Файл: Черкезов П.С. Огненная коллекция (из истории крупных пожаров, взрывов и катастроф).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одно за другим с быстротой цепной реакции вспыхивали нефте- и бензохранилища. Из лоп­ нувших нефтепроводов текла нефть. Она вос­ пламенялась при первом попадании раскален­ ных кусков металла. Горели склады, дома, машины, горели целые улицы...

Район порта оказался отрезанным от горо­ да огненной стеной. Тушить пожары было не­ кому: городская пожарная команда, которая прибыла на тушение «Гранкана», погибла при взрыве... В городе началась паника. Ник­ то не знал, что произошло. В порту, на хими­ ческих заводах компании «Монсанто» заго­ релся центральный склад серы. Ветер нес ее удушливые пары в сторону городаКлубы ды­ ма от гигантских нефтяных пожаров закры­ ли солнце.

Одна за другой в пылающий Тексас-Сити стали прибывать пожарные команды из близ­ лежащих городов. Однако помочь погибающе­ му городу они уже не могли — каждые полча­ са возникали все новые и новые очаги пожара. Городская радиостанция бездействовала. По задымленным улицам города, пробираясь между*'обломками и трупами, проезжали по­ лицейские автомашины. Их громкоговорители указывали обезумевшим от страха жителям наиболее безопасные пути эвакуации. При­

бывшие из форта Крокер солдаты вели спа­ сательные работы, вытаскивали из-под облом­ ков рухнувших зданий покалеченных людей. По просьбе губернатора города на тушение

22

пожаров были брошены почти все пожарные

части штата Техас.

Б час десять минут ночи, когда удалось ликвидировать большую часть очагов огня, над портом один за другим взметнулись язы­ ки пламени и прогремели еще два взрыва — это взорвались пароходы «Хайфлайер» и «Вильсон Киин» с «безобидным» грузом. Взрывы разрушили расположенные на пирсе железобетонные склады; выброшенные в воз­ дух осколки послужили причиной многих но­ вых пожаров (рис. 1).

Рис. 1. Так выглядела разрушенная часть Тексас-Сити с самолета

23

Напряженная борьба с огнем длилась бо­ лее трех суток.

На рассвете четвертого дня, когда пламя было потушено и дым рассеялся, группе жур­ налистов, прибывших в Тексас-Сити, предста­ ла мрачная картина. Более одной трети горо­ да было разрушено и сожжено. Пятнадцать тысяч человек остались без крова. Три четвер­ ти всех химических предприятий было унич­ тожено. Материальный ущерб исчислялся почти в сотню миллионов долларов.

Что же явилось причиной столь неожидан­ ной и ужасной катастрофы? Почему взорвал­

ся в трюме нитрат аммония — этот «безобид­ ный груз»?

Во время описываемых событий одна из школ Тексас-Сити была превращена во вре­ менный морг. Сюда привезли тела погибших при катастрофе. Их насчитывалось около тысячи. Врачи, следователи и полицейские чиновники опознавали трупы. После пожара под рукой не было ни листа бумаги. Основ­ ные данные о жертвах пришлось писать на бланках полицейского управления. По иронии судьбы Кч. каждому трупу прикрепили стан­ дартные талоны с надписью «За нарушение правил уличного движения».

Один 'из журналистов мрачно заметил: «В таком случае уж лучше бы взяли бланки у пожарников «За курение — штраф». Именно эта реплика помогла американским следова­ телям пойти по правильному пути.

24


Следствие по взрыву «Гранкана» велось самым тщательным образом. Комиссия Феде­ рального бюро расследований США доказала, что портовые власти Тексас-Сити разрешали грузчикам порта курить в трюмах пароходов во время работы. Эксперты пришли к выводу: причиной пожара явился брошенный в трюм «Гранкана» окурок. Но почему взорва­ лось удобрение? На этот вопрос комиссия точ­ ного и четкого ответа дать не смогла. До сих нор в США единого мнения специалистов по этому вопросу нет, и этот случай относится к разряду таинственных взрывов.

Прошло всего три месяца,

и почти

такая

же катастрофа повторилась

во французском

порту Бресте.

 

 

Двадцать восьмого июля

1947 года

днем,

в половине первого, на норвежском пароходе «Оушн Либерти» вспыхнул пожар. В трюмах этого судна находилось более семи тысяч тонн различного груза, включая три тысячи триста тонн «безобидного удобрения». В тече­ ние часа пароход был почти полностью охва­ чен огнем. В час сорок пять минут портовые власти начали буксировку «Оушн Либерти» в море. Его удалось оттянуть на полмили от ближайших сооружений порта. Попытки зато­ пить пароход ни к чему не привели —до кинг­ стонов невозможно было добраться.

Вечером, в пять часов тридцать восемь ми­ нут, последовал чудовищный взрыв. Из коман­ ды «Оушн Либерти», которая еще продол-

25

жала попытки гасить пожар, не спасся ни один человек. Несмотря на то, что это прои­ зошло на значительном расстоянии от бере­ га, в городе более пятисот человек получили тяжелые ранения. Дождь раскаленных оскол­ ков парохода и груза вызвал пожары. От парохода «Оушн Либерти» осталась лишь кормовая часть, остальное разлетелось на куски...

Комиссией, разбиравшей дело, было уста­ новлено, что взрыв произошел по той же причине, что и три месяца назад на «Гранкане»: при тушении «безобидного удобрения» закрыли трюм и применили пар...

Второе эхо техасской катастрофы прогре­ мело через девять дней на другом конце зем­ ного шара, вдали от Мексиканского залива и Бреста. Взрыв «безобидного груза» произо­ шел в Австралии, в порту Мельбурн. Англий­ ский пароход «Махиа» грузоподъемностью более десяти тысяч тонн готовился к отплы­ тию в Англию. Во время грузовых работ в третьем трюме по неизвестной причине один за другим, с промежутком в секунду, прои­ зошли'четыре взрыва. Груз, уложенный на твиндеках и верхней палубе, был подброшен на несколько десятков метров вверх. Через несколько минут в пятом трюме произошел пятый, самый сильный взрыв, и судно было почти полностью разрушено. Расположенные в ста пятидесяти метрах от парохода бере­ говые склады загорелись. Лишь через шесть

26


часов их с трудом удалось потушить силами всех пожарных команд города.

Причина взрыва осталась также загад­ кой. Единственное, что было известно: на судне, помимо прочего груза, находилось око­ ло сорока тонн хлората натрия.

Завесу над тайной техасской катастрофы можно приподнять, если проанализировать все обстоятельства ее сопровождавшие.

Дело в том, что некоторые сельскохозяй­ ственные удобрения требуют очень осторожно­ го обращения.

Селитры — азотнокислые соли калия, нат­ рия, кальция, аммония — известны людям давно. Аммиачная селитра содержит до трид­ цати пяти процентов связанного азота, кото­ рый целиком усваивается почвой. В то же время аммиачная селитра — основной компо­ нент целой династии различных взрывчатых веществ (ВВ) — аммонитов. Достаточно ска­ зать, что если смешать аммиачную селитру с мукой сосновой коры, то получится ВВ — динамон; смесь с порошком алюминия — это аммонал и так далее. Сама по себе, без горю­ чих добавок, при определенных условиях аммиачная селитра тоже может взорваться. Поэтому специалисты ее называют «ВВ осо­ бого рода». Известно, что она не загорается от искры и даже в пламени электрической дуги разлагается без взрыва. Если сжигать на кос­ тре до двухсот килограммов аммиачной се­ литры, взрыва может и не последовать.

27

И все'же человечестве время от времени “становилось свидетелем катастрофических взрывов аммиачной селитры. Так, в 1916 году в Окделе (США) на заводе удобрений взор­ вались по неизвестной причине три тонны по­ луфабриката аммиачной селитры, находяще­ гося в «упарке». В 1921 году в Кривальде взорвались два вагона с селитрой. В том же -году она явилась причиной самого большого (до появления атомной бомбы) катастрофи­ ческого взрыва на земле. Взрыв произошел з городе Оппау (Германия) на заводе, изго­ товлявшем искусственное азотистое удобрение. Как побочный продукт получался аммоний, ¡1 так как спроса на него не было, то его свали­ вали в обширную, глубиной в четыре-шесть метров яму, оставшуюся после выемки глины для уже давно закрытого кирпичного заво­ да. За несколько лет там накопилось около восьми тысяч тонн аммония, и он так слежал­ ся, что образовал как бы сплошную скалу.

Но вот на аммоний появился спрос, и его решили продавать, но оказалось, что его не берут ни лопата, ни лом, ни кирка. Попробо­ вали бурить шурфы и взрывать малыми зарядамй'’крупнозернистого черного пороха. Проделали отдельные опыты, — все благопо­ лучно. Работа была сдана подрядчику, кото- -рому строго наказали применять черный по­ рох и малые заряды. Так вначале подрядчик и делал, но, увидев, что работа продвигается медленно, решил своим умом: «Кто же теперь черным порохом работает, ведь уже много

38


■Рис. 2. Результаты взрыва аммиачной селитры на заводе в Оппау (Германия)

29*


лет я рока-роком работаю» и, никого не спра­ шивая, заложил несколько зарядов рока-рока. Действие этого вещества бризантное и вызва­ ло оно детонацию, т. е. мгновенный взрыв всей массы аммония.

От химического завода не осталось и сле­ да (рис. 2), больше половины города Оппау было разрушено до основания, убито более двух тысяч человек, по другим сведениям — до четырех тысяч, осколки и камни летели на пять-десять километров кругом, а один сталь­ ной осколок пробил крышу дома в пятнадца­ ти километрах от места взрыва.

Отмечены повреждения строений на рас­ стоянии семидесяти пяти километров. На мес­ те взрыва образовалась воронка шириной девяносто шесть метров, длиной сто шесть­ десят пять и глубиной восемнадцать с поло­ виной метров.

Казалось бы, огромные человеческие и ма­ териальные жертвы должны были насторожить людей. Увы. забвение уроков истории свойст­ венно людям. Три года спустя в США после­ довал взрыв аммиачной селитры на заводах «Аммонит», а еще через год — на фабрике «ГеркулЛ-Паудер».

Анализ многих катастроф показывает, что они происходят не по одной, а по несколь­ ким «наслоенным» причинам, каждая из кото­ рых в отдельности не способна вызвать ка­ тастрофу.

Боязнь капитана «Гранкана» испортить водой удобрение — основная причина катаст-

30

рофы в Тексас-Сити- Известно, что многие ВВ имеют свою «критическую массу». Их го­ рение в массе одного, десятка или сотни ки­ лограммов не сопровождается взрывами, но когда пройден «критический» порог, горение переходит во взрыв. Ряд ВВ спокойно горит на открытом воздухе. Однако стоит их помес­ тить в оболочку (патрон), как горение мгно­ венно переходит в детонацию.

Приказав закрыть трюм, помощник капи­ тана допустил фатальную ошибку. Аммиач­ ная селитра настолько богата кислородом, что приток воздуха только бы уменьшил окис­ ление. В начавшемся процессе разложения селитра питала кислородом горящие в трюме вещества — бумажные мешки, тару и дере­ вянные настилы. Попытка потушить пожар па­ ром оказалась роковой ошибкой.

Один из виднейших английских специалис­ тов пожарного дела Фрэнк Рашбурк в книге «Пожары на судах», изданной в Лондоне в 1961 году, считает, что для тушения пожара, где имеется нитрат аммония, следует приме­ нять только воду, и притом в большом коли­ честве.

Но это утверждение спорно. Когда пожар распространяется настолько, что начинается разложение всей массы селитры, вода может стать уже пособником взрыва. Более того, в последнее время все больше применяются во­ донаполненные ВВ: в них основной заряд для усиления эффективности взрыва заливается либо водой, либо раствором селитры.

31