ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
К своей десятой годовщине — 17 июня 1940 года — завод дал стране 232 700 тракторов, из них более 25 тысяч гусеничных. Это составляло более половины тракторного парка страны, который попол нялся машинами Харьковского и Челябинского трак торных заводов. Первые 100 тысяч тракторов СТЗ выпустил за 3 года 10 месяцев, вторые — за 2 года 9 месяцев. Так рос наш первый тракторный!
Творческая мысль конструкторов-дзержинцев не ограничивалась созданием гусеничного трактора, она шла дальше, проникая в еще более сложную техниче скую область — моторостроение.
В марте 1935 года делегация тракторозаводцев посе тила наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджо никидзе. Большая дружба была у дзержинцев с главкомом социалистической индустрии. Делегация доложила о выполнении заводом программы и пода рила товарищу Орджоникидзе макеты колесного трактора СТЗ-1 и нового гусеничного — СТЗ-НАТИ,
кпереходу на выпуск которого завод тогда готовился.
—Это очень хорошо. Здесь вы выполнили то, что от вас требуется,— сказал Серго, указывая на макет колесного трактора.— А вот здесь,— добавил он, пока зывая на макет гусеничного трактора,— мотора у нас
нет.
Дзержинцы стали было говорить о достоинствах своей новой машины.
— Зачем хвалитесь,— перебил Серго.— Надо сде лать мотор и такой, чтобы лучший в мире был.
Нарком ставил перед тракторозаводцами новую сложную задачу: разработать конструкцию отечест венного дизельного мотора. Перевод трактора с керо синового (карбюраторного) на дизельный двигатель, при интенсивном использовании дизельного трактора,
84
сулил в масштабах страны огромную экономию топ лива и средств.
— И вот этого,— продолжал Серго, указывая на гусеничную машину,— у вас еще мало. Надо давать побольше и лучше.
Завязалась оживленная сердечная беседа. Нарком рассказал о перспективах тракторостроения — пере ходе на выпуск гусеничных машин с целью унифика ции тракторного парка страны. Тракторозаводцы до ложили о нуждах завода, рассказали обо всем, не скрывая и недостатков.
— Это хорошо, что вы не скрываете своих слабых сторон. Что же касается помощи средствами и мате риалами для ремонта, вы их получите,— сказал в заключение Г. К. Орджоникидзе.
Польщенные доверием, тракторозаводцы горячо взялись за выполнение нового правительственного поручения. Отведенный срок выдержали — в 1939 году дизельный мотор у дзержинцев был готов.
Не отстали и харьковчане. И вот «соперники» опять встретились, только на этот раз у испытатель ного стенда. Междуведомственное испытание дизель ных моторов двух оригинальных конструкций снова выявило преимущества сталинградской конструкции. Ее приняли для массового производства.
К концу второй пятилетки полная производствен ная мощность тракторных заводов Советского Союза достигла 4,2 миллиона лошадиных сил в год. Мощ ность всех американских тракторных заводов не пре вышала 3,8 миллиона лошадиных сил. По тракторо строению СССР вышел на первое место в мире.
Трактор прочно вошел в социалистическое сель ское хозяйство. Он высвободил миллионы рабочих
85
рук деревни, помог переключить их на ускоренное развитие промышленности.
Внедрение трактора в земледелие изменило весь уклад деревенской жизни. Запахивая межи, трактор запахивал старую жизнь, готовил почву под посев и рост новой советской жизни. В деревне появились но вые люди — механизаторы, техники, инженеры, ши рокое распространение получила агротехника. Повы сился уровень культуры производства и сельского быта.
Отражая происшедшие изменения, сельский фоль клор обогатился новыми поговорками, присказками, частушками:
«Отдохни сошка,— сказал дед Тимошка,— теперь не твой час: есть трактор у нас».
«Трактор в колхозе — хлеб в обозе».
«Нынче в поле тракторист, завтра в армии танкист».
«Сяду-сяду я на трактор, Ты, подружка, догоняй. Снимем ныне непременно Стопудовый урожай».
* *
*
С тракторного завода началось бурное развитие Сталинграда. В южной части города выросли мощная районная электростанция — СталГРЭС, крупная су достроительная верфь. За одну только первую пяти летку было построено свыше двадцати предприятий. Подверглись реконструкции все старые заводы. В го роде стало четыре вуза, двадцать техникумов. Насе ление в 1939 году утроилось — превысило 420 тысяч. Сталинград превратился в индустриальный и куль турный центр Поволжья.
86
За годы пятилеток в корне преобразилась вся наша страна. Она превратилась в могучую индустриально колхозную державу, в страну высокой социалистиче ской культуры. Продвигаясь вперед, советский народ приступил к выполнению новой задачи, поставленной партией,— осуществление постепенного перехода от социализма к коммунизму.
А в это время на западе зловеще сгущались тучи развязанной фашистами второй мировой войны.
ЗАВОД-ВОИН
Война! С конвейера трак торного стали сходить танки Т-34. Тракторозаводцы постоянно помнили об обороне страны:
А там, в дворцах, особняках
и банках
Пусть знают там, в ненависти дрожа,
Что каждый трактор
обернется танком,
Когда сверкнут штыки
на рубежах! —
говорилось в «Марше монтажников», написанном еще
в 1930 году.
Знаменитые «тридцатьчетверки»! Немецкий гене рал Э. Шнейдер писал, что танк Т-34 произвел сенса цию,— его пушка пробивала броню немецких танков с расстояния 1,5—2 тысяч метров, в то время как немецкие танки могли поражать цель не далее 500 метров. Добавим: Т-34 имел большую скорость, маневренность, безотказный мотор.
87
Фронт ждал больше танков. Тракторозаводцы при лагали все силы, чтобы повысить их выпуск. За два месяца они освоили серийный выпуск танковых дизель-моторов, тогда как завод, поставлявший их ранее, осваивал это производство полтора года и до конца дело не довел. Когда в связи с эвакуацией из прифронтовой полосы заводов-смежников прекра тилось поступление электрооборудования, топливной аппаратуры и шарикоподшипников, тракторозаводцы быстро наладили их производство у себя, организовав четыре новых цеха. Конструкторы И. Д. Вернер, Г. В. Соколов и 3. Т. Шишкин в суточный срок раз работали новую конструкцию узла, которая позво лила обходиться без дефицитной резины. Главный технолог завода Г. И. Вехов, бывший семитысячник, внес ряд предложений, ускоривших организацию про изводства электрооборудования. За короткий срок от рабочих и инженерно-технических работников посту пило свыше тысячи рационализаторских предложе ний. Они позволили произвести многие изменения в конструкции машины, благодаря которым сократи лась трудоемкость ее изготовления.
Темп производства танков нарастал быстро. К концу 1941 года по сравнению с июнем завод ут роил выпуск машин. Это было чрезвычайно важно, ведь с эвакуацией Харьковского тракторного Ста линградский остался почти единственным по вы пуску средних танков. На историческом параде на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года шли сталинградские танки. Бо второй половине 1941 года СТЗ давал 42, а в первом полугодии 1942 года, когда в стране шире развернулась оборонная промышлен ность,— 34 процента всех выпускаемых танков Т-34. Он стал головным и в военном производстве.
88
8 февраля 1942 года за образцовое выполнение за даний правительства по производству танков и тан ковых моторов ордена Ленина тракторный завод имени Ф. Э. Дзержинского был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Орденом Ленина награждены А. А. Горегляд — заместитель наркома танковой промышленности, непосредственно руково дивший заводом, Л. Е. Макоед — начальник цеха № 10 и А. И. Бондарев — мастер, орденом Трудового Крас ного Знамени — А. Н. Демьянович — главный инже нер, Г. И. Вехов — главный технолог, Т. В. Савина — формовщица, орденом «Знак почета» — А. М. Шапош ников— парторг ЦК ВКП(б) и другие трактороза водцы.
С 1 февраля 1942 года план по выпуску танков был удвоен. Дзержинцы дали слово перевыполнить и это повышенное задание. В марте завод дал танков больше, чем в феврале, а в апреле — больше, чем в марте. Так из месяца в месяц нарастал выпуск гроз ных машин. Гитлеровцы знали о танковом заводе в Сталинграде и готовились нанести по нему удар. В ночь с 22 на 23 апреля 1942 года немецко-фашист ская авиация произвела первый массированный налет на Сталинград. Он продолжался 3 часа 23 минуты. Немецкие бомбардировщики рвались к танковому за воду. Но через мощную завесу зенитного огня удалось пройти лишь одиночным самолетам. Сброшенные ими наспех 18 фугасных и сотни зажигательных бомб цели не достигли: в городе пострадало лишь несколько деревянных домишек. Фашистские летчики сбросили много бомб на ложные очаги, заблаговременно устро енные за городом по оврагам.
Но фашистская пропаганда, ни мало не смущаясь, желаемое выдала за действительность и на весь мир
89
раструбила: «Сталинградский танковый завод стерт с лица земли».
А завод-арсенал продолжал набирать темпы, по сылая фронту все больше и больше «Тридцатьчетве рок»! Используя ремонтный фонд, коллектив завода в иные дни перевыполнял задание по танкам в два и более раза. За самоотверженную работу трактороза водцы получили переходящее Красное знамя Госу дарственного Комитета Обороны — высшее отличие соревнующихся заводов страны.
Впереди тракторный ожидали новые испытания. Летом 1942 года гитлеровцы перешли в наступление. В отличие от 1941 года теперь они наступали не по всему фронту, а лишь на его южном крыле. Цель наступления — захват Кавказа и его нефтяных источ ников, выход на Нижнюю Волгу, чтобы парализовать волжскую магистраль, захватить Сталинград.
В июле фронт стал приближаться к Волге. 23 авгу ста гитлеровцы прорвали фронт на Дону и вышли к Волге севернее Сталинграда. Враг оказался в трех пяти километрах от тракторного завода. Навстречу грозной опасности поднялся весь Сталинград. В по мощь войскам фронта выступили части народного ополчения, истребительные батальоны. Первыми за няли окопы танковая бригада народного ополчения и истребительный батальон тракторозаводцев, подня тые по боевой тревоге. Рядом с ними заняли позиции вооруженные отряды рабочих Краснооктябрьского, Баррикадного, Кировского, Дзержинского и других районов города Сталинграда. Вместе с частями гарни зона они надежно прикрыли работающий в полную силу индустриальный Сталинград.
Вот тут-то гитлеровцам и пришлось воочию убе диться— стерт ли тракторный завод с лица земли,
ѳо
как хвастливо вещало об этом четыре месяца назад ведомство Геббельса. Произошло это 25 августа 1942 года, когда части гарнизона и народного ополче ния при поддержке новеньких, только что сошедших с заводского конвейера танков Т-34 нанесли контр удар. Завязался бой, запомнившийся противнику.
Так, спустя много лет один из немецких офицеров 6-й армии Паулюса в своих воспоминаниях об этом бое написал: «Рабочие, одетые в спецовки, стояли на поле сражения насмерть... Можно было видеть уби тых рабочих, не выпускавших из рук рычагов управ ления подбитых танков. Ничего подобного мы до этого времени не наблюдали».
В этом бою рабочие и солдаты Сталинграда не уступили врагу ни пяди родной земли, сорвали по пытки врага с ходу ворваться в Сталинград. На поле боя пали тракторозаводцы — командир ополченской роты А. И. Симонов, бойцы-ополченцы И. А. Володин, А. М. Момотов, П. П. Кондратьев, И. И. Иванов, И. А. Фомин. Краснооктябрьцы потеряли командира истребительного батальона рабочего Г. П. Позднышева, рабочих-бойцов Н. Жирянова, И. Орлова, Ф. Комчарова и Ольгу Ковалеву — женщину-стале- вара, добровольно вступившую в батальон. Рабочие Сталинграда, верные революционным и боевым тра дициям царицынского пролетариата, проявили высо кое мужество, железную стойкость на защите родных рубежей.
Заводом-воином стал тракторный. Сорок два дня он работал под бомбежкой, под артиллерийским и минометным обстрелом противника. Дважды выво дили гитлеровцы из строя ТЭЦ, но рабочие и инже неры каждый раз ее сейчас же восстанавливали, и завод получал ток. Когда в механическом цехе вы-
91