Файл: Станис Л.Я. Движение, пространство, время и теория относительности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Другой исследователь считает недостаточным призна ние классиками марксизма философского принципа абсо лютности движения и относительности покоя, дополни тельно он вводит свой философский принцип— «принцип относительности движения», ссылаясь на современное развитие естествознания. Абсолютность движения при этом отождествляется с его в с е о б щ н о с т ь ю и не преложностью, а относительность — с конкретностью и локальностью. В противовес субъективным намерениям автора, объективно такая точка зрения ведет к отрыву философии от естествознания, так как всеобщность ока зывается исключительно в ведении философии, а кон кретность только в ведении естествознания, относитель ность движения, в частности, — в ведении физики. Из вы двигаемого «философского принципа относительности движения», как утверждает автор, «вытекает, что как конечность, так и бесконечность материального мира в пространстве и времени доказать методами естествозна ния вообще невозможно». Спрашивается, какими же ме тодами сие можно доказать? Чисто философскими? До казывать бесконечность материального мира, на наш взгляд, можно единственным способом — научным, опи рающимся на достижения и естествознания и философии. Последняя, кстати говоря, без обобщения и анализа достижений естествознания, а также других наук не спо собна ни существовать, ни развиваться. В этом одна из ее основных функций в науке. Отдельные авторы реше ние проблемы видят во введении коренного различия между терминами «абсолютность движения» и «абсо лютное движение». Первый закрепляют за диалектиче ским материализмом, а второй — за метафизичностью ньютоновой механики. Нам кажется, что такой подход удовлетворить никого не может, в противном случае при шлось бы раздваивать понятие «покой» на «относитель
19
ность покоя» и «относительный покой» с соответственно противоположным содержанием, что выглядит явно ис кусственным и бессмысленным.
Попытаемся воспроизвести здесь тот ход рассужде ний, который имеет место в вузовских аудиториях. Сту денты на занятиях по философии иногда прямо, напри мер, спрашивают: «Не устарел ли Энгельс во взглядах на абсолютное движение, или не прав все-таки Эйн штейн?». Преподаватель философии отвечает примерно так, как обычно пишут в популярной философской лите ратуре. Он старается убедить студентов в том, что ника ких противоречий во взглядах Энгельса и Эйнштейна нет, потому что один как философ, другой как физик посвоему правы. Против последнего возразить^ нечего, однако, говорят они об одном и том же, о движении. Дальнейший ход разъяснения опять-таки как бы изоли рует физику от философии, разводит их по путям про тивоположной терминологии в решении одного и того же вопроса, а именно — в раскрытии соотношения абсолют ного и относительного в движении. Все дело, оказывает ся, заключается в том, что Энгельс настаивает на абсо лютности движения лишь в философском, т. е. всеобщем смысле, а Эйнштейн — на его относительности в физи ческом, т. е. конкретном смысле. Кроме того, Эйнштейнде нигде не выступал против абсолютности движения в его философском смысле, забывая при этом заметить, что прямо и за таковую он нигде не высказывался. Некото рых преподавателей смущает, конечно, сходство подоб ной аргументации с распространившейся в одно время неправомерной точкой зрения на существование двух якобы понятий материи — философского и физического. На наш взгляд, теперь происходит нечто подобное с понятием материального движения. Выше приводимая схема рассуждений получается до подозрительности про
20
стой: философия занимается абсолютным, т. е. всеобщим в природе, другие науки, в том числе и физика, занима ются конкретным, т. е. относительным. Во-первых, отож дествлять «абсолютность» со «всеобщностью», а «отно сительность» с «конкретностью» не имеет смысла. Зачем два термина с одинаковым содержанием об одном и том же? Во-вторых, философия занимается не только всеобщим, но и соотношением всеобщего, особенного, единичного, а физика при всем ее внимании к конкретно
му никак не может обойтись |
без общего и всеобщего. |
У студентов, и не только |
у них, конечно, остается |
большой осадок неудовлетворенности и по другой при чине. Получается, что вроде бы и нет проблемы, непонят ным остается при этом, почему же все-таки Эйнштейн весьма категорично выступал против «абсолютного дви жения», а Энгельс не менее категорично настаивал на его абсолютном характере? Неужели физика и филосо фия, характеризуя одно и то же, т. е. материальное дви жение, должны отражать его обязательно в прямо про тивоположных терминах; не целесообразно ли с помощью философии вырабатывать единую терминологию в
науке?
Казалось, раз Энгельс настаивал на абсолютном ха рактере движения, он должен был целиком поддержать Ньютона. В таком случае его взгляды должны были уста реть. Не будем, однако, спешить с подобными выводами, обратимся к самому Энг е ль с у . обна ружим, что, при знавая абсолютный характер движения, он вместе с тем полностью, что называется абсолютно, отвергал абсо лютный покой. У Ньютона же в основе всей механики по существу лежало представление об абсолютном поксщ, как всегда самому себе равном, абсолютно неподвижном пространстве, безотносительном к чему бы то ни было другому. Только в отношении к нему определялось «аб
21
солютное» движение. Понимая метафизическую ограни ченность взглядов Ньютона на движение и покой, про странство и время, Энгельс показал, что у Ньютона они были связаны с выработкой своеобразного общего миро воззрения, центром которого является представление об а б с о л ю т н о й н е и з м е н я е м о с т и п р и р о д ы 1.
В целом складывается следующая сравнительная кар тина: Ньютон признавал абсолютный покой и абсолют ное движение, относительное движение и относительный покой, Энгельс — абсолютное движение и относительный ч покой, Эйнштейн — относительное движение и относи тельный покой (у Эйнштейна за этими терминами скры вается, как мы подробнее покажем в дальнейшем, такое естественнонаучное содержание, которое не только про тиворечит Ньютону, но фактически подтверждает точку зрения Энгельса). А пока мы видим, что, как бы расхо дясь во взглядах на абсолютное движение, Энгельс и Эйнштейн занимали совершенно одинаковую, отрица тельную позицию к абсолютному покою. Эйнштейн при этом отталкивался от содержания понятий «абсолютного движения» и «абсолютного покоя», которое было принято еще в классической механике Ньютона. Не признавая никакого физического смысла за представлениями об абсолютном покое, он выступил против «абсолютного движения», поскольку в рамках ньютоновой терминоло гии и всей классической физики оно было лишь другим выражением признания абсолютного покоя. Энгельс же, отрицая абсолютный покой, в отличие от Эйнштейна настаивал на абсолютном характере движения природы, потому что в понятие абсолютного движения он вклады вал гораздо более глубокое и совершенно иное, чем Ньютон, содержание. Энгельсу при этом помогал его
1 Ф. Э н г е л ь с . Диалектика природы. М., 1948, стр. 8.
22
широкий философский охват исторической перспективы развития содержания научных понятий, глубокое знание истории естественнонаучной и философской мысли, ее критический анализ с позиций материалистической диа лектики. Что касается «принципа относительности» в фи зике, который приобрел особенно веское звучание в тео рии относительности, нам представляется, что по своему существу и объективному содержанию он не только не противоречит диалектико-материалистическому решению вопроса взаимоотношения абсолютности движения и от носительности покоя, данному Энгельсом, а, наоборот,
.подтверждает его всем своим естественнонаучным содер
жанием.
С целью более детального выяснения поставленной проблемы обратимся к процессу исторического станов ления представлений о связи материи, движения, про странства и времени и попытаемся проследить изменение содержания этих основных понятий.
Суть дела, на наш взгляд, заключается в том, что классическая механика и физика стремились выразить движение в конечном, спета через_л ож.сн) (через абсо лютное неизменное пространство или абсолютно непод вижный эфир, как привилегированные системы отчета). Теория относительности, напротив, выражает движение чсфездвщжецие^ в принципе отвергая существование аб солютно привилегированной системы отсчета как пред ставительницы абсолютного покоя.
2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
ОМАТЕРИИ, ДВИЖЕНИИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
Выделим т р и |
основных |
э т а п а |
в формировании |
представлений о |
материи, |
движении, |
пространстве и |
времени, о характере их связи, остановимся главным об разом на представлениях античности, классической меха ники и физики и на представлениях, вытекающих из тео рии относительности. С теорией относительности свя заны, в первую очередь, новые взгляды на характер взаимодействия пространства и времени с материальным движением и вытекающие отсюда новые взгляды на связь пространства и времени между собою.
Взгляды, раскрывающие взаимоотношения материи и движения, а также движения материи с пространством и временем, всегда служили каркасом, стержнем форми рования общих представлений о мире в целом. В их основе лежало стремление теоретически объяснить все бесконечно-пестрое многообразие явлений мира исходя из единой научной системы, из единой научной к а р т и
ны |
ми р а , |
в которой любая часть природы, любое ее |
|||
свойство |
могли бы рассматриваться как |
ч а с т ь ц е л о |
|||
го, |
а вся |
картина |
мира — как цельная с и с т е м а |
||
с в я з е й |
и причинной |
обусловленности |
наблюдаемого |
многообразия явлений. Такое стремление с древних вре мен было высокой целью науки, философии и естество знания. С другой стороны, сами представления о связи материи, движения, пространства и времени зависели от исторически обусловленной картины мира, непосред ственно от философских позиций того или иного мысли теля.
Исходным моментом в характеристике простран ственно-временной формы существования мира всякий
24
раз оказывалось решение вопроса о материи и движении,
о том, что собою |
представляет |
в с е о б щ а я |
о б ъ е к |
|
т и в н а я |
основа, |
т. е. с у б с т а н ц и я бесконечного мно |
||
гообразия |
отдельных предметов |
и процессов |
природы, |
которые находятся в определенном пространственном и временном взаиморасположении и взаимодвижении.
Если идеалисты основание мира и причину его дви жения переносили в сверхприродную, сверхъестествен ную область, в область сознания, оторванного от мате рии, в область мирового духа, божественного разума
ит. д., то материалисты субстанцию мира, его основание
ипричину движения не отделяли от самих телесных
предметов, от природы.
Одни античные мыслители за субстанцию мира при знавали воду, другие — землю, третьи — воздух, огонь
ит. д. Исторически ограниченный уровень общественной практики и познания приводил их к отождествлению ма териальной основы мира с наиболее распространенными
иизвестными видами вещества.
Вместе с тем вся п р и р о д а , от мельчайших частиц
до величайших ее тел, |
представлялась |
находящейся в |
в е ч н о м и неустанном |
д в и ж е н и и . |
Так рисовалась |
общая картина мира многим представителям античной материалистической философии. А представления об об щей и единой основе бесконечного многообразия вещей и их превращений с в о д и л и с ь к представлению о том
общем |
м а т е р и а л е , |
из которого |
состоят все вещи. |
Вот тут-то и возникала |
проблема связи материи (мате |
||
риала) |
с движением. На самом деле, |
как объяснить из |
менение и многообразие Мира на основе неизменного и единообразного в своей основе строительного материа ла? Где та сила, которая приводит его в движение? Для того чтобы, например, обычный стройматериал превра тился в здание, нужен строитель; для бронзы, чтобы она
25