Файл: Мельников Ю.Л. Стыки сборных железобетонных пролетных строений мостов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
дящийся на глубине более 12—15 мм, твердеет в нормальных условиях.
Такая обработка повышает прочность сцепления примерно вдвое по сравнению с применяемой в практике протиркой по
верхностей бетона металлическими щетками и одновременной
обработкой 4%-ным раствором соляной кислоты [18]. Непо
средственно перед бетонированием стыков поверхности следует
тщательно промывать водой.
Стыки с продольным обжатием в изгибаемых составных конструкциях следует рассчитывать без учета сопротивления бетона растяжению.
2. Стыки с поперечным обжатием соединяемых элементов
Стыки с поперечным обжатием соединяемых элементов мо гут найти применение для объединения отдельных балок в многостенчатое пролетное строение путем непосредственного об жатия балок в пакеты (рис. 4) либо объединением их посред-
Рис. 4. Схема объединения |
балок в |
пакеты поперечным |
|
/-—поперечная напряженная |
обжатием: |
|
|
арматура; 2—сборные блоки (средние); |
|||
3— |
блок |
(крайний); |
4—швы |
сборный |
ством вставных диафрагм; для присоединения поперечных ба лок проезжей части к поясам главных ферм пролетных строе ний (рис. 5); для постановки распорок связей в пролетных строениях и в стоечных опорах; для создания неразрезности над опорами в балочных пролетных строениях [1, 27].
Стыки подобной конструкции осуществляются обжатием
соединяемых блоков при помощи предварительно напрягаемой
арматуры, расположенной поперек пролетного строения или
его элемента. Швы в таких стыках работают главным образом на сдвиг.
16
Поперечное предварительное обжатие пространственной конструкции дает возможность членить пролетные строения по ширине.
Расположение стягивающих стык пучков и усилия натяже
ния их в стыках, где возможно появление изгибающих момен тов, должны исключать работу шва на растяжение.
/—поперечная балка; 2—подвеска; 3—поперечный пучок; 4—главная балка
Поперечное обжатие стыков подобной конструкции может
быть осуществлено обжатием соединяемых элементов, сквоз ными пучками либо короткими пучками или болтами, пере
крывающими только зону стыкования.
Зазоры между стыкуемыми элементами заполняют цемент
ным тестом, цементно-песчаным раствором или бетоном на
мелком щебне, в зависимости от толщины шва и требований прочности соединения. Возможно также применение упругих прокладок из материалов с физико-механическими свойства
ми, отвечающими требованиям прочности и долговечности сты
ка. Толщина швов назначается из условия удобства укладки
заполнителя.
При устройстве стыков с поперечным обжатием необходи мо точно размещать поперечные каналы для пучков по длине конструкции; точно соблюдать проектные размеры при изго товлении сборных элементов, особенно элементов с большими
поверхностями соприкасания; тщательно заполнять зазоры для хорошего сцепления между бетоном омоноличивания и бе-
2 з. 9 |
17 |
тоном соединяемых элементов, а также для водонепроницае мости швов.
Все это осложняет устройство таких стыков.
Методика выполненных исследований стыков с поперечным
обжатием сводилась к определению зависимости величины срезывающих усилий при сдвиге от величины усилия обжатия,
характера обработки соприкасающихся бетонных поверхно
стей стыкуемых элементов, прочностных и деформативных
свойств материала заполнения шва и технологии их омоноли-
чивания.
Кроме того, важно было установить влияние трения и сцеп ления на величину срезывающего усилия.
В ФРГ в 1959 г. были проведены опыты с балочками, со
ставленными из пяти бетонных кубов размером 20,×20×20 см
[29]. Зазоры между кубами толщиной 1,5 см заполнялись це
ментно-песчаным раствором состава 1 :2,5. Составные балоч ки были предварительно напряжены осевой нагрузкой (при напряжениях в бетоне от 16 до 65 кг/см2) и внецентренной нагрузкой (у одной фибры напряжения равнялись нулю, у дру
гой—от 32 до 130 кг/см2). Балочки испытывались на срезы
вающее усилие по одной плоскости соприкасания. В резуль
тате испытаний установлено, что относительное срезывающее
усилие, соответствующее моменту сдвига, составляет около 70% от величины усилия продольного обжатия-балочек. Вели чина срезывающего усилия не зависит от положения равнодей
ствующей усилия поперечного обжатия в поперечном сече нии. Влияние характера обработки поверхностей сказывается до момента сдвига, а затем сопротивление сдвигу оказывают только силы трения. Чтобы обеспечить коэффициент запа
са равным примерно 2,3—2,8, необходимо ограничить срезы
вающее усилие до величины, составляющей 25—35% от уси
лия предварительного обжатия.
Висследованиях, проведенных в Англии («Ассоциация це
мента и бетона») для случая сдвига в предварительно напря
женных замоноличенных швах, коэффициент трения рекомен
дуется принимать равным 0,65—0,77 [29].
В1957—1959 гг. исследования стыков с поперечным обжа тием проводились в ЦНИИСе на образцах с двумя плоско
стями сдвига. Образцы испытывались под статической и мно
гократно повторными нагрузками. Было установлено, что в стыках с поперечным обжатием наряду со сцеплением сущест
венную роль играют силы трения; их величина оказывается до
статочной для воспринятия значительных усилий, действующих
в сечениях стыка.
18
При усилиях, не превышающих сил трения, стыки с попе
речным обжатием обладают малой деформативностью. Нали чие постоянного обжатия шва поперечными пучками увеличи
вает сопротивление материала шва срезу. При деформации
сдвига поперечные пучки начинают работать на изгиб, в ре
зультате чего возрастают напряжения обжатия шва, а следо
вательно, и силы трения в плоскостях сдвига. При этом соеди
нение воспринимает увеличивающуюся нагрузку вплоть до
разрыва пучков.
В 1959 г. в ЦНИИСе начаты исследования с целью подбо
ра материала для швов. Опробованы цементное тесто, цемент
ный раствор, бетоны, прокладки из органического стекла и из ткани, пропитанной цементным тестом; испытаны образцы с заполнением стыковых зазоров пластбетоном и клеями на
основе эпоксидных смол.
При устройстве стыков с поперечным обжатием необходи
мо создать плотный шов и хорошее сцепление между поверх
ностями соприкасания.
Для стыков, работающих на сдвиг, рекомендуется приме
нять пучки из отдельных проволок с кольцеобразным их рас положением в поперечном сечении. В этом случае после за
полнения канала раствором или бетоном пучок, стягивающий
стык, работает как. железобетонный нагель на срез и изгиб,
увеличивая сопротивление стыка сдвигу. Применение прядей,
тросов и стержневой арматуры для этих стыков менее целесо образно.
Анкеры должны удовлетворять требованиям, отмеченным
для стыков с продольным обжатием рабочей арматурой (см. стр. 15). Расположение стягивающих пучков и величина
усилия натяжения их в стыках, где возможны изгибающие мо менты, должны исключать работу шва на растяжение.
Для повышения сопротивляемости шва сдвигу можно ре
комендовать специальную химическую или механическую об работку бетонных поверхностей (см. стр. 15—16), а также
устройство армированных шпонок или зубчатых поверхно стей, включающих бетон элементов в работу на срез через
раствор шва, работающий на сжатие.
Стыки с поперечным обжатием следует рассчитывать по
условной величине сопротивления шва срезу с проверкой ко
эффициента запаса на сдвиг, принимаемого равным 2, при
коэффициенте трения бетона по бетону, равном 0,55.
Условное сопротивление шва срезу—величина переменная
и зависит от материала шва (возраста и прочности бетона,
механических свойств уплотняющих прокладок, характера об
2* |
19 |
работки соприкасающихся поверхностей и качества заполне ния шва) и от величины усилия поперечного обжатия. Услов ное сопротивление шва срезу следует определять эксперимен тальным путем.
3. Стыки на петлевых пучках предварительно напряженной арматуры
Стыки на петлевых пучках предварительно напряженной
арматуры представляют собой соединения железобетонных
элементов с помощью петель из высокопрочной проволоки, на матываемой на специальные закладные упоры с закруглением большого радиуса (рис. 6). Петли укладываются в пазы,
Рис. 6. Схема стыка на петлевых пучках предварительно напряженной арматуры:
/—продольная балка; 2—поперечная балка; 3—петлевой пучок; 4—шов
устраиваемые в бетоне, и натягиваются домкратами, установ ленными в распор между стыкуемыми элементами. После на тяжения петель зазор между стыкуемыми элементами и пазы с расположенными в них арматурными петлями заполняются
бетоном, который обжимается при снятии домкратов.
20
Стыки на петлевых пучках предложены и разработаны инж. И. А. Хазаном (Союздорпроект) для создания неразрезности над опорами в сборных балочных пролетных строениях
из предварительно напряжённого железобетона [25].
Ослабление плиты в местах устройства желобов для петель
восполняется соответствующими утолщениями в нижней ча
сти. Для воспринятая местных напряжений устанавливаются косые хомуты. Кроме того, желоба со стороны давления пуч ков укрепляются стальными уголками.
Создание неразрезных систем таким способом технологи
чески несложно, но требует специального оборудования и вы
сокой квалификации исполнителей.
Петлевые пучки переменного сечения соответствуют эпю ре изгибающих моментов ja расположены в наибольшем уда
лении от центра тяжести сечения балок. Это уменьшает расход металла на 25% в сравнении со стыками на прямолинейных лучках.
Петлевые пучки не имеют анкерных колодок, для них не
требуется усиления диафрагм и устройства в них отверстий.
Пучки омоноличиваются бетонной смесью, что гарантирует их устойчивость против коррозии.
Для натяжения петлевых пучков не нужно устраивать ни
ши и создавать местное усиление плиты.
Стыки на петлевых пучках были применены на строитель стве сборного железобетонного моста с двумя четырехпролет
ными неразрезными пролетными строениями расчетным про
летом по 22,16 м по проекту Гипродортранса Министерства автомобильных и шоссейных дорог РСФСР и для соединения
балок проезжей части большого железнодорожного моста.
Исследования стыков с петлевыми' пучками проводились в СоюздорНИИ в процессе испытания моста с неразрезными
пролетными строениями [11, 25]. Было установлено, что про
волоки в плотных пучках над опорами расположены беспоря
дочно. Витки пучков из-за значительного трения натянуты не
равномерно, некоторые проволоки оказались почти ненатяну
тыми, что приводит к повышенной деформации пучков. Не
смотря на несложность омоноличивания пучков качество его
оказалось невысоким.
Деформации швов омоноличивания балок над опорами под
.действием испытательной нагрузки оказались значительно больше расчетных, вычисляемых в предположении, что опор ные сечения работают как монолитные.
В 1960 г. в ЦНИИСе проводились исследования стыков с петлевыми пучками на специально изготовленных образцах
21