ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
В жесткого типа, коробчатого сечения раме перспек тивного трактора будут скомпанованы все его агрегаты. Снизу их будет защищать от всяких механических по вреждений специальное днище.
Мощный гусеничный трактор не только пашет или роет землю. Очень часто он используется как тягач — для перевозки грузов. На Дальнем Востоке, в Сибири, Заполярье и во многих других местах Советского Сою за, особенно в условиях бездорожья, в распутицу и при снежных заносах, в местах, где стоит «большая зима»,— тяжелый гусеничный трактор незаменим на транспорт ных работах. Подсчитано, что на этих работах на 40 про центов используется тяжелый трактор. А при транспор тировке важно, сколько груза везешь и с какой скоро стью. Одно дело, как черепаха ползти, другое—-лететь как на крыльях.
Сегодня при транспортировке используются 80или 100-сильные тракторы, максимальная скорость движения которых равна 9 км в час. Но и эта скорость не всег да достигается. Полужесткая, полурамная подвеска 100-сильного трактора не позволяет сохранять даже та кую скорость движения, не выдерживает часто и резко меняющихся повышенных нагрузок. Наезжая одним бор том на препятствие (выпуклость почвы, валун, бревно), трактор вывешивает борт, как бы отрываясь от земли. В это время узлы рамы и ходовой части трактора испыты вают огромное напряженце, трактор теряет связь с поч вой— свои сцепные качества, а значит, не может тянуть груз. В следующее мгновение трактор съезжает с пре пятствия. Падение многотонной громады, сильная встряс ка и снова препятствие.
Вот почему практически транспортная скорость дви жения 80-, 100-сильных тракторов обычно не превышает 7 км в час.
В одной из ведущих зарубежных конструкций тяже
58
лого трактора — английском тракторе Виккерс вместо полужесткой подвески, с целью увеличения скорости дви жения, применили жесткую подвеску балансирного типа, с внутренней амортизацией катков. Это сделало трактор Виккерс на сегодня самой быстрой машиной такого типа, развивающей скорость в 14—15 км/час.
Перспективный трактор сможет двигаться со ско ростью до 20 км/час.
Его сборная металлическая гусеница с разнесенными беговыми дорожками и увеличенной опорной длиной рас считана на большую нагрузку, она должна мягко оги бать выпуклости и неровности дороги, не теряя сцепных качеств, передвигаясь плавно без грохота и тряски.
Перспективный трактор будет удачно сочетать в себе как бы единство противоположностей. Дело в том, что до сих пор считалось, что для выполнения тяжелых, зем леройных работ (снятия грунта, глубокой пахоты и дру гих) трактору нужна только жесткая подвеска. В тоже время для транспортных работ, для движения на повы шенных скоростях необходима мягкая подвеска. Эла стичная гидропневматическая подвеска перспективного трактора в сочетании с внутренней амортизацией кат ков будет успешно справляться со всеми видами работ трактора. При необходимости эта подвеска легким пово ротом кранов, превращается в жесткую балансирную подвеску, что необходимо, например, при работе с боко вым краном — трубоукладчиком, в ряде случаев—с уни версальным погрузчиком или при работе с бульдозером на планировочных (нивелировочных) работах с высокой степенью точности.
Новая гидродинамическая трансмиссия придаст трак тору отличную маневренность, позволит вести переклю чение скоростей на ходу, в любых условиях.
Сегодня 100-сильный трактор может двигаться лишь на одной из 5 передач со скоростью 2,36; 4,11; 7,76;
59
10,1 км в час. У трактора Т-130 диапазон скоростей так же в пределах от 3,22 до 10,65 км в час.
Перспективный трактор с его бесступенчатой транс миссией сможет автоматически менять скорость от 1 до 20 км в час.
Тракторист лишь включит автомат управления, этот уже сам, в зависимости от нагрузки на крюке, от тяже сти работы, будет выбирать и включать самые оптималь ные, самые нужные скорости движения машины. Увели чилась загрузка, возросло сопротивление — автомат по низит скорость движения. Облегчилась работа—скорость повысится. Нечего мотору работать не в полную мощ ность, пусть машина дает полную отдачу, создавшему ее человеку. Все умно и продумано в новом тракторе.
За кабиной машины — менее загрязненная зона, чем впереди трактора. Вот почему для радиаторов определе но место за кабиной.
В просторной, с хорошей обзорностью кабине тракто ра создается искусственный климат. В жару специаль ные фреоновые установки будут охлаждать воздух, обес печивая водителю нормальную температуру. Зимой, в лютый мороз при температуре минус 40° тракторист смо жет работать в легком комбинезоне.
Предшественник перспективного трактора (трактор Т-130) по своим качествам не уступает лучшим машинам в мире: американскому Катерпиллару Д-7; английско му— Виккерсу VR-180, французскому— Континенталь. Производительность трактора Т-130 на 50—60 процентов выше, чем у 100-сильного трактора. Производительность перспективного трактора должна быть в 2,5 раза выше производительности Т-130.
Так в наши дни примерно представляется перспектив ный трактор, трактор второго семилетия, на который уже сегодня нацелена инженерная мысль челябинских трак торостроителей.
СО
И Д У Щ И Е |
В П Е Р Е Д И |
МАРИЯ ФЕДОРОВНА МОРОЗ
а заводе хорошо знают Марию Федоровну Мороз. Большая у нее судьба, много хороших дел на ее счету...
Шестнадцать лет на зад двадцатилетней де вушкой впервые ступила Мария Федоровна на за водской двор.К 1951 году
на участке цветных деталей механического цеха почти не оставалось станка, на котором бы она не умела ра ботать.
Но больше всего Марии Федоровне нравилось обра батывать корпуса тракторных отстойников. Шесть опе раций выполняла она на этой детали. С делом хорошо управлялась. Но на последнюю — седьмую операцию — руководители участка то и дело подставляли другую ра ботницу. Мария Федоровна не захотела с этим мириться, вызвалась выполнять все семь операций. Однако руко водители участка сомневались, справится ли она с таким объемом работы, и не соглашались. Но Мария Федоров на настояла на своем. Инициатива т. Мороз принесла большую пользу участку.
И так было всегда: на первом плане у Марии Федо ровны — интересы коллектива.
61
М. Ф. Мороз рассказывает Римме Беиковой о прогрессивных методах обработки детали
Одно время на участке допускались большие потери заготовок цветного литья. Создавались серьезные труд ности, ибо цветнолитейщики не в состоянии были покры вать эти потери. Некоторые на участке пожимали плеча ми, дескать, что мы можем сделать... А Мария Мороз сказала:
— Разве у нас благополучно с учетом и хранением заготовок? Требуется ремонтникам бронзовая втулка — где ее взять? У нас! А мы равнодушны к этому. Кроме
62
того, посмотрите на пол—везде щели, туда стружка по падает. К тому же сбор ее и сортировка проводятся пло хо. А ведь стружка — это те же заготовки.
Беспокойство Марии Федоровны разделял и старший мастер Андрей Ефремович Домашенко. И вот он, М. Мо роз, планировщик Галина Сурина, распределитель Мария Заболотнева и наладчик Михаил Багин собрались одна жды вместе, чтобы разработать мероприятия по сокраще нию потерь. И предложения их помогли коллективу участка добиться'хороших результатов. А вскоре в борь бу за экономию включились уже коллективы многих участков механообрабатывающих цехов.
Вто время Мария Федоровна крепко подружилась с токарями Ноябриной Даниловой и Ниной Федяевой. Да нилова была с того же участка, что и Мороз, а Федяе ва — с соседнего. Но их сдружило то, что все трое горели желанием добиться новых успехов, увеличить выпуск продукции.
Вгоды открытия XX съезда партии три работницы соб рались как-то вместе, чтобы наметить и обсудить личные
планы — обязательства по росту производительности труда.
—- Я думаю поднять производительность в 1956 году на 15—20 процентов,— говорила своим подругам Мария Федоровна.— Наметила такие пункты: на операции на резки резьбы заменить ручной зажим деталей пневмати ческим, отработать геометрию метчика и добиться пода чи качественных заготовок из цветнолитейного цеха.
Программные планы-обязательства взяли также Да нилова и Федяева. Администрация и общественные орга низации цеха одобрили их патриотическое начинание. А через некоторое время о замечательной инициативе Да? ниловой, Федяевой и Мороз узнал весь тракторный, вся область. В 1956 году Мария Федоровна Мороз добилась
63
роста производительности труда на 33 процента. Успехов достигли и ее подруги — Ноябрина Данилова и Нина Федяева, а вместе с ними и все те, кто имел личные пла ны-обязательства.
1959 год — год XXI съезда партии — Мария Федоров на ознаменовала выполнением более чем трех годовых норм. Признанием ее заслуг было присвоение ей высо кого звания ударника коммунистического труда. А еще через некоторое время Указом Президиума Верховного Совета СССР ей было присвоено звание Героя Социали стического Труда. 8 ноября 1961 года т. Мороз избрана депутатом Верховного,^ Совета РСФСР.
Значительному увеличению съема деталей со станка помогло осуществление по инициативе передовой работ ницы предложение о снижении припуска под механиче скую обработку заготовки корпуса отстойника. Для это го литейщиками была усовершенствована конструкция пресс-формы, в которой отливают деталь. Новые заго товки стали отливаться с уменьшенным на полмилли метра припуском. При их обработке представилась воз можность устранить один из технологических перехо дов — рассверливание отверстия под резьбу и, таким образом, совместить две операции.
А вскоре после этого Мария Федоровна предложила оборудовать сверлильный станок дополнительным леркодержателем и приспособлением для нарезки резьбы, что дало возможность отказаться от обработки корпусов отстойника на токарном станке и за счет этого сэконо мить немало времени. Выработка Мороз повысилась за смену с 240 деталей до 320.
В итоге за первые два года семилетки знатная свер ловщица цеха шасси выполнила 5,2 годовых норм.
Известие об открытии XXII съезда КПСС воодуше вило Марию Федоровну на пересмотр ранее принятых ею социалистических обязательств. Раньше Мороз намере
64
валась выполнить семилетнюю норму за пять лет. Те перь она наметила новый рубеж: к открытию партсъезда завершить семилетнее задание!
Чтобы обеспечить безусловное выполнение этого обя зательства, Мария Федоровна разработала личный комп лексный план повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции. В этом плане такие мероприятия: добиться., чтобы плашки затачивались не под углом 8 градусов, а под углом 15 градусов, отливать детали в цветнолитейном цехе с уменьшенным в отвер стиях припуском под механическую обработку, полно стью ликвидировать брак и перейти на самоконтроль продукции и почасовой график обработки деталей.
Героиня труда обратилась через заводскую газету ко всем тракторостроителям: «Пусть каждый рабочий со
ставит конкретный план использования |
резервов и на |
|
стойчиво борется за его осуществление. |
Давайте, трак |
|
торостроители, умножим усилия в труде, |
встретим |
|
XXII съезд партии новыми производственными успе |
||
хами!» |
|
многими. |
Призыв Марии Федоровны был подхвачен |
Первой ее примеру последовала ударница коммунисти ческого труда токарь Кира Беликова, работающая на том же участке, что и М. Мороз. В своем личном плане Беликова предусмотрела повышение производительности труда к открытию партсъезда на 20 процентов. Обяза тельство поднять выработку на 25 процентов взяла шли фовщица цеха топливной аппаратуры, ударница комму нистического труда Нина Крупинова. Вскоре уже не было на заводе цеха, где бы не насчитывались десятки, сотни последователей Марии Федоровны Мороз.
Развивая далее инициативу знатной сверловщицы, группа рабочих и инженерно-технических работников, ударников коммунистического труда — шлифовщица ди- зель-моторного цеха № 1 т. Черемина, бригадир обруб
5 Тракторный завод. |
65 |
щиков литья чугунолитейного цеха № 2 А. Моор, инже нер-конструктор отдела главного конструктора по меха низации и автоматизации производства А. Смирнов и инженер-технолог отдела главного технолога Н. Рыжов— предложили развернуть массовое социалистическое со ревнование за создание фонда личных трудовых подар ков в честь XXII съезда партии. Это предложение пере довиков производства было одобрено завкомом проф союза и получило широкое развитие на заводе.
Уже первая перекличка последователей М. Мороз, проведенная заводской многотиражной газетой «За тру довую доблесть» накануне первомайского праздника, по казала, что обязательства, взятые передовыми рабо чими и инженерно-техническими работниками завода к XXII партсъезду, с честью выполнены. Сама М. Мороз уже добилась, что отливки в цветнолитейном цехе дела ются с уменьшенными в отверстиях припусками под резь бу. Это позволило упразднить операцию рассверления отверстий. Мария Федоровна взяла также на обработку дополнительно детали двух наименований, изготовляв шихся на соседних станках. Кроме того, ею был внедрен почасовой график обработки деталей. Все это вместе взятое позволило Героине труда за четыре месяца вы полнить восьмимесячное задание. А в июле 1961 года стало известно о том, что М. Ф. Мороз выполнила сна чала семилетки 7,7 годовых норм.
ТУДА, ГДЕ ТРУДНО
Крыша, лобовая, створка —эти три слова не сходили с уст работников холодноштампового цеха. Не проходи ло ни одного собрания и рапорта у начальника цеха, чтобы не поднимался вопрос об отставании тринадцатого участка по этим самым деталям.
66