Файл: Черкезов П.С. Огненная коллекция (из истории крупных пожаров, взрывов и катастроф).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сгораемые кровли и обнаружились деревянные обрешетки, дорога огню в каменный город бы­ ла открыта.

Люди бросались в Цну. Но и река не была безопасной. Прямо на воде пылали сундуки с драгоценным имуществом, стащенные ту­ да для сохранения. Вода стала горячей.

В течение нескольких часов в Моршанске погибло две тысячи домов. Огонь истребил все торговые и промышленные предприятия, правительственные учреждения с их архивами и документами, более двухсот пятидесяти ла­ вок, магазинов и складов. Уцелели только не­ которые постройки на окраине и небольшая часть документов в кладовых банка и казна­ чейства.

Жизнь замерла. Обожженные бездомные люди бродили по берегам Цны. А город ды­ мился, иногда вспыхивая в разных местах.

Только двадцать девятого мая было вос­ становлено почтово-телеграфное сообщение с Моршанском. Весть о пожаре разнеслась да­ леко за пределы России. В Карлсбаде (ныне Карлову Вары) о страшном событии узнала большая русская колония. И. С. Тургенев, живший там в то время, обратился к местным властям с просьбой разрешить устроить ве­ чер чтения в пользу моршанских погорельцев. Разрешение было получено, и двадцать третье­ го июня 1875 года Тургенев читал в перепол­ ненном зале отрывки из своих произведений. После него выступил с балладами и стихами

12

А. К. Толстой. Успех был, по словам Толстого, «выше всех ожиданий». Значительная сумма была направлена в Тамбовскую губер­ нию — в помощь пострадавшим от моршанского пожара.

Моршанск — город с древней историей и в то же время он один из молодых на Тамбов­ щине, ибо родился вновь в двадцатом веке.

Г л а в а II

ИЗ ИСТОРИИ КРУПНЫХ ВЗРЫВОВ

«АДСКИЕ БРАНДЕРЫ» ВЗРЫВАЮТ МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ШЕЛЬДУ

В 1584—1585 годах испанский герцог Пар­ ма осаждал Антверпен. Чтобы отрезать сооб­ щение города с морем, он решил построить -через реку Шельду мост. Ширина реки в этом месте 2400 ядров (2200 метров), глуби­ на посредине семьдесят пять футов.* Под ру­ ководством двух итальянских инженеров Ба­ тиста Плато и Проперцио Барочио ' меньше чем в годичный срок был построен постоянный деревянный мост на свайных устоях и быках, с блокгаузами, вооруженными сильной артил­ лерией, и непроницаемыми для пуль брустве-

.рами для стрелков.

Между устоями были заведены прочные

боны и »лоты.

В Антверпене тоже был искусный италь­ янский инженер Джиамбелли, родом из Ман­ туи; он за несколько лет перед тем предлагал свои услуги испанцам, но ему было отказано, и он поступил на службу к восставшим гол­ ландцам.

* Фут составляет 0,3048 метра.

44


Джиамбелли предложил построить два «адских брандера» «Удачу» и «Надежду», первую водоизмещением семьдесят тонн и вторую — восемьдесят тонн.

На каждом из них он устроил прочный, со стенами и сводом в шесть футов толщиной, каменный погреб. В этот погреб было погру­ жено семь тысяч английских фунтов (три с половиной тысячи килограммов) пороху, по­ верх и по сторонам погреба навалены булыж­ ники, старые цепи, железный лом, бревна и т. п. На палубе была устроена легкая над­ стройка, загруженная щепой, дровами, смоле­ ной паклей, чтобы придать судну вид обыкно­ венного брандера. На «Удаче» на палубу был выведен фитиль из погреба, а на «Надежде», кроме такого же фитиля, в погреб был поме­ щен часовой механизм, который должен был привести в действие запальный механизм из кремней й огнив, окруженных пороховой мя­ котью.

В ночь на четвертое апреля 1585 года бы­ ло пущено тридцать обыкновенных горящих брандеров, а с ними и два «адских».

На мост были стянуты испанские войска во главе с самим герцогом Парма. Все легкие брандеры были перехвачены и либо отбукси­ рованы к берегу, либо потоплены. «Удача» и «Надежда» достигли моста, под которым и застряли; их начали тушить, заметили фити­ ли, которые тотчас же уничтожили, «Удача» была обезврежена, присутствие же часового механизма на «Надежде» обнаружено не бы­

15

ло. Вскоре раздался страшный взрыв, кото­ рый был слышен по всей западной Фландрии, т. е. километров не семьдесят-восемьдесят.

Мост был разрушен на протяжении шести­ сот футов, более восьмисот человек убито, еще больше ранено падавшими сверху бу­ лыжниками и обломками камня, железа и де­ рева. Герцог Парма был тяжело контужен бревном. Огромная волна перекинулась через береговые дамбы и затопила прилегающие поля и луга.

Энергичный герцог не пал духом: мост вскоре был исправлен, и Антверпен взят.

Но, кроме упомянутых прямых последст­ вий, взрыв имел еще несравненно более важ­ ные последствия косвенные: команды испан­ ских военных судов в каждом брандере, в каждом горящем неприятельском суденышке стали видеть «адский брандер» и впадали в панику, что и сказалось через два года.

ГИБЕЛЬ «НЕПОБЕДИМОЙ АРМАДЫ»

В 1587 году испанский король Филипп II объявил„войну Англии, в которой тогда цар­ ствовала королева Елизавета, сестра его первой жены Марии. Он сватал после смерти Марии красавицу Елизавету и она была непрочь вый­ ти за него замуж, но парламент и министры этому браку воспротивились, и Филипп затаил злобу против Англии.

Английские пираты (флибустьеры), поощ* ряемые правительством, бывшим с ними в до­

16


ле, грабили не только в море, но и в портах испанские транспортные суда, шедшие с се­ ребром и золотом из Америки. После же то­ го, как сама Елизавета обманным путем удержала сданный испанцами на хранение на время бурных осенних месяцев груз серебра в два миллиона ефимков (три миллиона руб­ лей, громадная по тому времени сумма), Фи­ липп пришел в ярость иобъявил Англии войну.

Он снарядил флот «Непобедимую Армаду» из ста тридцати больших судов, многих греб­ ных и мелких судов, посадил на него более девятнадцати тысяч человек десантных войск, помимо этого восемь тысяч человек судовых команд. Кавалерийского генерала герцога Медина Сидония он произвел в «адмиралы океана» и, подчинив ему семь настоящих опытных адмиралов, отправил завоевывать Англию.

От берегов Англии Медина Сидония был отбит, высадку произвести не удалось, и он пошел к берегам Фландрии (теперешняя Бельгия) на соединение с герцогом Парма.

Ввоскресенье тридцать первого июля 1588 года сто восемьдесят испанских судов расцвеченных флагами, стояли на открытом рейде у Кале.

Вночь показались с юга горящие англий­ ские брандеры, пущенные по ветру.

На «Армаде» произошла невообразимая паника, на судах стали рубить якорные кана­ ты, ставили паруса и отходили, не обращая внимания на «адмирала океана», по ветру

“ 4вЛ^ОО ПУб'ПНЧНАЯ

НАУЧИ »ТеХНИЧДСКАЯ

£9

КИЬЛИОТЕКА СССР

 

вдоль Фландрского побережья на север. Эти места изобиловали мелями, и здесь многие суда погибли, сев на мель.

Ни один брандер не взорвался и не выз­

вал пожара, их раскидало по берегу, где они и догорели.

Тем не менее это было начало окончатель­ ной гибели «Армады», из которой в Испанию вернулось лишь двадцать одно большое и двадцать одно малое судно.

Вот к чему в конце концов привел не са­ мый взрыв «адского» брандера в Антверпене, а боязнь взрыва подобного брандера и воз­ никшая от этой боязни паника во флоте при стоянке у Кале.

КАТАСТРОФИЧЕСКИ Г. ВЗРЫВЫ «БЕЗОБИДНОГО ГРУЗА»

Он почти было собрался выехать

из дому

в редакцию газеты, когда зазвонил

телефон.

Знакомый женский голос взволнованно сооб­ щил: «Джонни, срочно выезжай. У нас в порту загорелся пароход. Дыму, как на войне! Сделаешь отличный репортаж. У тебя есть шанс Мчись!»

Молодой фоторепортер Джон Клинтон дав­ но мечтал стать автором сенсации. ,Но в ма­ леньком портовом городке Тексас-Сити на берегу Мексиканского залива выдающихся событий не было. Последнее ограбление го­ родского банка досталось другим репорте­ рам...

18


Через двенадцать минут старенький «понтиак» уже затормозил у пирса, где собралась

толпа

зевак.

Протиснувшись вперед, Джон

увидел

серую

громаду парохода

«Гранкан»,

на корме которого развевался

французский

флаг. Судно из Марселя водоизмещением десять тысяч тонн. Из четвертого трюма валил густой белый дым.

Шарль де Жэллебон, оказавшийся капита­ ном парохода, не отрывая пристального взгля­ да от открытого трюма, нехотя отвечал на вопросы репортера: «Да, уже пятый день под погрузкой. Принимаем удобрение. Чистый, бе­ зобидный груз. Уже погрузили две тысячи триста тонн. На твиндеках арахисовые орехи, сезаль и фрезерные станки. Должны сняться на Бордо, как только закончим погрузку и о т­ ремонтируем машину. Думаю, что пожар скоро потушим».

Ничего больше не добившись у угрюмого французского капитана, Клинтон, сфотографи­ ровав его, побежал с верхней палубы к трю­ му. Здесь среди суетившихся матросов, груз­ чиков и пожарных ему удалось узнать коекакие подробности. В восемь часов утра груз­ чики приступили к работе. Когда сняли люковьк- крышки, увидели струю дыма, пробивав­ шуюся между, бортом и штабелем мешков с удобрением. Сначала стали лить воду из кру­ жек и ведер. Потом принесли углекислотные огнетушители. Но дым повалил еще сильнее. Кто-то догадался раскатать по палубе пожар­ ные шланги, однако первый помощник запре­

19


тил подключать их к судовой магистрали: можно было испортить груз. Он приказал закрыть трюм и пустить в него пар. Через нес­ колько минут люковые крышки были сорваны,, и из трюма показались зловещие оранжевые дзыки пламени. Вот и все, что удалось услы­ шать и увидеть Клинтону.

На палубе уже невозможно было оста­ ваться. Сильный жар и едкий дым заставили людей покинуть горящий пароход. На его борту остались лишь капитан и несколько городских пожарных. Сделав еще три-четыре снимка, Клинтон бросился к своей машине. Он торопился сдать снимки и репортаж о по­ жаре в дневной выпуск газеты. Вскоре его ав­ томобиль развернулся и выехал из ворот пор­ та. В эту минуту молодому репортеру не-мог­ ла прийти в голову мысль о том, что семнад­ цать его снимков будут помещены на первых полосах почти всех центральных газет страны. Снимки Клинтона стали в прессе США 1947 года сенсацией № 1.

Клитон уже мчался по улицам города,, когда над пирсом, где был ошвартован «Гранкан», &. небо взметнулся гигантский язык красно-коричневого пламени. Оглушительный, неслыханный доселе в этих краях грохот про­

несся

эхом над заливом Галвестон. «Гран-

кан»,

как

исполинская граната,

разорвался

на мелкие

куски. Вода у пирса,

где только

что стоял пароход, огромной волной хлынула на берег. Как подкошенные, рухнули стояв­

20

шие поблизости нефтяные баки, портовые сооружения...

Тяжелая, загруженная нефтью пятидеся­ тиметровая баржа, ошвартованная по корме «Гранкана», как щепка, была выброшена на пирс и опустилась в семнадцати метрах от него на крыши стоявших в ряд легковых ав­ томобилей...

Сила взрыва была чудовищна. Раскален­ ные металлические куски парохода, части су­ довой машины и котлов, изуродованные взры­ вом фрезерные станки, сотни пылающих кип сезаля — все это взлетело в воздух и опусти­ лось на город и залив в радиусе двух миль.'* Тысячи мертвых чаек рухнули вниз. Два са­ молета, пролетавших в это время над горо­ дом, были сбиты воздушной волной и погиб­ ли в водах залива. Все стекла в домах горо­ дов и поселков, расположенных в радиусе двадцати пяти миль, были выбиты. Четыре пожарные машины, находившиеся у борта го­ ревшего парохода, перелетели через пирс и упали в воду. Над портом повис черный гриб дыма высотой в полтора километра.

Чудовищный взрыв, прогремевший над заливом Галвестон в девять часов двадцать минут шестнадцатого апреля 1947 года, был лишь прелюдией катастрофы Тексас-Сити — города химии на юге США. Упавшие на город раскаленные осколки металла, горящие кипы сезаля стали причиной сотен очагов пожара.

* Миля в полтора раза больше километра.

21