Файл: Черкезов П.С. Огненная коллекция (из истории крупных пожаров, взрывов и катастроф).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кто такой доктор Нольда? — писала га­ зета. Нольда — бывший германский морской офицер. Он фигурирует в морском военном ежегоднике в качество лица, причастного к «секции обороны», то есть к разведке и контрразведке. До 1937 года доктор Нольда находился под непосредственным руковод­ ством адмирала Канариса (видного работника морской разведки). Нольда был ближайшим сотрудником капитанов Удо фон Бонин и Гер­ берта Мензель — главных обвиняемых по большому процессу о шпионаже, проходивше­ му в Нью-Йорке.

ПОЖАР НА АМЕРИКАНСКОМ

ПАССАЖИРСКОМ

ПАРОХОДЕ «МОРРО КЭСТЛ»

 

 

Большой пассажирский

пароход

«Морро

Кэстл» в ночь на восьмое сентября

1934 года

приближался к Нью-Йорку,

возвращаясь из

Гаваны после туристского

рейса.

Эта ночь,

последняя перед прибытием парохода в НьюЙорк, вследствие происшедшего пожара ока­ залась последней как для жизни многих пассажиров парохода и значительной части его команды, так и для самого парохода.

Пароход «Морро Кэстл» был роскошно отделанным пассажирским судном, рассчи­ танным на 490 пассажиров, и служил для бе­

реговых

туристских

рейсов.

Пароход

был

построен

в 1930 году,

его стоимость

исчис­

лялась в 4 800 000 долларов

и он считался

92

лучшим судном, когда-либо построенным а> спущенным для указанной цели.

Корпус парохода и основная конструкция трехпалубной надстройки над ним были сталь, ные, но в остальной части надстройка, предназ­ наченная для пассажирских помещений, была сделана из дерева и других горючих матери­ алов. Эти помещения разделялись многочис­ ленными деревянными перегородками, укра­ шенными сложной декоративной отделкой, также из горючих материалов; так же были отделаны лестницы между палубами открыто­ го типа. Большое количество мебели и драпи­ ровок в огромной степени увеличивали и без того богатую пищу для огня. Хотя стальными поперечными перегородками, имевшимися на каждой палубе на расстоянии около сорока метров одна от другой, надстройка делилась на несколько частей, но двери в них были не­ автоматические и могли, как оказалось, оста­ ваться открытыми.

В отношении противопожарной защиты можно сказать то же, что сказано и по пово­ ду конструкции парохода, — имелось все, что требовалось правилами, но и только. Пароход имел десять металлических шлюпок на семь­ десят человек каждая, две моторные лодки на шестьдесят три человека каждая и двенад­ цать плотов на шестнадцать человек каждый.

В третьем часу ночи пароход находился в виду берега Нью-Джерси. На море была лег­ кая волна; дул восточный ветер в направле­ нии на правый борт судна. Большинство пас­


сажиров находилось в каютах и лишь некото­ рые оставались в гостиной, кафе и других общих помещениях.

Кто-то из пассажиров, вбежав в куритель­ ную, крикнул кельнеру, что чувствует запах дыма. Кельнер тотчас отправился на поиски дыма и, пройдя через гостиную в читальню, находившуюся на втором этаже надстройки, обнаружил там объятый огнем стенной шкаф.

Кельнер тотчас же известил о пожаре па­ лубного сторожа, протелефонировал старше­ му кельнеру и, вернувшись к горевшему шка­ фу, начал тушить его огнетушителями, но к этому времени огонь успел уже достаточно сильно распространиться. Тем временем па­ лубный сторож сообщил о пожаре на вахту, вследствие чего к месту пожара был послан второй офицер. Это было в два часа сорок пять минут ночи. Офицер также делал попыт­ ки потушить огонь, но и он не смог справить­ ся с ним, так как пламя быстро распростра­ нялось по перегородкам и потолку.

Офицер вернулся на командный мостик, чтобы дать общий пожарный сигнал. Этот сигнал был дан в два часа пятьдесят пять минут .ночи.

Вскоре была подана вода по пожарным рукавам, но, когда увидели, что одной струей с пожаром справиться невозможно, были про­ ложены еще несколько рукавов, которыми работали и команда, и пассажиры. Некоторые рукава были проложены через дверь, другие через разбитые для этой цели окна, выходив­

94

шие на палубу. Здесь следует отметить очевидное недостаточно умелое руководство ту­ шением пожара и незнание персоналом паро­ хода своих обязанностей. Во-первых, вместо того, чтобы немедленно дать общий сигнал о пожаре и принять самые энергичные меры, первые самые ценные минуты с момента об­ наружения пожара были потеряны на беготню с одной палубы на другую. Во-вторых, све­ жий воздух, ворвавшийся через разбитые и открытые для прокладки рукавов окна, толь­ ко раздувал пламя. В-третьих, наконец, что очень важно, остававшаяся без видимой на­ добности открытой дверь из читальни в гости­ ную усилила образовавшийся между этими помещениями сквозняк, а так как гостиная была в два света, то через открытую дверь при отсутствии перекрытий над большей час­ тью гостиной огонь быстро перебросился на третий этаж надстройки — во всю ширину верхней палубы. А между тем гостиная была отделена от комнаты для занятий стальной перегородкой, и дверное отверстие между ни­ ми было снабжено хотя и действующей вруч­ ную, но огнестойкой дверью.

Вследствие того, что огонь распростра­ нился на верхнюю палубу, дым через венти­ ляторы проник в котельное и машинное отделе­ ния, и там создались такие условия, что в три часа тридцать одну минуту был спущен пар, двигатели были остановлены и сделаны при­ готовления, чтобы покинуть эти помещения, и в три часа сорок минут там уже никого не

95


было. Главная электрическая магистраль пе­ регорела несколько ранее — в три часа двад­ цать минут, — и на судне потух свет.

После того как машины были остановлены и брошен якорь, пароход стал по ветру, на­ правление которого было в сторону дальней­ шего распространения пожара. Создалась страшная паника. Очевидцы говорят, что дым наполнил коридоры в невероятно короткое время.

Чтобы достигнуть спасательных лодок, нужно было пробраться на верхнюю палубу, а между тем дымом и пламенем пассажиры были отрезаны от обеих главных лестниц, которые гуда вели. Как пассажирам, так и команде для проникновения к спасательным лодкам оставалось пользоваться наружными служеб­ ными лестницами, но некоторые из этих лест­ ниц тоже были окутаны дымом. В этот мо­ мент команда проявила очень мало инициати­ вы, чтобы направить пассажиров к служеб­ ным лестницам и далее к лодкам. Утвержда­ ют, что, до того как пароход был остановлен, ни одна спасательная лодка не была спуще­ на.

В три часа пятнадцать минут был подан по радио сигнал о бедствии и через некоторое время—о помощи гибнущему судну. Свидете­ ли указывают, что эти сигналы были посланы лишь тогда, когда пожар увидело другое судно и запросило береговые станции, извест­ но ли им о пожаре на море. Поблизости было несколько судов, и из них три более крупных

96

вскоре подоспели к гибнущему судну, чтобы совместно с другими более мелкими судами и береговой охраной оказать помощь.

Тем временем огонь загнал большинство пассажиров и часть команды на корму, отку­ да нестерпимый жар и дым заставляли их прыгать в море или спускаться по канатам. Те, которые могли оставаться на нижних па­ лубах до рассвета, были подобраны подошед­ шими спасательными судами. Многие утону­ ли или сгорели; несколько человек достигли берега Нью-Джерси (на расстоянии восьми миль, уцепившись за обломки или вплавь).

В момент пожара на судне было триста шестнадцать пассажиров и двести тридцать два человека командыОбщее число утонув­ ших и сгоревших составило сто двадцать четыре человека, из них восемьдесят девять пассажиров и тридцать пять человек коман­ ды. Тремя большими судами было спасено сто шестьдесят шесть человек, а остальные были подобраны более мелкими судами или достигли берега на спасательных лодках и вплавь. Материальные убытки оцениваются в четыре миллиона триста тысяч долларов.

ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ НАД БОМБЕЕМ

Четырнадцатого апреля 1944 года уважа­ емый житель города Бомбея Д. К. Мотливала спасался от полуденной жары на веранде сво­ его дома. В четыре часа семр минут он ус­ лышал ужасающий грохот, и с неба, пробив.

4214-6-7

97


стеклянную крышу веранды, упал на кофей­ ный столик полновесный золотой брусок.

Не успел пораженный Мотливала возбла­ годарить небо за щедрый подарок, как его заволокли клубы черного дыма. Бомбей горел.

За двадцать лет, истекших с того траги­ ческого дня, жители Бомбея не раз находили золотые бруски в самых неожиданных местах, но, как правило, в радиусе полутора километ­ ров от гавани. Один брусок, правда, был об­ наружен в семистах километрах от Бомбея, в Тиручираппали, но эта находка была отнесе­ на к разряду совершенно необъяснимых фак­ тов.

В прошлом году брусок, оцененный в один­ надцать тысяч фунтов стерлингов, был най­ ден в ковше старой, заржавелой землечер­ палки.

Золотой дождь, пролившийся над Бомбеем, был заключен до четырнадцатого апреля в трюмах английского парохода «Форт Стикин». Рядом с лесом, мешками серы, бочками мас­ ла и смолы, кипами хлопка и тысячью че­ тырьмястами тоннами взрывчатки в стальном контейнере находилось сто пятьдесят брусков чистого золота ценой в два миллиона фунтов стерлингов (собственность английского бан­ ка).'

Стрелки часов на башне порта показыва­ ли час тридцать пополудни, когда бригадир грузчиков Мохамед Таки спустился во второй трюм парохода и обнаружил, что он напол­ нен дымом. Это сообщение не очень взволио-

98

вало офицеров судна. Они были уверены, что судовые помпы смогут оправиться с пожаром.

.Через час в порт прибыли вызванные по тревоге две пожарные машины. Услышав о содер­ жимом трюмов, не на шутку напуганные по­ жарники вызвали на подмогу еще восемь ма­ шин.

Однако потоки воды, обрушившиеся в трюм, не смогли погасить пожар. Огонь прор­ вался на палубу. Тонны воды во втором трю­ ме вызвали крен «Форт Стикина», и тлеющие кипы хлопка оказались рядом с взрывчаткой. Наверху об этом не догадывались. Пожарни­

ки продолжали борьбу с огнем. Неожиданно цвет пламени изменился, огонь приобрел жел­ товато-коричневый оттенок. Это могло озна­ чать только одно: загорелась взрывчатка. Раздался оглушительный взрыв. Сейсмографы

обсерватории Симле в предгорьях Гималаев зарегистрировали землетрясение. Столб огня и дыма вырвался на километр вверх, подняв в воздух и затем обрушив на город все, что бы­ ло «Форт Стикином». Стоявший невдалеке пароход «Джапаланда» водоизмещением пять тысяч тонн был выброшен на крышу порто­ вого склада.

Деревянный Бомбей, месяцами не знавший дождя, вспыхнул, как стог сена. Человечес­ кие жертвы были неисчислимы.

Бомбейская катастрофа сразу вызвала подозрение в диверсии. Но проведенное рас­ следование причин пожара не дало никаких

99