ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
зали увеличение производительности труда трактора Т-108 против 100-сильного на 5,5—9 процентов с одно временным снижением погектарного расхода топлива на 12,8—18 процентов.
Достигнутый в тракторе Т-108 удельный расход топ лива превосходит показатели тракторов зарубежных фирм того же класса.
Так, у английского трактора Виккерс удельный рас ход топлива = 187— 198 г/л. с. ч., у французского трак тора Континенталь— 188—195 г/л. с. ч.; у американского трактора Катерпиллар Д-7 — 200—205 г/л. с. ч. и тракто ра Аллис Чалмерс НД-15 (США)— 210 г/л. с. ч.
Применение трактора Т-108 в народном хозяйстве даст стране годовую экономию порядка 13 млн. руб., сэкономит в год около 150 тыс. тонн топлива.
Наиболее совершенная, высокоэкономическая конст рукция двигателя Д-108 с камерой сгорания в- поршне применена челябинскими тракторостроителями в дизеле Д-130, создаваемом заводом для нового мощного трак
тора Т-130.
Скоро на просторах страны раздастся мощное звуча ние тысяч челябинских тракторов с самым высокоэконо мичным в мире рабочим процессом.
ЭЛЕНТРОТРАНТОР ЭТ-100
В начале 1961 года на заснеженном дворе опытной базы завода под руководством ведущего инженера Мак са Николаевича Мельниченко делал свои первые шаги невиданный до сих пор электрический трактор. По срав нению с серийной машиной он казался довольно легким: узкая гусеница, огибающая большое ведущее колесо, кабинка, в которой имеется лишь одно удобное место для тракториста и рычаги управления.
38
Электротрактор ЭТ-100
Тут уж не подсядут на сидение к трактористу веселые девчата, как это часто бывает в поле. Впрочем, и садить- ся-то незачем: недалеко ехать. Самое большее 100 мет ров вперед и столько же назад — расстояние, определяе мое длиной электрического кабеля, связывающего элек тротрактор с источником электроэнергии.
Нет в тракторе привычного глазу дизель-мотора. Вме сто него на открытой площадке, установленной за трак тористом, моторы, моторчики, рубильники, цепи Галя, передающие движение от моторов к другим агрегатам, выключатели, электрические панели.
По бокам трактора, на его раме, на несущих балках навешанного на трактор ощерянного металлическими зубьями ковша в несколько рядов идут извивающиеся шланги гидравлического управления работой ковша. А поверх всего на плоской крыше трактора — барабан, внешне простой — обыкновенная катушка для ленты пи шущей машинки, увеличенная в сотни раз и поставлен ная плашмя на крышу трактора. Вместо ленты к катуш ке длинным толстым червем подползает кабель.
Трактор идет вперед, катушка медленно вращается,
разматывая кабель. Имеется две скорости |
вперед — 2,14 |
и 3,65 км/час и скорость заднего хода 3,05 |
км/час. |
Вот стометровый кабель полностью размотан, трак тор пошел назад. Катушка, ее называют кабелеукладчиком, начинает вращаться в другую сторону и наматывать кабель. Ровно, виток за витком, ряд за рядом, В преде лах существующих параметров и технической характе ристики, предъявляемой к электротрактору, челябинские тракторостроители создали удачный вариант кабеле укладчика.
Электротрактор станет машиной, на которую должна опереться наша горнорудная промышленность. Он мо жет быть использован как шасси для буровых машин. Для этого навешенный на трактор ковш заменяется бу
40
ровым устройством. ЭТ-100 может работать с бульдозе ром как землеройная машина, со скрепером как транс портная машина, перевозя по 2,5—5 кубических метров в один рейс. Смело и оригинально решен здесь вопрос кон струкции механизма, позволяющего поднимать груз, подтаскивать его в поднятом состоянии на себя, от себя, поворачивать в воздухе под углом и грузить на автома шины, электровозы, вагонетки или платформы.
В шахтах, где твердые породы руд и скальный грунт, очень сложен, длителен и трудоемок процесс расчистки шахт после взрыва породы. Бульдозерами или другими механизмами нужно сдвинуть, переместить в другое ме сто сотни .тонн, чтобы очистить место для очередного бурения и последующего взрыва.
Трактор ЭТ-100 не только отгребает, но грузит и к концу смены очищает для бурения нужное место. С за боя в центральный штрек сбрасывает руду, работая как бульдозер.
В центральном штреке он своим ковшом подъемного механизма поднимает руду, грузит ее на автомашины, работая как экскаватор.
Минимум в 2—2,5 раза повышает производительность работ в шахте применение вновь созданного электро трактора.
Электротрактор может широко применяться не толь ко в рудодобывающих шахтах, но и на многих других работах. Он незаменим в золотодобывающей промыш ленности Дальнего Востока. Лютые морозы заморажи вают землю на много метров, образуя гигантские масси вы вечной мерзлоты. Золотоносную породу в этих местах добывают лишь в летнее время, когда животворное солн це оттаивает землю, делая ее податливой для дальней шей переработки. День за днем, слой За слоем оттаивает земля. Сегодня, примерно, сто миллиметров, завтра — еще сто, послезавтра еще и т. д. Каждый день тракторы
41
снимают эти оттаявшие слои золотоносной породы, во рошат; волокут — оттаскивают их в определенные места для дальнейшей переработки. Но во время ворошения, волочения земли содержащийся в ней золотоносный слой частично оседает, остается на месте, проникая в ниже лежащие слои печвы. В результате выполненная за день работа остается в определенной мере обесцененной, ибо снятый слой земли получился обедненным. И так изо дня в день. Применение электротрактора устраняет этот не достаток. Земля не волочится, не передвигается с места на место. Захваченная ковшом экскаватора, она под хватывается вверх, грузится на могучие самосвалы и доставляется к золотоперерабатывающим драгам. Добы ча золота резко возрастает, затраты уменьшаются.
Экскаватор электрического трактора может быть ши роко использован и в лесной промышленности, в частно сти на складировании леса, его погрузке и выгрузке.
Мощные челюсти трактора способны захватывать сра зу по 10 бревен, укладывать в штабеля и грузить в вагоны.
С тем же успехом ЭТ-100 может грузить и уголь. Рождается новый, нужный стране электрический трак
тор. Первые образцы его уже испытываются в рудниках Джезказганского горнометаллургического комбината.
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕНТРИЧЕСНИЙ ТРАНТОР МОЩНОСТЬЮ В 250 Л. С. (ДЭТ-250)
В ночь на 1 мая 1959 года по главной магистрали спящего города, по пути от завода к центру, легко и уверенно подвигалась могучая машина необычного вида, необычной конструкции.
Трактор не трактор, танк не танк.
В просторной, ярко освещенной кабине машины на
42
Дизель-электрический трактор ДЭТ-250
вращающихся стульях, за приборами управления сиде ли механик-водитель Замятин и руководитель конструк торского бюро Р. Г. Сильченко.
Оба почти не спали ночь, готовя машину к первому пробегу, и сейчас, не ощущая усталости, наслаждались ровным и мощным гулом мотора, плавностью хода, стре мительным и мягким бегом машины.
Дискуссии, споры, поиски наилучших оригинальных конструктивных решений были позади.
Еще позавчера сотни людей с разных цехов завода, с разных отделов, отработав смену, вместо того, чтобы
43
идти домой, приходили на сборку, толпились вокруг но вого трактора.
Мастер сборки кричал:
—■Расходитесь, работать мешаете, и так тесно!
Но кричал беззлобно. Он прекрасно понимал, что стоят здесь люди, которые, не жалея сил, сами делали эту машину и теперь хотят узнать, чем увенчался их труд. Пойдет новый трактор или нет. Ведь никогда еще в жизни, ни в одной стране не собирали такой необыч ной конструкции.
И вот огромная 25-тонная машина мягко двинулась, развернулась на месте и пошла к воротам цеха, смело, уверенно, словно только и делала, что безостановочно ходила до сих пор.
Демонстранты проходили мимо трибун, а за ними, словно олицетворение мощи нашей индустрии, словно сказочный уральский богатырь стоял могучий 250-силь ный трактор.
Работы по созданию специального трактора для осо бо тяжелых землеройных работ велись в соответствии с директивами XX съезда КПСС и постановлениями Со вета Министров СССР и РСФСР. Возглавлял эти рабо ты главный конструктор завода — П. П. Исаков.
Дизель-электрический трактор — необычная імашина. В его конструкцию внесен целый ряд смелых решений, характеризующих сильно возросшую техническую зре лость советских тракторостроителей.
В серийном 100-сильном тракторе пять передач: че тыре вперед и одна назад. Предположим, работает трак тор на второй, основной рабочей передаче со скоростью 4,5 км в час. Грунт попался каменистый, тяжелый. Мо тор не может справиться с резко повышенной нагрузкой, перенапрягается, сдает, подчас глохнет. Но вот очень тяжелое место пройдено. Трактор, как человек, облег ченно вздохнул и пошел быстрей. Он бы мог пойти со
44
скоростью 5,4 км в час или даже 7,76 км |
в час, что соот |
ветствует четвертой передаче, но это |
не происходит. |
Тракторист не чувствует, где, на каком |
участке пути в |
какую минуту двигателю стало легче или тяжелей. Он ведет трактор на основной, второй передаче и все.
В- тракторе ДЭТ-250 — иначе. Электромеханическая трансмиссия, спроектированная челябинцами, автомати чески приспосабливает скорость движения машины к нагрузке, максимально используя мощность двигателя. Бесступенчатая трансмиссия позволяет работать тракто ру при максимальной нагрузке без скоростных ступенек, плавно меняя скорость от нуля до 12 км/час. 12-цилинд ровый Ѵ-образный дизельный двигатель мощностью в 250 л. с. (кстати, применение такого двигателя также является новинкой в тракторостроении) вращает сило вой электрический генератор, электроэнергия которого вращает тяговые электродвигатели. Последние через ко ническую зубчатую передачу и планетарные механизмы поворота передают крутящий момент бортовым редук торам, а от них ведущим колесам трактора. Следова тельно, между двигателем и ведущими колесами трак тора не существует механической связи.
Тракторист включил двигатель, нажал на педаль га за, и трактор двинулся. Возросла нагрузка—трактор сам сбавит скорость, хоть до нуля, уменьшилась нагрузка и скорость возросла до 12 км в час.
Трудно переоценить указанное нововведение. Доста точно сказать, что при увеличенном весе и увеличенной мощности примерно в два с половиной раза дизель-элек трический трактор превышает производительность 100сильного трактора примерно в четыре раза, достигая это главным образом за счет применения прогрессивной бес ступенчатой трансмиссии.
Больше того, во время серьезных государственных испытаний были случаи, когда тракторы ДЭТ-250,
4 5
100-сильный и Т-140 работали на болотистых грунтах. Удельное давление каждого из них примерно одинаково, но тракторы Т-140 и 100-сильный проваливались, застре вали, глохли от перенапряжения, а двадцатипятитонная махина легко шла по болотам и толкала перед собой целую гору земли. Новому трактору помогало автомати
ческое изменение |
скорости |
движения |
применительно к |
нагрузке, плавная |
работа без рывков. |
||
В новом тракторе, также |
впервые |
в тракторострое |
нии, очень удачно применена эжекционная система ох лаждения воздуха с помощью энергии отходящих газов, введен электроинерционный запуск двигателя, примене на система предпускового подогрева воздуха, установ лены эластичные подвески опорных катков и многое другое. Все это обеспечивает его высокие эксплуатаци онные качества.
ДЭТ-250 — комфортабельная машина. В его простор ной двухместной металлической кабине, снабженной тер мо- и звукоизоляцией, воздух чист и прохладен. Имеется система обогрева и вентиляции. На передней стенке установлен щиток, на котором размещены рукоятка и кнопки управления трактором, а также контрольно-изме рительные приборы.
Управление движением трактора, а также навесным землеройным оборудованием осуществляется при помо щи специальных гидравлических систем.
При скорости в 2,3 км в час трактор на хорошем грунте может потянуть груз весом в 22 000 кг.
В 1960 году на Всесоюзной выставке достижения на родного хозяйства страны дизель-электрический трактор был награжден золотой медалью. Золотыми, серебряны ми и бронзовыми медалями и ценными премиями была награждена большая группа творцов и создателей его: тт. П. П. Исаков, Нартов, Е. И. Лапинский, Г. Д. Тарлов и многие другие.
-46
А за год до этого на строительстве гигантского кана ла Днепр — Кривой Рог, среди сотен тракторов, рабо тавших на строительстве, появились три великана. Им предстояло вынимать и перемещать илистый грунт на заболоченном обводненном участке плотины, разворачи вать, вынимать и перемещать скальный грунт на строи тельстве Днепродзержинской ГЭС, выбирать из шлюзов взорванную породу, выкорчевывать метровой толщины пни деревьев, спиленных несколько лет назад. Это был серьезный и ответственный экзамен на аттестат зрелости, экзамен’ по которому специально созданная государст венная комиссия должна была определить врзможность постановки нового трактора на серийное производство.
Новые машины не посрамили своих создателей. Там, где 80-сильный трактор с бульдозером Д-271 вы
нимал и передвигал 38 кубических метров грунта в час, там, где 100-сильный трактор передвигал около 50 куби ческих метров, трактор ДЭТ-250 вырабатывал 180—200 кубических метров в час.
От двух до десяти секунд требовалось этому силачу для того, чтобы выкорчевать, выдернуть с корнем огром ный пень. Там, где все остальные тракторы не могли ра ботать, дизель-электрический трактор работал безот казно.
Вот почему решением Государственной эксплуатаци онной комиссии трактор ДЭТ-250 рекомендован для по становки на серийное производство.
В настоящее время челябинские тракторостроители, выполнив большую работу по подготовке производства и реорганизации цехов,’ начали выпуск этих больших и и хороших машин, предназначенных для тяжелых земле ройных и транспортных работ, связанных со строитель ством гидротехнических и мелиоративных сооружений, железных и шоссейных дорог и других крупных объ ектов.
47
TPAMTOP T-130
Трактор T-130 — очередная, более мощная и совер шенная машина. Ей принадлежит особое место в жизни и развитии Челябинского тракторного, так как в бли жайшие годы она станет на конвейер завода-гиганта, заменив выпускаемый ныне трактор.
Выполненный по схеме 100-сильного трактора с со хранением узловой взаимозаменяемости, трактор Т-130 имеет совершенно новое качественное содержание, поз воляющее ему уже сегодня занять ведущее место среди однотипных машин мирового тракторостроения по ряду важнейших технико-экономических показателей.
Наши конструкторы нашли технически зрелое реше-
4 8