных условиях.
Применение таких стыков сократило бы сроки монтажа,,
облегчило его и позволило бы через очень короткое время пос
ле сборки загружать конструкцию эксплуатационными на
грузками.
Глава II
КОНСТРУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА стыков
Среди различных видов стыков, которые были исследо ваны в лабораторных условиях и в ряде случаев проверены на практике, в сборных железобетонных пролетных строени
ях |
мостов могут найти применение стыки, показанные |
на |
рис. |
1. Схема классификации этих стыков не охватывает |
все |
предложенные в настоящее время конструкции и поэтому не может считаться исчерпывающей, тем более в будущем,
поскольку в результате исследований, проектных разработок и практики строительства будут созданы новые, более
совершенные конструкции стыков.
А. СТЫКИ ЭЛЕМЕНТОВ БЕЗ ВЫПУСКОВ РАБОЧЕЙ АРМАТУРЫ
1. Стыки с продольным обжатием элементов предварительно напряженной арматурой
Стыки с продольным обжатием элементов предварительно
напряженной арматурой (рис. 2 и 3) получили широкое рас пространение для соединения блоков растянутых или изгиба
емых элементов в составных по длине пролета (поперечно чле
ненных) конструкциях из предварительно напряженного же
лезобетона.
Стыкование заключается в объединении отдельных блоков
составной по длине конструкции посредством напрягаемой ар
матуры, пропускаемой сквозь продольные открытые или за
крытые каналы блоков.
Стыковой шов обжимается натяжением арматуры. Зазоры между соприкасающимися поверхностями соединяемых блоков
могут быть заполнены бетоном, цементным раствором, упруги
ми прокладками или оставаться без заполнения.
После обжатия стыка каналы с пропущенной через них
арматурой инъектируются цементным раствором.
Такие стыки встречаются в мостостроении, а также в про-
11
мышленном и гражданском строительстве. Конструктивная
простота этих стыков позволяет применять их в конструкциях разнообразных статических схем при любой форме поперечно
го сечения соединяемых элементов. Длина стыкуемых этим
способом блоков не ограничена и в каждом случае определя
ется технико-экономическими показателями изготовления,
транспортировки и монтажа конструкции.
Для стыкования конструкций с продольным обжатием пред варительно напряженной арматурой необходимо очень точно
выдержать размеры между каналами блоков (точность повы
шается с увеличением их числа) при их изготовлении и обес печить хорошее качество поперечного шва.
Исследования этих стыков проведены в СССР и за рубежом.
Так, ЦНИИСом разработана технология устройства толстых «мокрых» швов, в том числе швов, в которых учитывается их
работа на растяжение вследствие применения коротких вы
пусков стержневой ненапряженной («нерабочей») арматуры.
На основе исследовании таких стыков, проведенных со
трудниками |
бывш. ТбИИЖТа |
(в настоящее время |
входит |
|||
в состав Грузинскогомполитехнического, |
института) |
при стро |
||||
ительстве опытного пролетного строения в виде арки с за |
||||||
тяжкой пролетом 44мм |
была отработана технология изготов |
|||||
ления унифицированных блоков с большим числом каналов |
||||||
диаметром |
40—70 |
и технология омоноличивания |
швов |
|||
с применением передвижных |
каналообразователей |
(для об |
разования канала в месте шва) в виде отрезков резинового,
шланга с жестким сердечником или гибких резиновых шлан гов на всю длину конструкции.
Проведены испытания составных балок на перерезываю щую силу со швами толщиной 4—5 см, заполненными цемент
но-песчаным раствором, и толщиной 6—8 см, заполненными бетоном на мелком щебне [22].
В СоюздорНИИ проведены исследования стыков при стро ительстве на Московской кольцевой автодороге опытного путе
провода с опорами в виде Т-образной рамы и составными ри
гелями из предварительно напряженного железобетона. Для
заполнения зазоров между блоками применялось цементное тесто с добавкой хлористого кальция для ускорения твер
дения.
Технология осуществления тонких «мокрых» швов с при менением цементного теста достаточно полно разработана в
НИИ-200 по опыту монтажа составных конструкций перекры
тий гражданских и промышленных зданий во многих районах
страны.
12
В УкрдортрансНИИ Министерства., автомобильных и шос-
сейных дорог УССР исследована работа «сухих» стыков без
заполнения зазора между стыкуемыми элементами [26]. Плот ность швов в этих стыках обеспечивается специальной техно
логией их устройства, при которой предыдущий блок при из
готовлении служит опалубкой последующего бетонируемого
блока.
Рис. 2. Схема объединения балки стыками с продольным обжатием рабочей арматурой:
а—фасад; поперечный разрез: б—блоков с откры тыми каналами; в—блока с закрытыми каналами;
І—стыки; 2—рабочая арматура
Толщину швов в стыках в каждом случае следует назначать,
с учетом конструктивных и технологических особенностей со
оружения, а также условий прочности.
При устройстве тонких швов (толщиной до 12 мм) зазор
следует заполнять жидким цементным тестом с применением
ускорителей твердения. Натяжение арматуры можно произво
дить на второй-третий день после заполнения. При тонких
швах сборные блоки необходимо изготовлять в жестких фор мах с минимальными допусками в размерах. Толстые швы
(толщиной более 12 мм) рекомендуется заполнять с вибриро
ванием, применяя бетон на мелком заполнителе. Для толстых
швов не требуется повышенная точность изготовления сбор ных элементов, но прочность материала таких швов должна быть более высокой.
Для бетонирования швов должна устраиваться инвентар ная опалубка из стальной объемлющей рамы. Чтобы ускорить твердение бетона шва, особенно в зимнее время, можно при
менять электропрогрев или местное пропаривание.
13.
14
Рис. 3. Конструкция составной (вдоль пролета) главной балки автодорожного моста в Закавкаі
éc—крайняя j балка; б—средняя балка; /—каналы для продольной предварительно напряженной арматуры
В составных балочных конструкциях для их унификации,
упрощения изготовления и монтажа желательно применять го ризонтальную напряженную арматуру без отгибов на конце вых участках изгибаемых элементов.
Для повышения трещиностойкости (при больших величинах главных напряжений) в отдельных случаях можно создавать
в элементах поперечное предварительное напряжение.
Для обеспечения точности расположения и очертания за
крытых или открытых каналов в смежных стыкуемых блоках
торцовая стенка опалубки из стального листа толщиной не ме
нее 10 мм должна служить кондуктором для каналообразова телей в виде стальных труб, гибких шлангов под давлением, стальной спирали со стальным сердечником и пр.
Образование каналов в пределах шва при соединении эле
ментов рекомендуется производить с помощью резино-ткане
вого рукава; можно также применять резиновые заглушки,
шайбы-прокладки или отрезки стальных труб. Такой канало образователь должен предохранять каналы в теле блоков от
попадания в них раствора при бетонировании стыков.
Открытые каналы для размещения арматуры следует устра ивать с помощью инвентарных вкладышей из листовой стали
толщиной не менее 1,5 мм.
Стыки с продольным обжатием допускают применение ар
матуры любого вида (пучки, пряди, канаты и стержни).
Конструкция анкеров должна быть такой, чтобы можно бы ло легко протаскивать арматуру через каналы и просто соби
рать и разбирать анкеры.
При устройстве стыков необходимо предусматривать ме
роприятия по повышению сцепления материала шва с бетоном
собираемых элементов. Шероховатость соприкасающихся по
верхностей можно создать посредством обработки их 50%-ным
раствором сульфитно-спиртовой барды (ССБ) или пескоструй
ным аппаратом. Технология обработки поверхностей при по
мощи ССБ, предложенная инж. П. И. Глужге [4] и разрабо танная в НИЙОМТП [24], заключается в следующем. Стенки
опалубки (формы) в месте стыкуемых поверхностей перед бе тонированием смазывают 50%-ным раствором ССБ слоем в 1—1,5 мм. После укладки бетонной смеси и выдерживания ее в течение суток в нормальных условиях форму снимают, а не затвердевшую часть бетона очищают металлическими щетками
и тщательно промывают водой. Раствор ССБ замедляет схва тывание слоя бетона толщиной 12—15 мм вблизи смазанной
опалубки, поэтому бетон легко удаляется металлическими щет ками на глубину до 6 мм с обнажением щебня. Бетой, нахо
15