Файл: Боришанский Л.В. Капитальное строительство в лесной промышленности и эффективность капитальных вложений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава II

ПЛАНИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В соответствии с новыми формами управления промышлен­ ностью и строительством в настоящее время осуществляются ради­ кальные меры по улучшению организации и методологии планиро­

вания.

При действовавшем ранее порядке система годового планирова­ ния была построена таким образом, что хозяйственные планы об­ рывались с окончанием календарного года, хотя процесс производ­ ства по своему существу непрерывен. Это зачастую приводило к то­

му; что многие стройки к началу года не имели плановых заданий. В результате возникали большие трудности в -организации строи­ тельства, нарушалась его ритмичность и нормальное материально-

техническое снабжение. В силу этого составление стройфинпланов строек в большинстве случаев затягивалось.

Теперь все планирование народного хозяйства СССР базируется

па перспективных планах с распределением заданий по годам пла­ нируемого периода по отдельным отраслям, союзным республикам, экономическим административным районам и стройкам. С 1959 г. отменяется порядок ежегодной разработки и утверждения годовых

народнохозяйственных планов. Отныне годовым планом предприя­ тия, стройки, совнархоза становятся годовые задания, предусмот­

ренные в перспективном плане, с внесением поправок, вытекающих из хода выполнения планов.

В перспективных планах нужно предусматривать высокие тем­ пы и правильные пропорции в развитии народного хозяйства, исхо­ дя из главной задачи — обеспечить дальнейший мощный подъем' всех отраслей народного хозяйства на базе преимущественного развития производства средств производства, широкое внедрение в производство новейших достижений науки и техники, улучшение размещения производительных сил, развитие специализации и ко­

оперирования, непрерывный рост производительности труда и снижен ния себестоимости продукции на базе дальнейшего технического прогресса и неуклонное повышение жизненного уровня трудя­

щихся.

Исходными данными для перспективных планов служат конт­ рольные цифры на 7 лет, разрабатываемые Госпланом СССР с

12

участием Госпланов союзных республик на основе изучения достиг­ нутого уровня развития экономики страны и с учетом нужд хозяй­ ства на данном этапе его развития. На стадии разработки конт­ рольных цифр выделяются такие ведущие отрасли, с которых на­ чинается определение объема производства, прироста мощностей, капитальных вложений.

Контрольные цифры развития народного хозяйства республик устанавливаются советами министров союзных республик по совнар­

хозам. Последние в свою очередь определяют контрольные цифры для предприятий и строек.

Главная работа по составлению перспективных планов должна развертываться непосредственно на предприятиях и стройках, ко­ торые разрабатывают свои перспективные планы., исходя из пре­ поданных им контрольных цифр. Эти планы обсуждаются коллек­ тивами предприятий и строек. Совнархозы, советы министров союз­ ных республик осуществляют взаимную увязку всех планов подве­ домственных им предприятий и строек и составляют сводный перс­ пективный план по данному экономическому административному району или союзной республике.

Госплан СССР, проверив соответствие перспективных планов союзных, республик контрольным цифрам развития народного хо­

зяйства, составляет сводный перспективный план развития народ­ ного хозяйства Советского Союза и представляет его на ут­ верждение ЦК КПСС и Совета Л1инистров СССР.

Одновременно Госплан СССР вносит на утверждение ЦК КПСС и Совета Министров СССР титульные списки особо важных строек

с указанием сроков ввода их в действие. В. дальнейшем на основе систематической проверки выполнения планов и изучения потреб­ ностей народного хозяйства Госплан с участием союзных респуб­

лик ежегодно вносит (в случае необходимости) коррективы в за­ дания на предстоящий год, предусмотренные в перспективных пла­ нах, и представляет их на утверждение в Совет Министров СССР

не позднее чем за 4 месяца до начала года. Предприятия и строй­ ки в соответствии с доведенными до них поправками вносят не. позднее 15 ноября предшествующего года необходимые изменения в годовые планы и разрабатывают квартальные и месячные планы

по полному кругу показателей.

План капитальных вложений как составная часть государствен,- ного плана развития народного хозяйства включает в себя ряд

разделов, из которых основными являются:

ввод в действие производственных мощностей, жилой площади,

культурно-бытовых зданий и учреждений здравоохранения;

объем, основные направления и структура капитальных вло­ жений.

Производственные мощности и основные фонды

При составлении плана ввода в действие производственных мощностей в лесозаготовительной промышленности по отдельным совнархозам следует исходить из объема роста лесозаготовок, на­

3

13


мечаемого по плану, и из сокращения производственных мощностей по лесозаготовительным предприятиям в связи с истощением сырь­ евых баз.

Объем капитальных работ по отдельным объектам зависит от

объема и срока ввода в действие производственных мощностей и основных фондов, норм продолжительности строительства, утверж­

денных Госстроем 7 февраля 1956 г., и объема незавершенного строительства.

При планировании объемов капитальных вложений необходимо обеспечить максимально возможную концентрацию средств на важ­ нейших пусковых объектах для ускорения ввода в действие произ­

водственных мощностей и основных фондов и сокращения объема

незавершенного строительства. По лесной промышленности объем незавершенного строительства на 1 яваря 1958 г. составил примерно 3300 млн. руб. Большой объем незавершенного строительства сви­ детельствует о распылении средств по большому количеству объ­ ектов. Объемы капитальных вложений должны определяться на весь период строительства и обеспечиваться финансированием и материальными ресурсами в полном соответствии с нормами и сро­ ками строительства, в первую очередь по начатым стройкам, и только при этих условиях можно выделять капитальные вложения на строительство новых объектов. Вместе с тем некоторый объем незавершенного строительства, так называемый «задел», должен

быть предусмотрен в годовом плане для обеспечения ритмичной работы строительных организаций в следующем году.

Строительство промышленных предприятий, жилищных, куль­ турно-бытовых и коммунальных объектов должно осуществляться

по проектам и сметам в соответствии с инструкцией Государствен­ ного комитета Совета Министров СССР по делам строительства.

Заказчик проекта выдает проектной организации задание на проектирование и необходимые исходные данные. Задание на проектирование лесозаготовительных предприятий должно содер­ жать следующие основные данные:

. основание для проектирования (постановление совнархоза);

район и пункт строительства; пункт примыкания дороги; мощность предприятия (вывозка древесины); ориентировочная потребность предприятия в электроэнергии; примерные районы потребления древесины; сроки строительства и очередность ввода мощностей; количество стадий проектирования.

Проектирование промышленных предприятий, жилых и граж­

данских зданий и сооружений ведется, как правило, по двум ста­ диям; проектное задание и рабочие чертежи.

В отдельных случаях (по предприятиям с новым неосвоенным производством) с разрешения инстанции, утверждающей задание на проектирование, допускается проектирование по трем стадиям: проектное задание, технический проект и рабочие чертежи.

Проектное задание имеет целью установить техническую воз­ можность и экономическую целесообразность предполагаемого

И


строительства, установить основные технические решения проекти­ руемых объектов, общую стоимость строительства и основные тех­ нико-экономические показатели.

Технический проект разрабатывается на основе утвержденного проектного задания и в нем уточняются все материалы и данные, принятые в проектном задании.

Рабочие чертежи разрабатываются при проектировании по двум стадиям на основе утвержденного проектного задания, а при проектировании по трем стадиям на основе утвержденного тех­

нического проекта. •

Сметная стоимость строительства предприятия, здания или сооружения определяется сводным сметно-финансовым расчетом к проектному заданию. В тех случаях, когда разрабатывается техни­ ческий проект, сметная стоимость определяется по свободной смете к указанному техническому проекту.

Сметная стоимость отдельных объектов, установленная по сметно-финансовым, расчетам или сметам к проектному заданию или к техническому проекту, уточняется по сметам, составленным по рабочим чертежам.

Строительство промышленных зданий и сооружений, объектов

транспорта должно осуществляться, как правило, по типовым проектам.

Объем, основные направления и структура капитальных вложений

В этом разделе плана капитального строительства устанавлива­ ются объемы затрат по отдельным отраслям лесной промышлен­ ности и по основным направлениям: на лесозаготовки и сплав, ле­

сопиление и деревообработку, на строительство объектов производ­

ственного назначения, на жилищное, культурно-бытовое и комму­ нальное строительство.

Установлено, что, начиная с 1959 г., капитальные вложения

на жилищное, коммунальное, культурно-бытовое строительство и строительство объектов здравоохранения утверждаются раздельно от капитальных вложений па строительство объектов производст­ венного назначения.

Такой порядок планирования соответствует новой структуре управления промышленностью и строительством и обеспечивает дальнейшее расширение ппав союзных республик на планирование и осуществление жилищного, коммунального и культурно-бытово­ го строительства.

Раздельное планирование капитальных вложений и строитель­ но-монтажных работ даст возможность обеспечить более правиль­ ное и пропорциональное распределение капитальных вложений в

различные отрасли хозяйства и культуры, более правильное разме­ щение объектов строительства на территории республик, а также лучшую организацию капитального строительства.

Структура капитальных вложений определяет размеры и про­ порции затрат: на строительные работы, монтажные работы, приоб­

15


ретение оборудования, требующего и не требующего монтажа,

приобретение инструментов и инвентаря, геологоразведочные и бу­ ровые работы и прочие капитальные работы.

К строительным работам относятся все общестроительные и специальные работы (монтаж металлических конструкций, сани­

тарно-технические, мелиоративные работы, озеленение и т. п.),

связанные с возведением новых, расширением, реконструкцией предприятий, зданий и сооружений.

Затраты на монтаж оборудования включают все затраты на сборку, установку технологического, энергетического, подъемного и других видов оборудования, требующего монтажа на месте строи­

тельства.

Затраты на приобретение оборудования, инструментов и инвен­ таря включают все расходы по приобретению и доставке до скла­

да строительной организации технологического, энергетического,

подъемного и транспортного оборудования, предусмотренного сме­ той или сводным сметно-финансовым расчетом..

Прочие капитальные затраты включают расходы на подготовку кадров для строящихся предприятий, затраты на технический над­ зор и содержание дирекции строящихся предприятий.

Сверхлимитные и нижелимитные капитальные вложения.

К сверхлимитным капитальным вложениям в лесной промышлен­ ности относятся стройки, сметная стоимость которых по сводному сметно-финансовому расчету'или сводной смете не ниже 10 млн.

рублей.

Титульные списки сверхлимитных строек утверждаются совета­ ми министров союзных республик.

К нижелимитным капитальным вложениям относятся. стройки, сметная стоимость которых ниже 10 млн. рублей.

Подрядный и хозяйственный способы ведения строительно-мон­ тажных работ. В лесной промышленности, как и в других отраслях народного хозяйства, строительство осуществляется подрядным и

. хозяйственным способами. Наиболее совершенным является под­ рядный способ ведения работ.

При подрядном способе ведения работ строительство выпол­ няется специальной строительной организацией, имеющей свои по­

стоянные кадры, -механизмы и оборудование. Работы ведутся по

договорам, заключенным дирекцией строящегося предприятия со строительной организацией. В этом случае дирекцию строящегося предприятия называют заказчиком, а строительную организацию, выполняющую работы, — подрядчиком.

Объем подрядных работ в 1940 г. составлял немногим более по­ ловины (58%) всего объема строительно-монтажных работ в стра­

не, а в 1957 г. он вырос до 85%.

В решениях партии и правительства предусматривались меро­ приятия, направленные на развитие подрядного способа работ, на создание материально-производственной базы и по обеспечению строек постоянными кадрами рабочих и инженерно-технических работников.

16


При хозяйственном способе ведения работ руководитель строя­ щегося предприятия, например дирекция строящегося завода, вы­

полняет строительство своими силами. Для производства строи­ тельно-монтажных работ подбираются штаты административно­ технического персонала, набираются рабочие-строители и приобре­ таются машины и оборудование для строительства.

Стройфинплан строительно-монтажной организации. Установ­ лено, что каждая первичная, состоящая на самостоятельном ба­ лансе строительная организация с годовым объемом строительно­ монтажных работ свыше 5 млн. руб. составляет стройфинплан, который утверждается не позднее чем через 1,5 месяца после утверждения правительством государственного плана развития на­ родного хозяйства СССР.

При составлении стройфинплана строительные управления долж­ ны исходить из необходимости соблюдения хозрасчета, максималь­

ного использования имеющихся производственных мощностей, а

также материально-технических ресурсов, сокращения сроков строительства, широкого внедрения индустриальных методов строи­ тельства, сокращения объемов незавершенных работ, сосредоточе­ ния материально-технических ресурсов, а также рабочих прежде всего на пусковых объектах.

Хозяйственный расчет есть метод планового ведения хозяйства социалистических предприятий и строек, обусловленный действием закона стоимости, требующий соизмерения в денежной форме зат­ рат и результатов хозяйственной деятельности, возмещения расхо­ дов предприятий, строительных организаций их собственными до­ ходами и обеспечения рентабельности производства.

Основой для составления стройфинплана являются утвержден­ ные вышестоящей организацией (трестом, управлением) для строй­

управления объем работ, план по труду, задания по повышению производительности труда и снижению стоимости строительно-мон­ тажных работ и др.

Стройфинплан состоит из следующих основных разделов:

программы строительно-монтажных работ по объектам и испол­ нителям;

плана организационно-технических мероприятий; плана по труду и заработной плате;

плана потребности в строительных материалах, полуфабрикатах,

деталях и конструкциях;

плана механизации строительно-монтажных и вспомогательных работ;

сметы накладных расходов основного производства; сметы затрат на производство строительно-монтажных

работ; расчета нормативов собственных оборотных средств.

При наличии в строительном управлении подсобных и вспомо­ гательных производств, находящихся на балансе стройки, в состав стройфинплана дополнительно включается программа этих произ­ водств в натуральном и денежном выражении.

17

\jC. ПУБЛИЧНАЯ

Л >