Файл: Боришанский Л.В. Капитальное строительство в лесной промышленности и эффективность капитальных вложений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Глава II
ПЛАНИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В соответствии с новыми формами управления промышлен ностью и строительством в настоящее время осуществляются ради кальные меры по улучшению организации и методологии планиро
вания.
При действовавшем ранее порядке система годового планирова ния была построена таким образом, что хозяйственные планы об рывались с окончанием календарного года, хотя процесс производ ства по своему существу непрерывен. Это зачастую приводило к то
му; что многие стройки к началу года не имели плановых заданий. В результате возникали большие трудности в -организации строи тельства, нарушалась его ритмичность и нормальное материально-
техническое снабжение. В силу этого составление стройфинпланов строек в большинстве случаев затягивалось.
Теперь все планирование народного хозяйства СССР базируется
па перспективных планах с распределением заданий по годам пла нируемого периода по отдельным отраслям, союзным республикам, экономическим административным районам и стройкам. С 1959 г. отменяется порядок ежегодной разработки и утверждения годовых
народнохозяйственных планов. Отныне годовым планом предприя тия, стройки, совнархоза становятся годовые задания, предусмот
ренные в перспективном плане, с внесением поправок, вытекающих из хода выполнения планов.
В перспективных планах нужно предусматривать высокие тем пы и правильные пропорции в развитии народного хозяйства, исхо дя из главной задачи — обеспечить дальнейший мощный подъем' всех отраслей народного хозяйства на базе преимущественного развития производства средств производства, широкое внедрение в производство новейших достижений науки и техники, улучшение размещения производительных сил, развитие специализации и ко
оперирования, непрерывный рост производительности труда и снижен ния себестоимости продукции на базе дальнейшего технического прогресса и неуклонное повышение жизненного уровня трудя
щихся.
Исходными данными для перспективных планов служат конт рольные цифры на 7 лет, разрабатываемые Госпланом СССР с
12
участием Госпланов союзных республик на основе изучения достиг нутого уровня развития экономики страны и с учетом нужд хозяй ства на данном этапе его развития. На стадии разработки конт рольных цифр выделяются такие ведущие отрасли, с которых на чинается определение объема производства, прироста мощностей, капитальных вложений.
Контрольные цифры развития народного хозяйства республик устанавливаются советами министров союзных республик по совнар
хозам. Последние в свою очередь определяют контрольные цифры для предприятий и строек.
Главная работа по составлению перспективных планов должна развертываться непосредственно на предприятиях и стройках, ко торые разрабатывают свои перспективные планы., исходя из пре поданных им контрольных цифр. Эти планы обсуждаются коллек тивами предприятий и строек. Совнархозы, советы министров союз ных республик осуществляют взаимную увязку всех планов подве домственных им предприятий и строек и составляют сводный перс пективный план по данному экономическому административному району или союзной республике.
Госплан СССР, проверив соответствие перспективных планов союзных, республик контрольным цифрам развития народного хо
зяйства, составляет сводный перспективный план развития народ ного хозяйства Советского Союза и представляет его на ут верждение ЦК КПСС и Совета Л1инистров СССР.
Одновременно Госплан СССР вносит на утверждение ЦК КПСС и Совета Министров СССР титульные списки особо важных строек
с указанием сроков ввода их в действие. В. дальнейшем на основе систематической проверки выполнения планов и изучения потреб ностей народного хозяйства Госплан с участием союзных респуб
лик ежегодно вносит (в случае необходимости) коррективы в за дания на предстоящий год, предусмотренные в перспективных пла нах, и представляет их на утверждение в Совет Министров СССР
не позднее чем за 4 месяца до начала года. Предприятия и строй ки в соответствии с доведенными до них поправками вносят не. позднее 15 ноября предшествующего года необходимые изменения в годовые планы и разрабатывают квартальные и месячные планы
по полному кругу показателей.
План капитальных вложений как составная часть государствен,- ного плана развития народного хозяйства включает в себя ряд
разделов, из которых основными являются:
ввод в действие производственных мощностей, жилой площади,
культурно-бытовых зданий и учреждений здравоохранения;
объем, основные направления и структура капитальных вло жений.
Производственные мощности и основные фонды
При составлении плана ввода в действие производственных мощностей в лесозаготовительной промышленности по отдельным совнархозам следует исходить из объема роста лесозаготовок, на
3 |
13 |
мечаемого по плану, и из сокращения производственных мощностей по лесозаготовительным предприятиям в связи с истощением сырь евых баз.
Объем капитальных работ по отдельным объектам зависит от
объема и срока ввода в действие производственных мощностей и основных фондов, норм продолжительности строительства, утверж
денных Госстроем 7 февраля 1956 г., и объема незавершенного строительства.
При планировании объемов капитальных вложений необходимо обеспечить максимально возможную концентрацию средств на важ нейших пусковых объектах для ускорения ввода в действие произ
водственных мощностей и основных фондов и сокращения объема
незавершенного строительства. По лесной промышленности объем незавершенного строительства на 1 яваря 1958 г. составил примерно 3300 млн. руб. Большой объем незавершенного строительства сви детельствует о распылении средств по большому количеству объ ектов. Объемы капитальных вложений должны определяться на весь период строительства и обеспечиваться финансированием и материальными ресурсами в полном соответствии с нормами и сро ками строительства, в первую очередь по начатым стройкам, и только при этих условиях можно выделять капитальные вложения на строительство новых объектов. Вместе с тем некоторый объем незавершенного строительства, так называемый «задел», должен
быть предусмотрен в годовом плане для обеспечения ритмичной работы строительных организаций в следующем году.
Строительство промышленных предприятий, жилищных, куль турно-бытовых и коммунальных объектов должно осуществляться
по проектам и сметам в соответствии с инструкцией Государствен ного комитета Совета Министров СССР по делам строительства.
Заказчик проекта выдает проектной организации задание на проектирование и необходимые исходные данные. Задание на проектирование лесозаготовительных предприятий должно содер жать следующие основные данные:
. основание для проектирования (постановление совнархоза);
район и пункт строительства; пункт примыкания дороги; мощность предприятия (вывозка древесины); ориентировочная потребность предприятия в электроэнергии; примерные районы потребления древесины; сроки строительства и очередность ввода мощностей; количество стадий проектирования.
Проектирование промышленных предприятий, жилых и граж
данских зданий и сооружений ведется, как правило, по двум ста диям; проектное задание и рабочие чертежи.
В отдельных случаях (по предприятиям с новым неосвоенным производством) с разрешения инстанции, утверждающей задание на проектирование, допускается проектирование по трем стадиям: проектное задание, технический проект и рабочие чертежи.
Проектное задание имеет целью установить техническую воз можность и экономическую целесообразность предполагаемого
И
строительства, установить основные технические решения проекти руемых объектов, общую стоимость строительства и основные тех нико-экономические показатели.
Технический проект разрабатывается на основе утвержденного проектного задания и в нем уточняются все материалы и данные, принятые в проектном задании.
Рабочие чертежи разрабатываются при проектировании по двум стадиям на основе утвержденного проектного задания, а при проектировании по трем стадиям на основе утвержденного тех
нического проекта. •
Сметная стоимость строительства предприятия, здания или сооружения определяется сводным сметно-финансовым расчетом к проектному заданию. В тех случаях, когда разрабатывается техни ческий проект, сметная стоимость определяется по свободной смете к указанному техническому проекту.
Сметная стоимость отдельных объектов, установленная по сметно-финансовым, расчетам или сметам к проектному заданию или к техническому проекту, уточняется по сметам, составленным по рабочим чертежам.
Строительство промышленных зданий и сооружений, объектов
транспорта должно осуществляться, как правило, по типовым проектам.
Объем, основные направления и структура капитальных вложений
В этом разделе плана капитального строительства устанавлива ются объемы затрат по отдельным отраслям лесной промышлен ности и по основным направлениям: на лесозаготовки и сплав, ле
сопиление и деревообработку, на строительство объектов производ
ственного назначения, на жилищное, культурно-бытовое и комму нальное строительство.
Установлено, что, начиная с 1959 г., капитальные вложения
на жилищное, коммунальное, культурно-бытовое строительство и строительство объектов здравоохранения утверждаются раздельно от капитальных вложений па строительство объектов производст венного назначения.
Такой порядок планирования соответствует новой структуре управления промышленностью и строительством и обеспечивает дальнейшее расширение ппав союзных республик на планирование и осуществление жилищного, коммунального и культурно-бытово го строительства.
Раздельное планирование капитальных вложений и строитель но-монтажных работ даст возможность обеспечить более правиль ное и пропорциональное распределение капитальных вложений в
различные отрасли хозяйства и культуры, более правильное разме щение объектов строительства на территории республик, а также лучшую организацию капитального строительства.
Структура капитальных вложений определяет размеры и про порции затрат: на строительные работы, монтажные работы, приоб
15
ретение оборудования, требующего и не требующего монтажа,
приобретение инструментов и инвентаря, геологоразведочные и бу ровые работы и прочие капитальные работы.
К строительным работам относятся все общестроительные и специальные работы (монтаж металлических конструкций, сани
тарно-технические, мелиоративные работы, озеленение и т. п.),
связанные с возведением новых, расширением, реконструкцией предприятий, зданий и сооружений.
Затраты на монтаж оборудования включают все затраты на сборку, установку технологического, энергетического, подъемного и других видов оборудования, требующего монтажа на месте строи
тельства.
Затраты на приобретение оборудования, инструментов и инвен таря включают все расходы по приобретению и доставке до скла
да строительной организации технологического, энергетического,
подъемного и транспортного оборудования, предусмотренного сме той или сводным сметно-финансовым расчетом..
Прочие капитальные затраты включают расходы на подготовку кадров для строящихся предприятий, затраты на технический над зор и содержание дирекции строящихся предприятий.
Сверхлимитные и нижелимитные капитальные вложения.
К сверхлимитным капитальным вложениям в лесной промышлен ности относятся стройки, сметная стоимость которых по сводному сметно-финансовому расчету'или сводной смете не ниже 10 млн.
рублей.
Титульные списки сверхлимитных строек утверждаются совета ми министров союзных республик.
К нижелимитным капитальным вложениям относятся. стройки, сметная стоимость которых ниже 10 млн. рублей.
Подрядный и хозяйственный способы ведения строительно-мон тажных работ. В лесной промышленности, как и в других отраслях народного хозяйства, строительство осуществляется подрядным и
. хозяйственным способами. Наиболее совершенным является под рядный способ ведения работ.
При подрядном способе ведения работ строительство выпол няется специальной строительной организацией, имеющей свои по
стоянные кадры, -механизмы и оборудование. Работы ведутся по
договорам, заключенным дирекцией строящегося предприятия со строительной организацией. В этом случае дирекцию строящегося предприятия называют заказчиком, а строительную организацию, выполняющую работы, — подрядчиком.
Объем подрядных работ в 1940 г. составлял немногим более по ловины (58%) всего объема строительно-монтажных работ в стра
не, а в 1957 г. он вырос до 85%.
В решениях партии и правительства предусматривались меро приятия, направленные на развитие подрядного способа работ, на создание материально-производственной базы и по обеспечению строек постоянными кадрами рабочих и инженерно-технических работников.
16
При хозяйственном способе ведения работ руководитель строя щегося предприятия, например дирекция строящегося завода, вы
полняет строительство своими силами. Для производства строи тельно-монтажных работ подбираются штаты административно технического персонала, набираются рабочие-строители и приобре таются машины и оборудование для строительства.
Стройфинплан строительно-монтажной организации. Установ лено, что каждая первичная, состоящая на самостоятельном ба лансе строительная организация с годовым объемом строительно монтажных работ свыше 5 млн. руб. составляет стройфинплан, который утверждается не позднее чем через 1,5 месяца после утверждения правительством государственного плана развития на родного хозяйства СССР.
При составлении стройфинплана строительные управления долж ны исходить из необходимости соблюдения хозрасчета, максималь
ного использования имеющихся производственных мощностей, а
также материально-технических ресурсов, сокращения сроков строительства, широкого внедрения индустриальных методов строи тельства, сокращения объемов незавершенных работ, сосредоточе ния материально-технических ресурсов, а также рабочих прежде всего на пусковых объектах.
Хозяйственный расчет есть метод планового ведения хозяйства социалистических предприятий и строек, обусловленный действием закона стоимости, требующий соизмерения в денежной форме зат рат и результатов хозяйственной деятельности, возмещения расхо дов предприятий, строительных организаций их собственными до ходами и обеспечения рентабельности производства.
Основой для составления стройфинплана являются утвержден ные вышестоящей организацией (трестом, управлением) для строй
управления объем работ, план по труду, задания по повышению производительности труда и снижению стоимости строительно-мон тажных работ и др.
Стройфинплан состоит из следующих основных разделов:
программы строительно-монтажных работ по объектам и испол нителям;
плана организационно-технических мероприятий; плана по труду и заработной плате;
плана потребности в строительных материалах, полуфабрикатах,
деталях и конструкциях;
плана механизации строительно-монтажных и вспомогательных работ;
сметы накладных расходов основного производства; сметы затрат на производство строительно-монтажных
работ; расчета нормативов собственных оборотных средств.
При наличии в строительном управлении подсобных и вспомо гательных производств, находящихся на балансе стройки, в состав стройфинплана дополнительно включается программа этих произ водств в натуральном и денежном выражении.
17
\jC. ПУБЛИЧНАЯ |
Л > /л |