Файл: Черкезов П.С. Огненная коллекция (из истории крупных пожаров, взрывов и катастроф).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
Кто такой доктор Нольда? — писала га зета. Нольда — бывший германский морской офицер. Он фигурирует в морском военном ежегоднике в качество лица, причастного к «секции обороны», то есть к разведке и контрразведке. До 1937 года доктор Нольда находился под непосредственным руковод ством адмирала Канариса (видного работника морской разведки). Нольда был ближайшим сотрудником капитанов Удо фон Бонин и Гер берта Мензель — главных обвиняемых по большому процессу о шпионаже, проходивше му в Нью-Йорке.
ПОЖАР НА АМЕРИКАНСКОМ |
ПАССАЖИРСКОМ |
|
ПАРОХОДЕ «МОРРО КЭСТЛ» |
|
|
Большой пассажирский |
пароход |
«Морро |
Кэстл» в ночь на восьмое сентября |
1934 года |
|
приближался к Нью-Йорку, |
возвращаясь из |
|
Гаваны после туристского |
рейса. |
Эта ночь, |
последняя перед прибытием парохода в НьюЙорк, вследствие происшедшего пожара ока залась последней как для жизни многих пассажиров парохода и значительной части его команды, так и для самого парохода.
Пароход «Морро Кэстл» был роскошно отделанным пассажирским судном, рассчи танным на 490 пассажиров, и служил для бе
реговых |
туристских |
рейсов. |
Пароход |
был |
построен |
в 1930 году, |
его стоимость |
исчис |
|
лялась в 4 800 000 долларов |
и он считался |
92
лучшим судном, когда-либо построенным а> спущенным для указанной цели.
Корпус парохода и основная конструкция трехпалубной надстройки над ним были сталь, ные, но в остальной части надстройка, предназ наченная для пассажирских помещений, была сделана из дерева и других горючих матери алов. Эти помещения разделялись многочис ленными деревянными перегородками, укра шенными сложной декоративной отделкой, также из горючих материалов; так же были отделаны лестницы между палубами открыто го типа. Большое количество мебели и драпи ровок в огромной степени увеличивали и без того богатую пищу для огня. Хотя стальными поперечными перегородками, имевшимися на каждой палубе на расстоянии около сорока метров одна от другой, надстройка делилась на несколько частей, но двери в них были не автоматические и могли, как оказалось, оста ваться открытыми.
В отношении противопожарной защиты можно сказать то же, что сказано и по пово ду конструкции парохода, — имелось все, что требовалось правилами, но и только. Пароход имел десять металлических шлюпок на семь десят человек каждая, две моторные лодки на шестьдесят три человека каждая и двенад цать плотов на шестнадцать человек каждый.
В третьем часу ночи пароход находился в виду берега Нью-Джерси. На море была лег кая волна; дул восточный ветер в направле нии на правый борт судна. Большинство пас
9а
сажиров находилось в каютах и лишь некото рые оставались в гостиной, кафе и других общих помещениях.
Кто-то из пассажиров, вбежав в куритель ную, крикнул кельнеру, что чувствует запах дыма. Кельнер тотчас отправился на поиски дыма и, пройдя через гостиную в читальню, находившуюся на втором этаже надстройки, обнаружил там объятый огнем стенной шкаф.
Кельнер тотчас же известил о пожаре па лубного сторожа, протелефонировал старше му кельнеру и, вернувшись к горевшему шка фу, начал тушить его огнетушителями, но к этому времени огонь успел уже достаточно сильно распространиться. Тем временем па лубный сторож сообщил о пожаре на вахту, вследствие чего к месту пожара был послан второй офицер. Это было в два часа сорок пять минут ночи. Офицер также делал попыт ки потушить огонь, но и он не смог справить ся с ним, так как пламя быстро распростра нялось по перегородкам и потолку.
Офицер вернулся на командный мостик, чтобы дать общий пожарный сигнал. Этот сигнал был дан в два часа пятьдесят пять минут .ночи.
Вскоре была подана вода по пожарным рукавам, но, когда увидели, что одной струей с пожаром справиться невозможно, были про ложены еще несколько рукавов, которыми работали и команда, и пассажиры. Некоторые рукава были проложены через дверь, другие через разбитые для этой цели окна, выходив
94
шие на палубу. Здесь следует отметить очевидное недостаточно умелое руководство ту шением пожара и незнание персоналом паро хода своих обязанностей. Во-первых, вместо того, чтобы немедленно дать общий сигнал о пожаре и принять самые энергичные меры, первые самые ценные минуты с момента об наружения пожара были потеряны на беготню с одной палубы на другую. Во-вторых, све жий воздух, ворвавшийся через разбитые и открытые для прокладки рукавов окна, толь ко раздувал пламя. В-третьих, наконец, что очень важно, остававшаяся без видимой на добности открытой дверь из читальни в гости ную усилила образовавшийся между этими помещениями сквозняк, а так как гостиная была в два света, то через открытую дверь при отсутствии перекрытий над большей час тью гостиной огонь быстро перебросился на третий этаж надстройки — во всю ширину верхней палубы. А между тем гостиная была отделена от комнаты для занятий стальной перегородкой, и дверное отверстие между ни ми было снабжено хотя и действующей вруч ную, но огнестойкой дверью.
Вследствие того, что огонь распростра нился на верхнюю палубу, дым через венти ляторы проник в котельное и машинное отделе ния, и там создались такие условия, что в три часа тридцать одну минуту был спущен пар, двигатели были остановлены и сделаны при готовления, чтобы покинуть эти помещения, и в три часа сорок минут там уже никого не
95
было. Главная электрическая магистраль пе регорела несколько ранее — в три часа двад цать минут, — и на судне потух свет.
После того как машины были остановлены и брошен якорь, пароход стал по ветру, на правление которого было в сторону дальней шего распространения пожара. Создалась страшная паника. Очевидцы говорят, что дым наполнил коридоры в невероятно короткое время.
Чтобы достигнуть спасательных лодок, нужно было пробраться на верхнюю палубу, а между тем дымом и пламенем пассажиры были отрезаны от обеих главных лестниц, которые гуда вели. Как пассажирам, так и команде для проникновения к спасательным лодкам оставалось пользоваться наружными служеб ными лестницами, но некоторые из этих лест ниц тоже были окутаны дымом. В этот мо мент команда проявила очень мало инициати вы, чтобы направить пассажиров к служеб ным лестницам и далее к лодкам. Утвержда ют, что, до того как пароход был остановлен, ни одна спасательная лодка не была спуще на.
В три часа пятнадцать минут был подан по радио сигнал о бедствии и через некоторое время—о помощи гибнущему судну. Свидете ли указывают, что эти сигналы были посланы лишь тогда, когда пожар увидело другое судно и запросило береговые станции, извест но ли им о пожаре на море. Поблизости было несколько судов, и из них три более крупных
96
вскоре подоспели к гибнущему судну, чтобы совместно с другими более мелкими судами и береговой охраной оказать помощь.
Тем временем огонь загнал большинство пассажиров и часть команды на корму, отку да нестерпимый жар и дым заставляли их прыгать в море или спускаться по канатам. Те, которые могли оставаться на нижних па лубах до рассвета, были подобраны подошед шими спасательными судами. Многие утону ли или сгорели; несколько человек достигли берега Нью-Джерси (на расстоянии восьми миль, уцепившись за обломки или вплавь).
В момент пожара на судне было триста шестнадцать пассажиров и двести тридцать два человека командыОбщее число утонув ших и сгоревших составило сто двадцать четыре человека, из них восемьдесят девять пассажиров и тридцать пять человек коман ды. Тремя большими судами было спасено сто шестьдесят шесть человек, а остальные были подобраны более мелкими судами или достигли берега на спасательных лодках и вплавь. Материальные убытки оцениваются в четыре миллиона триста тысяч долларов.
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ НАД БОМБЕЕМ
Четырнадцатого апреля 1944 года уважа емый житель города Бомбея Д. К. Мотливала спасался от полуденной жары на веранде сво его дома. В четыре часа семр минут он ус лышал ужасающий грохот, и с неба, пробив.
4214-6-7 |
97 |
стеклянную крышу веранды, упал на кофей ный столик полновесный золотой брусок.
Не успел пораженный Мотливала возбла годарить небо за щедрый подарок, как его заволокли клубы черного дыма. Бомбей горел.
За двадцать лет, истекших с того траги ческого дня, жители Бомбея не раз находили золотые бруски в самых неожиданных местах, но, как правило, в радиусе полутора километ ров от гавани. Один брусок, правда, был об наружен в семистах километрах от Бомбея, в Тиручираппали, но эта находка была отнесе на к разряду совершенно необъяснимых фак тов.
В прошлом году брусок, оцененный в один надцать тысяч фунтов стерлингов, был най ден в ковше старой, заржавелой землечер палки.
Золотой дождь, пролившийся над Бомбеем, был заключен до четырнадцатого апреля в трюмах английского парохода «Форт Стикин». Рядом с лесом, мешками серы, бочками мас ла и смолы, кипами хлопка и тысячью че тырьмястами тоннами взрывчатки в стальном контейнере находилось сто пятьдесят брусков чистого золота ценой в два миллиона фунтов стерлингов (собственность английского бан ка).'
Стрелки часов на башне порта показыва ли час тридцать пополудни, когда бригадир грузчиков Мохамед Таки спустился во второй трюм парохода и обнаружил, что он напол нен дымом. Это сообщение не очень взволио-
98
вало офицеров судна. Они были уверены, что судовые помпы смогут оправиться с пожаром.
.Через час в порт прибыли вызванные по тревоге две пожарные машины. Услышав о содер жимом трюмов, не на шутку напуганные по жарники вызвали на подмогу еще восемь ма шин.
Однако потоки воды, обрушившиеся в трюм, не смогли погасить пожар. Огонь прор вался на палубу. Тонны воды во втором трю ме вызвали крен «Форт Стикина», и тлеющие кипы хлопка оказались рядом с взрывчаткой. Наверху об этом не догадывались. Пожарни
ки продолжали борьбу с огнем. Неожиданно цвет пламени изменился, огонь приобрел жел товато-коричневый оттенок. Это могло озна чать только одно: загорелась взрывчатка. Раздался оглушительный взрыв. Сейсмографы
обсерватории Симле в предгорьях Гималаев зарегистрировали землетрясение. Столб огня и дыма вырвался на километр вверх, подняв в воздух и затем обрушив на город все, что бы ло «Форт Стикином». Стоявший невдалеке пароход «Джапаланда» водоизмещением пять тысяч тонн был выброшен на крышу порто вого склада.
Деревянный Бомбей, месяцами не знавший дождя, вспыхнул, как стог сена. Человечес кие жертвы были неисчислимы.
Бомбейская катастрофа сразу вызвала подозрение в диверсии. Но проведенное рас следование причин пожара не дало никаких
99