Файл: Черкезов П.С. Огненная коллекция (из истории крупных пожаров, взрывов и катастроф).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щений была равна четыремстам квадратным метрам.

Начиная с 1900 года, т. е. со времени пос­ тройки первого дирижабля «ЛЦ-1», погибло

немало германских воздушных кораблей это­ го типа.

В ночь на восемнадцатое января 1906 года ураган разрушил «ЛЦ-2», построенный в пре­ дыдущем году. Два года спустя во время бу­ ри близ Эхтердингена погиб «ЛЦ-4», первый пассажирский дирижабль. «ЛЦ-5», второй по счету военный дирижабль, построенный в 1909 году, погиб двадцать четвертого апреля 1910 года, тоже во время бури. Четырнадца­ того ноября 1910 года в Эллинге близ БаденБадена сгорел «ЛЦ-6». Двадцать восьмого июня 1910 года в Тевтобургском лесу погиб в бурю «ЛЦ-7» («Дойчланд»)- Шестнадцатого мая 1911 года в Дюссельдорфе был прибит ветром к эллингу и погиб «ЛЦ-8», который предназначался для замены «Дойчланда». Двадцать восьмого июня 1912 года также в Дюссельдорфе погиб при взрыве «ЛЦ-10» («Швабия»), Девятого декабря 1913 года по­ гиб в бурю «ЛЦ-14», находившийся в распо­ ряжении военного флота. В том же году бурей и взрывом были уничтожены еще два дири­ жабля «ЛЦ-15» и «ЛЦ-18».

Особенно много дирижаблей погибло во время войны. Шестьдесят шесть дирижаблей были сбиты при обстреле и уничтожены при вынужденных посадках на территории про­ тивника. Кроме того, немало их пропало без

83

вести — они, вероятно, также были разруше­ ны и попали в руки противника.

В других странах также произошло нема­ ло катастроф с дирижаблями.

Двадцать второго июня 1919 года разбил­ ся при пробном полете только что построен­ ный американский дирижабль. Он упал на здание банка. При этом было убито десять банковских служащих.

Двадцать четвертого августа 1921 года битиз Гулля разбился дирижабль «ЦР-2», по­ гибло сорок четыре человека.

Третьего сентября 1925 года во время бури был буквально разорван на части американ­ ский дирижабль «Шенандоа». Погибло пят­ надцать человек команды.

В результате ужасной катастрофы погиб английский дирижабль-гигант «Р-101». Во время бури он упал на землю, взорвался и сгорел. Из пятидесяти человек, находившихся на борту, удалось спасти только троих.

Американский дирижабль «Акрон» упал в бурю в Атлантический океан и погиб. Спас­ лись только трое из семидесяти пяти человек.

Тринадцатого февраля 1935 года близ Сан-Франциско упал в океан американский дирижабль-гигант «Мэкон». Из восьмидесяти трех человек погибли только двое.

Доктор Эккенер, председатель наблюда­ тельного Совета дирижаблестроительной ком­ пании «Цеппелин», был в момент катастрофы

84


в Граце (Австрия). Эккенер дал интервью австрийским и иностранным корреспондентам-

— Эта катастрофа,—сказал он,—не могла бы произойти, если бы дирижабль был напол­ нен гелием. После гибели «Гинденбурга» я счи­ таю невозможным поддерживать сообщение на дирижаблях, наполненных водородом. Но приобретение гелия связано с очень больши­ ми трудностями. Большая часть разработок гелия является государственной собствен­ ностью Соединенных Штатов; вся их продук­ ция предназначается для американской ар­ мии. Для продажи гелия в другие страны не­ обходимо специальное постановление конгрес­ са США. Кроме того, предстоит разрешить очень сложный вопрос о перевозке гелия. В свое время мы разработали план окружения водородных баллонов баллонами с гелием. Это изолировало бы легко воспламеняющий­ ся водород от корпуса корабля. Уже при по­ стройке «Гинденбурга» была предусмотрена возможность наполнения его гелием. Объем этого дирижабля был увеличен для того, что­ бы компенсировать меньшую подъемную силу гелия по сравнению с водородом.

Доктор Эккенер заязил комиссии минис­ терства торговли США, ведущей расследова­ ние гибели дирижабля «Гинденбург», что, по его мнению, воспламенение водорода, просо­ чившегося из газовой камеры, произошло от атмосферного электричества. Эккенер счита­ ет, что при резком повороте дирижабля во время маневров приземления, возможно, пор­

85

вался трос рулевого управления, который и проткнул заднюю газовую камеру, вследствие чего между верхними газовыми камерами и наружной оболочкой дирижабля образова­ лась взрывчатая смесь водорода с воздухом. Причальные канаты были мокрые, когда их бросили на мокрую землю во время дождя, дирижабль превратился в горизонтальный громоотвод. От разрядов атмосферного элек­ тричества внутри дирижабля возникли искры, взорвавшие взрывчатую смесь.

Комиссия заслушала также показания первого свидетеля, морского офицера Розендаля, виднейшего американского эксперта по вопросам дирижаблестроения. Розендаль описал прибытие дирижабля «Гинденбург» в аэропорт и взрыв на дирижабле, но указал, что он не знает причины взрыва. Свидетель утверждает, что гроза предшествовала прибы­ тию дирижабля «Гинденбург», но когда дири­ жабль пытался приземлиться, шел только не­ большой дождь, сопровождавшийся слабым переменным ветромВысота облаков была две-три тысячи футов*. Общие условия для приземления дирижабля, как утверждает сви­ детель^ были удовлетворительными, и призем­

ление до момента взрыва проходило нормаль­ но.

Некоторые эксперты высказывают предпо­ ложение, что моторы дирижабля, дав обрат­ ный ход, чтобы замедлить скорость, когда ди­

* Фут составляет 0,3048 метра.

86


рижабль приближался к причальной мачте, выбрасывали искры, от которых воспламе­ нился водород или же горючее дизелей дири­ жабля.

По поводу гибели германского дирижабля «Гинденбург» заместитель управляющего Всесоюзным трестом по добыче и переработке природных газов и гелия (Союзгаз) тов. Мен­ дельсон заявил сотруднику ТАСС следую­ щее:

«Еще не выяснены точно причины гибели дирижабля, но ясно, что если бы он был на­ полнен не водородом, а гелием, пожара бы не произошло: гелий, как известно,—нейтральный, благородный газ. Поэтому дирижабль, балло­ ны которого наполнены гелием, вполне за­ страхован от опасности пожара».

87

Г л а в а VIII

ПОЖАРЫ НА МОРЕ

ГРАНДИОЗНЫЙ ПОЖАР В МУРОМСКОМ ЗАТОНЕ

В Муромском затоне, близ Нижнего Нов­ города, на Волге произошел страшный пожар. Загорелся огромный караван нефтяных барж, зимовавших в этом затоне. Пожар начался ночью. Огонь появился на нефтекачке, т. е. наливной барже с приспособлением для пере­ ливания нефти на пароходы. Каким образом возник пожар, осталось невыясненным. На нефтекачке, как и на каждой нефтяной барже, имелись кое-какие огнегасительные средства (ящики с землей и т. п ), и поэтому вначале борьба с огнем велась сравнительно успешно и пламя будто погасло, но в четыре часа утра языки пламени вырвались сразу в нескольких местах и притом настолько энергично, что люди, тушившие пожар, еле успели убежать

спалубы. Нефтекачка вспыхнула, как костер,

аот нее огонь перешел на соседние баржи, нефтяные и хлебные, и часа через полтора

весь громадный караван, плотно замерзший во льду пустынного затона, пылал, как факел. Колоссальные клубы густого черного дыма

88

поднялись высоко к небу вместе с огненными языками. Страшная картина пожарища была видна в Нижнем Новгороде, откуда к месту катастрофы немедленно выехала пожарная помощь.

Нужно знать, что такое нефтяная баржа, чтобы понять всю грандиозность пожара. Волжская «нефтянка» — это огромное плос­ кодонное судно длиной до ста и более метров, причем нефть наливается прямо в баржу. В Муромском затоне зимовало двадцать пять таких барж, нагруженных нефтью, и можно сказать, что общее количество горючего мате­ риала, считая и хлебные баржи, было около миллиона пудов. Баржи стояли почти вплот­ ную одна к другой, затон был буквально за­ бит ими. Поэтому огонь сразу охватил все нефтяные и другие баржи, и, прежде чем по­ доспела помощь из города, они уже горели большими кострами.

Сгорело более пятидесяти барж, несколь­ ко маленьких судов, плавучий холерный гос­ питаль, и были затоплены три парохода. По­ жар продолжался весь день и всю следую­ щую ночь. От огромного каравана судов ос­ тались только дымящиеся днища.

ГОРИТ ЛАЙНЕР «ПАРИЖ»

На крупном французском пассажирском лайнере «Париж», построенном в 1921 году, ночью восемнадцатого апреля 1939 года во время стоянки в Гавре перед отплытием в

89



Рис. 9. Лайнер «Париж» в огне

 

Нью-Йорк в хлебопекарне начался

пожар.

Его удалось быстро ликвидировать.

Но вско­

ре обнаружили второй очаг — в судовой па­

рикмахерской, расположенной на

две палубы

выше хлебопекарни. Затем пожар

начался в

одном из пассажирских салонов

верхней па­

лубыНа лайнере находился груз

экспонатов

для международной выставки в

Нью-Йорке.

В связи с появлением на судне трех очагов огня предполагают, что пожар на «Париже»

90

являлся диверсионным актом. Огонь удалось ликвидировать только на следующий день. Однако судно настолько было переполнено водой, что получило крен (рис. 9) и затонуло, закрыв выход из сухого дока. После гибели лайнера «Париж» вся гавань была покрыта слоем нефти, что представляло серьезную опасность для судов, находившихся в порту.

Руководящие круги, как и общественность Франции, уверены в том, что пожар на пароходе «Париж» являлся «первым актом вой­ ны». Известно, что помощник фон-Папена Ринтельн во время мировой империалисти­ ческой войны организовал в широчайшем масштабе поджоги американских, англий­ ских и французских пароходов при помощи маленьких сигарообразных самовоспламеняю­ щихся снарядов.

После случая с лайнером «Париж» прои­ зошли пожары на британском линкоре и на строящемся авианосце «Арк ройял». Следует напомнить, что сгоревшие французские боль­ шие пароходы — «Атлантик», «Лафайет», «Жорж Филиппар» и «Париж» — являлись, быстроходнейшими судами и были бы в слу­ чае войны использованы в качестве транспор­ та, либо в качестве вспомогательных крейсе­ ров.

В связи с расследованием причин гибели парохода «Париж» газета «Ордр» напоми­ нала, что германским консулом в Гавре яв­ ляется некий Нольда, представляющий собой весьма загадочную фигуру.