Файл: Черкезов П.С. Огненная коллекция (из истории крупных пожаров, взрывов и катастроф).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

результатов: почти все свидетели погибли. Удалось лишь выяснить, что Рой Хейворд, офицер английского судна, видел в двенад­ цать часов тридцать минут, как из вентиля­ тора «Форт Стикина» вырвалось небольшое белое облачко. Он не придал этому значения.

Причина гибели «Форт Стикина», по-види­ мому, навсегда останется тайной. Во всяком случае, ни японская, ни германская разведки не признались до сих пор в организации ка­ тастрофы, которая, будь она делом рук чело­ века, считалась бы величайшей диверсией второй мировой войны.

100

Г л а в а IX

ПОЖАРЫ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ людям

В какой-то миг пассажиры большого авто­ буса оказались пленниками огня. Внезапно автобус запылал огромным факелом.

Случилось это на автостраде, на подсту­ пах к городу Горно-Оряховица- Нарушая пра­ вила движения, рейсовый автобус на предель­ ной скорости стал перегонять впереди иду­ щую машину. Вдруг грузовик резко свернул, и'через какую-то долю секунды автобус вре­ зался в его борт. Удар пришелся по бензоба­ ку. Огонь быстро перекинулся на автобус...

Не успели пассажиры автобуса опомнить­ ся от страшного удара, как на них обрушил­ ся огонь. Смертельная опасность нависла над десятками людей. В автобусе было много де­ тей, женщин, людей преклонного возраста. На многих загорелась одежда.

С большим трудом сельскому врачу Сте­ фану Черкезову удалось выйти из горящего автобуса. От ожогов нестерпимо болели ли­ цо, руки, на нем горела одеждаНо молодой врач меньше всего думал о себе. Быстро оце-

101

нив обстановку, он стал вытаскивать из горя» щего автобуса людей. У храбреца оказалось много самоотверженных помощников. Стефан на ходу коротко объяснял, какие меры первой помощи надо оказывать раненым, и продол­ жал спасательные работы. Когда в автобусе не осталось ни одного человека, врач с обго­

ревшими руками, превозмогая страшную боль, стал оказывать людям медицинскую помощь...

Врач Стефан Черкезов спас от гибели десятки людей. Как солдат на поле боя, не жалея себя, он боролся с огнем за жизнь людей и последним покинул место катастрофы.

В больнице, куда Стефан Черкезов был привезен в бессознательном состоянии, его коллеги приложили немало усилий, чтобы спасти товарища. Чуть ли не все жители го­ рода пришли в больницу, услышав призыв: раненому врачу нужна кожа. Но ожоги были настолько сильны, что Стефан Черкезов, не приходя в сознание, скончался.

Жизнь, отданная людям! Так народ оце­ нил жертву двадцатишестилетнего врача Стефана Черкезова, показавшего пример са­ моотверженного выполнения врачебного долга.

Сын крестьянина первым в своем роду бла­ годаря народной власти получивший высшее образование, комсомолец Стефан с дипломом врача вернулся в родные края. Он заведовал

медицинским пунктом в селе Стрелец Великотырновского округа.

102


Указом Президиума Народного собрания Болгарии врач Стефан Черкезов посмертно удостоен звания Героя Социалистического Труда.

ТРИСТА ОГНЕННЫХ СЕКУНД

Он посмотрел на часы: без пяти три. За­ канчивается рабочий день. Еще один рейс ос­ тавался Борису Масленко, шоферу одесского треста «Дорремстрой», — отвезти рабочих-ас- фальтировщиков.

Выезжая на перекресток, Борис услышал взрыв. Автомобиль чуть тряхнуло. «Полетела у кого-то покрышка!» — подумал шофер и вдруг заметил, что встречные водители, тороп­ ливо сворачивая, дают ему дорогу, будто он ехал по крайней мере на пожарной машине. Впрочем, они не только сторонятся — высовы­ ваются из кабин, что-то кричат, машут ру­ ками.

Борис затормозил, выскочил из кабины, посмотрел на скаты — порядок. Поднял голо­ ву — над дощатой пристройкой, в которой ез­ дят рабочие, в кузове его машины бесшумно мечется пламя, тянется по фанере и доскам вниз. А внизу — два бензобака, полные до­ верху, час назад заправленные. Триста лит­ ров бензина!

Борис рванул из кабины старый ватник, стал хлестать им по огню. Не помогает — нламя крепнет. — Беги, парень! Беги, сго­ ришь!

103

Десятки людей, десятки машин. А рядом— открытая, массивной кирпичной кладки подворотня:

Спасайся!

Ау него триста литров бензина. Рванет —

изальет пламенем и этих людей, и автомоби­ ли, и к домам дотянется.

Борис бросился в дышащую жаром каби­ ну: «Вперед! Сгорю, так один!» Завыли шес­ терни, переключающие скорость.

Люди, оторопев, смотрели вслед пылающе­ му «ЗИЛу». Пламя хлещет по кабине. Зем­ лей его не забросать, не сбить. Выкатиться на пустынную площадь и дать догореть «ЗИЛу»—почти новой машине?... Он был на пороге'Пересыпи. Тут рядом Хлебная гавань. Там — море.

Скорость! Сколько времени он едет? А про­ ехал каких-то два-три километра. Не врет ли спидометр от этой жары?

Обжигая, посыпались осколки стекла — огонь тянулся к нему через заднее окошко ка­

бины. Борис сворачивает к проезду

под Пе-

ресыпским мостом. На крутой дуге

уносятся

назад кричащие люди, трамвай,

застывший

со вскинутым жезлом регулировщик.

Огонь Хозяйничает в кабине, горит сиденье. Поворот... поворот.-. Поворот забит автомо­ билями 1— видимо, закрыт переезд. Машина факелом метнулась по Приморской улице. По­ черневший, зехлебнувшийся дымом шофер стоял на подножке. Локоть на баранке, ла­ донь — на сигнале. Шофер второго класса

104


умеет ездить и так. Но не учили только, сколько времени могут гореть бензобаки. Сколько?

А море — рядом^ в двухстах метрах, за массивной оградой. И нет к нему проезда до самого пассажирского порта.

Быстрее! Надо обогнать троллейбус. Пока­ зывается встречный. Не теряя ни секунды, Борис обходит его с левой стороны—по кром­ ке тротуара.

Быстрее! Он не видит, что следом мчится красная автомашина пожарной команды и бесшумно стелется по асфальту санитарный лимузин-

Вот, наконец, проезд в порт. Нельзя сбав­ лять скорость! На Борисе горит одежда...

Черт!

Мотороллер, грузовичок-мотороллер прямо возле поворота. Его водитель собирался отъез­ жать, но увидел горящую машину и кинул­ ся наутек. Объезжая мотороллер, Борис Масленко был уверен, что это его последний пово­ рот. Два огненных следа стелются за грузови­ ком. А у металлических ворот открыта лишь одна створка.

Открывай! —хрипит Борис. — Бросаюсь

вморе!

Вахтер Л. X. Пляцко сумел сэкономить для парня две-три решающие секунды. Машина метнулась на причалГорел на асфальте след колес. Вахтер, машинально затаптывая огонь, посмотрел вслед и ладонью закрыл гла­ за: «Там же бордюр!-..»

105

Борис увидел его в последнюю секунду. Затормозил. Включил могучую первую скорость. Заставил себя пригнуться в кабине и обеими руками взяться за горячую баранку руля. Машина проползла через бетонный барьер.

Зацепив правым скатом швартовую тум­ бу и кренясь влево вперед, автомашина рух­ нула в море. Матросы пассажирского катера «Сегед» видели, как из кабины метнулся че­ ловек. как накрыло его пылающим грузови­ ком. Команда катера замерла на корме.

— Бросай круг! — кричали с берега. Борис упал, на мгновение опередив маши­

ну. Погружаясь, ощутил смягченный водой удар колесом. Резкой болью полоснуло ступ­ ню: нога попала между подрессорником и рессорой, и машина тянула его вниз. Он рва­ нул шнурок, пытаясь снять тесноватый узко­ носый туфель.

Грузовик плавно и как будто медленно проваливался на дно. Борис вырвался почти у самого дна. И, устремляясь вверх, успел за­ метить, как прямо четырьмя колесами стано­ вился на грунт силуэт его машины. Вынырнул и несколйкими взмахами подплыл к спаса­ тельному кругу. Матрос М. Рогач бросил ему ьторой — с веревкой. Так и подняли Бориса иа катер.

Отстраняя участливые руки, он, прихрамы­ вая, прошел в каюту и встревожился:

Который час, ребята?

Пять четвертого. Твои отстают...


Пять минут длился огненный рейс. Триста секунд...

Врачи бережно ощупывали его. Удиви» тельно, одежда горела на Борисе —и нет ни одного ожога. Ни одного перелома, лишь большая ссадина на ноге. Как будто в пол» ном порядке крепкое здоровье этого двадцати* пятилетного парня. «Только берегитесь про» студы,» — сказали напоследок врачи-

— Я закаленный, — отвечал Масленко. — Из огня да в воду — это что, по-вашему, не закалка?..

Теперь все это позади: огненный рейс, тре­ вожное ожидание, когда на следующий день водолазы поднимали машину. Поставили иа причал — вся целая, сгорела только прн*

стройка.

Крутолобый, крепкий, чуть повыше средне­ го роста русоволосый парень — он рассказы­ вает о себе. Закончил вечернюю десятилетку. Хранятся у него удостоверения о полученных специальностях: штукатур пятого разряда, шофер второго класса, дизелист, матрос, во­ дитель электрокара, мотоциклист, крановщик. Прошлой осенью поступал в институт, но в начале сессии заболел, лег в больницу. По пу­ тевке райкома комсомола ездил на целинные земли.

Вот какой парень сумел спасти машину к многих людей в своем огненном рейсе.

107

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ш е в ч у к А. и К о н д р а т ь е в Н. «Вот от чего

мог возникнуть пожар». Журн. «Пожарное дело», 1958,

№ 2;

Ч е р н о б р о в е ц В. Иллюстр. обозрение «Неделя».

1961, №

18.

 

 

 

 

 

Т р е б е з о в Н. П. «Пожарная тактика». Изд. НКВД

РСФСР, 1928. Из книги «Характерные пожары»

(2-е из­

дание). Под общей редакцией

Р у б и н а

А.. Изд. Мин-

комхоза РСФСР. М., 1960.

 

 

 

 

С е м и н а

Н. «Город сгорел от самоварной искры».

Журн. «Пожарное дело». 1962, № 3.

 

 

 

К о р н е е в

А. С. и Т р я п и ц и н

И. П. «На боевом

посту»,

1959.

 

 

 

 

 

К р ы л о в А. Н. «Некоторые случаи аварий и гибе­

ли судов». Оборонгиз, 1939.

 

 

 

 

С к р я г и н

Л. «Безобидный груз...». Журн. «Тех­

ника молодежи», 1965, № 10.

 

 

 

 

И в о л г и н

Н. «Не кури

на

бочке

с порохом».

Журн. «Техника молодежи». 1965, № 10.

 

 

Р о й з е н И. С. «Борьба со взрывами пыли, газов и

паров в промышленности». М., 1939.

 

 

 

Н а л е т о в

В. С. «Противопожарная защита сахар­

но-песочных заводов». М., 1963.

 

 

 

 

Л у ж е ц к и й Н. «Взрыв газа в школьном здании».

Журн. «Пожарная техника». 1937, № 4.

 

 

Информационное письмо

Гостехнадзора

РСФСР.

«Аварии на объектах котлонадзора и меры по их пре­ дупреждению». Изд. «Недра», М., 1965.

С е м е н о в В. «Пожар Малого театра». Журн. «По­ жарная техника», 1935, № 8.

Э л л и с о н В. А. «Пожары и катастрофы в теат­ рах».. Ленинград, 1925.

108


К е л ь н В. «Пожар театра в Мадриде». Журл. «По­ жарное дело», 1928, № 10.

Ч у д и н о в а

Г. «Стихийный пожар

в

Казани.

Журн. «Пожарное дело», 1962, К» 9.

 

 

Э р с т р е м

К- «Бамбуковый фонарик»,

1964. «Ги­

бель дирижабля

«Гинденбург». «Правда»

от

13 мая

1937 г. и журн. «За

рубежом», 1937 г., № 15.

 

 

П о н о м а р е в

И. М. «Пожарная профилактика на

морском транспорте». Изд. «Морской транспорт». М.,. 1963.

Л у ж е ц к и й Н. «Пожар на американском пасса­ жирском пароходе». Журн. «Пожарная техника», 1935, № 1, «Смертельные грузы сорок четвертого года». Журн. «Смена», 1965, № 5.

П а н и е в

Н. Жизнь, отданная людям. «Известия»

от 3 ноября

1963 г.

К о з л о в с к и й В. «Триста огненных секунд». Иллюстр. обозрение «Неделя», 1963, № 25.

109