Файл: Кричин Д.М. Регулировки механизмов автомобиля и уход за ним в вопросах и ответах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ней части верхней трубы в середину нижней трубы, в результате че­

го уменьшился нагрев пола кабины.

Установлены новый

герметизированный бензиновый насос и

фильтр-отстойник щелевого типа, унифицированный с фильтром дви­

гатели ГАЗ-51А.

Изменены также механизм привода дроссельной заслонки, труб­ ки топливопроводов и детали соединительной арматуры.

6. Система охлаждения. Система охлаждения двигателя значи­ тельно усовершенствована. Увеличена лобовая поверхность радиа­ тора за счет удлинения трубок при уменьшении высоты нижнего бачка радиатора, а также за счет увеличения числа охлаждающих рластин. Введены шестилопастный вентилятор, кожух вентилятора, герметичная пробка наливного патрубка радиатора, надежно уплот­ няющая систему охлаждения, увеличены отверстия для выхода жид­ кости из водораспределительной трубы блока цилиндров. Поставле­ ны более прочные ремни вентилятора, изменена также конструкция жалюзи радиатора. Вместо литого шкива вентилятора применяется штампованный, вследствие чего снижается вес н уменьшаются на­ грузки на вал насоса и подшипники.

Б. Силовая передача

1. Сцепление. В сцеплении автомобиля ЗИЛ -164 установлено уси­ ленное крепление ведомого диска к ступице, увеличено число за­ клепок крепления ступицы с 6 до 12 штук, введен второй ряд за­ клепок. Применяются фрикционные накладки сцепления повышен­ ного качества. Ув&личена надежность крепления картера сцепления к блоку. Изменено место расположения масленки для смазки вы­ жимного подшипника сцепления, для доступа к масленке имеется люк в наклонном полу кабины водителя.

2. Коробка передач. В коробку передач автомобиля ЗИЛ-164 внесены следующие изменения:

а) для предохранения от вытекания масла в крышке подшипни­ ка вторичного вала установлен резиновый сальник, а на фланце вто­ ричного вала — отражатель, защищающий сальник от пыли и грязи;

 

б)

установлен сапун

в крышке коробки передач;

 

бой

в) задний подшипник первичного вала снабжен защитной шай­

для предохранения

от попадания масла в маслосгонную резь­

бу

(шнековое уплотнение) и металлической пыли в подшипник;

 

г) в оси блока шестерен заднего хода увеличен диаметр резь­

бового отверстия

с 12 до

14 мм для улучшения

условий снятия ее:

 

д) для удобства переключения передач рычаг переключения уд­

линен и приближен к водителю;

 

чтобы из­

 

е)

изменено

расположение

гибкого вала спидометра,

бежать

перегиба

его во

время

эксплуатации.

Привод

спидометра

рассчитан на применение

гибкого вала с квадратным хвостовиком.

 

3.

Карданная

передача. В

карданном валу

улучшена посадка

скользящих вилок на шлицах. Неуравновешенность вала устраня­ ется приваркой балансировочных пластин. Изменены диаметры труб карданных валов. Повышена твердость шипов крестовин. Установ­ лена новая защитная муфта шлицев карданного вала, более надеж­ ная в эксплуатации.

77


В. Ходовая часть

1.Рама автомобиля. На раме установлены усилители лонжеро­ нов. Изменена конструкция переднего буфера. Усилены первая,

третья и четвертая поперечины. Изменены места крепления перед­ ней рессорной подвески и передних буксирных крюков.

2. Подвеска. Подвеска автомобиля подверглась следующим из­ менениям:

а) передняя подвеска автомобиля снабжена гидравлическими амортизаторами двойного действия;

б) установлены новые безушковые удлиненные 14-листовые пе­ редние рессоры, концы которых закреплены в резиновых подушках; в) в задней подвеске введена усиленная пластина кронштейна

добавочной рессоры; г) улучшено качество резиновых амортизаторов:

д) вбе листы рессор подвергнуты дробеструйной обработке. Вследствие большей эластичности новой подвески улучшились условия работы автомобиля и стало возможным повышение скоро­

сти движения его по неровным дорогам.

Г. Механизмы управления

1. Рулевой механизм. В рулевом механизме установлена уко­ роченная сошка для снижения усилия на рулевом колесе. Изменена также продольная рулевая тяга.

2. Система тормозов. В систему тормозов внесены следующие

изменения:

а) заменен компрессор с воздушным охлаждением головки компрессором с водяным охлаждением повышенной производитель­

ности; б) в пневматическую систему тормозов включены регулятор

давления воздуха и предохранительный клапан; в) изменена конструкция уплотнения заднего конца коленча­

того вала компрессора; г) передняя крышка компрессора имеет маслоотгонные канавки,

предохраняющие от вытекания масла из картера в случае выхода

из строя сальника; д) для улучшения очистки воздуха от конденсата воздушный

баллон емкостью 35 л заменен двумя воздушными

баллонами ем­

костью 20

л каждый. При этом кран отбора

воздуха помещен на

воздушном

баллоне, находящемся под

правой

подножкой кабины;

е) для более быстрого возврата колодок ножного тормоза при

оттормаживании в исходное положение

поставлена

более сильная

пружина в тормозных камерах;

 

 

от педали тор­

ж) уменьшено передаточное отношение рычагов

моза к тормозному крану для повышения усилия на педали и плав­

ности торможения; з) вследствие изменения плеч рычагов ручного тормоза достиг­

нуто равномерное распределение нагрузки на обе колодки тормоза.

Д. Электрооборудование

В электрооборудовании автомобиля произошли следующие из­

менения:

а) установлены новый генератор, малогабаритный реле-регуля-

78


тор, новая катушка зажигания с ввертной клеммой высокого напря­ жения и добавочным сопротивлением, вынесенным под корпус ка­

тушки; б) применен новый распределитель зажигания, имеющий ок­

тан-корректор с микрометрическим винтом для обеспечения плавной регулировки установки зажигания;

в) установлены передние и задние указатели поворота с ми­ гающим светом и с одной яркой контрольной лампой на щитке приборов;

г) для обслуживания двигателя в ночное время установлена подкапотная лампа;

д) ножной переключатель света расположен в более удобном для пользования месте — рядом с педалью сцепления;

е) установлен щиток приборов с новым размещением электро­ приборов, рассчитанных на напряжение 12 в и не имеющих вынос­ ных добавочных сопротивлений.

Е. Оборудование автомобиля

В оперении автомобиля изменены облицовка радиатора и за­ стежки капота, поднято крыло, введено крепление крыла к поднож­ ке в двух точках, повышена жесткость кронштейна крепления крыла.

В кабине установлен отопитель, служащий также и для обогре­ ва ветровых стекол. Введены поворотные форточки в окнах дверей кабины для улучшения ее вентиляции.

Сидение водителя имеет дополнительный валик в передней ча­ сти, поддерживающий ноги водителя. В дверных проемах кабины имеются дополнительные уплотнения, снижающие пылепроницаемость. Усилены пороги дверей и опора сидения.

КАКИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОШЛИ В АВТОМОБИЛЕ ГАЗ-М-21 «ВОЛГА»

Автомобиль М-21 «Волга» представляет собой дальнейшее раз­ витие конструкции автомобиля «Победа» и относится к тому же классу, что и автомобиль «Победа», практически не отличаясь от него по габаритным размерам и весу, имеет лучшие динамические качества, большую комфортабельность, более современные внешние формы и упрощенное обслуживание.

79


Кроме того, автомобиль М-21 «Волга» отличается от «Победы» новой более рациональной компоновкой и новой конструкцией ку­ зова, двигателя, наличием автоматической коробки передач, цент­ рального стояночного тормоза, а также централизованной системой смазки передней подвески и рулевых тяг, новыми колесами и бескамерными шинами.

Изменена также конструкция заднего моста, карданной переда чи и передней подвески.

Долговечность кузова существенно повышена за счет введения антикоррозийной обработки его — бондеризации и грунтовки ме­ тодом окунания. Такой способ обеспечивает покрытие предохрани­ тельным слоем и грунтом всего кузова, даже его закрытых сечений.

Узлы и механизмы автомобиля М-21 «Волга» подверглись сле­ дующим конструктивным изменениям.

А. Двигатель

I. Краткая техническая характеристика. На автомобиле М-21 «Волга» установлен новый карбюраторный, верхнеклапанный, четырехцнлиндровый короткоходный двигатель с рядным расположением цилиндров и клапанов.

Мощность двигателя 70—75 л. с. при 4000 об/мин, максималь­ ный крутящийся момент 17 кгм. Диаметр цилиндра и ход поршня

Рис. 13. Автомобиль М-21 «Волга»

равны между собой и составляют 92 мм. Рабочий объем цилиндров 2,45 л, степень сжатия 6,6.

С целью уменьшения веса в конструкции двигателя широко при­ менены легкие сплавы. Блок цилиндров, головка цилиндров, крышка распределительных шестерен и некоторые другие детали отлиты из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров «мокрые», съемные, чу­ гунные с вставками из антикоррозийного чугуна.

Коленчатый и кулачковый валы литые, чугунные. Диаметр ша­ тунных шеек коленчатого вала равен 58 мм, а у двигателя «По­ беда» — 51,5 мм.

Привод к клапанам — через коромысла и штанги от толкате­

80

лей. Толкатели поршневого типа. Штанги изготовлены из дюралю­ миниевых трубок со стальными наконечниками.

2. Система смазки. Система смазки двигателя автомобиля М-21 «Волга» ничем не отличается от системы смазки двигателя автомо­ биля «Победа», за исключением смазки поршневых пальцев, кото­ рая в двигателе автомобиля М-21 «Волга» происходит под давле­ нием, а в двигателе автомобиля «Победа» — разбрызгиванием.

3.Система охлаждения. Система охлаждения двигателя авто­ мобиля М-21 «Волга» аналогична системе охлаждения двигателя «Победа».

4.Электрооборудование. Аккумуляторные батареи в автомоби­

лях М-21 «Волга» и «Победа» одинаковы. Стартер, генератор, релерегулятор у М-21 «Волга» имеют меньшие габаритные размеры и вес. Стартер снабжен соленоидным приводом включения.

Включатель стартера на автомобиле М-21 «Волга» конструк­ тивно объединен с замком зажигания. Включение стартера проис­ ходит при дополнительном повороте ключа зажигания.

Б. Силовая передача

1. Сцепление. Сцепление, установленное на автомобиле М-21 «Волга», по конструкции отличается от сцепления автомобиля «По­ беда» только приводом выключения сцепления. Привод выключения

сцепления на автомобиле

М-21 «Волга» применен

гидравлический,

действует

при

помощи

педали,

главного

и

рабочего

цилиндров.

2. Коробка

передач. На моделях

М-21А и М-21Б

автомобиля

«Волга»

примененамеханическая

коробка

передач

от

автомобиля

«Победа»

с измененными

вторичными

валом,

задней

крышкой и

приводом спидометра. Вторичный вал несколько удлинен, на задней крышке имеются два прилива и центровочный бурт для крепления центрального тормоза; для привода спидометра применен специаль­ ный угловой редуктор.

Переключение передач производится рычагом, находящимся на рулевой колонке под рулевым колесом. Механизм переключения передач по устройству аналогичен механизму переключения передач на автомобиле «Победа».

На автомобиле «Волга» модели М-21 устанавливается автомати­ ческая гидромеханическая передача.

3. Карданная передача. Конструкция карданной передачи ав­ томобиля М-21 «Волга» аналогична карданной передаче автомобиля «Победа» и отличается от последней только длиной валов. Задний конец промежуточного вала опирается на подшипник промежуточ­ ной опоры. Игольчатые подшипники шарниров одинаковы с под­ шипниками карданных валов автомобилей «Победа» и имеют рези­ новые самоподжимные сальники.

4. Задний мост. На автомобиле М-21 «Волга» применен задний

мост с гипоидной главной передачей, унифицированный

по многим

деталям с задними мостами автомобилей ЗИМ, ГАЗ-69

и М-72.

Полуоси заднего моста — фланцевые, полуразгруженного типа.

Тормозной барабан прикреплен тремя

винтами непосредственно

к фланцу полуоси без отдельной ступицы.

На шпильках,

запрессо­

ванных во фланец полуоси, крепится диск

колеса.

 

6 Д. М. Кричин

81


В. Механизмы управления и ходовая часть

1. Рулевое управление автомобиля М-21 «Волга» отличается от рулевого управления автомобиля «Победа» только более красивой формой рулевого колеса.

2.Конструкция передней подвески автомобиля М-21 «Волга» аналогична подвескам автомобиля «Победа» и ЗИМ. В отличие от подвесок автомобилей «Победа» и ЗИМ регулирующие устройства развала колес, угла наклона шкворня и схождения колес выполне­ ны раздельно.

3.Шарниры передней подвески и рулевых тяг смазываются от централизованной системы смазки, которая состоит из насоса с

резервуаром, дозирующих устройств и маслопроводов.

4. Задняя подвеска автомобиля выполнена на двух продольных полуэллиптических рессорах с двумя гидравлическими амортизато­ рами. Конструкция задней подвески такая же, как у автомобиля «Победа» и отличается от нее только несколько иной, более мягкой характеристикой рессор.

Амортизаторы передней и задней подвесок автомобиля М-21 «Волга» той же конструкции, как и последние модернизированные амортизаторы автомобиля «Победа» с подтягивающимися сальни­ ками.

5. На автомобиле М-21 «Волга» установлены тормоза на всех четырех колесах с гидравлическим приводом.

6. Особенность гидравлического привода тормозов автомобиля М-21 «Волга» заключается в том, что каждая колодка переднего тормоза приводится в действие от отдельного цилиндра, что обес­ печивает самозатормаживающий эффект всех колодок при движении автомобиля и тем самым уменьшает усилие, прикладываемое води­ телем к педали тормоза. Колодки заднего тормоза приводятся в действие так же, как и на автомобиле «Победа».

7. Ручной тормоз автомобиля М-21 «Волга» — центральный, ба­ рабанного типа, действует на карданную передачу. Установлен на задней крышке коробки передач.

8. На автомобиле М-21 «Волга» установлены бескамерные шины

низкого давления размером 6,70 •— 15. Давление в шинах равно

1,7 кг/см2.

Бескамерные шины существенно улучшают безопасность движе­ ния автомобиля, так как проколы не вызывают немедленной потери герметичности. После прокола шин гвоздем, движение может про­ должаться еще некоторое время, не вызывая повреждения шины ободом колеса.

Г, Особенности технического обслуживания автомобиля М-21 «Волга»

Техническое обслуживание автомобиля М-21 «Волга» сущест­ венно облегчено введением централизованной системы смазки всех шарниров передней подвески и рулевых тяг ■— всего 19 точек, смаз­ ка которых производится водителем путем нажатия ногой на плун­ жер специального насоса.

Смена масла в гидромеханической коробке производится реже, чем в обычной механической коробке.

Верхнее расположение клапанов двигателя облегчает доступ к ним при необходимости регулировки.

82